Роль отца в психическом развитии ребенка

Роль отца в психическом развитии ребенка thumbnail

В этой статье Вы узнаете о том, какую роль выполняет отец в воспитании ребенка,
в чем отличие роли отца от роли матери,
как наличие отца влияет на психическое развитие ребенка.

Для полноценного развития и становления личности ребенка важно участие в воспитании обоих родителей. Порой основная роль отводится матери, однако роль отца также неоценима. Именно отец служит фигурой, которая защищает ребенка от слияния с матерью, метафорически выражаясь, “перерезает пуповину”.

Благодаря отцу у ребенка формируются внутренние границы и ощущение авторитета. Отец – словно закон, который необходим для здорового функционирования личности.

Говоря об отце, стоит добавить, что речь идет не только о реальном, но и о символическом отце, то есть об “отце”, который присутствует в голове у матери.

Реальный отец может быть менее значим, чем символический. Под этим подразумевается, что реальный отец может быть обесценен, он может быть слишком пассивным и его роль может быть незначительной.

Однако, если отца нет, но мать принимает “мужское”, то есть границы, и не лишает ребенка рассказов о том, какой был отец, откуда ребенок появился, формирует у ребенка положительный образ отца. Это может способствовать не меньшему успеху в развитии, чем наличие реального, но обесцененного отца.

Зачем нужны границы и ” закон отца”?

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним начало известного стиха Маяковского:

“Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
– Что такое хорошо и что такое плохо?”

Этот стих во многом раскрывает смысл символической функции отца и смысл понятия “Закон”, понятия “границы”.

Начало этого стиха наталкивает на осознание того, что может дать отец своему ребенку.

Слово ” Отец” здесь также символическое, ведь понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо, может дать ребенку и мать. Тем не менее, изначально функция границ идет от отца.

Без наличия внутренних границ нет возможности для развития, ведь ощущение всемогущества и вседозволенности отводит нас к младенческому периоду.

Человек, у которого нет никаких границ и которому ” Все можно”- словно младенец или маленький ребенок, в голове которого нет понятия того, что делать нельзя, что вредно, а что полезно, что безопасно, а что опасно, что может обогатить, а что опустошить, что может разрушить и убить. Такой человек живет ” без царя в голове”, уничтожает и обесценивает все авторитеты, закрывает глаза на опасность и ведет себя деструктивно, не имеет опоры и защиты.

Можно привести в пример зависимости, которые как раз характерны для личностей со слабыми границами, личностей, находящихся в глубокой зависимости и слиянии, личностей без авторитета и “внутреннего отца”. В случае зависимостей помощь психолога жизненно необходима, а сама терапия обычно направлена на выстраивание внутренних границ, отказе от ощущения всемогущества и вседозволенности, принятия границ и рамок, закона, который запрещает вести себя таким образом и диктует “не навреди”, в том числе “не навреди самому себе”.

Внутренние границы и “отец” защищают от поглощающей материнской фигуры и отделяют ребенка от матери, таким образом, у этого ребенка есть ощущение своей отдельности, защиты, опоры и уверенности. Такой ребенок способен выстраивать здоровые, полноценные отношения, а не отношения, построенные на слиянии, растворении в другом человеке, не отношения, где присутствует вечный страх потерять себя, потерять опору и защиту или умереть от разрыва.

Отец для дочери

Для дочери очень важно присутствие отца, одними из функций которого является защита и формирование у девочки ощущения своей красоты, ценности и привлекательности. Дочь – это “подарок” для отца. Если отец относится к ней с любовью и инвестирует в нее эмоционально, если он смотрит на нее любящими глазами и при этом любит ее и любит ее мать, у нее формируется положительный образ себя.

Отношение отца к дочери формирует у нее ощущение своей ценности, своей красоты.
Дочь – принцесса, при этом королевой является мать.

Если дочь является для отца более ценной и привлекательной, чем мать, ее границы под угрозой. Такая дочь может в будущем иметь проблемы в отношениях с мужчинами и в буквальном смысле желать стать матерью. Такая дочь может отказываться от отношений с мужчинами и оставаться вечной рабыней своего отца, ведь отношения с “другим” ей уже не нужны, мужчина у нее уже есть, и он незаменим.

Если же отец любит дочь как принцессу, но королевой для него является его супруга, то у дочери сформируется позитивный образ отца, и, повзрослев, она сможет построить отношения с мужчиной и полюбить своего мужчину, который хоть и может быть похожим на ее реального отца, но не являться им в буквальном смысле. Кроме того, она будет знать себе цену и бережно относиться к себе, любить себя и ощущать защиту даже без постоянного наличия мужчины рядом с ней.

Что делать матери и как воспитывать дочь/сына,
если отец не может или не хочет принимать участие?

Главным образом, важно не лишать ребенка отца, если даже его нет. Речь идет о формировании у ребенка позитивного мужского образа. Если же такой образ отсутствует у самой матери, работа с психологом может помочь реанимировать “убитого внутри отца”, вырастить внутреннего отца и , как следствие, помочь в построении новых отношений с мужчинами, возвращении доверия к противоположному полу и полноценному воспитанию ребенка.

Источник

Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей.

Наиболее раннее начало общения отца и ребенка – одно из важнейших условий, оказывающих влияние на их будущую взаимную привязанность. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще до рождения, раньше других начинают выделять пап из окружающих, чаще останавливают на них свой взгляд. Максимально ранний контакт ребенка с отцом, особенно в первые два-три дня после рождения, когда в мозг новорожденного «впечатываются» первые внешние события, звуки, прикосновения, производит на обоих неизгладимое впечатление, многократно, усиливая,  их будущую привязанность друг к другу.  

Беременность и рождение ребенка – важные события в жизни семьи, требующие особых взаимоотношений между супругами. Многочисленные исследования показывают, что отец, может оказывать значительное позитивное или негативное влияние на психическое здоровье ребенка.

Пренебрежительное отношение отца к новорожденному тяжело сказывается на эмоциональном состоянии матери, которое передается грудному ребенку.

Он становится беспокойным – плохо ест, спит, часто срыгивает и т.п. Позже это проявляется в виде невроза страха. Вместе с тем замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе  за ним, меньше боится незнакомых людей, проявляет большую открытость в общении.

За исключением кормления грудью, отцы вполне способны обеспечить полный уход за ребенком – могут купать, пеленать и качать его так же умело, как мать. Отцы улавливают сигналы ребенка так же чутко, как и матери, а младенцы привязываются к ним не меньше, чем к матери. Несмотря на это, отцы, как правило, не берут на себя основную ответственность по уходу за ребенком. Такая второстепенная роль папы в воспитании детей раннего возраста может быть связана с чувством некомпетентности в этом вопросе, что они часто подтверждают словами: «Мое время еще не пришло».

Между тем существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей, могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы о младенце на мать. Ведь воспитание детей  – это постоянное занятие, в котором участвуют два человека: отец и мать.

Замечено, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности.

Матери играют с детьми в нежные, спокойные, традиционные игры («Ладушки, «Сорока» и т.п.). Отцы устраивают необычные, энергичные непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца  (или принцессы) или в злого и ужасного Бармалея, которого нужно победить, чтобы он не съел «маленьких детей»… В таких играх детям особенно нравятся проявления физической силы и стихийность. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимают нервное напряжение, заряжают положительными эмоциями.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличии от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую самоидентичность.  Отметим, что трех-четырехлетние  дети с большим желанием общаются с родителями противоположного пола –подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт гетерополых отношений найдет свое дальнейшее развитие в будущем.

Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик, учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый должен осознавать это и помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, – недостаточно зрелые несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству.

У девочки  на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.  Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его  «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает  у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

В наши дни многие уверенные в себе женщины хотят «родить ребенка для себя», они убеждены в том, что смогут обеспечить его всем сами. Но ведь о значении роли отца в воспитании ребенка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, т.е. рожденных вне брака, в два раза выше.  При поддержке отца женщина может передать своим детям чувства уверенности в гораздо большей степени, чем женщина, вынужденная воспитывать ребенка одна. Разумеется, это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей совпадают, они поступают по отношению к ребенку согласованно, предъявляют к нему одинаковые требования, окружают его постоянной любовью и вниманием.

Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит его будущее благополучие.                              

Источник

Сегодня будет большая и сложная тема! Помните, что в своей работе, своей практике я всегда встаю на сторону ребенка. Даже если этому ребенку уже 40 лет. Психосоматика закладывается с детства, и роль отца очень важна в жизни ребенка. Почему – разбираем дальше!

Начало отцовства

Естественно, отец является нечто большим, чем донором спермы. Однако это не означает, что сбрасывается со счетов важнейшая и универсальная часть «эффекта отца» – генетическая информация. В первую очередь, существует риск того, что от отца по наследству может передаться какая-либо болезнь, в связи с этим, если в отцовской семье было такое, то перед зачатием требуется консультация с врачом-генетиком.

Также есть эпигенетика – это изменения в деятельности генов, которые вызваны стилем жизни, окружающим миром и иными факторами извне. Ранее за переданные по наследству заболевания обвинялась мать. Но новейшие исследования доказывают, что возраст папы, его жизнь перед зачатием ребенка очень мощно влияют и на здоровье, и на судьбу его будущих детей.

«Эффект отца» – под этим понятием скрыты все достоинства присутствия отца в жизни ребенка.

«Отцу и ребенку достаточно быть вместе в течение минимального времени для проявления данного эффекта. Даже если смотреть телевизор вместе с ребенком, то для него это очень много значит», – отмечает специалист по детско-родительским отношениям Пол Амато (Университет штата Пенсильвания, США).

Детям необходим отец – доказано научно

Необходимость любящего и заботливого отца для роста и развития ребенка является не субъективным мнением, а объективным и доказанным фактом. Хотя большая часть исследований о родителях проводится, изучая материнскую роль, но в последнее время становится более понятна тема хорошего отцовства.

Исследования показывают, что, если папа принимает активное участие в воспитании ребенка, то снижается риск того, что дитя пойдет «по кривой дорожке» (не окончит школу, попадет в места не столь отдаленные) по сравнению с детьми, у которых отец вечно на работе или же он отсутствует вообще.

С позиции психосоматики отсутствие отца влияет на детей самым негативным образом. Девочки становятся жесткими, мальчики, наоборот, мягкими.

Ребенок, который близок с папой, не устремлен рано начинать половую жизнь, он вообще старается избегать риска, ведет себя адекватно по сравнению с теми, кто лишен отца. Воспитанный в хороших дружеских отношениях с отцом ребенок, став взрослым, как правило, устраивается на престижную работу, получает отличный доход, заводит крепкую семью. Жизнь такого ребенка складывается удачно. Помимо этого, дети ответственных отцов обладают хорошим уровнем IQ уже в три года и имеют меньше психологических сложностей на протяжении всей жизни.

Отцы нашего времени сами хотят принимать активное участие в жизни ребенка. Так было, конечно, не всегда. Взгляд на отцовство изменился сравнительно недавно.

Пятьдесят лет назад папы не заботились о своих детях

До 1960-1970 гг. отцы не поддерживали своих жен на родах и не заботились о новорожденных детях. Было такое мнение, что отец необходим для обучения уже подросшего ребенка ходьбе, далее игре в прятки, для обучения езде на велосипеде, плаванию. А возятся с младенцами пусть мамы, бабушки и няньки.

Но исследования, которые проводились в течение последних десятков лет, утверждают, что чем быстрее будет включенность отца в воспитание, тем лучше. Например, у отцов, которые активно вовлечены сначала в процесс беременности (консультации с врачами, УЗИ), а потом присутствуют на родах, изначально происходит установление особой сильнейшей эмоциональной связи с ребенком, продолжающейся всю жизнь.

Естественно, отец не ключевое звено, когда плод только развивается, после начального генетического вклада папы ждут появления на свет своих детей, но вынашивание и роды – стадия начала «эффекта отца», и это очень важно.

Ребенку важно качество времени, которое он провел с отцом

Повезло отцу, проживающему в одном месте со своим ребенком и каждый день посвящающему ему немного времени. Естественно, что такой отец больше влияет на ребенка, по сравнению с тем, которого постоянно нет дома.

Папам, живущим отдельно от детей, труднее исполнять свои обязанности и принимать активное участие в их воспитании. «Нужно писать, звонить, быть на связи, даже если вы далеко не рядом, ребенок почувствует заботу и то, что папа не забывает о нем», – говорит социолог Мэрси Карлсон (Университет штата Висконсин).

«Если на данный момент вы не можете сделать даже этого, то помогайте ребенку хотя бы финансово. В будущем это получит позитивное отражение на ваших отношениях», – рекомендует социолог.

«Включиться в воспитание и просто находиться рядом – это разные вещи. Детям важно не количество времени, которое они провели с отцом, а его качество», – утверждает Мэрси.

Ключевой фактор в воспитании – эмоциональное тепло в общении с ребенком. Если отец занимается детьми большое количество времени, но равнодушен к ним или ругается на них, то здесь нет ничего хорошего.

Отцы наделены уникальными способностями

Мужчины нередко задаются вопросом, зачем им уделять время и растрачивать энергию на младенца, который первые два года обо всем сразу же забывает. Необходимо понять ситуацию полностью.

Исследования доказывают, что если в первые месяцы папа присутствует в воспитании, то ребенок имеет очень много эмоциональных, социальных, интеллектуальных достоинств. Например, у малышей, отцы которых постоянно были с ними в возрасте одного месяца, выше IQ в один год.

Идентичные результаты были выявлены у недоношенных младенцев, о которых папы заботились со времени появления на свет, а еще у девятимесячных малышей, постоянно игравших с отцами.

После первого года жизни «эффект отца» выражается еще больше. Исследования доказывают, что регулярное участие отца в воспитании ребенка (кормить, играть, читать книжки) очень полезно для него.

Причем, вероятно, что у пап есть уникальные способности. К примеру, они эффективнее, чем мамы обучают детей плавать: наверное, потому что у отцов меньшая склонность к проявлению гиперопеки и нет страха рисковать.

Считается, что сыну папа нужен больше, и исследования подтверждают это. Мальчики, которые растут без пап, чаще имеют трудности в общении с окружающими, им сложнее завести семью.

Именно папы являются ключевым звеном в социализации детей. Огромное исследование (при участии 9000 человек) выявило, что смерть папы оказывает наиболее сильное влияние на сына, чем на дочь.

  • Детям очень нужны отцы. Не только сыновьям, но и дочерям.
  • Девочки подросткового возраста хотят тепло общаться с папой.

Большое количество исследований доказывает, что до того, как наступает подростковый период, «эффект отца» аналогичен для мальчиков и для девочек. Дети, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, имеют много преимуществ по сравнению с теми, у кого не было отцовской вовлеченности в процесс развития. В начале пубертата папы неожиданно начинают много значить в сексуальном детском поведении.

Очень выражен данный феномен у девочек подросткового возраста. Если дочь и отец доверяют друг другу, то у дочери вряд ли ожидается ранняя половая жизнь, вступление в беспорядочные связи или незащищенные половые акты.

«Когда мы говорим о дочерях подросткового возраста, то в этом случае следует найти время, чтобы послушать их, поговорить об их проблемах, узнать, что для них важно, что происходит в их жизни. Это убережет девочек от большого количества опасностей», – рекомендует папам специалист по данной теме Даниэль Дель-Приоре.

Как быть хорошим отцом

Для этой цели необходимо делать много всего. Но ничего – невозможного!

  • Вести ЗОЖ еще до зачатия. Чтобы у ребенка был самый лучший, с точки зрения генетики, жизненный старт.
  • Проявлять заботу по отношению к матери при вынашивании и родах для наиболее раннего установления связи с ребенком.
  • Учиться игре и общению с малышом, даже если он ничего не запоминает.
  • Советовать дочке-подростку, что правильнее сделать в различных случаях.

Это всего лишь мелочи отцовского поведения. Важно не просто механическое выполнение всех научных рекомендаций, а реальное вкладывание в отцовство всей своей широкой души. Всегда нужно помнить, что ребенок постоянно наблюдает за папой и перенимает от него много всего.

Потому, все, что делает отец, очень много значит. То, как себя ведет папа, оказывает огромное влияние на то, каким человеком станет ребенок во взрослом возрасте.

Источник