Роль отца в перинатальном развитии ребенка
Андриевская Ксения Александровна
Студентка магистратуры по направлению
«Пренатальная и семейная педагогика»
Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону
Роль отца в пренатальный период.
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблема отцовского участия в вопросах воспитания и развития детей в пренатальный период. Проанализированы характерные особенности поведения отцов и их значимость в период пренатального развития. Выявлена и обоснована необходимость совместного процесса воспитания ребёнка, начиная с пренатального периода, поскольку доказано влияние и продемонстрирована важность отцовского участия в пренатальный период, как для ребёнка, так и для матери для поддержания благоприятной семейной атмосферы и семейных отношений.
Ключевые слова: отцовство, пренатальный период, вредоносные факторы, условия, зачатие и развитие, подготовка к рождению, конфликтные ситуации, специфическая роль, воспитание, родительские обязанности.
Давно известно, что во время беременности матерям рекомендуют отказываться (или сводить на минимум) от вредных привычек, таких как табак и алкоголь; не принимать никаких лекарств без консультирования с врачом; в обиход входят фразы «не нервничайте, вам нельзя». И многие будущие мамы придерживаются данных и других рекомендаций, но зачастую мирятся с окружением, включая собственных супругов. Будущие отцы же вредоносные факторы редко переносят на себя и не видят своего влияния на развитие плода.
В нашей работе мы хотим привести примеры различных исследований о роли отца в зачатии и развитии плода в пренатальный период. Проведя исследования в научной литературе современного мира, мы обнаружили, что подготовка к рождению должна начинаться не с первых дней беременности, а минимум за год до зачатия.
Исследования учёных, докторов-педиатров и психоаналитиков (Отто Ранг, Шандор Ференци, Ганс Густав Грабер, Уильям Лайли, Г.И. Брехман, Лазарев и др.) показали, что ещё до появления малыша на свет, а именно в пренатальный период, уже начинает закладываться определённая информация в малыша в определённый месяц, неделю и даже день. Большинство родителей уделяют немало внимания своим детям ещё в утробе. Однако есть и такие случаи, когда при конфликтной ситуации мать приходит в состояние покоя, но не задумывается о том, что её плод, будучи на ранней стадии своего внутриутробного развития, продолжает принимать стресс на самого себя, что в последствии будет отражаться на его отношениях с родителями и людьми в целом, на его характере в первые и последующие годы жизни. [1]
Давно известный факт в наследственности, что ребёнок получает гены как от матери, так и от отца в равных количествах. Следовательно, «половину генетической информации ребёнок получает от отца» [5]. Поэтому вредные привычки матери и отца одинаково влияют на развитие плода.
В статье «Родителями становятся до зачатия» Маркиной Надежды описан «отцовский вклад в условиях оплодотворения». Маркина отмечает, что учёные доказали на основе экспериментов, что состав семенной жидкости оказывает влияние на развитие плода. Семенная жидкость содержит множество веществ, такие как, например, факторы роста, стимулирующие деление клеток. [3] Маркина приводит сведения о недостатке «фолиевой кислоты в рационе будущих отцов», который ведёт за собой последствия врождённых дефектов у детей из-за «нарушения метилирования», который есть важнейший инструмент, регулирующий активность генов, при котором от большого количества метильных групп, снижается экспрессия генов.
Розенцвет в своей работе пишет: «диета отца влияет на его потомство не меньше рациона матери» [4]. В доказательство она приводит исследование учёных и эксперименты, поставленные на грызунах (мыши), которые показали, что «недостаток фолиевой кислоты действительно влияет на гены, регулирующие развитие плода», и вызывают хронические заболевания, диабет, рак, аутизм, шизофрению. Эти исследования показывают важность витамина B9 в рационе отца для нормального развития будущего ребёнка так же, как и важность правильного питания матери.
Дэвид Хэйг (гарвардский биолог) опубликовал исследование, в котором доказал, что отцовские гены и материнские в эмбрионе оказывают разную функцию. Гены отца создают условия для как можно большей передачи материнских сил будущему ребёнку, «даже если сама женщина при этом пострадает» [6]. Гены матери могут ограничивать плод для сохранения материнского организма.
В статье Созончук А. М. приводит исследования Флоридского университета, которое доказало, что во время беременности постоянное присутствие отца оказывает благоприятное воздействие на будущего ребенка. «Если отца рядом не было, то дети гораздо чаще рождались недоношенными», пишет он, «вероятность их смерти во время первых месяцев жизни также значительно увеличивалась». [6] А также присутствие и забота будущего отца положительным образом сказывалась на здоровье будущей мамы.
Что делает мужчину хорошим отцом? Слишком привычная точка зрения, какая существует по отношению к отцу семейства в наши дни, что отца необходимо учить складывать пелёнки, менять подгузник, баюкать и прочее. Пытаясь преодолеть уклонение отцов от участи в воспитании детей, мужчин побуждают стать матерями. Хотя и нет никакой необходимости, которая мешала бы мужчине иной раз заменить детям мать, даже если ему такое занятие нравится, систематическое выполнение материнских обязанностей не сделает его ещё более «идеальным отцом». У отца имеется своя, специфическая роль. И состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем мужского пола, а это значит, что он несёт ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по-мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так, как это делает он. Главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы подавать собой прекрасный образец настоящего мужчины. Вообще подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.
Оберегая и заботясь о ребёнке, его родители одновременно вкладывают в него и определённое представление о жизни, чтобы тот смог адаптироваться в обществе и со временем, когда станет уже самостоятельным, совершеннолетним, и стать примером для уже своих детей.
Уход за ребёнком и забота о нём – самые лёгкие из родительских обязанностей. Научить с малолетства умению жить среди людей – задача куда более трудная и тонкая. Для этой задачи никогда не бывает достаточно мудрости и знаний. Но сам факт, что у ребёнка имеются оба родителя, отец и мать, исключительно важен для него и его адаптации в мире. И это понятно: наш мир состоит из женщин и мужчин; нужно знать и учитывать, как воспринимают различные вещи и представители более слабого пола и сильного. Это не означает, конечно, что у мужчин и женщин обязательно разные точки зрения, но между ними могут быть различия, понять которые сразу не всегда удаётся, поэтому они познаются только с опытом.
Только в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, это не составляет трудности, поскольку для этого необходимо просто смотреть на своего отца и подражать ему. Если же в семье нет мужчины, сын оказывается лишён многого, т. к. подражать матери может только дочь. Однако, и девочка, когда в ней пробуждается женственность, способна многое взять от отца. У неё формируется точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, она осознаёт, как мужчина относятся к женщине, т. к. видит подобные взаимоотношения между отцом и матерью. Она понимает природу мужчины, когда наблюдает множество тонких нюансов в поведении родителей.
Все уроки повседневной жизни являются одинаково важными и для мальчиков, и для девочек. Они вносят свой вклад на дальнейшее взаимоотношение с противоположным полом, имеют огромное значение для их будущей семейной и половой жизни. Никакие учебные пособия или развивающие игры не составят их представление так верно, как наглядный пример их собственных родителей. Поэтому хороший отец должен быть, прежде всего, образцом настоящего мужчины и уже потом – идеального мужа.
Быть отцом так же означает хотеть и уметь обращаться с ребёнком. Обычно характер взаимоотношений отца с сыном отражает основные черты личности родителя. Ни для кого не секрет, что все люди разные, дело так же обстоит и с отцами – бывают разные отцы – грозные, подобно Саваофу из Ветхого Завета, готовые лишь греметь и бушевать; простые и обходительные; суровые и властные; общительные и весёлые; вечно во всём сомневающиеся скептики либо энтузиасты, живущие только своей работой; болезненные, озабоченные и робкие; всегда готовые посмеяться либо вообще никогда не улыбающиеся. Эти характерные черты личности отца определяют и его характер отношений с ребёнком в гораздо большей мере, нежели время, которое он ему уделяет.
Так что же делает человека хорошим отцом? Ответ крайне прост. «Если мужчина, являясь яркой личностью, готов поделиться с детьми своими знаниями и опытом, несомненно, это хороший отец. Если же он идёт на жертву, соглашаясь отправиться с детьми в цирк, а там оказывается беспомощным в шумной толпе, проку от него мало.» [7] Иногда отец пытается уделить своим детям много внимания, чтобы они, набравшись его знаний и опыта, смогли бы достичь большего, нежели он. Но в большинстве случаев это означает, что он проявляет свою досаду на неудачно сложившуюся жизнь и уязвлённое тщеславие, нежели любовь к детям и окружающим. Идти же на жертвы ради будущего своих детей, особенно осуществляя это демонстративно, – означает «обнаруживать беспомощность и комплекс вины, а не надёжно утверждать собственное достоинство, чему могли бы подражать дети». [7] Другими словами, нет важности в том, сколько мы даём нашим детям, но важно то, что мы для них делаем сами; это особенно включает в себя проведение личного времени с ними. Ведь самое бесценное, что есть у человека – его собственное время.
Мужчина, который готов вступить в брак, готовый к отцовству, не считает, что дети могут обременить его больше, чем он ожидает. Он понимает, что многие годы они будут неумелыми, глупыми, шумными, требовательными и невоспитанными. Понимает, что они непременно будут создавать перед ним множество проблем. При всём при этом он видит в них только самое прелестное, ему импонирует процесс их роста и развития, радостно за их успехами. Отец, который принимает участие в жизни и развитии своих детей, очень скоро становится другом для них, и «чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живёт в полном согласии со своими детьми». [7]
Литература
Брехман Г. И., «Эмоциональная жизнь плода: от смутных догадок к научным исследованиям», Журнал «Жiночий Лiкар» №2, 2011г. С.10-15.
Выготский Л. С., «Избранные психологические исследования». М. – Л., 1932.
Маркина Н., «Родителями становятся до зачатия». 2014г.
Розенцвет П., «Питание отцов влияет на здоровье детей». 2013г.
Румянцева Н., «Подготовка к беременности». 2011г.
Созончук А., «7 факторов о роли отца в развитии детей». М., 2015г.
Фромм А., «Азбука для родителей». ЛЕНИЗДАТ, 1991г. Перевод Инны Константиновой. Редактор В. В. Александрова.
Шпиц Р.А., Коблинер Р.Г., Филиппова Г.Г., «Первый год жизни». – М. 2000г.; «Перинатальная психология и психология родительства – новые области исследования психологии», Электронное периодическое издание, 2010г.
Источник
Прежде всего, нужно разобраться с тем, что мы
понимаем под пренатальным воспитанием. По нашему
мнению, основная задача пренатального
воспитания – помочь будущей маме наладить
контакт с ребенком и расширить ее возможности
взаимодействия с ним. Сразу оговоримся – такая
помощь может понадобиться не каждой женщине во
время беременности. Как правило, женщина, не
испытавшая дефицита внимания, и, главное,
понимания со стороны собственной матери, с
любовью вынашивающая желанное дитя, сама
естественно общается со своим ребенком и,
отслеживая реакции, действует, основываясь на
его предпочтениях.
Те же молодые мамы, которые в раннем детстве в
силу каких-то причин не получили должной модели
материнского поведения, во время своей даже
желанной беременности порой ощущают некоторую
растерянность, необходимость в руководстве.
Именно им и требуется помощь, своего рода
“пренатальное” воспитание.
В 1982 г. в Англии создана Национальная
ассоциация пренатального воспитания (АNЕР).
Разговор о пренатальном воспитании может
вызвать чувство удивления, и даже тревоги:
неужели дело дошло до того, что устанавливаются
какие-то нормативы и разрабатываются программы,
регламентирующие развитие эмбриона и плода?
Конечно, нет. Нормативы и программы имеют
отношение к обучению, а не к воспитанию.
После рождения ребенка процесс его воспитания
характеризуется тремя последовательными
этапами: впитывание информации, подражание и
личный опыт. В период внутриутробного развития
опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что
касается впитывания информации, то оно
максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в
один из моментов своей дальнейшей жизни человек
не развивается столь интенсивно, как в
пренатальном периоде, начиная с клетки и
превращаясь всего через несколько месяцев в
совершенное существо, обладающее удивительными
способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Нельзя отрицать важность воспитания ребенка,
особенно в первые годы жизни, равно как и
эффективность самовоспитания, когда взрослый
человек берет на себя ответственность за
собственное развитие путем упорной борьбы над
собой. Однако ученые уверенно заявляют, что ни
первое, ни второе не оказывают того
фундаментального воздействия, которое присуще
пренатальному воспитанию. А ведь новорожденный
уже прожил девять месяцев, которые в
значительной степени сформировали базу для его
дальнейшего развития. Пренатальное воспитание
несет в своей основе мысль о предоставлении
внутриутробному плоду самых лучших материалов и
условий. Это должно стать частью естественного
процесса развития всего потенциала, всех
способностей, изначально заложенных в
яйцеклетке.
Часто задают вопрос: для кого важнее процесс
воспитания – для матери или для ребенка? Ответ
прост: он важен для обоих. Существует следующая
закономерность: чувства и даже мысли матери
передаются и плоду. Мать является также
посредником между внешним миром и ребенком.
Человеческое существо, формирующееся внутри
матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако
оно непрерывно улавливает ощущения и реакции,
которые вызывают у матери окружающий мир. Это
существо регистрирует первые сведения,
способные определенным образом окрашивать
будущую личность, в тканях клеток, в органической
памяти и на уровне зарождающейся психики.
Этот факт, заново открытый недавно наукой, на
самом деле стар как мир. Женщина всегда
интуитивно ощущала его важность. Это все больше
начинают понимать и отцы. Для древних
цивилизаций значимость периода беременности
была абсолютно непреложной истиной. Египтяне,
индийцы, кельты, африканцы, славяне и многие
другие народы придерживались некоторых строгих
традиций и правил для матерей, супружеских пар и
общества в целом, которые обеспечивали ребенку
наилучшие условия для внутриутробной жизни и
развития.
Более тысячи лет тому назад в Китае
существовали пренатальные клиники, где будущие
матери проводили период беременности,
окруженные покоем и красотой, а в русских семьях
с наступлением беременности переходили жить из
общей комнаты в светелки, где могли заниматься в
молитвах и занятиях рукоделием готовились к
родам.
Современные научные исследования, проводимые
специалистами четырех направлений, позволяют
выделить важнейшие факторы, играющие роль в
воспитании плода в утробе матери.
К ним относятся:
- сенсорные способности плода (изучаются
специалистами разного профиля) - эмоциональный след (обнаружен и изучается
психологами и психоаналитиками) - способность элементарных частиц, составляющих
атомы, молекулы и живые клетки, “записывать”
информацию (область интересов физиков).
Ребенок живет с самого момента зачатия. У него
уже определен пол и рост, цвет глаз и структура
волос. Недаром в странах Востока принято считать
возраст ребенка не с момента его рождения, а со
дня зачатия. Однако точную дату рождения ребенка,
возможно, узнать только после его появления на
свет.
В момент зачатия мать и отец играют одинаково
важную роль. Однако на протяжении последующих
девяти месяцев главной исполнительницей
становится мать.
Способность к добру и сопереживанию, чувство
любви или неприязни, спокойствие или
агрессивность, как и многие другие свойства
личности, воспитываются в человеке с момента его
зачатия.
Мать – это первая земная вселенная ребенка,
поэтому все, через что она проходит, испытывает и
плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо
положительное, либо отрицательное влияние на его
психику.
Организм будущего ребенка строится из
материалов, которые поставляются ему из
организма матери, следовательно, образ ее жизни,
питание, отсутствие или наличие вредных привычек
(прием алкоголя, курение, злоупотребление
лекарственными препаратами и пр.) закладывают
основу здоровья плода.
Именно неправильное поведение матери, ее
излишние эмоциональные реакции на стрессы,
которыми насыщена наша тяжелая и напряженная
жизнь, служат причиной огромного числа таких
послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные
состояния, многочисленные аллергические недуги,
отставание в умственном развитии и многие другие
патологические состояния.
Во внутриутробный период не только идет
физиологическое развитие ребенка, но и
формируются подсознательные процессы быстрого и
более качественного усвоения информации. Один
месяц дородового воспитания равен одному году
послеродового. Другими словами, если заниматься
с ребенком с первого месяца после зачатия, он
родиться с уровнем воспитания 9-ти летнего.
Родителям останется только мягко направлять его
и, разумеется, продолжать воспитывать.
Будущей маме очень полезно слушать хорошую
музыку и петь самой, рисовать, делать
энергетическую гимнастику, сочинять стихи и
сказки, а также учить родных и близких
приветствовать ваше солнышко до рождения. Таким
образом, происходит воспитание звуком, цветом,
движением, словом и прикосновением.
Женщина сама может “запрограммировать”
определённые возможности ребёнка. Так, например,
если маме хочется вырастить полиглота, ей
следует особое внимание уделять музыке. Тогда
слуховая кора головного мозга развивается лучше,
ведь во время беременности ребенок слышит мало
звуков, мама зачастую молчит, не обращается к
нему. А ведь прививать любовь к родному и
иностранным языкам можно как раз аудиально.
Особенно это касается таких “мелодичных”
языков, как японский или китайский.
Что касается внешности ребёнка, то её тоже
можно “заказать”. Для этого мысли должны быть
достаточно четкими и удерживаться долгое время.
Дисциплинируйте свои мысли с помощью такого
приема как визуализация. Создайте “альбом
мечты” и поместите в него свои рисунки или
понравившиеся картинки.
Известен случай, когда будущий отец увидел на
выставке рисунок художника, на котором был
изображен прелестный малыш. Мужчина сделал копию
рисунка и написал: “Для нас нет ничего
невозможного. Мы любим тебя, малыш. Мама и папа”.
И подарил своей жене. Вскоре в их семье родился
карапуз точь-в-точь похожий на ребенка на
портрете. Такие случаи не редкость. Поэтому
будущим мамам рекомендуется ограничить просмотр
телевизионных программ, так как некоторые из них
мешают настроиться на создание красивого и
доброго образа будущего ребенка.
В дородовом периоде также формируется вкус
ребенка, плод даже демонстрирует предпочтение
одного другому. Ежедневно он поглощает
определенное количество амниотической жидкости
(околоплодные воды). Добавление к ней сахара
путем введения его раствора заставляет плод с
жадностью “проглатывать” двойную порцию. При
использовании же горького раствора количество
потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более
того, удалось получить изображение плода с
гримасой недовольства (!), являющейся следствием
отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная
жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и
выпивает мать. Это способствует привыканию плода
к вкусу той пищи, которую он будет потреблять
после рождения и которая характерна для региона
проживания родителей.
Приведу еще один известный случай,
малютка-индианка была удочерена супругами из
Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать
твердую пищу, она упорно отказывалась от риса,
приготовленного по различным рецептам
европейской кухни, однако с удовольствием ела
рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во
время беременности.
Не желательно будущей маме думать о поле
будущего ребенка. Так как в характере все должно
быть гармонично и одинаково развито,
естественно, с небольшим преобладанием тех или
иных качеств (черт) в зависимости от пола. Так,
например, представьте картину: мама постоянно
думает: у меня будет мальчик, мальчик, мальчик. И
даже если действительно рождается мальчик, то в
его характере отсутствуют мягкость, гибкость. А
если вдруг у неё рождается девочка, то у неё
проявляются командирские качества – “строит”
всех мальчиков во дворе.
Кода женщина не знает, кто у неё родится, она
один день думает: “Будет у меня мальчик, сильный,
уверенный, умный.”, а на следующий день мечтает:
“Появится у меня девочка, красивая, стройная,
ласковая…” и тем самым закладывает в сознание
будущего ребенка все качества, необходимые для
развития гармоничной личности.
Упражнения в период беременности:
“Мой ребенок – долгожитель”
Закройте глаза на минутку и скажите себе, что
ваш малыш будет жить до ста лет в добром здравии,
а вы сможете порадоваться, побывав на его юбилее.
Это торжество легко представить под мелодию
вальса или танго. Лучше включать музыку, под
которую вы любите и умеете танцевать.
“Разговор двоих”
Выберете время, чтобы в полной тишине побыть
наедине с ребенком в течение 15-20 минут. Сядьте по
удобнее, закройте глаза. В течение 5 минут
произнесите на вдохе: “Я”, а на выдохе:
“от-ды-ха-ю”. То есть выдох должен быть в четыре
раза продолжительнее вдоха. Задайте ребенку
вопрос, на который можно ответить “да” или
“нет”. Например: “Ты хочешь мне сообщить что-то
важное?” или “Тебе достаточно кислорода для
хорошего самочувствия?” – и ждите ответ. Он
придет в виде ощущения или легкого толчка. Не
спешите, малыш ответит вам не сразу, ведь вы
только учитесь налаживать с ним доверительные
отношения. За один сеанс задавайте ребенку не
более 3-4 вопросов. Выполняйте это упражнение
ежедневно, и через неделю вы научитесь лучше
понимать своего ребенка.
Несмотря на занятость, будущие матери и отцы
должны находить время (лучше в какой-то
конкретный час) для “свидания” со своим
будущим ребенком, разговора с ним. Именно в этот
момент они могут рассказать ему, с каким
нетерпением ожидают его появления на свет.
Природа отблагодарит родителей за их
сознательные усилия. Форма благодарности может
быть самой различной, Это существенно уменьшит у
беременной женщины чувство усталости,
беспокойства и страха. Оно может исчезнуть
полностью, заменившись ощущением уверенности,
радости и гордости.
Естественным завершением осознанной и полной
светлых ощущений беременности будут роды,
проходящие осознанно, под собственным контролем,
и с чувством полного единения с ребенком.
Ребенок, выношенный подобным образом, будет
легко воспринимать воспитание и может обладать
всеми качествами, заложенными в нем природой.
Женщина от осознанного отношения к вынашиванию
и рождению ребенка родится как мать.
Мы все разделяем ответственность за то, что
природа возлагает на женщину и на родителей.
Каждый из нас несет определенную долю
ответственности за приходящего в этот мир
ребенка. Если бы вместо увеличения числа тюрем
правительства стран больше заботились о
беременной женщине, которой следует разъяснять
ее роль и создавать условия, необходимые для
реализации возложенных на нее задач, то мы могли
бы получить более хорошие результаты при меньших
финансовых затратах. Всего через несколько
поколений удалось бы преобразовать в лучшую
сторону физическое состояние и психику, как
мужчин, так и женщин. И тогда каждый, став сильнее,
устойчивее и свободнее, став более открытым для
других и для проявлений самой жизни, может
надеяться на создание мира, где любой человек
найдет свое место и будет счастлив.
Этот вопрос изучается в курсе биологии 8-го
класса, но отводится на его рассмотрение всего
несколько маленьких абзацев. Надо бы включить
данный вопрос в программу о здоровом образе
жизни, в тематику классных часов и вернуть в
школы курс “Этики и психологии семейной жизни”
для 10-11 классов.
Источник