Роль осязания и мелкой моторики в развитии ребенка с нарушением зрения

Роль осязания и мелкой моторики в развитии ребенка с нарушением зрения thumbnail

Анжелика Литовченко
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих людей.

Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или групповой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.

При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.

Дидактические игры и упражнения направлены

1) на формирование представлений о строении и возможностях рук, обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;

2) на обучение различать с помощью осязания геометрические фигуры и находить эти формы в окружающих предметах;

3) учить различать свойства поверхности предметов (гладкая-шероховатая, мягкая-твердая, теплая-холодная.

Д/игры: «Чудесный мешочек»,

«Подбери ткани по образцу»,

«Найди такой же жесткий (мягкий, теплый) предмет»,

«Угадай, чем я коснулась твоей руки?»,

«Что здесь теплое, а что холодное?».

4)формирование приемов использования в процессе ориентировки в окружающих предметах: учить определять поверхности стен, дверей, пола и др., находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных,пластмассовых поверхностях: давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.

Д/игры: «Разложи отдельно, что деревянное, металлическое и стеклянное»,

«Что здесь из меха, а что из сукна?»,

«Найди все шелковые, ситцевые, шерстяные ткани».

5)Дифференцирование различных признаков и свойства предметов:

Учить детей классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (все круглые, все жесткие, все мягкие, все холодные, теплые, колючие, здесь теплые и здесь колючие.

Формирование навыков, использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.

Конструирование: знакомство с деталями различных конструкторов и их назначений, обучение скреплению деталей конструкторов, сборка отдельных предметов;

составление композиций из сконструированных предметов (жилая комната, гараж).

Занятия лепкой.

обучение приемам разминания глины,

лепка отдельных предметов и составление композиций из них.

Мозаика, аппликационная лепка, работа с бумагой, с фольгой, с нитями, с палочками, рисование и ряд других видов деятельности.

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Источник

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

         Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальный контакт, ориентировку, ограничивая возможность ребенка заниматься различными видами деятельности.

        Среди дошкольников с нарушениями зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную и искаженную информацию; другие – с очень низкой остротой зрения, опираются на осязание, не используя при этом имеющееся остаточное зрение.  У детей с нарушением  зрения страдают процессы познания, ориентировка в пространстве и практическая деятельность.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка  с нарушением зрения является овладение движениями рук,  мышечные возможности руки ребенка также как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции.  При этом особую роль играют гимнастические упражнения  для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет коррегировать движения каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательной реакции.

            Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой моторики пальцев, в которых отрабатываются статические и динамические движения. Они развивают координацию движений, концентрировать внимание.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима  тренировка всех типов движений –  и сжатие, и растяжение, и расслабление.  Максимальный эффект  упражнений достигается тогда, когда сочетаются различные виды с вовлечением каждого из пальцев в это движение.

 Для тренировки мелкой моторики рук детям с нарушением зрения полезно сортировать различные предметы: бусинки, камешки, желуди т.д.  при выполнении предлагаемых упражнений более крупные предметы складываются в коробочку, а мелкие  – в бутылочку с нешироким горлом. Последнее нужно для того, чтобы вырабатывать у детей умение достаточно прочно брать предметы большим и указательным пальцами. Сначала упражнения нужно проводить в медленном темпе, затем постепенно в них включать элемент соревнования (игра «Кто скорее и точнее?»).

         Развитию мелкой моторики рук способствуют игры с разноцветной мозаикой, различные конструкторы, лепка, плетение, штриховка, нанизывание бус. При  выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых  трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту, в общении.

          Как для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук. Еще Павлов отмечал, что в «драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание.  Неполноценное зрение дает детям ограниченную, а иногда и искаженную информацию.  Дети с нарушением зрения не способны по подражанию овладеть различными предметно – практическими действиями, а в результате  малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженны.  Поэтому каждого ребенка надо научить  рациональным приемам осязательного обследования.  Осязательное обследование подразделяется на два этапа.  Сначала осуществляется общеознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом. При этом руки детей движутся от начального пункта.  Затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого предмета. Обследование проводиться двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая контролирующей.

Читайте также:  Значение физического воспитания в развитии личности ребенка

          Обследование животных начинается с головы при последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту, лапам (ногам). Обследование  растения начинается со знакомой части (цветка с его головки, ветки дерева – с листьев, овощей  – с части, употребляемой в пищу).  Для закрепления навыков осязательного восприятия  с детьми проводится игра «Чудесный мешочек». В зависимости от дидактических задач игра может развиваться по – разному. Например: ребенок ощупывает и достает названный педагогом предмет или отбирает предметы по указанному признаку (форме, величине); 2 –й вариант –  ребенок достает первый попавшийся предмет, обследует его и дает ему характеристику, т. е. называет характерные признаки этого предмета.

          Другим видом деятельности, способствующей развитию осязания, является занятие аппликацией. Его можно начать с обследования геометрических фигур, из которых составляются различные орнаменты и композиции.

           Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно – практической деятельности.

Аппликационная лепка –  очень нравиться детям. Пластилин пальцами наносится на контур нанесенного заранее рисунка, затем  его поверхность выравнивается, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Работа со штампами.  Штамп – это карандаш со срезанным углом 45 градусов ластиком на другом конце в процессе работы со штампами развивается сила руки, переключаемость: напряжение – расслабление  – напряжении.

Ниткопись . Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета. Дети с низким уровнем развития моторики сначала выкладывают нитки по трафарету, потом без них, проявляя фантазию.

         Таким образом, для того, чтобы ребенок с нарушением зрения мог в совершенстве овладеть навыком осязания, у него должны быть развиты тонкие движении пальцев рук.  Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает формирование навыков осязания.

 Литература:

1.  Гореева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002. – №6.

 2.Ермакова В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Изд.: «Владос», 2000.

  3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с   нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред.  Плаксиной Л. И. – М.: Изд.: «Экзамен», 2003.

Источник

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида № 3 «Радуга»

Консультация для учителей-дефектологов

«Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения»

Подготовила:

учитель-дефектолог Веселовская Е.В.

Самое удивительное время – это пора детства. Но как же быть, когда эту удивительную пору омрачают разные недуги. Что же делать нам, взрослым, чтобы облегчить жизнь нашим детишкам? Самое главное – это научиться им помогать и вовремя прийти на помощь. Дети с нарушением зрения зачастую имеют не одно, а несколько нарушений. Поэтому наша задача помочь им как можно лучше и четче узнать окружающий мир, используя свои руки.

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Это очень трудная задача для маленького человечка, мы не можем рассчитывать на то, что ребенок сам, естественным образом, приспособится к преодолению трудностей, вытекающих из его инвалидности. Уже с первых месяцев и лет жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны взрослых.

Желая оказать эффективную помощь нашему малышу, мы должны знать, как протекает развитие ребенка с нарушением зрения, какие надо организовывать игры и упражнения с целью стимулирования его развития и как преодолевать появляющиеся трудности.

Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития – физического и умственного.

Часто можно услышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что эти чувства у него развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению, это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных родителями и педагогами, ребенок со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.

Дети дошкольного возраста играют в разные игры. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

Читайте также:  Читать книги по развитию ребенка

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

 Так зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребенку, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира.

Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.

Вместе с тем, как показывает практика, часто родители незрячего ребенка, уделяя много внимания его интеллектуальному развитию, не заботятся о развитии его осязания. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту – кормят его, одевают, обувают. А ведь социально-бытовые навыки – хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку-«молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики дети учатся совершать точные координированные движения. Все эти навыки очень пригодятся им при обучении в школе, ведь чтение и письмо по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом) предполагает высокий уровень развития осязания и мелкой моторики.

Необходимо отметить, что слабовидящие дети, как ни покажется это странным для некоторых родителей, нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них неполное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких детей надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.

Таким образом, осязание и мелкая моторика

·         помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

·         навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

·         позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

·         способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Когда же можно начать развитие осязания и моторики рук? Конечно, с самого рождения. В младенческом возрасте детишкам можно делать пальчиковую гимнастику (массаж пальцев), которая очень хорошо влияет на активизацию работы головного мозга. В младшем дошкольном возрасте можно делать упражнения, в которых присутствуют дополнительные предметы, такие как пуговки, бусинки, шнуровки и т. п. В старшем дошкольном возрасте нужно добавлять упражнения на подготовку руки к письму, такие как штриховка, обводка, дорисовка и т. п.

Для того чтобы работать пальчиками было проще, перед началом игр и занятий нужно сделать расслабляющий массаж кистей и пальцев рук.

Например:

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  7. Надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
  9. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей 5–10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков.

Игры (дидактические, театрализованные, “театр в руке”, сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

  • Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
  • Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
  • Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, можно использовать     разнообразные приемы:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Показ при помощи рук различных изображений (“очки”, ” стул”, “колокольчик”, “зайка” и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
  • Сминание пальцами комочков из бумаги;
  • Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
  • Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)
  • Шнуровка на различных предметах;
  • Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
  • Завязывание и развязывание бантов, узлов;
  • Застегивание пуговиц, молний, крючков;
  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
  • Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
  • Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом – “сухой бассейн”
  • Игры с “осьминогом” (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.
  • Изготовление бус из разноцветных скрепок.
  • Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)
  • Графические упражнения – игры: ” Дорожка”, ” По точкам”, ” Узоры крестиком” и др.
  • Физические упражнения, основанные на хватательных движениях
  • Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.
  • Лепка из соленого теста.
  • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.)
  • Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.
Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка в три месяца

Для эффективности коррекционной работы необходимо соблюдать принципы:

  • Принцип осознания совершаемых действий.

Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: “Какой пальчик сейчас работает?”, ” Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?” и т.д.

  • Принцип обратной связи.

По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

  • Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  • Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • Работу провожу регулярно, систематически.
  • Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  • Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  • Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Работа по развитию осязания и моторики проводятся в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.

После диагностического обследования и составления плана коррекционной работы с  детьми по развитию мелкой моторики, необходимо приступить к начальному этапу работы: дети учатся свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом слежу, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагаю ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этаже использую игры с воображаемыми предметами.

Следующий этап самомассаж рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик – ежик, прищепки, тренажер “Каштан”.

После выполнения самомассажа идут упражнения направленные на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.

Необходимы упражнения  на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения – игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры – манипуляции, игры-потешки. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Далее  упражнения – игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и тд.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость.

Особое внимание  упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.)

Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

На занятиях обязательно проводятся физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки желательны в сочетании движений с речью детей. Текст необходимо подобрать так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Источник