Роль оригами в развитии ребенка

Роль оригами

в развитии ребёнка

Роль оригами в развитии ребенка многообразна:

  • Этот вид искусства благотворительно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
  • Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания;
  • У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развитие глазомера;
  • Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными  терминами;
  • Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
  • Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.;
  • Таким образом, занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
  • Оригами способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь дети делают подарок своими руками;
  • Оригами позволяет детям испытывать свои возможности м проявить способности:
  1. Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
  2. Изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
  3. Оформительские – оформление открыток, выставок, помещений к празднику (шары, снежинки, бусы и т.д.).

     Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

     И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Направления

  1.  Конструирование .

Формирование навыков изготовления объемных фигур из бумаги.

  1. Изобразительная деятельность:

Рисование  – частичная или полная дорисовка деталей (глаза, нос, уши и т.д.)

на готовой поделке.

Аппликация –  приклеивание мелких деталей (глаза, нос и т.д.)  на готовой поделке, применение цветовых сочетаний, чередование цвета.

  1. Развитие тонкой моторики рук
  2. Развитие  элементарных математических представлений (РЭМП)

Закрепление названий  геометрических фигур – квадрат, треугольник,          прямоугольник.

Ориентировка на листе – правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.

Порядковый счет сторон, углов. Часть и целое.

  1. Развитие речи.
  • Активизировать в речи детей слова: сторона, угол, диагональ, противоположные стороны, противоположные углы.
  • Уметь описать геометрическую фигуру  (это квадрат, он синего цвета, у него четыре стороны и четыре угла)
  • Согласование существительного с прилагательным ( красный треугольник, зеленый квадрат и т.д. )
  • Согласование существительного с числительным (один угол, два угла, три угла и т.д.), аналогично со всеми геометрическими фигурами.
  • Правильное употребление предлогов (положи красный квадрат НА стол, ПОД книгу, ЗА книгу и т.д.)
  • Согласование притяжательных местоимений (ЧЕЙ квадрат – МОЙ, ЧЬЯ поделка – МОЯ)
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительных падежей (треугольник, треугольники, треугольников)
  • Совершенствование умения составлять  рассказы – описания, загадки-описаня по изготовленным поделкам.
  1. Экология.
  • Закрепление знаний о диких, домашних животных, перелетных, зимующих, домашних птицах, насекомых, рыбах и т.д.
  1.  Игры.
  • Игра-драматизация – участие поделок в инсценировках
  • Сюжетно-ролевая игра – использование в играх атрибутов: самолетики, пилотки гоночные машинки и т.д.
  1. Работа с родителями (наглядная информация (папка-передвижка), анкетирование, консультация, альбом поделок для совместной деятельности родителей с детьми)

Источник

Консультация для родителей.

Подготовила воспитатель МБДОУ

«Детский сад №34 «Крепыш»

Артемьева Альбина Олеговна

Значение оригами в развитии  детей

Дорогие взрослые! Вспомните свое детство.

Каждый из вас,  наверняка,  хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги —  кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».   

 Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Сегодня, искусство оригами,  уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности.

Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекателен для ребенка, ведь эту игрушку он сделает сам. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии,  художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем  будут использоваться в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям.

Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами      активизирует     мыслительные     процессы.    В      процессе конструирования    у  ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания)  со  словесными   (объяснение  приемов складывания)      и    перевод     их   значения   в   практическую      деятельность  (самостоятельное выполнение действий).
           Оригами совершенствует трудовые умения ребенка,  формирует культуру труда.   И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.         Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей, и дети начинают лучше учиться. Таким образом, занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей.  Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

         Но все-таки оригами, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.

Литература:

 1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка»

        2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги»

             3. Коротеев И.А. «Оригами для малышей»

             4. Соколова С.В. «Сказки из бумаги»

        5. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами»

Источник

Людмила Нестерова
Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста

«ОРГАМИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Воспитатель МБДОУ ЦРР -детский сад № 7 «Золотой ключик» г. Альметьеск Республики Татарстан Шайхутдинова Гюзель Фагимовна.

«Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Оригами (яп., букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Оригами – неотъемлемая составляющая древне – японской культуры. Учёные предполагают, что более тысячи лет назад изготовление фигурок из бумаги было частью священного ритуала, который посвящался богине милосердия Канон. Подобными фигурками украшали статуи богини, чтобы задобрить её и попросить о помощи.

Позже оригами прочно вошло в японский быт и стало не только частью религии народа Японии, но и неотъемлемой составляющей народных праздников.

Оригами есть на все случаи жизни – будь то радостное или печальное событие в жизни японца, какое-то торжественное мероприятие. Если японец покупает фигурку оригами в магазине, то её обязательно упаковывают в пакет определённого вида, так что, встретив прохожего с таким пакетом, сведущий человек может сразу определить, на какое мероприятие направляется незнакомец. Для японца мало сделать оригами, очень важно правильно упаковать его, так как внешний вид упаковки имеет не меньшее значение, чем сам подарок.

«Оригами» в переводе означает «сложенная бумага», и это на самом деле так. Многие считают, что сделать фигурку из бумаги достаточно легко, надо только использовать клей, ножницы и другие инструменты и материалы. Однако при изготовлении традиционного оригами допустимо пользоваться только бумагой и ничем больше (лишь при изготовлении кусудамы можно использовать несколько одинаковых модулей).

Первоначально для создания оригами использовался только лист бумаги, который надо было сложить определённым образом, чтобы в итоге получилась готовая фигурка. Традиционное оригами предполагает только складывание бумаги определённым образом, в результате чего получается фигурка. Это достаточно сложное мастерство, на овладение которым потребуется немало времени.

Позднее мастера оригами стали использовать более необычные способы изготовления фигурок, привлекая к работе клей, ножницы, мех, другие подручные материалы. Исключением из правил могут быть кусудамы и те фигурки, которые состоят из отдельных модулей.

После завершения работы над фигуркой её можно раскрасить – это допускается и в классическом оригами.

Существует огромное множество моделей оригами. Некоторые фигурки имеют схожий «механизм» складывания, так как состоят из одинаковых базовых фигур.

Самой распространённой фигуркой среди японцев является «японский журавлик». Не менее распространены среди местных жителей кусудамы (в переводе «целебный шар»). Именно при изготовлении этого вида оригами используется клей.

Кусудамы – очень красивые. По форме они напоминают шар, который состоит из нескольких модулей. Поскольку кусудамы делать достаточно сложно и состоят они из множества модулей, лучше к их изготовлению привлекать несколько человек.

Японцы искренне верят, что такие шары обладают чудодейственной силой и могут помочь больным. Также магическим свойством исцелять больных, по мнению японцев, обладает и «японский журавлик». Именно эта модель оригами стала международным символом мира, а ещё задолго до этого он считался залогом счастливой жизни, благополучия и успеха.

После того как оригами получило широкое распространение в Японии, оно прочно обосновалось в быту местных жителей. Они делали всевозможные кошельки, вазочки, коробочки и многое другое, что можно преподнести в подарок или использовать в повседневной жизни.

Изготовление фигурок из бумаги всегда представляло для людей большой интерес, но по – настоящему это проявилось лишь сравнительно недавно – каких -нибудь 3 – 4 десятилетия назад. Оригами стало модным видом искусства.

Кто бы мог предположить, что из обычного листа бумаги можно сложить сотни, если не тысячи самых разных фигурок?

Оригами – это один из способов самовыражения, может быть, поэтому оно получило такое широкое распространение среди школьников, студентов, творческих людей, оригами всё чаще используется в рекламных целях. Находятся и те, кто не останавливается на бумаге как исходном материале, а идёт дальше – на основе оригами изобретает новые виды искусства.

Фигурки – оригами можно делать тремя разными способами.

Предполагает складывание фигурок из одного листа квадратной формы без надрезов. Это традиционный способ, который используется чаще всего.

Предполагает складывание фигурок из листа прямоугольной и правильной треугольной формы.

Складывание фигурок из 3- х или 4- х одинаковых частей – модулей.

На первый взгляд, кажется, что сложить сложную красивую фигурку из простого листа бумаги невозможно. Однако подобные мысли часто посещают нас, когда мы сталкиваемся с любым новым делом. Никто не начинает знакомство с оригами со сложных изделий – вначале необходимо ознакомиться с техникой складывания базовых форм. Это самые простые фигурки – оригами, на основе которых складывают куда более сложные и необычные изделия.

Кроме того, прежде чем приступить к складыванию фигурок, следует познакомиться с азбукой оригами, которая включает основные условные обозначения, необходимые для работы. Без знания азбуки невозможно понять, что написано на схемах и как выполнить то или иное действие.

Изобретатель этого своеобразного букваря в мире оригами – японец Акира Йошизава. Это значимая фигура в мире оригами, ведь именно этот человек сделал его по-настоящему известным и поднял на новую высоту. Он начал развивать оригами как вид искусства в середине XX в., и с тех пор его описаниями создания фигур пользуются оригамисты всех стран.

А собственно, для чего оно нужно это оригами? Что оно даёт?

Как быстро летит время. Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость.Нас поражает быстрота его успехов: вчера он ещё ничего не мог, а сегодня уже со всем справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятельности – это то, что характеризует развитие ребёнка.

«движение рук тесно связано

с речью и её развитием» –

В. М. Бехтерев.

Оригами пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.К ним можно отнести:

– Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота его обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать её качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы всё делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и период их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Можно соединить занятие оригами с занятиями, с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы. Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Источник