Роль органов чувств для развития ребенка

С помощью органов чувств человек познаёт окружающий мир, его свойства, закономерности. Органы чувств являются единственным источником всех наших знаний об окружающем мире, единственным источником познания.

Мозг непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающем его мире и внутри самого организма, сведения о предметах и явлениях окружающей среды и о состоянии внутренних органов тела. Предметы и явления окружающего мира отличаются различными свойствами, качествами, и отражение мозгом этих предметов и явлений невозможно без отражения их свойств и качеств. С помощью органов чувств мы познаём величину, форму, цвет, запах, вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения, воспринятые с помощью органов чувств, дают материал для других более сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения. Если бы человек был лишён всех органов чувств, он никакими способами не мог бы познать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг.

Все органы чувств играют огромную роль при познании человеком окружающего мира, а значит и в процессе обучения эта роль также велика.

Зрительные ощущения.Зрительные ощущения – ощущение света и цвета – играют ведущую роль в познании человеком внешнего мира. Учёные установили, что от 80 до 90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем. Благодаря зрительным ощущениям мы познаём форму и цвет предметов, их размеры, объём, удалённость. В процессе обучения зрительный анализатор играет одну из ведущих ролей, т.к. с помощью зрения дети учатся читать, писать и т.д. Книги, кино, театр, телевидение раскрывают нам весь мир. Как известно, одним из требований при обучении детей в школе, является использование наглядного материала. Это связано с тем, что с помощью зрительного анализатора ребёнок получает огромное количество информации об увиденном предмете. Яркая наглядность вызывает интерес, что позволяет сосредотачивать внимание у детей во время урока. Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность ребёнка. Установлено, например, что оптимальная окраска класса может повысить результаты обучения на 20-25%. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении. Излишнее напряжение в работе глаз может быть вредным для зрения и способствовать развитию близорукости у школьников. В школах, расположенных на широких улицах, близоруких обычно меньше, чем в школах, находящихся на узких улицах, застроенных домами.

Слуховые ощущения.Слух, как и зрение, играет большую роль в жизни человека и в процессе обучения. от слуха зависит способность речевого общения. Речь ребёнка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На первом году жизни ребёнка создаются анатомо – физиологические предпосылки овладения речью. Ребёнка второго года жизни начинает практически овладевать речью, но его речь носит аграмматический характер. Грамматически правильная речь начинает формироваться на третьем году жизни ребёнка, а к шести годам ребёнок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью, чтобы начинать систематическое обучение в школе. Обучение в школе предъявляет к речи ребёнка всё новые требования, связанные с изучение учебных предметов, с необходимостью развёрнуто и содержательно отвечать на уроках. У детей школьного возраста речь является и средством общения, и средством усвоения знаний. У человека довольно быстро развивается фонематический слух на звуки родного языка. Чужой язык воспринимать труднее, т.к. каждый язык отличается своими фонематическими признаками. В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом. Наибольшая острота слуха наблюдается у детей 13-14 лет. Под влиянием обучения чтению, совершенствования устной речи, изучения иностранного языка у школьников значительно улучшается фонематический слух. С его помощью учащиеся довольно хорошо выделяют фонемы, т.е. звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм. Слабое развитие фонематического слуха у школьников 1 класса частая причина их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение для ребёнка фонем фонематический слух может быть значительно улучшен. Сильный и продолжительный шум вызывает у людей значительные потери нервной энергии, наносит ущерб сердечнососудистой системе – появляется рассеянность, понижается слух, работоспособность, умственная деятельность. Поэтому в процессе обучения необходимо обеспечить тишину в классе.

Обонятельные ощущения.У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но при поражении слуха и зрения обоняние наряду с другими оставшимися неповреждёнными анализаторами приобретает особо важное значение. При отсутствии зрения и слуха у слепо глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что эти люди учатся довольно хорошо ориентироваться в окружающей обстановке.

Кожные ощущения.Или тактильные ощущения, т.е. ощущения прикосновения. Данный вид ощущений играет большую роль в процессе обучения младших школьников. В таком возрасте очень развита тактильная память, это следует учитывать при подборе наглядности на урок. Наглядность должна быть не просто плоским изображением, а чем-то объёмным, что ребёнок мог бы потрогать и непроизвольно запомнить. Своеобразный вид кожных ощущений – вибрационные, возникающие при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущимися или колеблющимися телами. У нормально слышащих людей этот вид ощущений развит слабо. Однако при потере слуха этот вид ощущений заметно развивается и служит для ориентировки в окружающем мире. Посредством вибрационных ощущений они чувствуют музыку, даже узнают знакомые мелодии, переговариваются, выстукивая азбуку Морзе и, воспринимая сотрясения пола, на улице узнают о приближающемся транспорте и т.д.

Читайте также:  Важнейшими факторами психического развития ребенка

Осязательные ощущения. Осязательные ощущения представляют собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов. Осязание имеет большое значение в трудовой и познавательной деятельности человека, особенно при выполнении операций, требующих точность. С помощью осязания происходит познание маленьким ребёнком мира. Это один из важных источников получения информации.

Развитие ощущений у детей. Как известно, психика развивается в деятельности. Всестороннее развитие ощущений ребёнка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае, когда он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успеха.

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влить на работу другого анализатора – усиливать или ослаблять её. Можно повысить чувствительность зрительного анализатора, стимулируя её слабыми музыкальными звуками (резкие, сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение). Все эти особенности необходимо учитывать при обучении детей, для достижения лучших результатов.

Источник

Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик

Повернуть, ползая на четвереньках по коридору, проследить взглядом за укатившимся мячом, обогнуть лужу на трехколесном велосипеде… Появляясь на свет, наш ребенок становится гражданином пространства, обыкновенного, привычного нам трехмерного пространства, имеющего высоту, ширину и глубину. Но для него это совершенно незнакомый, непознанный мир.

Внутри маминого живота такие представления, как “верх и низ”, “впереди и сзади”, “далеко и близко” не имели никакого значения, ведь Ваш кроха жил в своего рода невесомости. Начиная с первых дней жизни, маленькому предстоит осваивать предметы вокруг себя: их форму, объем, удаленность друг от друга.

Ребенок с рождения располагает превосходными инструментами, обеспечивающими “прием” информации из окружающего мира. Это его органы чувств, которые сформировались в период внутриутробного развития. Зрение, слух, осязание, обоняние, чувство равновесия будут давать ему сводные данные для ориентации в трехмерном пространстве. И хотя компетентность новорожденного в восприятии и понимании окружающего пока невелика, его способности и возможности поистине удивительны.

Ученые опровергли представления о том, что новорожденный все видит вверх ногами, а предметы воспринимает в виде нагромождения цветных пятен. Стало ясно, что малыш с рождения адекватно, в трехмерном пространстве воспринимает окружающее и даже различает форму предметов. Американские исследователи установили избирательное отношение младенца к зрительным стимулам. Малыши всего 5-7 дней отроду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. С первых дней мы замечаем, что ребенок следит за движениями наших глаз (при условии, что они очень медленны). Конечно, его видение еще незрелое, но все же оно позволяет новорожденному начать ориентироваться в пространстве, а главное, воспринимать человеческое лицо, такое подвижное, изменчивое, несущее важную информацию.Поэтому, склоняясь над малышом, разговаривая с ним, постарайтесь отразить на своем лице все те чувства, которые Вы испытываете: любовь, нежность, удивление, восторг, мечтательность. Также можно нарисовать яркими красками на картонке улыбающуюся рожицу и подвесить ее на расстоянии 40-50 см от глаз ребенка, чтобы ее было удобно разглядывать. Начиная с третьей недели можно привлекать внимание маленького к ярким, красочным и блестящим предметам. Рассматривая игрушки, он научится фокусировать взгляд, переводить его с одного предмета на другой. Протягивая ручку к привлекшей взгляд игрушке, постепенно малыш начнет оценивать расстояние, отделяющее его от вожделенного предмета.

Анализируй это

Любая мама, баюкая, успокаивая, купая малыша, беря его на руки, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств крохи: работают слух, зрение, ребенок ощущает тепло прикосновений, воспринимает изменение своего положения в пространстве. Каждый новый опыт оттачивает его чувства и дает ему дополнительные сведения. Но ребенку нужно некоторое время, чтобы проанализировать и объединить свои сенсорные открытия. Чтобы все разрозненные характеристики какого-либо предмета (форма, размер, цвет, движение) соединились в целостный образ, должен произойти обмен информацией между участками коры головного мозга, ответственной за такие высшие психические проявления, как восприятие, мышление, память. К моменту, когда кора головного мозга вступает в действие, ее формирование еще не закончено; развитие возможно лишь в процессе активной работы. Поэтому мозг младенца нуждается в разнообразных сенсорных впечатлениях. Можно сказать, что удовлетворение сенсорной информационной потребности так же необходимо для развития нервной системы, как и удовлетворение потребности в пище и сне.

А я все слышу!

Слух дополняет и совершенствует работу зрения. Если кто-то шумит или разговаривает поблизости, то малыш прислушивается и пытается повернуть голову, чтобы найти взглядом источник звука. Звук сообщает ему не только о расположении его источника, но и о приблизительном расстоянии, на котором тот находится. Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи. И самое удивительное, опыты показали, что младенцы явно предпочитают осмысленную связную речь произвольному набору слогов. Прослушивание собственного гуканья и гуления, записанного на пленку, способно успокоить ребенка, даже если он только что неудержимо плакал. Специально подобранная классическая музыка (малыши предпочитают струнные инструменты), погремушки, колокольчики и другие источники звука вызовут у маленького оживление и интерес, либо помогут отвлечь и успокоить.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка до года

Ручная работа

Осязание необходимо крохе, чтобы исследовать форму, размеры, фактуру, температуру предметов. Если Вы проведете по ладошке младенца мягкой тканью или игрушкой, его ручка инстинктивно сожмется – это хватательный рефлекс, который есть у каждого малыша с рождения. Постепенно хватательные движения станут целенаправленными, малыш начнет тянуть ручку к погремушке, стараться ухватить мамин палец или волосы. К 2-3 месяцам дотягивание и хватание развиваются в два самостоятельных действия. Малыш уже часто дотягивается до предмета, не хватая его. Если над его кроваткой подвешена игрушка, можно понаблюдать, как ребенок дотрагивается до нее, вызывая покачивание, за которым он долго с удовольствием наблюдает. Примерно в 4 месяца малыш уже уверенно берет руками игрушку, рассматривает ее, подносит ко рту и обследует языком и губами. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, подберите различные предметы: пушистые, гладкие, шершавые, разных форм и размеров.

Вижу цель!

Малыш растет, его мышечная система развивается, костяк становится более крепким. Он учится держать головку, его поле зрения увеличивается, и он может охватить взглядом больше предметов. Интерес к новым объектам и связанным с ними открытиям стимулирует двигательную активность… И вот кроха уже переворачивается, а затем и садится. Уверенно сидя на попке, можно увидеть гораздо больше, а также убедиться, что не все находится в пределах досягаемости. Обнаружив это, малыш делает сразу два “открытия”. Во-первых, если привлекшая внимание вещь недоступна, можно вытянуть ручку в нужном направлении и выразительно пом-м-кать, глядя на родителей, и они, проследив направление взглядом, протянут ему необходимую вещицу. Второе открытие состоит в том, что можно не прибегать к помощи взрослых, а попытаться добраться самому, передвигаясь на попке или на четвереньках. Начав самостоятельно перемещаться, кроха с изумлением обнаружит, что пространство не подчиняется ему, а организовано по своим собственным законам, с которыми ему придется согласовывать свои перемещения. А с тех пор, как ребенок начал пытаться вставать, его взгляд на мир постоянно изменяется. Так, низкий столик, прежде неподвижно стоявший рядом с диваном, преподнес ему сюрприз. Когда малыш хотел найти в нем опору, столик внезапно поехал вперед… и ребенок растянулся на полу. Но через несколько недель он возьмет реванш, схватит то, что стоит на столике и швырнет на пол. Отныне ему частенько предстоит пересматривать свою точку зрения на то, что в его окружении остается неизменным, и на то, что серьезно изменяется.

Чтобы познакомить ребенка с пространственными отношениями, откройте для него свойства предметов: покажите, что мяч круглый и его можно катать, посылая друг другу, а кубики устроены так, что их можно ставить один на другой, в отличие от шаров. Также, начиная с 7-8 месяцев, пригодятся любые емкости, вкладывающиеся одна в другую. Они помогут сложиться первоначальным представлениям об объеме, соотношении размеров, о том, что такое внутри и снаружи. Чтобы ребенок лучше ориентировался в окружающем, берите его на руки и, обходя комнату, в которой он обычно находится, называйте предметы и показывайте, как с ними действовать.

Обретая равновесие

Теперь, когда наш ребенок перемещается более свободно, он стремится испытать свои новые возможности. Это довольно тревожный период для родителей, потому что малыш обязательно должен узнать, в какую сторону крутятся ручки у плиты, как открывается дверца холодильника, и что случится с содержимым ящика папиного стола, если его потянуть на себя. Сложим кубики в доступном для него месте, чтобы перенести его изыскания в области элементарной физики в лабораторные условия. Например, посмотрим, будет ли башня, построенная им, потихонечку наклоняться, как Пизанская, или обрушится с грохотом.

Пространственное неравенство

Считается, что у девочек пространственное мышление развито не так хорошо как у мальчиков. Возможно, этим объясняется то, что девочки менее способны к геометрии, хуже ориентируются в картах и атласах автомобильных дорог. По свидетельству некоторых исследователей, эта разница в способностях не врожденная, а приобретенная и связана с выбором игрушек для девочек и мальчиков. Игрушки для мальчиков преимущественно связаны с перемещением в пространстве и конструированием, а игрушки для девочек направлены на приучение к роли домашней хозяйки и мамы. Шансы на успешное освоение пространства можно уравнять, объединив игры.

Слова имеют направление!

Около двух лет малыш начнет планировать свои действия и облекать их в слова: “посмотри на мой дворец, он высокий, я положу кубик сверху, а этот кирпич перед мостом”. Маленький, большой, далеко, близко, сбоку, внутри – он освоил слова, которые организуют пространство и позволяют ориентироваться в нем. Чтобы потренироваться в ориентировании и закрепить результат, можно придумывать для ребенка пространственные “диктанты”, или поиграть с ним в “зеркало” – попросить его повторять Ваши действия как бы в зеркальном отражении.

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка первые слова
Поделиться ссылкой в соцсетях:

Источник

Консультация для родителей.

Знает ли ваш ребёнок, как он взаимодействует с окружающей средой и что является источником его представлений об окружающем мире? Это задание познакомит его с пятью органами чувств, которые представляют собой сенсорную систему организма человека: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Загадки об органах чувств:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам… (глаза)

Запах хлеба, запах мёда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет … (нос).

Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши… (ушки).

Чтоб попробовать компот,
Есть у человека … (рот).

Мягкое и твёрдое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша … (кожа).

Развитие органов чувств ребёнка с помощью игр

Как все знают, существует пять органов чувств: осязание, зрение, слух, вкус, обоняние. Ребёнку важно развивать их не только естественным путем, но и с помощью специальных игр, что улучшает нервное сообщение в мозгу ребёнка, способствуя развитию интеллекта. Воздействие одновременно на несколько систем восприятия делает возможным установку перекрестных связей между нервными клетками в разных отделах мозга. Поэтому рекомендуем зарисовывать эмоции, возникающие в игровом процессе.

Осязание  

Для начала поиграем в такую игру: положим любимые игрушки в непрозрачный мешочке и дадим ребёнку пощупать его и угадать: кто же там спрятался в этот раз. Игрушки кладите различные по текстуре. Если ребёнок угадал название игрушки, то пусть её он и нарисует сразу же, так как зрение не участвовало в работе, то и осязательная способность развивается лучше и больше используется.  

Не только руки участвуют в осязании, но и ноги: попробуйте, чтобы ребёнок походил босыми ногами по различным поверхностям, а потом их описал словами и воплотил на бумаге красками.  

Зрение

Дети любят рассматривать окружающий мир во время прогулок, изучать лица людей, окружающий мир. Поэтому обязательно акцентируем внимание ребёнка на любых мелочах, будь-то маленькая божья коровка, ползущая по извилистой коре дерева, или миллиарды неповторимых снежинок в сугробе.

Зрительная наблюдательность способствует развитию внимательности и фантазии.

Ребёнку будет интересно посмотреть на, например, дерево через разные объекты: воду, пакетик, разноцветные стеклышки. Конечно же после прогулки предлагаем ребёнку нарисовать свои впечатления.  

Слух  

У самых маленьких детей сначала взаимодействие с миром происходит через органы слуха, и чем больше различных звуков он услышит и воспримет с раннего детства, тем больше и глубже он будет взаимодействовать с окружающим миром.

Хорошей игрой для распознавания различных звуков будет такая: насыпаем в непрозрачные сосуды сыпучие продукты: горох, песок, камешки, скрепки и пр. Пусть ребёнок их потрясет и опишет свои ощущения словами, а потом их зарисует.  

Одним из самых эффективных взаимодействий музыки и ребёнка является включение её в качестве фона при любых других занятиях, которые не предусматривают речевого общения, например при рисовании. Желательно включать классическую музыку, доказано, что она стимулирует возникновение и развитие новых уровней чувств. А если ребёнок полежит пару минут под музыку с закрытыми глазами, то это дополнит его внутренний мир новыми образами.  

Вкус  

Пробуя все на вкус ребёнок начинает знакомиться с миром. Вспомните, что все погремушки были во рту ребёнка, когда он был очень маленьким. С помощью органа чувств — языка, можно узнать много нового: кислое и сладкое, соленое и горькое, горячее и холодное, мягкое и твердое.

Поэтому не забывайте про «пищевые игры» с Вашим ребёнком, они помогут выразить ему свои чувства, возникшие при употреблении того или иного продукта. Были ли они ему приятны или нет?

Новый для ребёнка продукт желательно пробовать с закрытыми глазами, чтобы исключить зрение из комплекса восприятия и углубиться во вкусовые ощущения. Пусть он нарисует свой образ.  

Обоняние  

Поговорите с ребёнком на тему запахов. Пусть расскажет какие запахи ему нравятся, а какие совсем не привлекают. Игра с запахами из бутылочки поможет нам в этом. Темные сосуды заполняем различными сильно и несильно пахнущими продуктами: чеснок, кофе, ваниль, розовые лепестки и пр. Научите своего ребёнка правильно нюхать незнакомые запахи, держа сосуд на безопасном расстоянии от носа и рукой привлекая запах к себе. Пусть ребёнок выберет самый любимый запах и постарается к нему нарисовать целую картину. Не забывайте называть и подписывать все детские рисунки.  

Гармонично развитый внутренний мир ребёнка напрямую зависит от всех его пяти органов чувств, не забывайте про них и ребёнок откроет для себя огромный творческий потенциал.

Источник