Роль окружающей среды ухода и воспитания в развитии ребенка

Роль окружающей среды ухода и воспитания в развитии ребенка thumbnail

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Светлана
Роль окружающей среды в развитии ребенка

Что оказывается первым фактором развития эстетических чувств ребенка? Конечно, улыбка матери, ее ласка, ее нежный голос, сильные руки отца. Далее – та среда, в которую ребенок попадает, то, что называется эстетикой быта. Это и первая погремушка, радующая малыша красочностью и необычностью звучания и свой угол в квартире, мебель и прочее. Малыш растет. Сложнее становятся его эстетические реакции. Ребенок играет,а его воображение уносит его куда-то далеко. Воображение- это удивительная сила, которая движет детскими играми. Можем ли мы отказаться от воспитания эстетических чувств через игрушки -конечно нет. Игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек. Эмоциональный характер взаимоотношений между взрослым и ребенком особенно важен.

Одним из результативных способов эстетического воспитания ребенка- совместное со взрослыми, родителями переживание художественных ценностей, всего того, что может и должно быть доступным малышу. С чем может сравниться по силе эмоционального воздействия совместное со взрослыми посещение театра? Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Эстетическое развитие осуществляется не автоматически. “Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного. Ведь для всестороннего развития ребенка мы должны включить его в многогранную деятельность, без которой процесс воспитания и обучения не окажет глубинного воздействия на психику ребенка. Это значит, что мы призваны не только регулировать впечатления ребенка и его эстетические переживания. Мы должны вместе с ребенком рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать.

Наши педагогические устремления сталкиваются иногда с ограниченностью нашего собственного эстетического развития. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества».(В. А. Сухомлинский). С первого прихода ребенка в детский сад его должна окружить забота воспитателей. Мы должны изучить возможности каждого ребенка, его индивидуальный психический склад, в соответствии с этим необходимо скорректировать воспитательные воздействия. Весь нравственный климат детского сада является эмоционально- эстетическим фактором развития ребенка. Детский сад вводит ребенка в мир нравственной необходимостью, в мир дома, но и в мир человеческих отношений. Включая ребенка в многогранную деятельность, детский сад должен формировать личность ребенка. Если проанализировать всю деятельность ребенка, то сделаем вывод, что она пронизана эстетическими впечатлениями и чувствами.

Смоделированная пространственно-предметная развивающая среда в ДОУ позволяет воспитанникам проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Источник

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства – в дошкольных учреждениях активно вводятся учебные методики и занятия на тему экологичного образа жизни и уходе за окружающей средой.

Роль экологического воспитания в жизни дошкольника несправедливо недооценена. Тем не менее именно в детстве усваиваются все фундаментальные знания и принципы жизни человека. Таким образом, мы можем резюмировать тот факт, что экологическое воспитание чрезвычайно серьезный и важный тематический блок в программе любого дошкольного учреждения.

Современный специалист должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой.

Процесс детского эко-воспитания отличается особой эмоциональностью – малыши воспринимают природу как нечто живое. Этот аспект позволяет заинтересовать ребенка абсолютно разными способами – звуки, тактильные ощущения или запахи заставят даже самого гиперактивного ребенка остановиться, присмотреться и задуматься.

Такой комплексный подход раскрывает перед детьми красоту природы и учит ее подмечать, воспитывает гуманное отношение к ее обитателям, а также формирует систему экологических знаний и представлений.

Для продуктивности эко-воспитания необходимо создать специальную среду, где педагог личным примером докажет важность и серьезность темы. Это могут быть коллективные походы в парки и скверы, просмотры обучающих фильмов и мультфильмов, развивающие игры на тему экологичного потребления. На одном из занятий педагог может рассказать о том, как правильно сортировать отходы и для чего это нужно. Наглядная сортировка мусора позволит научить ребенка «разумному потреблению», не говоря уже о том, что дети смогут сами принять участие в акции. Подобный опыт позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из на в отдельности в ответе за планету, и каждый может сохранять и приумножать ее ресурсы.

Ключевую роль в экологическом воспитании ребенка играет педагог. В процессе работы рекомендуется использовать разные форматы, которые необходимо успешно интегрировать в любую деятельность ребенка. Для этого воспитатель может воспользоваться как методической литературой и музыкой, так и художественной литературой и играми.

Последние в свою очередь являются наиболее популярным и эффективным форматом эко-воспитания. Существует несколько видов дидактические игр: настольно-печатные, игры с предметами и словесные игры. Первый класс игр направлен на развитие мыслительных процессов ребенка: анализ, синтез, классификация и обобщение. Второй класс – это игры с различными природными материалами и формами: листья, вода, шишки. В таких играх могут использоваться самые разнообразные материалы, которые находятся в шаговой доступности. Ведь природа – это то, что нас окружает. Третий класс игр направлен на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь. «Экологизировать» такие игры досрочно просто, главное определиться с контекстом.

Не стоит забывать еще про один формат эко-воспитания – экскурсии. На экскурсиях дети знакомятся с представителями флоры и фауны, что способствует образованию базовых представлений о взаимосвязях в природе. Такой формат занятий поможет ребенку развить наблюдательность и интерес к естественным процессам жизни.

Огромное значение в экологическом воспитании имеет практическая часть – проведение опытов и экспериментов. Здесь ребенок сможет задействовать все органы чувств, это позволит максимально полно погрузиться в представленную проблему. После подобного наблюдения, с детьми необходимо провести резюмирующую беседу. Здесь педагогу необходимо использовать различные формы общения: рассказ, описание, диалог.

И последним, но не менее важным фактором в экологическом воспитании детей является – образ жизни родителей. Педагогу необходимо мотивировать родителей на разумное потребление и защиту экологии. Начать можно с малого, например, выезжая семьей на природу, родители должны убрать за собой все отходы и утилизировать их. Таким образом ребенок закрепит полезные привычки, полученные на занятиях в детском саду.

Размышляя на тему роли эко-воспитания в жизни дошкольника, мы пришли к следующему выводу: эффективность воспитания зависит не только от знаний и поведения ребенка в природе, но и от его непосредственного участия в сохранении и приумножении природных благ. Обеспечить практическую часть воспитания призван педагог и родители. Таким образом, лишь системный подход к экологическому воспитанию сможет оказать огромное влияние на ребенка и его отношение к окружающей среде.

Источник

Доклад «Влияние экологического воспитания на развитие ребенка»

 «Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир

                                                                  природы с безграничным богатством явлений,
                                                                           с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
                                источник детского разума».

В.Сухомлинский

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли, над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе.      Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе

чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом,

бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной

ценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы  – это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.

      Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», – писал И. Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом»  и уникальностью – вот наша задача.

      Природа  и  человек   взаимосвязаны  друг  с  другом.  Хорошо  понимая важность  экологических  проблем,  необходимо  учить  ребят  правильному образу  жизни,  милосердию,  ощущению  себя  частичкой  природы.

        Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми,  дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

      Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

     “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.  В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.

       Основой работы по духовно-нравственному и экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:  

  – системность;

  – интеграция;

  – учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;                            

  – обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;                

  – уважение  личности каждого ребенка;

  – преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

      В группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы. Имеется соответствующий  материал  для поисково-исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей  природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе наших известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина и других.

       Для реализации задач экологического воспитания через  духовно-нравственное состояние ребёнка  использую  следующие методы, формы и методические приёмы обучения.

Формирование экологических понятий у  дошкольников лучше  осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую и духовно-нравственную направленность. Такие задания как экологические карты  раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого дошкольники  чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

       В  экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

      Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому и духовно-нравственному  воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными, насекомыми . Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы. Находясь с ребятами на экскурсии по нашему городу, ребята видели красоту города, памятников, они наблюдали за деревьями, кустарниками и определяли для чего нужно городу деревья и кустарники, и правильное отношение к ним. Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических  и духовно-нравственных чувств.

      Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения ” Найди по описанию”, “Что, где растёт?”, “Узнай и назови”, “Вершки – корешки”, “Чудесный мешочек”, “Угадай животное”, “Отгадай и нарисуй”, “Когда это бывает? “, “Загадки о животных” на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных .  Детям очень нравится  играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром “Султанчики”, ” Разноцветные ленточки”. Через игры они научились определять силу и направление ветра.

      Часто на занятиях  по формированию экологических представлений используется  художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: “А его кто-нибудь спасёт?”, “А они не замёрзнут?”, “А почему ему никто не помог?” В этих случаях важно донести до детей смысл произведения. А сказка «Подснежник» заставляет ребят задуматься над своим отношением к природе, к редким растениям, о том, что только от нас, людей, зависит, сохраним ли мы красоту своей планеты или нет.

Сказка «Подснежник»

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало много подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему хотелось унести эту красоту. Он собрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, они спросили, где он набрал такой красивый букет. Вова был добрым мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Но что он там увидел? Вместо небесно голубых  цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.

      Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности, определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах  о необходимости  жить в гармонии с природой.

Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и

мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности, в воспитании  экологического мировоззрения выявляются две стороны:

первая – экологическое сознание,

– вторая – экологическое поведение.

Экологическое сознание формируется в непосредственной образовательной деятельности , а экологическое поведение формируется  годами в практической деятельности. Экологическое воспитание – составная часть духовно- нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

      Таким образом, духовно- нравственное и экологическое  воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.

Список использованной литературы

1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.

2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982

3.Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.

4.Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., Просвещение,1985.

Источник