Роль обучения в умственном развитии ребенка

Слайд 1

Обучение и его ведущая роль в умственном развитии дошкольников. Преподаватель психолого – педагогических д исциплин Жаринова Е.Г.

Слайд 2

План урока: Обучение и его ведущая роль в умственном развитии дошкольников. Взаимосвязь понятий обучение, умственное развитие, умственное воспитание, познавательная деятельность дошкольника, развивающее обучение. Разработка теорий обучения дошкольников в зарубежной и отечественной науке: Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, Ф. Фребель , В.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, А.П. Усова, Н.Н. Поддъяков , В.И. Логинова, Л.А. Венгер . Причины проблем умственного развития дошкольников Домашняя работа: Тезаурус по курсу

Слайд 3

Что такое дидактика? это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика дает ответ на вопросы: « Для чего учить?» (цель обучения ); « Чему учить?» (содержание обучения ); « Как учить?» (методы, формы обучения, контроль освоения материала).

Слайд 4

Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм, активное обучающее взаимодействие взрослого и ребенка.

Слайд 5

Обучение это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение).

Слайд 6

Обучение ( В.И. Ядэшко ) в дошкольном возрасте – это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний , формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает.

Слайд 7

Ведущим элементом процесса обучения является цель Педагог как организатор учебного процесса всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате , к которому он стремится в обучающем взаимодействии с ребенком. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми , помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.

Слайд 8

Содержание обучения Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения – является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Слайд 9

Методы обучения Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Методы обучения являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.

Слайд 10

Ф орма обучения Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду – занятие . Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста.

Слайд 11

Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему .

Слайд 12

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслитеных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Слайд 13

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности.

Слайд 15

В ысокие темпы умственного развития Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности . Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Слайд 16

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Основная цель работы воспитателя по формированию опыта познавательной деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Система работы воспитателя по формированию опыта познавательной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей старших дошкольников, развития их мышления.

Слайд 17

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучащегося и их реализацию. Суть развивающего обучения состоит в том, что обучающийся не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Слайд 18

Процесс обучения детей является предметом дошкольной дидактики.

Читайте также:  Возрастные нормы в развитии ребенка

Слайд 19

Что такое дидактика? Слово «дидактика» происходит от греческого « дидактикос », что означает – обучающий, наставляющий, поучающий Основатель дидактики — великий чешский педагог Я. А. Коменский (1632, «Великая дидактика»).

Слайд 20

Дошкольная дидактика детского сада Ее основы заложены в труде чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). В труде «Материнская школа» ( 1632) представлена развернутая система воспитания и обучения детей от рождения до 7 лет. Материнская школа — первая ступень в образовании, на которой учителем является мать. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста.

Слайд 21

Дошкольная дидактика детского сада Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), швейцарский педагог, считал, что каждому ребенку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности , он требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей . Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей. Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем обучении

Слайд 22

Дошкольная дидактика детского сада Термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире, ввел немецкий педагог Фридрих Фрёбель (1782–1852). В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Ф. Фрёбель называл «садовницей», ярко проявились его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться. Ф. Фрёбель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий , разработал методические указания к их проведению.

Слайд 23

Дошкольная дидактика детского сада Итальянский педагог Мария Монтессори (1870–1952) доказала возможность самообучения детей дошкольного возраста в специально подготовленной развивающей среде, основанной на принципе авто – дидактизма. Благодаря специально разработанным М. Монтессори материалам осуществляется сенсорное развитие ребенка, освоение счета, письма и чтения.

Слайд 24

Дошкольная дидактика детского сада В отечественной педагогике становление дошкольной дидактики связано с именем Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). Работая с детьми в начальной школе, он увидел, что многое зависит от того, как ребенок подготовлен к школе. Он считал, что обучение дошкольников своеобразно, существенно отличается от школьного обучения: ребенку необходимо помочь познать окружающий мир, научить выражать мысль в слове , необходимо использовать в обучении игру и наглядность.

Слайд 25

Дошкольная дидактика детского сада Аделаида Семеновна Симонович (1840–1933) вместе с мужем (детским врачом Я.М.Симоновичем ) открыла в Санкт- Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад (1866). По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. Ребенок , продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.

Слайд 26

Дошкольная дидактика детского сада Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) в своей работе «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» она предложила родителям и работникам детских садов оригинальные разработки для проведения игр и занятий с детьми. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр.

Слайд 27

Дошкольная дидактика детского сада В начале ХХ века Елизавета Ивановна Тихеева создала программу обучения детей в «детском саду по методу Тихеевой» (1928) Б ыли выделены основные разделы образовательной работы: знакомство с окружающим миром и природой, развитие речи, математика, сенсорное воспитание. Но не все содержание образования может быть освоено ребенком в повседневной жизни, нужны специальные занятия, на которых ребенок осваивает более трудное содержание. Е . И. Тихеевой было показано, что занятие должно быть связано с детской деятельностью: у малышей — с игрой, у старших дошкольников — с активной познавательной деятельностью, трудом-игрой.

Слайд 28

Дошкольная дидактика детского сада Александра Платоновна Усова (1898–1965) разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. В труде «Обучение в детском саду» (1958) доказана целесообразность обучения детей на занятиях, необходимость программы обучения ; выявлено, что обучение на занятиях обеспечивает высокий уровень развития познавательной деятельности детей. Ею была выявлена сущность явления необучаемости у детей — это несформированность учебной деятельности.

Слайд 29

Дошкольная дидактика детского сада Вера Иосифовна Логинова (1932–1992) обосновала применение принципа системности в обучении детей дошкольного возраста (1984 ). Освоение детьми системных знаний возможно в условиях организованного обучения, которое выступает ведущим средством становления ребенка как субъекта умственной деятельности и познания . Идеи В. И. Логиновой, раскрывающие принцип системности в обучении детей дошкольного возраста, нашли отражение в современных общеобразовательных программах дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы», «Радуга» и др.).

Читайте также:  Ребенок 3 месяц развитие и психология

Слайд 30

Причины проблем умственного развития дошкольников 1. Воспитатели далеко не всегда используют возможности обучения в умственном развитии на ранних его ступенях, как правило, основные задачи начинают решаться в старших группах, что затрудняет планомерную работу в умственном воспитании детей. 2 . Задачи умственного воспитания в основном решаются при проведении занятий по познавательному развитию, в то время как при проведении музыкальных занятий, изобразительных, физкультурных – такие задачи вообще не ставятся.

Слайд 31

Причины проблем умственного развития дошкольников 3. Проводимые занятия с детьми в детском саду не всегда отвечают предъявляемым требованиям. Воспитатели часто испытывают серьезные трудности при отборе и планировании программного материала занятий. 4. Одной из существенных причин, влияющих на уровень умственного развития детей является недостаточное владение многими воспитателями методами и приемами развивающего обучения, современными образовательными технологиями.

Слайд 32

Спасибо за внимание

Источник

    Министерство 
    образования и науки Российской
    Федерации

    Федеральное
    агентство по образованию

    Департамент
    образования и науки Тюменской 
    области

    Автономное 
    образовательное 
    учреждение

    среднего 
    профессионального 
    образования Тюменской 
    области

    «Тюменский 
    педагогический колледж
    №1»
     
     
     
     
     
     

    Контрольная
    работа

    по 
    педагогике

    Тема:
    Роль обучения в умственном развитии детей. 
     
     
     
     

    Выполнила:

    Студентка
    4 курса

    Специальности:
    дошкольное образование

    Формы
    обучения: заочной 
     
     
     
     
     
     

Тюмень
2009г. 

    Содержание 

  1. Обучение 
    как целенаправленный процесс познания
    мира……………..3
  2. Формы обучения
    детей дошкольного возраста………………………….6
  3. Методы и
    приемы активизации познавательной деятельности…………………………………………………………….…7
  4. Список используемой
    литературы………………………………………11
  1. Обучение
    как целенаправленный процесс познания
    мира.

Обучение 
представляет собой специально организованную
взаимосвязанную деятельность тех, кто
обучает (преподавание), и тех, кого обучают
(учение). Помимо этих двух компонентов
процессов обучения есть третий – научение.
Научение
– это тот результат процесса
обучения, который выражается в позитивных
изменениях в развитии ребенка.

Основным 
компонентом является учение
деятельность того, кого обучают, ради
которого организован процесс обучения.
В зависимости от того, как протекает учение,
наблюдаются те или иные сдвиги в развитии
обучаемого.

Учебная
деятельность
(по классификации С.Л.Рубинштейна)
– первый вид учения, прямо и непосредственно
направленный на овладение знаниями и
умениями.  Учебная деятельность включает
в себя учебную задачу, учебные действия,
контроль и оценку.

Учебная
задача – это цель. Сущность цели заключается
в овладении обобщенным способом действий,
который поможет выполнить аналогичные
задания, решить задачи данного вида.

Учебные
действия, с помощью которых решаются
учебные задачи, состоят из многих различных
учебных операций. Для того чтобы дети
овладели учебными действиями, необходимо
вначале выполнять их при полной развернутости
всех операций. Формирование учебной деятельности,
даже при грамотно построенном обучении,
– длительный процесс.

В
дошкольном возрасте
закладываются предпосылки 
учебной деятельности,
формируются отдельные 
ее элементы.

Успешное 
формирование учебной деятельности
зависит от того, какими мотивами
она побуждается. Если ребенок не хочет
учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность
детей на занятии может быть похожей, но
внутренне, психологически, она весьма
разная. Часто она побуждается внешними
мотивами
, не связанными с усваиваемыми
знаниями и тем, что делает ребенок: «так
надо», «так велят», «чтобы не ругали».
Внутренняя мотивация

вызвана познавательным интересом ребенка:
«интересно», «хочу знать, уметь». В этом
случае знания являются не средством достижения
какой-то другой цели, а целью деятельности
ребенка. Результаты  учебной деятельности
значительно выше, если она побуждается
внутренними мотивами.

Деятельность 
педагога (преподавание)
направлена
на организацию процесса активного усвоения
знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная
подготовка занятия, непосредственная
организация детей, переключение их внимания
на учебное задание, четкость объяснений,
грамотное руководство деятельностью
детей.

На занятии 
главное в деятельности
педагога – организация
учебно-познавательной
деятельности детей.

Необходимо учить детей рациональным
приемам познания, формировать культуру
деятельности, предупреждать возможные
ошибки. По мере усложнения содержания
обучения педагог помогает детям освоить
новые способы познавательной деятельности:
приемы запоминания, сравнения, использования
условных знаков, наблюдения, планирования
работы, анализа результатов и др.

Под принципами
обучения (дидактическими принципами)
подразумеваются объективные закономерности,
исходные положения, которыми руководствуется
педагог при отборе содержания, определении
форм организации, методов и средств обучения.

Принципы 
обучения:

  • Принцип воспитывающего
    обучения. На протяжении всего дошкольного
    возраста обучение остается воспитывающим,
    а воспитание – обучающим. Правильно организованный
    процесс обучения оказывает влияние на
    формирование личности в целом.
  • Принцип развивающего
    обучения. В основе принципа лежит закономерность,
    согласно которой обучение – движущая
    сила целостного развития личности ребенка,
    становление у него новых качеств ума,
    памяти и других сторон психики, а также
    формирование способностей, интересов,
    склонностей.
  • Принцип научности
    состоит в том, чтобы ребенок усваивал
    реальные знания, правильно отражающие
    действительность.
  • Принцип наглядности.
    Полноценное обучение должно опираться
    на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные
    наблюдения окружающей действительности.
    Принцип наглядности соответствует основным
    формам мышления дошкольника: наглядно-действенное,
    наглядно-образное.
  • Принцип систематичности
    и последовательности предполагает, что
    усвоение учебного материала идет в определенном
    порядке, системе. Последовательность
    обучения заложена в общеобразовательных
    программах, предназначенных для ДОУ.
  • Принцип доступности
    предполагает соотнесение содержания,
    характера и объема учебного материала
    с уровнем развития, подготовленности
    детей.
  • Принцип осознания
    процесса обучения близок к принципу сознательности
    и активности в обучении. Если ребенок
    видит свои достижения, это укрепляет
    в нем веру в собственные возможности,
    побуждает к новым усилиям.
Читайте также:  Государственный дошкольный центр развития ребенка 1 г витебска

Воспитание 
и обучение детей дошкольного 
возраста – это единый целенаправленный,
планомерный педагогический процесс,
который осуществляется на протяжении
всего пребывания ребенка в дошкольном
учреждении во всех видах деятельности
и направлен на решение задач
его разностороннего развития, подготовку
к школе. 
 
 
 
 

2. Формы 
обучения детей дошкольного возраста 

В процессе
обучения совместная деятельность обучающего
и обучаемых осуществляется в 
определенном порядке и в установленном 
режиме, другими словами, облечена в
конкретную форму. Исторически сложились
три формы организации
обучения:

  • Индивидуальная
    форма организации обучения.

    Плюсы:
    педагог имеет возможность определять
    задачу, содержание, методы и средства
    обучения соответственно уровню развития
    ребенка, с учетом темпа усвоения им материала,
    особенностей психических процессов и
    т.п.

    Минусы:
    неэкономичность времени, эмоциональный 
    дискомфорт ребенка.

    Индивидуальные 
    занятия необходимы для занятий 
    с детьми с недостатками развития,
    часто болеющими, имеющими проблемы
    в поведении, с ясно выраженными способностями
    к той или иной деятельности.

  • Групповая
    форма обучения.

    В каждой
    подгруппе должны быть дети с разными
    уровнями развития, тогда «сильные» станут
    «маячками» для тех, кого часто относят
    к отстающим. При подготовке к занятию,
    в его процессе хорошо успевающие дети
    станут помощниками педагога.

  • Фронтальные
    занятия.

    Их 
    содержанием может быть деятельность
    художественного характера. Например,
    музыкальные занятия, показ инсценировки,
    игра-путешествие, знакомство с произведениями
    искусства и т.п.

    Обучение 
    детей не ограничивается занятиями.
    Значительной частью знаний и умений
    ребенок овладевает без специального
    обучения, а в повседневном общении 
    со взрослыми, сверстниками, в ходе
    игр, наблюдений. Поэтому задача
    педагога – помочь ребенку
    приобрести полноценные
    знания вне занятий.

  1. Методы и
    приемы активизации познавательной деятельности.

    Слово
    метод в переводе с греческого
    языка означает исследование, способ,
    путь к достижению цели.

    Метод
    обучения – это система последовательных
    взаимосвязанных способов работы педагога
    и обучаемых детей, которые направлены
    на достижение дидактических задач.

    В дошкольной
    педагогике принята классификация, в основу
    которой положены основные формы мышления,
    определяющие характер способов деятельности
    детей в процессе обучения. К таким формам
    относятся наглядно-действенное и наглядно-образное
    мышления. В связи с этим главными методами
    обучения дошкольников являются практические,
    наглядные, словесные, игровые. Все эти
    методы в реальном процессе обучения используются
    в совокупности, в различных комбинациях
    друг с другом, а не изолированно.

    Наглядные
    методы.

    Познавательная 
    и практическая деятельность на занятиях
    может быть организована на основе наглядного
    показа соответствующих предметов и явлений.
    К группе наглядных методов обучения относятся
    наблюдение, демонстрация  наглядных
    пособий предметы, картины, диафильмы,
    слайды, видеозаписи, компьютерные программы.

    Наблюдение 
    – это умение всматриваться в явления
    окружающего мира, выделять в них существенное,
    основное, замечать происходящие изменения,
    устанавливать их причины, делать выводы. 
    Непосредственное наблюдение детьми изучаемых
    объектов имеет важное значение для формирования
    полноценных представлений и развития
    познавательных процессов – восприятия,
    памяти, мышления, воображения. В обучении
    дошкольников используют разные виды
    наблюдений: кратковременные и длительные,
    повторные и сравнительные.

    Демонстрация
    (рассматривание) картин,
    репродукций, диафильмов,
    слайдов, видеофильмов
    и других наглядных
    средств – важный метод обучения дошкольников,
    помогает  развивать наблюдательность,
    мыслительные процессы (сравнение, различение,
    обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать
    влияние на интересы, расширять кругозор
    детей.

    Практические 
    методы.

    Практические 
    методы обучения – это такие методы,
    с помощью которых педагог 
    придает познавательной деятельности
    детей, усвоению новых знаний, умений
    практический характер. Ведущими практическими 
    методами обучения являются упражнение,
    опыты и экспериментирование, моделирование.

    Упражнение
    – многократное повторение ребенком умственных
    или практических действий заданного
    содержания. Значительная часть содержания
    дошкольного обучения может быть усвоена
    ребенком посредством упражнений. Типы
    упражнений: подражательные, конструктивные,
    творческие.

    Опыты
    и экспериментирование 
    – особая форма поисковой деятельности
    ребенка, благодаря которой развивается
    наглядно-действенное мышление  ребенка.
    Развиваются наблюдательность, способность
    сравнивать, сопоставлять, высказывать
    предположения, делать выводы.

    Моделирование
    – наглядно-практический метод обучения.
    Метод моделирования заключается в том,
    что мышление ребенка развивают с помощью
    специальных схем, моделей, которые в наглядной
    и доступной для него форме воспроизводят
    скрытые свойства и связи того или иного
    объекта. В основе метода моделирования
    лежит принцип замещения: реальный предмет
    ребенок замещает другим предметом, его
    изображением, каким-либо условным знаком.
    Опыт замещения накапливается также при
    освоении речи, в изобразительной деятельности.
    Необходимо учитывать, что использование
    моделей возможно при условии сформированности
    у дошкольников умений анализировать,
    сравнивать, обобщать, абстрагироваться
    от несущественных признаков при познании
    предмета.

Источник