Роль обучения в развитии ребенка с овз

Роль обучения в развитии ребенка с овз thumbnail

Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии.

 Дети с отклонениями в развитии нуждаются с момента определения этого отклонения в особых условиях и методиках обучения. На данный момент известны две формы обучения детей с отклонениями: в домашних условиях и в специализированных учебных учреждениях. Обучение таких детей сводится к коррекционно-педагогической работе. Одной из главных целей обучения детей с нарушенным развитием является исправление психических и физических способностей ребенка, подготовка его к выполнению некоторых самостоятельных действий.

 Значение и роль обучения детей с нарушениями в развитии более точно раскрыл В. С. Леднев, который определил структуру этого понятия. Основываясь на его теории о воспитании таких детей, образование аномальных детей можно выразить в общественно организуемом процессе передачи знаний и навыков от одного поколения другому при определенных условиях.

 Обучение людей с дефектами отличается от программы обучения нормальных детей формой, содержанием, которое основано на трех основных аспектах:

 1) познавательном (обучение), который обеспечивает человека практическим опытом;

2) воспитательном (воспитание), при котором происходит воспитание физических, умственных и типологических свойств характера человека;

 3) учебном (развитие).

 Обучение в условиях нарушенного развития основано на процессе усвоения опыта, роль воспитания и дальнейшего развития второстепенны, но все три процесса взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Вся коррекционно-педагогическая работа направлена на исправление отклонений в развитии детей с аномальными дефектами.

На практике проведение учебно-воспитательной работы должно соответствовать только одному требованию: обучению и приспособлению аномальных людей к полноценной жизни в обществе путем преодоления психических и физических недостатков

развития и обучения применению новых знаний. Процесс адаптации в социальном обществе людей с аномальным развитием должен проводиться одновременно по всем направлениям: познавательному, эстетическому, трудовому и т. д. В процессе обучения людей с дефектами в развитии необходимо помнить о формировании нового характера такого человека, который стремится компенсировать свои недостатки и стать полноценным членом общества.

В процессе коррекционного развития состояние человека с дефектами постоянно изменяется, развиваются нравственные, физические, умственные навыки. Человек учится контролировать свою деятельность, приобретает социально-трудовой опыт.

Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей.

Работа с детьми с сенсорными наруш. должна закл:

1. В развитии оставшихся органов восприятия

2. В развитии активных форм детского опыта

Развитие ребенка с ОВЗ подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка.

Но для успешного обучения и воспит. детей с ОВЗ требуется спец.(коррекционная) педагогическое воздействие, кот. учитывает специфику у имеющего ребенка дефекта.

Цель педагог воздействия и преодоление вторичных дефектов.

Чем теснее связь вторичного отклонения с первичным, тем труднее его коррекция. Например, у тедей с нар.слуха тесно связано с нар. звукопроизношения. Словарный запас приобретается не только за счет устного, но и за счет чтения и письма.

Спец. обуч. ивопсит. детей с ОВЗ требует разработки специфических, педагогических приемов и методов создания особых техник и технологий. Такие технологии и техники нужны для обуч. глухих детей устной речи.

Главный путь компенсации с ОВЗ по Выготскому — это включение их в трудовую деят-ть, кот обеспечивает возможность сотрудничества. Например, Выготский отмечал большие возможности физ. компенсации у лиц с сенсорными наруш. (зрение и слух), что им доступны многие виды трудовой дея-ти, кот.не связаны с первичными наруш.

Вовлечение в труд.деят-ть обеспечивает для лиц с ОВЗ возможность вступления в жизнь и создает условия для полноценной интеграции общества.

Компенсация дефекта наиболее успешна, если дефект становится осознанным. Также зависит от личных предпосылок — это воля, мотивация и самопознание. Проблема компенсации по Выготскому разрешается путем биологич. и соц. факторов.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа № 5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Орехово-Зуево

Коррекционная роль обучения детей

с ограниченными возможностями здоровья

Автор статьи:

Бодрова Маргарита Анатольевна,

учитель русского языка

План:

  1. Сущность коррекционной работы. История вопроса.

  2. Коррекционная работа на уроках русского языка и чтения.

  3. Коррекционная работа в процессе трудового обучения.

  1. Вооружение обучающихся с ОВЗ общеобразовательными и профессионально- техническими знаниями в единстве с развитием их познавательных возможностей является одной из главных задач обучения умственно отсталого ребенка. Успех решения этих задач находится в прямой зависимости от того, как организуется и протекает коррекционная работа в школе. Для успешной коррекционной роли в обучении необходимо прежде всего отметить единство процесса обучения основам знаний и формирования личности ребенка. В процессе обучения в строгом единстве должно осуществляться вооружение учащихся знаниями основных наук и преобразование их познавательной деятельности. Только при сочетании активного умственного развития и практической деятельности можно осуществлять коррекционную работу в обучении.

Специальной задачей коррекционной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Еще в советские времена ведущие дефектологи провели ряд исследований по вопросам коррекции развития умственно отсталого ребенка в процессе общеобразовательного и трудового обучения. Общая черта этих исследований – доказательство ведущей роли обучения в коррекции недостатков познавательных процессов у детей и поиски педагогических условий, при которых коррекционное влияние обучения происходит наиболее эффективно.

Читайте также:  Роль компьютерных игр в развитии ребенка

Способ обучения, при котором учителя предлагают ученикам запоминать готовые ответы на те или иные вопросы, неэффективен как для усвоения материала, так и для развития мышления ученика.

В экспериментальных условиях обучающих знаний В.Н. Синев показывает, что при н некоторых условиях можно преодолеть трудности в обучении. Беседы с учениками показывают, что они владеют необходимыми представлениями, но активно использовать их не могут. Постоянная коррекционная работа по исправлению ответов учащихся приучает их к поиску правильного словесно-логического оформления своих наблюдений и обобщений.

С самого начала поступления ребенка в школу из-за отсутствия необходимых навыков он не способен к длительной устойчивой учебной работе. Поэтому в первые годы обучения коррекционно- воспитательная работа с ребенком является ведущей, главной.

В советской олигофренопедагогике под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Л.С. Выготский, Л. В. Занков, И.М. Соловьев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев и другие) выдвинут новый принцип коррекционно-воспитательной работы, основное значение которого заключается в том, сто исправление дефектов познавательных процессов у умственно отсталых детей не выделяется в особенные занятия, как это имеет место в системе сенсорной культуры Монтессори, а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Воспитание – это организация условий, и чем целесообразнее будут организованы условия, тем успешнее результаты воспитания и обучения. Обучение школьным знаниям и приобретение навыков в коррекционной школе также подчинено задаче коррекции умственного развития учащихся. Каждый новый шаг в усвоении знаний и навыков должен быть и новым шагом в умственном развитии и коррекции личности ребенка. В процессе обучения у учащихся воспитывается умение сравнивать, обобщать. Все это делается в период обучения грамоте, и при решении математических задач, и при чтении текста, и при рассматривании картинки.

Весь учебный процесс основан на решении коррекционно-развивающей задачи всемерно преодолевать умственную недостаточность ребенка. Коррекционная работа должна строиться на сочетании общих усилий педагога, психолога, логопеда, семьи. Только тогда ощутимы результаты обучения и воспитания, когда все условия, окружающие ребенка, изменяют и формируют его личность организованно и в одном направлении. И, наоборот, если влияния действуют бессистемно и направлены на достижение разных целей, то будут ощущаться большие затруднения в воспитании и обучении.

Коррекционной задачей воспитания и обучения в отношении формирования личностных качеств учащихся является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении ученика в разных ситуациях. Г.М. Дульнев показывает, что по мере возрастающего влияния обучения на умственное развитие учащихся происходят значительные сдвиги в соотношении между интеллектуальными м эффективными компонентами личности. В начале обучения в школе аффективные проявления часто определяют весь характер поведения детей. Позднее характер поведения учащихся становится более осмысленным. Сущность коррекционно-развивающей работы избирается с учетом особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.

  1. Коррекционная работа не является особенной областью, изолированной от всей остальной работы школы. Все виды мероприятий рассматриваются под углом коррекционной задачи и выполняют функции коррекции. Например, предметные уроки в 1 классе должны не только обогащать учеников знаниями, но и развивать у них способность к обобщению, к абстрактному мышлению. Слабость осмысления внешнего мира, недоразвитая речь, сниженная эмоциональность , крайняя ограниченность интересов и недостаточная любознательность приводят к тому, что окружающая обстановка мало побуждает детей задавать вопросы и высказываться относительно предметов, с которыми они действуют, и явлений, которые они наблюдают. С первого класса большое внимание уделяется систематической коррекционной работе по исправлению недостатков произношения, обогащению словаря, уточнению грамматического строя речи детей. В дальнейшем коррекционная работа осуществляется в процессе обучения умственно отсталых детей элементарным общеобразовательным знаниям.

Коррекционная работа является стержнем всего педагогического процесса с 1 по 9 класс. С детьми, начинающими обучение, проводится значительный по срокам пропедевтический период работы. В этом периоде обучения особое внимание обращается на воспитание у детей фонематического слуха, обогащение их представлений об окружающем мире, воспитываются простые навыки самообслуживания, исправляются недостатки произвольных движений.

Так как я работаю учителем русского языка в 5-9 классах, остановлюсь на своем предмете. На протяжении всего процесса обучения на уроках русского языка вырабатываются навыки аккуратного разборчивого и грамотного письма. Учащиеся правильно и последовательно учатся излагать свои мысли в устной и письменной форме. Организуя прохождение с учащимися курса грамматики, учитель не должен ограничиваться только курсом упражнений, проводимых на уроках по данному разделу. Элементы грамматики должны входить в процесс работы по всем разделам этого учебного предмета. Использую разнообразные виды работ: письмо под диктовку, выполнение упражнений с пропуском букв, работа с деформированным текстом, словарная работа, выполнение упражнений творческого характера, работа с картинками. Каждый вид работы должен быть продуман учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Читайте также:  Психологическая характеристика развития ребенка на разных

Коррекционная работа на уроках чтения направлена на развитие мышления, творческих способностей учащихся, на формирование образных представлений об окружающем мире. Используя изучаемые произведения и осуществляя связь с жизнью, учитель целенаправленно воздействует на ученика. На уроках чтения и развития речи добиваюсь от детей выразительности при чтении текста, воспитывая любовь к чтению. Это способствует развитию кругозора детей, выработке навыка правильного, беглого, выразительного чтения. Считаю нужным разъяснять лексическое значение незнакомых слов, выражений. Большую роль играет наглядность на уроках, использование ИКТ.

Независимо от того, какой предмет преподает тот или иной учитель, считаю, что коррекционную работу надо строить так, чтобы на каждом уроке ученики имели возможность самостоятельного поиска, открытия. Только так можно заинтересовать их, пробуждая детский интерес и тем самым способствуя усвоению изучаемого материала. Только такие знания будут прочно усвоенными.Коррекционная школа обучает детей, у которых в силу различных причин нарушена высшая нервная деятельность. Отсюда в задачу школы входит коррекция недостатков развития ребенка на уроках трудового обучения. Длительные наблюдения показали, что труд в системе воспитания и обучения детей с ОВЗ имеет исключительно большое значение. В процессе трудового обучения решается ряд важнейших педагогических задач: подготовка учащихся к практической работе, формирование у них производственных навыков, воспитание умения планировать свою работу, социализация в обществе. Труд является верным средством коррекции целого ряда физических и психических недостатков учащихся. Выпускники по окончании обучения должны быть подготовлены к включению в социум. Это придает особую ответственность и важность делу воспитания у ребят таких качеств личности, которые соответствовали бы потребностям общества: пониманию доступных ученикам вспомогательных видов физического труда; пониманию необходимости соблюдения трудовой дисциплины, бережного отношения к общественным материальным ценностям. Использование труда в качестве средства коррекции физических недостатков детей идет по линии исправления органов восприятия и двигательной сферы ребенка. Работая, он действует, используя имеющиеся способности, и тем самым развивает их. В процессе работы им усваивается большое количество разнообразных знаний и навыков, способствующих общему развитию и необходимых в трудовой деятельности. На уроках трудового обучения дети практически знакомятся с техническими применениями и способами обработки различных материалов. Все полученные знания расширяют кругозор, развивают любознательность, корригируют все недостатки обучающихся с ОВЗ.

Выводы.

  1. Коррекционная роль в обучении играет особенно эффективную роль в развитии учащихся, когда создаются необходимые условия для формирования осознанного усвоения учебного материала.

  2. Коррекционная работа будет плодотворна тогда, когда в тесной связи находятся задачи обучения и трудовой подготовки с вопросами формирования личности ребенка с ОВЗ.

  3. Большое значение в формировании умственно отсталых школьников имеет практическая деятельность.

  4. Трудовое обучение оказывает огромное корригирующее воздействие на смягчение недостатков физического и психического развития, способствует усвоению и закреплению полученных знаний.

Литература

  1. Дульнев Г.М. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1971.

  2. Матвеева М.В., Станпакова С.Д. Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательного учреждения, Форум, 2019.

  3. Шамарина Е.В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР. М.: Книголюб, 2014.

7

Источник

Роль дополнительного образования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

С.А.Давыдова,

Междуреченский городской округ, Кемеровская обл.

Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи с тем , что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И.В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения [1;2].

Читайте также:  Дидактические игры для развития эмоциональной сферы ребенка

С раннего детства «дети особой заботы» сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», формируется заниженная самооценка, они боятся лишний раз показаться в обществе. Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию[2;2].

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и задачами национальной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения[1;2].

В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» (далее в тексте «Центр детского творчества») реализуется дополнительная образовательная программа «Я среди других», где с «детьми особой заботы» занимается педагог-психолог. Проводя на каникулах совместный мастер-класс по Оригами, я увидела заинтересованность детей родителей. После мастер-класса я пригласила их в свое творческое объединение «Модульное оригами». Сформировалась группа 8 человек (дети с диагнозом ДЦП, аутизм, синдром Дауна, ЗПР). У родителей было одно условие – дети должны заниматься не индивидуально, а в группе с обычными детьми. У меня было опасение, что дети с ОВЗ замкнутся и не будут работать на занятиях, но оно было напрасным. Дети очень быстро нашли общий язык, научились сотрудничать друг с другом, на занятиях всегда дружеская обстановка, что способствует более быстрому раскрепощению детей.

Я считаю, что учреждения дополнительного образования дают больше возможностей детям для самореализации и раскрытия своих способностей, а «детям особой заботы» данные учреждения помогают развиваться как личности. Посещая занятия, они находят для себя тот вид деятельности, в котором им более комфортно и возможно в дальнейшем может стать его профессией. А самое главное, что в учреждениях дополнительного образования создается «ситуация успеха», что положительно влияет на развитие и социализацию «детей особой заботы». Они не чувствуют себя какими то другими, а наравне с обычными детьми выполняют задания.

Программа «Оригами модульное» включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, аппликация и квиллинг. В учебной группе по 10-12 человек, дети с ОВЗ и обычные дети, дети разного возраста, иногда и разного года обучения.

Нетрадиционные формы проведения занятий развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу, к инновациям. Свои занятия строю по такой схеме:

– Рефлексия (при помощи психологических упражнений настраиваю детей на работу, узнаю их настроение);

– Вводная часть (рассказываю, что мы будем делать на занятии, загадываю им загадки или читаю стих по теме занятия);

– Просмотр мастер-класса;

– Практическая часть;

-Рефлексия (подведение итогов, оценивание своей работы и обязательно узнаю с каким настроением учащиеся уходят с занятия).

При проведении занятий использую нетрадиционный формы и методы проведения занятия, такие как викторина, игра-путешествие, тренинги. Так же использую интерактивную доску для демонстрации схем изготовления фигур, презентаций, просмотра мастер-классов. Для того, чтобы «дети особой заботы» быстрее адаптировались в коллективе, я прошу учащихся без ОВЗ быть моими помощниками при проведении занятия, мастер-класса или семейной мастерской. Тем самым воспитываю в учащихся терпимость, чувство сопереживания. Так же на свои занятия и мероприятия я приглашаю родителей или других членов семьи «особенных» деток. Ведь ничто так не сближает семью, как совместное творчество и досуг. Это позволяет родителям увидеть своих детей с другой стороны и немного отвлечься от повседневных проблем.

В декабре 2016 года были отправлены первые 2 работы на Международный творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Как прекрасен мир». Работы детей и диплом за работу можно посмотреть пройдя по ссылкам.

Ссылки на конкурсные работы и диплом:

Конкурсная работа «Клубника» https://www.art-talant.org/raboty/item-358512.html

Конкурсная работа «Цыпленок» https://www.art-talant.org/raboty/item-358513.html

Диплом https://ok.ru/dk?cmd=PopLayerPhoto&st.layer.cmd=PopLayerPhotoOuter&st.layer.tfList=-&st.layer.dim=596e842&st.layer.type=ATTACHMENT&st.layer.revNav=off&st.layer.limitedUi=false&st.layer.sphotoIds=850856909705&st.layer.showNav=off&st.layer.photoId=850856909705&st.layer.navStartPhotoId=850856909705&st.layer.authorId=568437990281&st.layer.blobIds=0&st.layer.sbd=off&st.layer.time=1484193257303&st.cmd=altGroupMain&st.groupId=54274811887871&st.referenceName=mbudotsent

Список литературы

  1. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/03/29/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-rabote.

  2. Паршутина С. В. Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, – 2015.- С.211-213.

  3. Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребёнок — обычное детство. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». – 2013.С.110 .

Источник