Роль обучения в развитии ребенка

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в, процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту существенно новую идею выдвинул Л.С.Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой. В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий, уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие личности по всем направлениям.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л.С.Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в достаточной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия — важнейший механизм развития; соблюдение этапов

Средства обучения

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка с проблемами развития

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).

Средства обучения — это источники получения знаний, формирования умений.

Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком – смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также Специальных средств обучения.

Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функ-циг, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются:

на визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т.п.;

аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.

аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковые фильмы, телевидение и т.п.

Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.

Простые средства:

словесные (учебники и другие тексты);

визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.

Источник

Êîíöåïöèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î ðîëè îáó÷åíèÿ. Ïîíÿòèå çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ðàññòîÿíèÿ ìåæäó óðîâíåì àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è óðîâíåì âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ, îïðåäåëåííîãî ñ ïîìîùüþ çàäà÷, ðåøàåìûõ ïîä ðóêîâîäñòâîì âçðîñëûõ. Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà

ïî ïñèõîëîãèè ¹2

Òåìà 7. Ðîëü îáó÷åíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà

ñòóäåíòêè 17 ãðóïïû

çàî÷íîãî äîøêîëüíîãî îòäåëåíèÿ

Òîðæîêñêîãî ïåäêîëëåäæà

×óåâîé Îëüãè Íèêîëàåâíû

Ïëàí

Ââåäåíèå

1. Êîíöåïöèÿ Ë. Ñ. Âûãîòñêîãî î âåäóùåé ðîëè îáó÷åíèÿ

2. Ïîíÿòèå çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ

3. Õàðàêòåðèñòèêà ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà

Ëèòåðàòóðà

Ââåäåíèå

Äâèæåíèå èñòîðèè, êàê è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå êîíêðåòíîãî ðåáåíêà, íåâîçìîæíî áåç àêòèâíîé ïåðåäà÷è íîâûì ïîêîëåíèÿì äîñòèæåíèé ÷åëîâå÷åñêîé êóëüòóðû. Ïðè÷åì ñàìè ýòè äîñòèæåíèÿ â èõ ôèçè÷åñêîé ôîðìå ìåðòâû è áåñïîìîùíû. Îíè ìîãóò áûòü ïåðåäàíû íîâûì ïîêîëåíèÿì òîëüêî ÷åðåç ïîñðåäíè÷åñòâî æèâûõ ëþäåé, óæå âïèòàâøèõ â ñåáÿ äóõ êóëüòóðû è ñïîñîáíûõ ðàñêðûòü åãî äëÿ ðåáåíêà.

Âçðîñëûå ÿâëÿþòñÿ ïîñðåäíèêàìè ìåæäó ðåáåíêîì è èäåàëüíûìè ôîðìàìè êóëüòóðû. Ïðîöåññ ýòîãî ïîñðåäíè÷åñòâà â øèðîêîì ñìûñëå è ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññîì îáó÷åíèÿ. Äàëåêî íå âñåãäà ýòîò ïðîöåññ îñóùåñòâëÿåòñÿ îðãàíèçîâàííî è öåëåíàïðàâëåííî.

Î÷åíü ÷àñòî îáó÷åíèå ïðîèñõîäèò ñòèõèéíî: ðåáåíîê ó÷èòñÿ èãðàòü, ãîâîðèòü, ðàññóæäàòü èëè ñëóøàòü ìóçûêó, âîâñå íå ïîäîçðåâàÿ, ÷òî îí ó÷èòñÿ. Íî âî âñåõ ñëó÷àÿõ îí íå ïðîñòî äåéñòâóåò ñ ïðåäìåòàìè èëè âîñïðèíèìàåò ñåíñîðíûå ñòèìóëû, íî ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî îòêðûâàåò äëÿ ñåáÿ èõ ÷åëîâå÷åñêèé ñìûñë è òåì ñàìûì ïðèîáùàåòñÿ ê ÷åëîâå÷åñêîìó ñïîñîáó æèçíè.

Ïðîáëåìà îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ âñåãäà áûëà îäíîé èç öåíòðàëüíûõ äëÿ äåòñêîé ïñèõîëîãèè, íî ðåøàëàñü îíà ïî-ðàçíîìó, â çàâèñèìîñòè îò èñõîäíûõ ïðåäñòàâëåíèé î ñóùíîñòè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ.

1. Êîíöåïöèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î âåäóùåé ðîëè îáó÷åíèÿ

Ë. Ñ. Âûãîòñêèé ñôîðìóëèðîâàë ðÿä çàêîíîâ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà:

1) äåòñêîå ðàçâèòèå èìååò ñâîé îïðåäåëåííûé ðèòì è òåìï, êîòîðûé ìåíÿåòñÿ â ðàçíûå ãîäû æèçíè. Òàêèì îáðàçîì, ãîä æèçíè â ìëàäåí÷åñòâå íå ðàâíÿåòñÿ ãîäó æèçíè â îòðî÷åñòâå;

2) ðàçâèòèå ýòî öåïü êà÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé. Òàêèì îáðàçîì, ïñèõèêà ðåáåíêà êà÷åñòâåííî îòëè÷àåòñÿ îò ïñèõèêè âçðîñëîãî;

3) êàæäàÿ ñòîðîíà â ïñèõèêå ðåáåíêà èìååò ñâîé îïòèìàëüíûé ïåðèîä ðàçâèòèÿ ýòî çàêîí íåðàâíîìåðíîñòè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ;

4) çàêîí ðàçâèòèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ãëàñèò, ÷òî îíè âîçíèêàþò âíà÷àëå êàê ôîðìà êîëëåêòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà, êàê ôîðìà ñîòðóäíè÷åñòâà ñ äðóãèìè ëþäüìè è ëèøü ïîòîì ñòàíîâÿòñÿ èíäèâèäóàëüíûìè ôóíêöèÿìè è ñïîñîáíîñòÿìè ñàìîãî ðåáåíêà. Íàïðèìåð, ðå÷ü ýòî ñíà÷àëà ñðåäñòâî îáùåíèÿ ìåæäó ëþäüìè, à â õîäå ðàçâèòèÿ îíà ñòàíîâèòñÿ âíóòðåííåé è íà÷èíàåò âûïîëíÿòü èíòåëëåêòóàëüíóþ ôóíêöèþ. Îòëè÷èòåëüíûìè îñîáåííîñòÿìè âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ÿâëÿþòñÿ îñîçíàííîñòü, ïðîèçâîëüíîñòü, îïîñðåäîâàííîñòü, ñèñòåìíîñòü. Îíè ôîðìèðóþòñÿ â òå÷åíèå æèçíè â ïðîöåññå îâëàäåíèÿ ñïåöèàëüíûìè ñðåäñòâàìè, êîòîðûå âûðàáîòàíû â õîäå èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îáùåñòâà. Ðàçâèòèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðîòåêàåò â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ è óñâîåíèÿ;

5) äåòñêîå ðàçâèòèå ïîä÷èíÿåòñÿ îáùåñòâåííî-èñòîðè÷åñêèì, à íå áèîëîãè÷åñêèì çàêîíàì. Ðàçâèòèå ðåáåíêà ïðîèñõîäèò ñ ïîìîùüþ óñâîåíèÿ èì âûðàáîòàííûõ èñòîðè÷åñêè ñïîñîáîâ è ôîðì äåÿòåëüíîñòè. Îòå÷åñòâåííàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïåäàãîãèêà èñõîäÿò èç ñôîðìóëèðîâàííîãî Ë. Ñ. Âûãîòñêèì ïîëîæåíèÿ î âåäóùåé ðîëè îáó÷åíèÿ ïî îòíîøåíèþ ê ïñèõè÷åñêîìó ðàçâèòèþ.

Îïèðàÿñü íà ðåàëüíî äîñòèãíóòûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ, îáó÷åíèå äîëæíî âñåãäà íåñêîëüêî îïåðåæàòü åãî, ñòèìóëèðîâàòü, âåñòè çà ñîáîé. Èíûìè ñëîâàìè, îâëàäåíèå çíàíèÿìè äîëæíî áûòü îðãàíèçîâàíî òàê, ÷òîáû âíîñèòü íîâûå ýëåìåíòû â äåÿòåëüíîñòü, ôîðìèðîâàòü íîâûå îòíîøåíèÿ, íîâûé óðîâåíü ñïîñîáíîñòåé è òåì ñàìûì îáåñïå÷èâàòü ðàçâèòèå. Êîíå÷íî, ñòåïåíü îïåðåæåíèÿ íå áåçãðàíè÷íà, îíà îïðåäåëÿåòñÿ ñîçðåâàíèåì îðãàíèçìà, â òîì ÷èñëå ìîçãîâûõ ñòðóêòóð, ñîñòàâîì íàêîïëåííîãî îïûòà.

Òàêîå îáó÷åíèå íàçûâàåòñÿ ðàçâèâàþùèì, à åãî ñòðóêòóðà ÷àùå âñåãî íîñèò «çàäà÷íûé» õàðàêòåð. Ýòî çíà÷èò, ÷òî ñîäåðæàíèå èçó÷àåìîãî ïðåäñòà¸ò ïåðåä ó÷àùèìèñÿ êàê öåïî÷êà çàäà÷ è ñîçäàþùèõñÿ íà èõ îñíîâå çàäà÷íûõ (ïðîáëåìíûõ) ñèòóàöèé.

Èäåè Ë. Ñ. Âûãîòñêîãî èìåëè ðàçâèòèå â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè è ïðèâåëè ê òàêèì ïîëîæåíèÿì:

1) íèêàêîå âîçäåéñòâèå âçðîñëîãî íà ïðîöåññû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íå ìîæåò áûòü îñóùåñòâëåíî áåç ðåàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ñàìîãî ðåáåíêà. Ïðîöåññ ñàìîãî ðàçâèòèÿ çàâèñèò îò òîãî, êàê ýòà äåÿòåëüíîñòü áóäåò îñóùåñòâëÿòüñÿ. Ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ýòî ñàìîäâèæåíèå ðåáåíêà áëàãîäàðÿ åãî äåÿòåëüíîñòè ñ ïðåäìåòàìè, à ôàêòû íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû ýòî ëèøü óñëîâèÿ, êîòîðûå îïðåäåëÿþò íå ñóòü ïðîöåññà ðàçâèòèÿ, à ëèøü ðàçëè÷íûå âàðèàöèè â ïðåäåëàõ íîðìû. Òàê âîçíèêëà èäåÿ î âåäóùåì òèïå äåÿòåëüíîñòè êàê êðèòåðèè ïåðèîäèçàöèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà;

2) âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî â íåé ïåðåñòðàèâàþòñÿ îñíîâíûå ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû è ïðîèñõîäÿò èçìåíåíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè íà äàííîé ñòàäèè åå ðàçâèòèÿ. Ôîðìà è ñîäåðæàíèå âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè çàâèñÿò îò êîíêðåòíî-èñòîðè÷åñêèõ óñëîâèé, â êîòîðûõ ïðîòåêàåò ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ñìåíà âåäóùèõ òèïîâ äåÿòåëüíîñòè ïîäãîòàâëèâàåòñÿ äëèòåëüíî è ñâÿçàíà ñ âîçíèêíîâåíèåì íîâûõ ìîòèâîâ, êîòîðûå ïîáóæäàþò ðåáåíêà ê èçìåíåíèþ ïîëîæåíèÿ, çàíèìàåìîãî èì â ñèñòåìå îòíîøåíèé ñ äðóãèìè ëþäüìè.

 ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà âíà÷àëå ïðîèñõîäèò îñâîåíèå ìîòèâàöèîííîé ñòîðîíû äåÿòåëüíîñòè, èíà÷å ïðåäìåòíûå ñòîðîíû íå èìåþò äëÿ ðåáåíêà ñìûñëà, çàòåì ïðîèñõîäèò îñâîåíèå îïåðàöèîííî-òåõíè÷åñêîé ñòîðîíû. Òàêæå â ðàçâèòèè ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ÷åðåäîâàíèå ýòèõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè. Ôîðìèðîâàíèå ðåáåíêà êàê ÷ëåíà îáùåñòâà ïðîèñõîäèò ïðè óñâîåíèè îáùåñòâåííî âûðàáîòàííûõ ñïîñîáîâ äåéñòâèé ñ ïðåäìåòàìè.

Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ èñõîäèò èç òîãî, ÷òî ïîçíàâàòåëüíûå âîçìîæíîñòè îáó÷àåìûõ íå ÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûìè, à ôîðìèðóþòñÿ â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ. Îáó÷åíèå ýòî äâèæóùàÿ ñèëà ðàçâèòèÿ ó ÷åëîâåêà. Îáó÷åíèå íå äîëæíî ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê ðàçâèòèþ è «ïëåñòèñü ó íåãî â õâîñòå». Êîíå÷íî, îáó÷åíèå äîëæíî ó÷èòûâàòü äîñòèãíóòûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ, íî íå äëÿ òîãî, ÷òîáû íà íåì îñòàíàâëèâàòüñÿ, à äëÿ òîãî, ÷òîáû âåñòè ýòî ðàçâèòèå äàëüøå, ÷òîáû ïîíÿòü, êàêèì äîëæåí áûòü ñëåäóþùèé øàã.

Ïîýòîìó, ñîãëàñíî Âûãîòñêîìó, îáó÷åíèå äîëæíî èäòè âïåðåäè ðàçâèòèÿ, îïåðåæàòü åãî è âåñòè çà ñîáîé. Îáó÷åíèå íå òîæäåñòâåííî ðàçâèòèþ, îíî ñîçäàåò çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ è ïðèâîäèò â äâèæåíèå âíóòðåííèå ïðîöåññû ðàçâèòèÿ, êîòîðûå â ñàìîì íà÷àëå äëÿ ðåáåíêà âîçìîæíû òîëüêî â ïðîöåññå ñîòðóäíè÷åñòâà ñ òîâàðèùàìè è âçàèìîäåéñòâèÿ ñî âçðîñëûìè. Ïðîíèçûâàÿ âåñü õîä ðàçâèòèÿ, îíè ñòàíîâÿòñÿ äîñòîÿíèåì ñàìîãî ðåáåíêà.

2. Ïîíÿòèå çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ

Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ýòî ðàññòîÿíèå ìåæäó óðîâíåì àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è óðîâíåì âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ, îïðåäåëÿåìûì ñ ïîìîùüþ çàäà÷, ðåøàåìûõ ïîä ðóêîâîäñòâîì âçðîñëûõ. Êàê ïèøåò Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, “çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ îïðåäåëÿåò ôóíêöèè, íå ñîçðåâøèå åùå, íî íàõîäÿùèåñÿ â ïðîöåññå ñîçðåâàíèÿ; ôóíêöèè, êîòîðûå ìîæíî íàçâàòü íå ïëîäàìè ðàçâèòèÿ, à ïî÷êàìè ðàçâèòèÿ, öâåòàìè ðàçâèòèÿ”. “Óðîâåíü àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóåò óñïåõè ðàçâèòèÿ, èòîãè ðàçâèòèÿ íà â÷åðàøíèé äåíü, à çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóåò óìñòâåííîå ðàçâèòèå íà çàâòðàøíèé äåíü”. Ïîíÿòèå «çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ» èìååò âàæíîå òåîðåòè÷åñêîå çíà÷åíèå è ñâÿçàíî ñ òàêèìè ôóíäàìåíòàëüíûìè ïðîáëåìàìè äåòñêîé è ïåäàãîãè÷åñêîé ïñèõîëîãèè, êàê âîçíèêíîâåíèå è ðàçâèòèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ñîîòíîøåíèå îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, äâèæóùèå ñèëû è ìåõàíèçìû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ëîãè÷åñêîå ñëåäñòâèå çàêîíà ñòàíîâëåíèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, êîòîðûå ôîðìèðóþòñÿ ñíà÷àëà â ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, â ñîòðóäíè÷åñòâå ñ äðóãèìè ëþäüìè, è ïîñòåïåííî ñòàíîâÿòñÿ âíóòðåííèìè ïñèõè÷åñêèìè ïðîöåññàìè ñóáúåêòà. Êîãäà ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ ôîðìèðóåòñÿ â ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, îí íàõîäèòñÿ â çîíå áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ; ïîñëå ôîðìèðîâàíèÿ îí ñòàíîâèòñÿ ôîðìîé àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ñóáúåêòà.

Ôåíîìåí çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ñâèäåòåëüñòâóåò î âåäóùåé ðîëè îáó÷åíèÿ â óìñòâåííîì ðàçâèòèè äåòåé. “Îáó÷åíèå òîëüêî òîãäà õîðîøî, ïèñàë Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, êîãäà îíî èäåò âïåðåäè ðàçâèòèÿ”. Òîãäà îíî ïðîáóæäàåò è âûçûâàåò ê æèçíè ìíîãî äðóãèõ ôóíêöèé, ëåæàùèõ â çîíå áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ. Ïðèìåíèòåëüíî ê øêîëå ýòî îçíà÷àåò, ÷òî îáó÷åíèå äîëæíî îðèåíòèðîâàòüñÿ íå ñòîëüêî íà óæå ñîçðåâøèå ôóíêöèè, ïðîéäåííûå öèêëû ðàçâèòèÿ, ñêîëüêî íà ñîçðåâàþùèå ôóíêöèè.

Âîçìîæíîñòè îáó÷åíèÿ âî ìíîãîì îïðåäåëÿþòñÿ çîíîé áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ. Îáó÷åíèå, ðàçóìååòñÿ, ìîæåò îðèåíòèðîâàòüñÿ íà óæå ïðîéäåííûå öèêëû ðàçâèòèÿ ýòî íèçøèé ïîðîã îáó÷åíèÿ, íî îíî ìîæåò îðèåíòèðîâàòüñÿ íà åùå íå ñîçðåâøèå ôóíêöèè, íà çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, ÷òî õàðàêòåðèçóåò âûñøèé ïîðîã îáó÷åíèÿ. Ìåæäó ýòèìè ïîðîãàìè è íàõîäèòñÿ îïòèìàëüíûé ïåðèîä îáó÷åíèÿ. “Ïåäàãîãèêà äîëæíà îðèåíòèðîâàòüñÿ íå íà â÷åðàøíèé, à íà çàâòðàøíèé äåíü äåòñêîãî ðàçâèòèÿ”, ïèñàë Ë.Ñ. Âûãîòñêèé. Îáó÷åíèå ñ îðèåíòàöèåé íà çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ìîæåò âåñòè ðàçâèòèå âïåðåä, èáî òî, ÷òî ëåæèò â çîíå áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, â îäíîì âîçðàñòå ïðåîáðàçóåòñÿ, ñîâåðøåíñòâóåòñÿ è ïåðåõîäèò íà óðîâåíü àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ â ñëåäóþùåì âîçðàñòå, íà íîâîé âîçðàñòíîé ñòàäèè. Ðåáåíîê â øêîëå îñóùåñòâëÿåò äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ ïîñòîÿííî äàåò åìó âîçìîæíîñòü ðîñòà. Ýòà äåÿòåëüíîñòü ïîìîãàåò åìó ïîäíÿòüñÿ êàê áû âûøå ñàìîãî ñåáÿ.

Êàê âñÿêàÿ öåííàÿ èäåÿ, ïîíÿòèå çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ èìååò áîëüøîå ïðàêòè÷åñêîå çíà÷åíèå äëÿ ðåøåíèÿ âîïðîñà îá îïòèìàëüíûõ ñðîêàõ îáó÷åíèÿ, ïðè÷åì ýòî îñîáåííî âàæíî êàê äëÿ ìàññû äåòåé, òàê è äëÿ êàæäîãî îòäåëüíîãî ðåáåíêà. Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ñèìïòîì, êðèòåðèé â äèàãíîñòèêå óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Îòðàæàÿ îáëàñòü åùå íå ñîçðåâøèõ, íî óæå ñîçðåâàþùèõ ïðîöåññîâ, çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ äàåò ïðåäñòàâëåíèå î âíóòðåííåì ñîñòîÿíèè, ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòÿõ ðàçâèòèÿ è íà ýòîé îñíîâå ïîçâîëÿåò ñäåëàòü íàó÷íî îáîñíîâàííûé ïðîãíîç è äàòü ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè.

Îïðåäåëåíèå îáîèõ óðîâíåé ðàçâèòèÿ àêòóàëüíîãî è ïîòåíöèàëüíîãî, à òàêæå îäíîâðåìåííî è çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, ñîñòàâëÿåò âìåñòå òî, ÷òî Ë.Ñ. Âûãîòñêèé íàçûâàë íîðìàòèâíîé âîçðàñòíîé äèàãíîñòèêîé â îòëè÷èå îò ñèìïòîìàòè÷åñêîé äèàãíîñòèêè, îïèðàþùåéñÿ ëèøü íà âíåøíèå ïðèçíàêè ðàçâèòèÿ. Âàæíûì ñëåäñòâèåì ýòîé èäåè ìîæíî ñ÷èòàòü è òî, ÷òî çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíà êàê ïîêàçàòåëü èíäèâèäóàëüíûõ ðàçëè÷èé äåòåé.

3. Õàðàêòåðèñòèêà ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà

âûãîòñêèé îáó÷åíèå ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòîê

Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò (îò 1011 äî 15 ëåò) íàñòîëüêî ñâîåîáðàçåí è èíòåðåñåí òî÷êè çðåíèÿ ïñèõîëîãèè) äëÿ ó÷èòåëÿ, âîñïèòàòåëÿ, ÷òî åñòü îïðåäåëåííûå îñíîâàíèÿ ðàññìàòðèâàòü îñîáåííîñòè ýòîãî âîçðàñòà â áîëåå òåñíîé ñâÿçè ñ ïðîáëåìàìè âîñïèòàíèÿ, ÷åì ìû ýòî äåëàåòñÿ ïî îòíîøåíèþ ê ìëàäøåìó øêîëüíîìó âîçðàñòó. Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò îñòðî ïðîòåêàþùèé ïåðåõîä îò äåòñòâà ê âçðîñëîñòè, â êîòîðîì âûïóêëî ïåðåïëåòàþòñÿ ïðîòèâîðå÷èâûå òåíäåíöèè. Ñ îäíîé ñòîðîíû, äëÿ ýòîãî ñëîæíîãî ïåðèîäà ïîêàçàòåëüíû íåãàòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ, äèñãàðìîíè÷íîñòü â ñòðîåíèè ëè÷íîñòè, ñâåðòûâàíèå ïðåæäå óñòàíîâèâøåéñÿ ñèñòåìû èíòåðåñîâ ðåáåíêà, ïðîòåñòóþùèé õàðàêòåð åãî ïîâåäåíèÿ ïî îòíîøåíèþ ê âçðîñëûì.

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò îòëè÷àåòñÿ è ìíîæåñòâîì ïîëîæèòåëüíûõ ôàêòîðîâ: âîçðàñòàåò ñàìîñòîÿòåëüíîñòü ðåáåíêà, áîëåå ðàçíîîáðàçíûìè è ñîäåðæàòåëüíûìè ñòàíîâÿòñÿ îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè äåòüìè è âçðîñëûìè, çíà÷èòåëüíî ðàñøèðÿåòñÿ ñôåðà åãî äåÿòåëüíîñòè è ò. ä. Ãëàâíîå, äàííûé ïåðèîä îòëè÷àåòñÿ âûõîäîì ðåáåíêà íà êà÷åñòâåííî íîâóþ ñîöèàëüíóþ ïîçèöèþ, â êîòîðîé ôîðìèðóåòñÿ åãî ñîçíàòåëüíîå îòíîøåíèå ê ñåáå êàê ÷ëåíó îáùåñòâà.

Ñîãëàñíî êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêîé êîíöåïöèè Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî âñå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè ñóùåñòâóþò è ðàçâèâàþòñÿ íå êàæäàÿ ñàìà ïî ñåáå, íå àâòîìàòè÷åñêè, à â îïðåäåëåííîé çàêîíîìåðíîñòè åå ðàçâèòèÿ â ñèñòåìå âñåõ ôóíêöèé ÷åëîâåêà, íàïðàâëÿåìûõ åãî èíòåðåñàìè, âëå÷åíèÿìè, ñòðåìëåíèÿìè, ò.å. îáùåé íàïðàâëåííîñòüþ ëè÷íîñòè. Ë.Ñ. Âûãîòñêèé ïîäðîáíî ðàññìàòðèâàë ïðîáëåìó èíòåðåñîâ â ïåðåõîäíîì âîçðàñòå, íàçûâàÿ åå “êëþ÷îì êî âñåé ïðîáëåìå ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîäðîñòêà”.  ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, ïîä÷åðêèâàë Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, èìååò ìåñòî ðàçðóøåíèå è îòìèðàíèå ñòàðûõ, äåòñêèõ èíòåðåñîâ è ñîçðåâàíèå, è ðàçâèòèå íîâûõ.

Источник

Читайте также:  Как делать массаж ребенку для развития речи