Роль обучения в психическом развитии ребенка выготский
В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. “Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования”
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
- 1) детское развитие имеет свой определенный ритм и темп, который меняется в разные годы жизни. Таким образом, год жизни в младенчестве не равняется году жизни в отрочестве;
- 2) развитие – это цепь качественных изменений. Таким образом, психика ребенка качественно отличается от психики взрослого;
- 3) каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон неравномерности детского развития;
- 4) закон развития высших психических функций гласит, что они возникают вначале как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь потом становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Например, речь – это сначала средство общения между людьми, а в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительными особенностями высших психических функций являются осознанность, произвольность, опосредованность, системность. Они формируются в течение жизни в процессе овладения специальными средствами, которые выработаны в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций протекает в процессе обучения и усвоения;
- 5) детское развитие подчиняется общественно-историческим, а не биологическим законам. Развитие ребенка происходит с помощью усвоения им выработанных исторически способов и форм деятельности. Отечественная психология и педагогика исходят из сформулированного Л.С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию.
Опираясь на реально достигнутый уровень развития, обучение должно всегда несколько опережать его, стимулировать, вести за собой. Иными словами, овладение знаниями должно быть организовано так, чтобы вносить новые элементы в деятельность, формировать новые отношения, новый уровень способностей и тем самым обеспечивать развитие. Конечно, степень опережения не безгранична, она определяется созреванием организма, в том числе мозговых структур, составом накопленного опыта.
Такое обучение называется развивающим, а его структура чаще всего носит “задачный” характер. Это значит, что содержание изучаемого предстаёт перед учащимися как цепочка задач и создающихся на их основе задачных (проблемных) ситуаций.
Идеи Л.С. Выготского имели развитие в отечественной психологии и привели к таким положениям:
- 1) никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществляться. Процесс развития – это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды – это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка;
- 2) ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Форма и содержание ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.
В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, иначе предметные стороны не имеют для ребенка смысла, затем происходит освоение операционно-технической стороны. Также в развитии может наблюдаться чередование этих видов деятельности. Формирование ребенка как члена общества происходит при усвоении общественно выработанных способов действий с предметами.
Педагогическая психология исходит из того, что познавательные возможности обучаемых не являются врожденными, а формируются в процессе обучения. Обучение – это движущая сила развития у человека. Обучение не должно приспосабливаться к развитию и “плестись у него в хвосте”. Конечно, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие дальше, чтобы понять, каким должен быть следующий шаг. психический ребенок личность обучение
Поэтому, согласно Выготскому, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой. Обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития и приводит в движение внутренние процессы развития, которые в самом начале для ребенка возможны только в процессе сотрудничества с товарищами и взаимодействия со взрослыми. Пронизывая весь ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.
Источник
Êîíöåïöèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î ðîëè îáó÷åíèÿ. Ïîíÿòèå çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ðàññòîÿíèÿ ìåæäó óðîâíåì àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è óðîâíåì âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ, îïðåäåëåííîãî ñ ïîìîùüþ çàäà÷, ðåøàåìûõ ïîä ðóêîâîäñòâîì âçðîñëûõ. Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà
ïî ïñèõîëîãèè ¹2
Òåìà 7. Ðîëü îáó÷åíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà
ñòóäåíòêè 17 ãðóïïû
çàî÷íîãî äîøêîëüíîãî îòäåëåíèÿ
Òîðæîêñêîãî ïåäêîëëåäæà
×óåâîé Îëüãè Íèêîëàåâíû
Ïëàí
Ââåäåíèå
1. Êîíöåïöèÿ Ë. Ñ. Âûãîòñêîãî î âåäóùåé ðîëè îáó÷åíèÿ
2. Ïîíÿòèå çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ
3. Õàðàêòåðèñòèêà ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà
Ëèòåðàòóðà
Ââåäåíèå