Роль обучения для развития ребенка и коррекции

Роль дошкольного воспитания и обучения в развитии детей с ограниченными возможностями велика. Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Для детей с особыми образовательными потребностями  обучение – это процесс вызывания, поддержания и развития у них познавательной активности, познавательной деятельности, важной и необходимой для их социализации. Это путь к общению и взаимодействию, к овладению социальной и пространственной ориентировкой, автономностью жизнедеятельности, самопомощью и многими другими компетенциями, которые у обычных детей самостоятельно и постепенно формируются в процессе жизнедеятельности и социальных отношений и которые детям с теми или иными нарушениями нужно помочь приобрести и развивать.

Обучение строится как коммуникативный, диалогический процесс, основанный на эмоционально ценностном для, учителя и ученика взаимодействии, выступающем как их обоюдная потребность в межчеловеческом общении.

Учение осуществляется путем сознательной и бессознательной переработки влияний и воздействий окружающей среды и ведет к изменению индивидуального сознания, восприятия, деятельности, поведения. Следовательно, речь идет о процессе, который приводит к целостному личностному изменению человека.

Таким образом, специальное образование, его содержание выступает прежде всего как фактор становления личности, приобщения человека с ограниченными возможностями к познанию, к деятельности, к культуре, труду, к последовательной интеграции в социум, как фактор обретения духовности и устойчивости против влияния негативных тенденций и в итоге как фактор выживания в современном мире.

В специальном образовании воспитание рассматривается как целенаправленно организованный процесс педагогической помощи в социализации, социокультурном включении и социальном адаптировании человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Специальное воспитание основывается на гуманистическом представлении о том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, обладает потенциальными возможностями развития, саморазвития, а значит, и воспитания, что помогает ему встраиваться в меняющийся контекст социальных отношений.

Специальная педагогика признает воспитание более широкой и всеобъемлющей категорией, чем обучение, что обусловлено приоритетной значимостью задач социального включения и адаптирования человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Обучение в самом широком смысле этого слова — обучение быть человеком — это и есть воспитание.

Содержание и постановка конкретных воспитательных задач определяются совокупностью физических, психических и социальных факторов. Их решение требует тесного взаимодействия всех причастных к этой проблеме областей знания и практики и опирается на важнейшее положение гуманистической педагогики — признание способности человека к саморазвитию.

Цели специального воспитания могут быть представлены комплексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков:

–    постижение жизненных ценностей и установление определенных ценностных ориентации;

–    освоение (на доступном для каждого уровне) базовых составляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности — культуры знания, культуры чувств и творческого действия;

–    обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружающему миру;

–    познание собственной личности, ее возможностей и границ развития;

–    становление и реализация способности к мотивации саморазвития и самопомощи;

–    формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря которым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира, самообслуживание, самообеспечение и достигается без опасность существования);

–    ориентирование в окружающем мире, в социальных отношениях — пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми;

–    навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.

Известно, что психофизические нарушения влекут за собой ограничения жизнедеятельности, следствием чего становятся затруднения или невозможность самостоятельного овладения социальным опытом, нравственными ценностями общества. Это, в свою очередь, порождает в человеке чувство беспомощности, зависимости от окружающих, которые вынуждены принимать на себя организацию и регуляцию всей его жизнедеятельности, служить посредниками в процессе социального взаимодействия.

Поэтому специальное воспитание выступает как педагогическая помощь в совершенствовании качества жизни, протекающей в осложненных условиях, вызванных ограничением возможностей жизнедеятельности и социального взаимодействия.

Без образовательной поддержки, без направленной помощи, психолого-педагогического сопровождения у таких людей неизбежно развивается чувство ущербности, ограниченности умственно-духовного, социального, нравственного, эмоционального и эстетического бытия.

Поддержка в жизни означает, прежде всего, помощь в преодолении социальной изоляции, в открытии для человека с ограниченными возможностями всего многообразия окружающего мира, в доступности для него нормального человеческого существования и во включении его в этот мир в качестве носителя и потребителя общей культуры.

Специальное воспитание предусматривает комплекс воспитательных действий, которые должны подготовить ребенка, подростка к способности вести максимально соответствующий современному человеку образ жизни, помочь ему в достижении человеческой зрелости.

Специфической особенностью воспитания в системе специальной педагогики является помощь для реализации самопомощи,т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни. В большинстве случаев это удается; и человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности может научиться в значительной мере помогать себе сам, используя пути и средства компенсации нарушения, применяя знания и навыки, приобретенные в результате коррекционно-воспитательной работы с ним.

Дли ребенка и подростка с ограниченными возможностями крайне важно достижение таких результатов воспитания, которые позволят ему обрести осознание и оценку самого себя как активного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром.

Читайте также:  Проблемы развития ребенка дошкольника по фгос

В процессе воспитания особое внимание уделяется формированию таких навыков социального обихода, которые у обычного ребенка появляются в процессе жизнедеятельности легко, как бы сами собой. Многих детей с ограниченными возможностями необходимо специально учить простым и важным житейским навыкам, которые представлены в следующих содержательных блоках.

         Уход за собойодевание, поддержание чистоты тела и одежды, гигиена еды, уход за телом, внимание к внешнему виду, к поддержанию здоровья.

         Когнитивные (познавательные) умениявосприятие и различение предметов и объектов действительности (видеть, слышать, ощущать на вкус, тактильно, обонять, воспринимать по вибрации, движению воздуха); восприятие людей, животных, растений; усвоение понятий и представлений, связанных с воспринимаемыми объектами, а также с количественно-пространственно-временными отношениями, пользование простыми числами и количествами в повседневной обиходной жизни и пр.

         Домашняя деятельностьучастие в повседневных делах (дома, в учебном заведении), поддержание порядка и чистоты в помещении, помощь на кухне и по хозяйству, чистка одежды, стирка, приготовление пищи, накрывание на стол, мойка посуды, уход за цветами, домашними животными, работа в саду, пользование простейшими техническими приспособлениями (открывание и закрывание крана, регуляция струи воды по температуре и интенсивности, включение и отключение электричества, газа, закрывание на ключ и открывание двери и т.п.) и бытовой аппаратурой (пылесос, телевизор, кофемолка, телефон и др.), покупки.

Социальный обиходпринятие и усвоение общепринятых форм поведения и общения: умение вступить в контакт; готовность помогать; умение делиться чем-либо с другими, соблюдать очередность, ждать, уступать, договариваться; вежливо отказываться отчего-либо, в том числе от нежелательного контакта или предложения; усвоение простых норм вежливого поведения; принятие и при знание других, учет их прав в разных (даже элементарных) ситуациях; умение участвовать в коллективных играх и деятельности.

Для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности крайне важно приобрести умение ориентироваться в окружающем природном и технологическом мире, в современной социальной жизни (включая простейшие знания о его сущности и назначении, о характере взаимодействий в нем). Ему необходимо освоить представления о своем положении в нем, о своих взаимосвязях с людьми ближайшего окружения (родителями, родствен никами, сестрами, братьями, соседями).

Физическая ловкость—- участие в подвижных играх, в упраж нениях по хождению, бегу, залезанию, ползанию, бросанию предметов, их ловле и т. п. Выполнение простых упражнений на спортивных снарядах, плавание, развитие психомоторики.

Музыкальная и театрализованная деятельностьактивное участие в занятиях по пению, музицированию, в детских инсценировках; выполнение ритмических упражнений.

Речь— владение голосом и звукообразованием; называние предметов; составление простых высказываний, сообщений, понимание сказанного; конструирование и дополнение предложений; запоминание и воспроизведение несложных стихов, песенок; готовность к сообщению, к речевому выражению эмоциональных состояний и переживаний, овладение навыком ведения диалога; преодоление имеющихся речевых нарушений и др.

Подготовка к выбору профессии, к повседневной практической деятельности, к занятости— овладение навыками пользования инструментами и материалами, необходимыми в той или иной работе; умением контролировать процесс ее выполнения, оценивать ее результаты, в том числе и эмоционально.

Перечисленные сферы жизни значимы для каждого человека с нарушениями развития, для его безопасности, для достойной жизнедеятельности, для комфортного проживания с ним окружающих, для его социального включения в людское сообщество. Чем более понятен и объясним для него окружающий мир, тем яснее становится для него его собственное взаимодействие с окружающим миром.

Усвоение социокультурных норм и ценностей, правил и установок является комплексным результатом, завершающим процесс формирования житейских умений, навыков ориентации в жизни и в мире. Оно выражается в позитивном, социально стабильном и уравновешенном поведении и характеризуется присвоением в большей или меньшей степени ценностных позиций:

производственных — например, ценностное отношение к работе, выражение удовлетворения от успешной работы, чувство гордости;

нравственных и поведенческих –корректность в отношении с окружающими, сопоставление собственных поступков с их поступками, а человеческих отношений вообще с нравственно-этическими эталонами, принятыми к обществе; знание о противоречиях реальной жизни, ее негативных нравственно-этических сторонах и адекватное к ним отношение; приветливость в общении, стремление помогать другим, учет их желаний и особенностей, адекватная настороженность к чужим, отстраненность по отношению к неодобряемым поступкам и т.п.;

ценностное отношение к людям, вещам и объектам— уважительное взаимодействие с людьми, любовь к близким, внимание к животным и растениям, бережное обращение с предметами, осторожность по отношению к незнакомым предметам и явлениям.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

                                                                                                           

РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатологом. Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка. Безусловно, в настоящее время существует достаточно много специальных лекарств, стимулирующих психомоторное развитие. Но родителям необходимо знать, что ни одно даже “самое лучшее” лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с малышом. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, педагога, учителя – дефектолога, логопеда с обязательным и ведущим участием родителей.

Читайте также:  Фгос дошкольного образования о речевом развитии ребенка

Принципы медико-педагогического комплекса

Назначение медикаментозного лечения, направленного на стимуляцию психического развития, осуществляется только врачом-специалистом, наблюдающим ребенка, и его применение всегда должно сочетаться с педагогическими, дефектологическими  и логопедическими занятиями. В противном случае препараты могут оказать неблагоприятное воздействие, прежде всего, усилить возбуждение ребенка, нарушить его сон, аппетит, а в некоторых случаях способствовать появлению и более серьезных осложнений, например, судорожного синдрома.

Не вызывает сомнения, что практически все дети с отклонениями в развитии в связи с органическим поражением мозга уже с первых месяцев жизни нуждаются в специальном комплексном медикаментозном лечении.

Принцип комплексности предусматривает участие в лечении ребенка специалистов различного профиля: невропатолога, психиатра, ортопеда, окулиста, врача и методиста лечебной гимнастики, логопеда и педагога (дефектолога).

Большая роль в преодолении отставания в развитии у ребенка раннего возраста принадлежит родителям. Они должны хорошо представлять себе, что помощь ребенку не исчерпывается только определенными курсами медикаментозного лечения, а что это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянных занятий с ребенком, определенной системы его воспитания, в процессе которого постоянно стимулируется двигательное, речевое и психическое развитие.

Взаимосвязь лечения и обучения в каждом конкретном случае имеет свои характерные особенности. Например, ребенку 2 года, он не начинает говорить. До этого возраста его развитие было нормальным, невропатолог не отмечал у него отклонений со стороны центральной нервной системы. Родители обращаются с таким малышом к детскому психиатру или невропатологу с просьбой назначить ребенку специальное лечение. Какова тактика врача? Нуждается ли ребенок в специальном лечении? Ответы на эти вопросы неоднозначны. Требуется тщательный анализ каждого отдельного случая. Вместе с тем, опыт показывает, что дальнейший ход речевого развития этих детей может быть предсказуем и среди них можно выделить группу наиболее высокого риска. Таким детям необходимо раннее медикаментозное лечение. Для выделения детей этой группы очень важное значение имеют оценка поведения ребенка, наблюдение за его игрой, уровень его понимания обращенной речи, характер его общения с матерью и многие другие факторы.

Среди детей, не говорящих в 2 года, встречаются дети с ослабленным здоровьем, повышенной возбудимостью, чрезмерно опекаемые родителями. Когда родители предупреждают каждое желание ребенка, у него не формируется потребность, стремление (мотивация) к речевому общению, так как он знает, что, стоит ему каким-либо способом выразить свое желание – криком, отдельным звукосочетанием, указанием пальцем и т.п., как оно будет моментально выполнено.

Эти дети не нуждаются в стимулирующем медикаментозном лечении, для них необходима, прежде всего, правильная система воспитания.

Для развития речи ребенка важное значение имеет его нормальное эмоциональное состояние, желание и потребность взаимодействия с окружающим. Поэтому отставание в развитии речи всегда имеет место у детей с эмоциональными нарушениями и нарушениями общения. Если ребенок находится в состоянии эмоционального стресса, у него не формируется общение с окружающими. Подобное состояние может появиться у ребенка из семьи, где имеют место ссоры, разногласия между родителями.

Ребенок с нарушениями общения в виде раннего детского аутизма также часто не начинает говорить к двум годам. Стимулирующее медикаментозное лечение такого ребенка может только ухудшить его состояние, вызвать общее беспокойство, нарушение поведения, расстройства сна, агрессивность, страхи и др.

В то же время неговорящий ребенок с детским церебральным параличом требует обязательного медикаментозного лечения с учетом общего состояния его здоровья. Подбор лекарственных препаратов для этих детей должен быть тщательно продуман с учетом возможности повышенной у них судорожной готовности мозга.

Режим дня

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в общеоздоровительных мероприятиях, прежде всего в соблюдении режима сна, бодрствования и кормления. У таких детей обычно наблюдается более низкая работоспособность центральной нервной системы, поэтому они, прежде всего, нуждаются в достаточной продолжительности сна. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими приступами, вопрос о продолжительности сна следует решать вместе с врачом.

Для детей с особенностями в развитии крайне важно, чтобы все промежутки между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.

Специальные занятия

Для всех детей с отклонениями важное значение имеют специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, коррекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной организации движений. Важно научит ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с ребенком полезно проводить специальные занятия под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику, но и активизирует внимание ребенка, повышает его эмоциональный тонус, способствует речевому развитию.

У таких детей обычно недостаточно развиты физические качества (ловкость, скорость, сила, выносливость). Поэтому важно выполнять с ними специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами и игрушками. Ребенка важно, как можно раньше научить правильно захватывать различные по объему, форме и массе предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.
Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Невнимательным, рассеянным детям полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки. Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдаются у всех детей с отклонениями в развитии, особенно в первые годы их жизни.

Читайте также:  Роль общения в развитии личности ребенка

В тех случаях, когда малыш недостаточно устойчиво передвигается самостоятельно, родители длительное время водят его за руку, ограничивают его двигательную активность. Это приводит к тому, что у ребенка крайне медленно обогащается двигательный опыт, что в еще большей степени задерживает совершенствование у него функции равновесия.

Родителям следует всячески содействовать самостоятельности и активности ребенка в ходьбе, помогать его двигательному развитию. При этом полезны упражнения на выработку равновесия:

1. Ребенок стоит на коленях, руки вытянуты вдоль туловища, слегка отведены и повернуты наружу. По команде взрослого он переносит массу тела с одного колена на другое. При этом он не должен садиться на пятки, а руки его не должны касаться пола. Взрослый может поддерживать ребенка за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесена масса тела.

2. Ребенок стоит на полу. Для того чтобы избежать опоры на руки, ему можно дать игрушки. Поднимая стопы от пола и легко сгибая ноги, ребенок должен сохранять исходную позу и не падать назад. Взрослый следит, чтобы ноги ребенка были отведены и повернуты наружу.

Для тренировки равновесия используются также следующие приемы: взрослый слегка подталкивает ребенка, который сидит на стуле, стоит на коленях или на четвереньках; при этом он должен сохранять равновесие, не используя рук для поддержки.

Важное значение имеет тренировка равновесия при ходьбе: малыша учат ходить по прямой дорожке, намеченной мелом или выложенной лентами на полу (ширина дорожки 20 см); перешагивать препятствия (канат, палочка высотой не более 10 см, линии).

Детей с более развитыми моторными навыками следует учить ходить по извилистому шнуру (1,5-2 м), между двумя линиями, шнурами, рейками, расстояние между которыми 20-30 см, не наступая на них. Затем малыша учат пройти по доске, положенной на пол (ширина доски 20-30 см), и сойти с нее; или встать на шнур на четвереньки, опираясь ладонями и ступнями (“как медведь”), пройти до конца, выпрямиться и сойти со шнура. Чтобы малыш не смотрел себе под ноги, в конце доски или шнура, по которому он идет, на уровне его глаз, но не выше поместить какой-либо ориентир – игрушку, шарик, флажок.

Важно научить ребенка подниматься на различные предметы и спрыгивать с них.

Все упражнения на равновесие проводить в интересной для ребенка игровой форме.

Тренировка равновесия не только увеличивает двигательный опыт ребенка – она также способствует развитию мышечных ощущений, на основе которых формируется контроль над произвольными движениями. Поскольку мышечные ощущения у таких детей в первые годы жизни слабые, большую часть упражнений по развитию движений желательно проводить перед зеркалом.

У детей с особенностями в развитии в первые годы жизни часто наблюдается неправильная установка стоп, плоскостопие. Для исправления этих нарушений полезна ходьба по ребристой доске, вдоль каната (босиком). Дети наступают на канат таким образом, чтобы пятки находились на полу, а передний край стопы – на канате. Передвижение осуществляется боковым шагом. Полезна ходьба по гимнастической лестнице.

Для развития зрительно-двигательной координации, моторики рук важное значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен прокатить мяч и попасть в “ворота”, ящик или корзину.

Тренировать навыки попадания в цель можно и на прогулке. Например, бросать мячи, мелкие камешки и другие предметы в песочницу, ямки и пр.

Научите ребенка бросать и ловить мяч, попадать в цель, перебрасывать его через сетку, закидывать в сетку, сбивать мячом кегли, ударять мячом о землю правой и левой рукой.

Родители должны помнить, что, развивая двигательную активность ребенка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

Однако следует проводить и специальные занятия по стимуляции психического развития ребенка. Прежде всего, ребенка надо научить наблюдать деятельность окружающих его людей. Необходимо планомерно руководить процессом восприятия окружающих явлений. Сведения об окружающем ребенка мире следует преподносить в определенной последовательности, постепенно расширяя и углубляя их. Первое знакомство с предметами и явлениями должно происходить в естественной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. При этом важно, чтобы ребенок сам взаимодействовал с теми предметами, с которыми его знакомят взрослые.

Родителям следует научить ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.

Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание ребенка. Постоянная познавательная активность ребенка, поддерживаемая родителями и направляемая ими, является основным стимулирующим фактором развития его мозга. И этот фактор действует сильнее любого наилучшего лекарства.

 

                           

Источник