Роль общения в развитии ребенка в раннем возрасте
Роль общения ребенка первых лет жизни
Роль общения ребенка первых лет жизни с взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Оно необходимо малышу так же как воздух, вода и пища. Если с первых дней своей жизни маленький человечек не будет постоянно взаимодействовать с людьми, то вряд ли когда-нибудь он станет человеком вообще. Да, многие исторические факты свидетельствуют об этом. Например, дети, которых воспитывали не люди, а животные, после того, как попадали в общество людей, уже никогда не могли усвоить элементарных правил человеческого общества. Они не могли обучиться прямохождению, речи и многому другому. Значительно отстают в развитии и дети, которые в первые годы своей жизни воспитываются в детских домах или приютах и при этом имеют ограниченные контакты с взрослыми.
Американский психолог Р. Спитц описал состояние детей-сирот, которые с трехмесячного возраста были воспитанниками одного из детских домов. Дети в 2-3 года плохо говорили, были замкнутыми, заторможенными, страдали плохим аппетитом и бессонницей. Эти и другие примеры приводятся в книге М. И. Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» (1986).
Так, М. И. Лисина отмечает, что недостаточность контактов малышей с взрослыми может способствовать снижению уровня сопротивляемости болезням и темпу психического развития.Что же получает ребенок раннего возраста от общения с взрослым и как он общается вообще? Примерно с шести месяцев и до трех лет общение ребенка с взрослым носит ситуативно-деловой характер. Это значит, что ребенок не просто радуется присутствию взрослого, а нуждается в постоянном сотрудничестве с ним. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых и незнакомых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с этими незнакомыми вещами. Взрослый для малыша — это человек, умеющий творить чудеса с различными предметами, а значит, и пример для подражания. При этом малышу очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, и участником совместных дел, связанных с овладением окружающими предметами. Ребенок раннего возраста «нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения» (М. И. Лисина, 1986, с. 86).
Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами и демонстрировать им назначение различных предметов. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может полностью прокомментировать все свои действия: «Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!».Общение ребенка со взрослыми способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи. Если с ребенком мало общаются, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые, уделяя сыну или дочери много внимания, пытаются предвосхитить любое желание малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную с помощью одного только жеста, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.
Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, родителям необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении: «Почему мой Сынулька не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по-своему, как будто бы назло». Нет, ребенок не пытается досадить любимой маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!», сказать: «положи на место!», вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего-либо».
Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой. В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки и стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность в обучении с малышом не стоит упускать! Минуты совместного чтения несомненно принесут радость не только малышу и родителям, но и старшим сестренкам и братишкам.
Родителям, которые много читают своему чаду, много с ним разговаривают и играют в детские, пусть даже примитивные, на их взгляд, игры, в дальнейшем гораздо легче справляться с трудностями, подстерегающими каждого на пути воспитания, следует заметить, что среди людей, взаимодействующих с ребенком раннего возраста, наверное самые большие трудности испытывает мать или взрослый, который ухаживает за малышом. Многие мамы жалуются, что ребенок не отпускает их от себя ни на минуту: ходит по квартире «хвостиком»-, а если вдруг понимает, что мама куда-нибудь собралась, цепляется за нее, стараясь всеми силами удержать.
Почему ребенку важно общаться именно с мамой, а не с кем-нибудь другим? В этом случае мы сталкиваемся с проявлением так называемой «ранней детской привязанности», которая формируется у ребенка в том случае, если отношение с матерью носит эмоционально положительный характер.Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка. Малыш ощущает потребность в безопасности и любви, а в лице матери он видит того человека, который может обеспечить ему удовлетворение этой потребности. Если мама рядом, значит, беспокоиться нечего.
Многочисленные исследования психологов показали, что дети, имеющие привязанность в возрасте 1—1,5 лет, позднее более умело обращаются с игрушками и более свободно общаются со сверстниками в отличие от ребят, которые не были так сильно привязаны к матери. В период обучения в начальной школе дети с высокой степенью привязанности проявляют больше упорство в учебе и более эффективно взаимодействуют с одноклассниками. У этих детей лучше развиты память, внимание мышление, и они проявляют больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.Ранняя детская привязанность может сформироваться у ребенка не только по отношению к одному человеку, но и по отношению к нескольким людям (в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек). Однако в любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с родственниками будут способствовать лучшей адаптации маленького человека в мире взрослых и сверстников. Поэтому мы рекомендуем всем родителям как можно больше общаться со своим малышом. Время, потраченное на совместные занятия с ребенком, не пройдет даром и обязательно принесет свои плоды, стоит только немного подождать!
О развивающей силе общения ребенка не только с родителями
Ребенок может развиваться психически и психологически только в том случае, если у него имеется возможность все лучше и лучше познавать самого себя. Это значит, что ты должен позволить своему ребенку «таскать каштаны из огня» самому, то есть не монополизировать общение с ним.
Очень важно, чтобы ребенок с младенческой поры соприкасался с людьми кроме своей семьи. Нельзя держать его под стеклянным колпаком. Понятно, что от них будут идти некие влияния, которые ему в этом возрасте трудно «переварить». И нужно внимательно следить за этим процессом и в нужный момент ограничить его.
Он должен общаться с себе подобными (я имею в виду подобными по возрасту) и другими взрослыми. Если же ребенок все время находится под строгим наблюдением родителей, не общаясь с детьми или же другими взрослыми людьми, то он может казаться развитым не по возрасту, но при этом будет оставаться дитем.
Если ребенок скован в общении с родителями, то вполне возможно, что ему будет плохо и в общении с друзьями.
Но это общение научит его легко и свободно держаться с людьми, у него появятся хорошие возможности избежать страха в общении с посторонними людьми, когда настанет это время. В этом плане очень хорошую роль может сыграть воспитательница в детском садике.
Но ребенка ни в коем случае нельзя отдавать в ясли! И только после двух лет его можно отдать в детский садик. Но все-таки лучше будет, если он будет жить в непосредственном и постоянном контакте с мамой до 3 лет. Только после этого мать может выйти на работу. У ребенка до 2 лет по теории объектных отношений диагностируется шизоидные реакции. Мама рядом – она хорошая, мамы нет – она плохая.
Доказано, что для ребенка до 2-3 лет уход матери куда-либо (пусть только на полчаса) воспринимается как ее смерть! Представь себе: каково ему, когда он каждый день переживает смерть матери и ее воскрешение? Какие уродства характера, какие страхи это может посеять в душе?
Источник
Виды общения. Значение и роль общения в развитии ребенка раннего возраста.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.
Ранний возраст подразделяется на два периода:
- младенческий возраст (первый год жизни); ранний возраст – от одного до 3 лет.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Уже в младенческом возрасте у ребенка вырабатываются невербальные средства коммуникации (мимика, особенности улыбки, жесты и т. д.) Такие значимые для общения образования формируются на врожденной основе через подражания взрослому, которое является первой формой идентификации.
Основным условием развития общения в раннем детстве является сотрудничество взрослого с ребенком, организация взрослым реального взаимодействия с предметом. Необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, участвовал в этом процессе.
Первая форма общения – ситуативно-личностное – характерно для младенчества. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка.
Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, – это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.
Начиная со второго полугодия жизни и до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Теперь мама для ребенка не просто эталон любви и нежности, а главный помощник и партнер, организатор и исследователь, образец для подражания и эксперт оценки умений и знаний ребенка. На первое место выступает стремление к совместной деятельности. Главным содержанием потребности в общении становится потребность в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. В совместной деятельности ребенка со взрослым развиваются предметно действенные средства общения.
В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже не достаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности.
С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?»,- начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно – познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо больше: как устроен открывшийся для него мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.
Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание.
Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка со взрослым. Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.
Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов:
- Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; на третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника.
Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.
Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку выделить сверстника и увидеть в нём такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путём для этого является, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность и пр. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку самому “увидеть” сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребёнка. Открыть их ребёнок может только с помощью взрослого.
Таким образом:
• Общение в раннем возрасте определяет развитие и усвоение предметной деятельности, развитие речи, произвольного поведения и самосознания. Особое значение принадлежит сверстнику, общение с которым определяет процесс самопознания и эмоционального благополучия.
• Основным условием развития общения выступает ситуация сотрудничества со взрослым.
• Основной формой общения со взрослым является предметно – деловая форма общения.
• Именно в раннем возрасте формируется потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками имеет форму эмоционально практического взаимодействия.
Подпишитесь на рассылку:
- Ступени развития ребенка от 1,5 до 3,5 лет
- Роль двигательной активности в развитии ребенка
- Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста
- Развитие личности ребенка-дошкольника посредством организации театрализованной деятельности в детском саду
- Родительская некомпетентность и ее последствия для развития и психического здоровья ребенка. Из опыта работы психологической консультации
- Консультация для родителей на тему: «Игры для всестороннего развития детей раннего возраста»
- Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
- Развитие речи у ребенка четвертого года жизни
- Сказка как интерактивная форма развития речи и воспитания детей
- Роль семейного воспитания в развитии творческих способностей у детей
- Как развить у ребенка внимание
- Формы и методы работы по речевому развитию и обучению грамоте детей в старших группах детского сада
- Рекомендации для родителей развитие фонематического слуха у детей
Проекты по теме:
Источник
Существует несколько видов средств общения, при помощи которых дошкольники взаимодействуют с партнерами – взрослыми [43]:
- – экспрессивно-мимические: формируются в онтогенезе самыми первыми и предназначаются одновременно для проявления эмоциональных состояний малыша, и для активной жестикуляции, которые направлены окружающим; они еще являют содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью другими способами – при помощи внимания, интереса и т.п.
- – предметно-действенные: формируются несколько позднее (около 3-х лет) и несут тоже знаковую функцию, без применения каковой невозможно взаимопонимание между индивидами; отличаются от предыдущих большей произвольностью;
- – речевые операции: дают возможность выйти за объем частной проблемы и наладить значительно более широкое взаимодействие.
Систематизация точек зрения различных авторов на вопрос воздействия коммуникации на психическое созревание детей, то можно сказать следующее:
- – общение ускоряет процесс психического развития детей дошкольного возраста (формирование и, впоследствии, вырабатывание операционально-технических, а также перцептивных навыков);
- – общение позволяет побороть неблагоприятную ситуацию;
- – общение также позволяет выправить какие-либо дефекты, возникшие у дошкольников при неправильном подходе к воспитанию.
Это влияние просматривается во всех областях психического развития: начиная от сферы любознательности дошкольников и заканчивая созреванием личности и реализовывается потому, что [40]:
- – для детей раннего возраста взрослый является важнейшим источником разных воздействий (слуховых, сенсомоторных, тактильных и др.);
- – при развитии опыта малыша взрослый сначала знакомит его с чем-либо, а затем часто ставит перед ним задание овладеть каким-то новым навыком;
- – партнер-взрослый реализовывает подкрепление стремлений ребенка, их коррекцию и поддержку;
- – ребенок в процессе общения со взрослым наблюдает всю его деятельность, а затем находит в ней примеры для подражания.
Таким образом, общение со взрослыми у дошкольников играет начальную роль в вырабатывании реагирования на разные важные раздражители. При отсутствии подобного контакта со взрослыми замечается замедление некоторых других откликов на зрительные и слуховые раздражители. Потом, по мере формирования способности к концентрации (зрительной, слуховой и пр.) у малыша зарождается комплекс оживления, совмещающий в себе начала эмоционального отношения детей с окружающими их людьми. Взрослый не просто удовлетворяет начальные потребности ребенка, но и оказывает влияние на формирование и развитие активной деятельности в ответ.
В начале покажем основные параметры коммуникации у детей данного возраста [30]:
- – по форме общение является ситуативно-деловым, ситуативно-личностным (1-3 года);
- – по содержанию требуется доброжелательное отношение взрослого; доброжелательное сотрудничество и внимание (1-3 года);
- – ведущим мотивом является личностный – взрослый как нежный доброжелатель; главный объект деятельности и познания; неиндивидуализированный источник внимания и ласки, не взаимосвязанный с действиями малыша; деловой, когда взрослый является партнером в игре, образцом для подражания и специалист по оценке знаний и умений (1-3 года);
- – значение такой формы коммуникации в общем развитии малыша: неспецифическая объединенная активация, развитие перцептивных действий, развитие предметной деятельности; подготовка к овладению речью (1-3 года).
Главными достижениями, которые обусловливают развитие детской психики в данном возрасте, являются: овладение собственным телом и речью, развитие также и предметной деятельности. Особенностью коммуникации ребенка третьего года жизни можно определить то, что малыш начинает постигать все разнообразие социальных отношений. Происходит это благодаря изменению способов и форм общения детей со окружающими. В активной предметной деятельности посредством общения с окружающими создается база для овладения значениями слов и соотнесения их с образами явлений и предметов. Бывшая раньше наиболее эффективной форма коммуникации со взрослыми (управление движениями, показ действий, выражение желаемого при помощи мимики и жестов) становится теперь недостаточной. Увеличивающийся интерес малыша к окружающим вещам, их свойствам, а также действиям с ними активизирует его неизменно обращаться к партнерам-взрослым. Однако обратиться к окружающим ребенок сможет лишь овладев речью.
Источник