Роль общения в развитии ребенка сочинение
Эссэ на тему
Роль общения в развитии ребенка
Формирование человека как полноценной зрелой личности происходит исключительно в процессе общения с окружающими. Непосредственное влияние на его личность оказывают люди, с которыми он постоянно каким-либо образом контактирует: работает, учится, отдыхает, живет и т.д.
Многие проблемы в воспитании детей являются следствием того, что основная мысль, которую пытаются донести друг до друга ребенок и взрослый, различается: взрослый имеет в виду одно, а ребенок воспринимает другое и, в свою очередь, говорит о своем. И хотя внешне подобный диалог может быть очень похож на общение, в нем рождается не общность, а, наоборот, отчуждение и непонимание. В данной ситуации нельзя обвинять ребенка в невнимательности или целенаправленном непослушании. Цель взрослых — родителей, воспитателя, педагогов, как раз заключается в том, чтобы сформировать необходимый для понимания уровень, то есть самому понять ребенка и сделать его полноценным участником общения, что требует вовлечения в последнего в содержание общения. Но для этого необходимо хорошо понимать и знать ребенка, а не ограничиваться указаниями и критикой. Особенное место отводится роли общения в детском возрасте. Для ребенка общение с окружающими его людьми является не только источником разнообразных эмоций, но и ключевым фактором формирования его личности, его человеческого развития.
Взрослый является для дошкольников тем человеком, от которого поступают новые знания обо всем вокруг: о предметах, их взаимосвязи, о явлениях природы и т.д. Самое главное, чтобы взрослый не игнорировал вопросы детей, не ограничивался короткими ответами, а отвечал так, чтобы интересы и потребности детей не остались незамеченными. Причина этого кроется в том, что у дошкольников складывается потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку становится мало элементарного внимания и сотрудничества со взрослым. Ему требуется серьезный, уважительный подход к его интересам, желаниям, действиям и вопросам. Данная потребность становится ведущей потребностью, стимулирующей ребенка к общению.
Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т.п.), ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать личный социальный опыт и принимать верные решения в конкретных жизненных ситуациях.
В общении со взрослым дошкольник овладевает речевыми нормами, усваивает правила речи, расширяет свой словарный запас. Разумеется, все это ребенку способен дать только взрослый, владеющий литературным языком и активно разговаривающий с ребенком. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться пассивными, никак не использоваться в повседневной жизни. Дошкольник может знать большой количество новых слов, но не использовать их, потому что в этом нет необходимости.
Для того, чтобы эти пассивные, потенциальные знания стали активными достижениями, необходимы специальные условия, создать которые — одна из ключевых задач взрослого окружения.
Многочисленные психологические исследования позволяют утверждать, что общение ребенка со взрослым является ключевым и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количественных и качественных характеристик общения зависят потенциал ребенка, его характер, его будущее.
2
Источник
Значение общения в развитии ребёнка
Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Главный источник социального развития – общение. В процессе общения ребёнок учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, усваивает определенные нормы поведения. Окружающая среда ребёнка непосредственно влияет на его развитие. Взрослый показывает свои навыки и умения, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.
Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию советскими психологами оригинальной концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно–исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества . Отсутствие или дефицит общения со взрослым ставит в тупик социальное развитие ребёнка. Интересно, что речь не передаётся по наследству. Лишённые общения дети не будут говорить. В качестве примера – дети-Маугли. Их изредка находят среди животных (главным образом волков). Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие. Приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным».
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это первый акт общения, это не просто реакция, это – попытка воздействовать на взрослого.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина.
Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с родителями. Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого.
М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами.
Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет вне ситуативно-личностная беседа. Вне ситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.
Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.
В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации (лишения общения), неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами.
Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка.
Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое» поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.
Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.
Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Список литературы
1. Влияние общения с взрослыми на развитие ребенка первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М., 1974.
2. Общение ребенка с взрослым как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974.
3. Выготский Л.С. — «Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Проблемы развития психики» электронная версия книги
Источник
Ольга Шептикина
Значение общения в развитии ребёнка
Роль общения в развитии ребенка
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.
Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.
Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитиеребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому,чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.
Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общениеребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.
Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.
Моя презентация может помочь в проведении родительского собрания в разных возрастных группах, поможет сконцентрировать внимание родителей на важности общения в жизни ребёнка.
Источник
Формирование человека как полноценной зрелой личности происходит исключительно в процессе общения с окружающими. Непосредственное влияние на его личность оказывают люди, с которыми он постоянно каким-либо образом контактирует: работает, учится, отдыхает, живет и т.д.
Многие проблемы в воспитании детей являются следствием того, что основная мысль, которую пытаются донести друг до друга ребенок и взрослый, различается: взрослый имеет в виду одно, а ребенок воспринимает другое и, в свою очередь, говорит о своем. И хотя внешне подобный диалог может быть очень похож на общение, в нем рождается не общность, а, наоборот, отчуждение и непонимание. В данной ситуации нельзя обвинять ребенка в невнимательности или целенаправленном непослушании. Цель взрослых — родителей, воспитателя, педагогов, как раз заключается в том, чтобы сформировать необходимый для понимания уровень, то есть самому понять ребенка и сделать его полноценным участником общения, что требует вовлечения в последнего в содержание общения. Но для этого необходимо хорошо понимать и знать ребенка, а не ограничиваться указаниями и критикой. Особенное место отводится роли общения в детском возрасте. Для ребенка общение с окружающими его людьми является не только источником разнообразных эмоций, но и ключевым фактором формирования его личности, его человеческого развития.
Взрослый является для дошкольников тем человеком, от которого поступают новые знания обо всем вокруг: о предметах, их взаимосвязи, о явлениях природы и т.д. Самое главное, чтобы взрослый не игнорировал вопросы детей, не ограничивался короткими ответами, а отвечал так, чтобы интересы и потребности детей не остались незамеченными. Причина этого кроется в том, что у дошкольников складывается потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку становится мало элементарного внимания и сотрудничества со взрослым. Ему требуется серьезный, уважительный подход к его интересам, желаниям, действиям и вопросам. Данная потребность становится ведущей потребностью, стимулирующей ребенка к общению.
Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т.п.), ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать личный социальный опыт и принимать верные решения в конкретных жизненных ситуациях.
В общении со взрослым дошкольник овладевает речевыми нормами, усваивает правила речи, расширяет свой словарный запас. Разумеется, все это ребенку способен дать только взрослый, владеющий литературным языком и активно разговаривающий с ребенком. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться пассивными, никак не использоваться в повседневной жизни. Дошкольник может знать большой количество новых слов, но не использовать их, потому что в этом нет необходимости.
Для того, чтобы эти пассивные, потенциальные знания стали активными достижениями, необходимы специальные условия, создать которые — одна из ключевых задач взрослого окружения.
Многочисленные психологические исследования позволяют утверждать, что общение ребенка со взрослым является ключевым и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количественных и качественных характеристик общения зависят потенциал ребенка, его характер, его будущее.
Источник
Эссэ на тему
Роль общения в развитии ребенка
Формирование человека как полноценной зрелой личности происходит исключительно в процессе общения с окружающими. Непосредственное влияние на его личность оказывают люди, с которыми он постоянно каким-либо образом контактирует: работает, учится, отдыхает, живет и т.д.
Многие проблемы в воспитании детей являются следствием того, что основная мысль, которую пытаются донести друг до друга ребенок и взрослый, различается: взрослый имеет в виду одно, а ребенок воспринимает другое и, в свою очередь, говорит о своем. И хотя внешне подобный диалог может быть очень похож на общение, в нем рождается не общность, а, наоборот, отчуждение и непонимание. В данной ситуации нельзя обвинять ребенка в невнимательности или целенаправленном непослушании. Цель взрослых — родителей, воспитателя, педагогов, как раз заключается в том, чтобы сформировать необходимый для понимания уровень, то есть самому понять ребенка и сделать его полноценным участником общения, что требует вовлечения в последнего в содержание общения. Но для этого необходимо хорошо понимать и знать ребенка, а не ограничиваться указаниями и критикой. Особенное место отводится роли общения в детском возрасте. Для ребенка общение с окружающими его людьми является не только источником разнообразных эмоций, но и ключевым фактором формирования его личности, его человеческого развития.
Взрослый является для дошкольников тем человеком, от которого поступают новые знания обо всем вокруг: о предметах, их взаимосвязи, о явлениях природы и т.д. Самое главное, чтобы взрослый не игнорировал вопросы детей, не ограничивался короткими ответами, а отвечал так, чтобы интересы и потребности детей не остались незамеченными. Причина этого кроется в том, что у дошкольников складывается потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку становится мало элементарного внимания и сотрудничества со взрослым. Ему требуется серьезный, уважительный подход к его интересам, желаниям, действиям и вопросам. Данная потребность становится ведущей потребностью, стимулирующей ребенка к общению.
Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т.п.), ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать личный социальный опыт и принимать верные решения в конкретных жизненных ситуациях.
В общении со взрослым дошкольник овладевает речевыми нормами, усваивает правила речи, расширяет свой словарный запас. Разумеется, все это ребенку способен дать только взрослый, владеющий литературным языком и активно разговаривающий с ребенком. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться пассивными, никак не использоваться в повседневной жизни. Дошкольник может знать большой количество новых слов, но не использовать их, потому что в этом нет необходимости.
Для того, чтобы эти пассивные, потенциальные знания стали активными достижениями, необходимы специальные условия, создать которые — одна из ключевых задач взрослого окружения.
Многочисленные психологические исследования позволяют утверждать, что общение ребенка со взрослым является ключевым и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количественных и качественных характеристик общения зависят потенциал ребенка, его характер, его будущее.
Источник