Роль общения в развитии ребенка первого года жизни
Роль общения ребенка первых лет жизни
Роль общения ребенка первых лет жизни с взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Оно необходимо малышу так же как воздух, вода и пища. Если с первых дней своей жизни маленький человечек не будет постоянно взаимодействовать с людьми, то вряд ли когда-нибудь он станет человеком вообще. Да, многие исторические факты свидетельствуют об этом. Например, дети, которых воспитывали не люди, а животные, после того, как попадали в общество людей, уже никогда не могли усвоить элементарных правил человеческого общества. Они не могли обучиться прямохождению, речи и многому другому. Значительно отстают в развитии и дети, которые в первые годы своей жизни воспитываются в детских домах или приютах и при этом имеют ограниченные контакты с взрослыми.
Американский психолог Р. Спитц описал состояние детей-сирот, которые с трехмесячного возраста были воспитанниками одного из детских домов. Дети в 2-3 года плохо говорили, были замкнутыми, заторможенными, страдали плохим аппетитом и бессонницей. Эти и другие примеры приводятся в книге М. И. Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» (1986).
Так, М. И. Лисина отмечает, что недостаточность контактов малышей с взрослыми может способствовать снижению уровня сопротивляемости болезням и темпу психического развития.Что же получает ребенок раннего возраста от общения с взрослым и как он общается вообще? Примерно с шести месяцев и до трех лет общение ребенка с взрослым носит ситуативно-деловой характер. Это значит, что ребенок не просто радуется присутствию взрослого, а нуждается в постоянном сотрудничестве с ним. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых и незнакомых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с этими незнакомыми вещами. Взрослый для малыша — это человек, умеющий творить чудеса с различными предметами, а значит, и пример для подражания. При этом малышу очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, и участником совместных дел, связанных с овладением окружающими предметами. Ребенок раннего возраста «нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения» (М. И. Лисина, 1986, с. 86).
Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами и демонстрировать им назначение различных предметов. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может полностью прокомментировать все свои действия: «Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!».Общение ребенка со взрослыми способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи. Если с ребенком мало общаются, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые, уделяя сыну или дочери много внимания, пытаются предвосхитить любое желание малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную с помощью одного только жеста, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.
Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, родителям необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении: «Почему мой Сынулька не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по-своему, как будто бы назло». Нет, ребенок не пытается досадить любимой маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!», сказать: «положи на место!», вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего-либо».
Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой. В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки и стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность в обучении с малышом не стоит упускать! Минуты совместного чтения несомненно принесут радость не только малышу и родителям, но и старшим сестренкам и братишкам.
Родителям, которые много читают своему чаду, много с ним разговаривают и играют в детские, пусть даже примитивные, на их взгляд, игры, в дальнейшем гораздо легче справляться с трудностями, подстерегающими каждого на пути воспитания, следует заметить, что среди людей, взаимодействующих с ребенком раннего возраста, наверное самые большие трудности испытывает мать или взрослый, который ухаживает за малышом. Многие мамы жалуются, что ребенок не отпускает их от себя ни на минуту: ходит по квартире «хвостиком»-, а если вдруг понимает, что мама куда-нибудь собралась, цепляется за нее, стараясь всеми силами удержать.
Почему ребенку важно общаться именно с мамой, а не с кем-нибудь другим? В этом случае мы сталкиваемся с проявлением так называемой «ранней детской привязанности», которая формируется у ребенка в том случае, если отношение с матерью носит эмоционально положительный характер.Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка. Малыш ощущает потребность в безопасности и любви, а в лице матери он видит того человека, который может обеспечить ему удовлетворение этой потребности. Если мама рядом, значит, беспокоиться нечего.
Многочисленные исследования психологов показали, что дети, имеющие привязанность в возрасте 1—1,5 лет, позднее более умело обращаются с игрушками и более свободно общаются со сверстниками в отличие от ребят, которые не были так сильно привязаны к матери. В период обучения в начальной школе дети с высокой степенью привязанности проявляют больше упорство в учебе и более эффективно взаимодействуют с одноклассниками. У этих детей лучше развиты память, внимание мышление, и они проявляют больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.Ранняя детская привязанность может сформироваться у ребенка не только по отношению к одному человеку, но и по отношению к нескольким людям (в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек). Однако в любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с родственниками будут способствовать лучшей адаптации маленького человека в мире взрослых и сверстников. Поэтому мы рекомендуем всем родителям как можно больше общаться со своим малышом. Время, потраченное на совместные занятия с ребенком, не пройдет даром и обязательно принесет свои плоды, стоит только немного подождать!
О развивающей силе общения ребенка не только с родителями
Ребенок может развиваться психически и психологически только в том случае, если у него имеется возможность все лучше и лучше познавать самого себя. Это значит, что ты должен позволить своему ребенку «таскать каштаны из огня» самому, то есть не монополизировать общение с ним.
Очень важно, чтобы ребенок с младенческой поры соприкасался с людьми кроме своей семьи. Нельзя держать его под стеклянным колпаком. Понятно, что от них будут идти некие влияния, которые ему в этом возрасте трудно «переварить». И нужно внимательно следить за этим процессом и в нужный момент ограничить его.
Он должен общаться с себе подобными (я имею в виду подобными по возрасту) и другими взрослыми. Если же ребенок все время находится под строгим наблюдением родителей, не общаясь с детьми или же другими взрослыми людьми, то он может казаться развитым не по возрасту, но при этом будет оставаться дитем.
Если ребенок скован в общении с родителями, то вполне возможно, что ему будет плохо и в общении с друзьями.
Но это общение научит его легко и свободно держаться с людьми, у него появятся хорошие возможности избежать страха в общении с посторонними людьми, когда настанет это время. В этом плане очень хорошую роль может сыграть воспитательница в детском садике.
Но ребенка ни в коем случае нельзя отдавать в ясли! И только после двух лет его можно отдать в детский садик. Но все-таки лучше будет, если он будет жить в непосредственном и постоянном контакте с мамой до 3 лет. Только после этого мать может выйти на работу. У ребенка до 2 лет по теории объектных отношений диагностируется шизоидные реакции. Мама рядом – она хорошая, мамы нет – она плохая.
Доказано, что для ребенка до 2-3 лет уход матери куда-либо (пусть только на полчаса) воспринимается как ее смерть! Представь себе: каково ему, когда он каждый день переживает смерть матери и ее воскрешение? Какие уродства характера, какие страхи это может посеять в душе?
Источник
Значение общения в развитии ребёнка
Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Главный источник социального развития – общение. В процессе общения ребёнок учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, усваивает определенные нормы поведения. Окружающая среда ребёнка непосредственно влияет на его развитие. Взрослый показывает свои навыки и умения, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.
Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию советскими психологами оригинальной концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно–исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества . Отсутствие или дефицит общения со взрослым ставит в тупик социальное развитие ребёнка. Интересно, что речь не передаётся по наследству. Лишённые общения дети не будут говорить. В качестве примера – дети-Маугли. Их изредка находят среди животных (главным образом волков). Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие. Приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным».
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это первый акт общения, это не просто реакция, это – попытка воздействовать на взрослого.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина.
Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с родителями. Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого.
М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами.
Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет вне ситуативно-личностная беседа. Вне ситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.
Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.
В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации (лишения общения), неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами.
Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка.
Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое» поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.
Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.
Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Список литературы
1. Влияние общения с взрослыми на развитие ребенка первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М., 1974.
2. Общение ребенка с взрослым как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974.
3. Выготский Л.С. — «Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Проблемы развития психики» электронная версия книги
Источник
Ольга Шептикина
Значение общения в развитии ребёнка
Роль общения в развитии ребенка
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.
Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.
Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитиеребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому,чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.
Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общениеребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.
Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.
Моя презентация может помочь в проведении родительского собрания в разных возрастных группах, поможет сконцентрировать внимание родителей на важности общения в жизни ребёнка.
Источник