Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста презентация
Слайд 1
Роль общения со взрослым в развитии психики и личности ребенка в раннем возрасте «… любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно, в процессе развития, становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним.» Л. В. Выготский Педагог-психолог Самойлова Дарья Александровна
Слайд 2
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово « communication » происходит от латинского «связывать, давать» . Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка . Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка будет посвящена эта работа.
Слайд 3
Анализ социальной ситуации развития младенца привел Л. С. Выготского к заключению, что, начиная с первых дней жизни, у ребенка имеются те объективные условия развития, которые создают необходимые предпосылки для возникновения социальной потребности , как по своему содержанию, так и по происхождению, — потребности в общении — и что эта потребность и составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития ребенка. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру. М.И . Лисина подчеркивала роль общения как важнейшего фактора развития познавательной активности в детские годы . Она определяла общение как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Общение в рамках культурно-исторического подхода
Слайд 4
осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах К оммуникативная деятельность взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата Общение ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ
Слайд 5
Структурные компоненты общения другой человек стремление ребенка к познанию и оценке взрослого, а через это— к самопознанию и самооценке Мотив общения Предмет общения Потребность в общении партнер по общению
Слайд 6
Структурные компоненты общения единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены действия , совершаемые в процессе общения Средства общения Действие общения Задачи общения операции, с помощью которых осуществляются действия общения ответные действия инициативные акты Продукты общения образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения
Слайд 7
Функции общения I Организация совместной деятельности ( согласование и объединение усилий для достижения общего результата) II Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений) III Познание людьми друг друга Эти функции, с одной стороны, проявляют главные направления «работы» общения , а с другой — позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека.
Слайд 8
Компоненты общения Инициативность в общении . Это стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям. Чувствительность к воздействиям взрослого . Это желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. Средства общения – это действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действий участвует в них. экспрессивно-мимические : возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух мес. жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п . предметно-действенные : возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью; речевые операции : позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Слайд 9
Формы общения детей раннего возраста Первое полугодие жизни Ситуативно-личностное общение Н епосредственно– эмоциональное общение Форма общения когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Содержание потребности в общении – доброжелательное внимание взрослого. Ведущий мотив общения: личностный – взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка . В развитом виде ситуативно-личностное общение имеет у младенца вид «комплекса оживления » Значение данной формы общения в общем развитии ребенка – неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием
Слайд 10
Формы общения детей раннего возраста 6 месяцев — 2 года Ситуативно-деловая форма общения . Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка: развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью.
Слайд 11
Формы общения детей раннего возраста 2 лет 6 месяцев — 3 лет и старше Внеситуативно -познавательная форма общения . Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым. Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей к той оценке, которую дают им взрослые. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка : развитие игровой деятельности, развитие речи.
Слайд 12
Влияние общения на развитие личности ребенка С возрастом ребенка значение общения становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности. Особое влияние общение отмечается в области : 1 ) дальнейшего взаимодействия со сверстниками 2) интересов касательно окружающего мира 3) эмоциональных переживаний 4) в формировании любви ко взрослым 5) овладения речью 6) формирования личности и самосознания
Слайд 13
Влияние общения на общее психическое развитие ребенка раннего возраста Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что: 1) для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др ); 2) при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком; 3) взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию; 4) ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Слайд 14
Пути влияния общения на психическое развитие Позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей . Влияние общения обнаруживается в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Обогащение опыта ребенка
Слайд 15
Список литературы Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009 – 258 с. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В.Давыдова . — М.: Педагогика. – 1978. – 288 с. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед . вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИЦ «Академия», 2003. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского . – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
Особенности общения дошкольников Воспитатель Сеськина И. Д. МБДОУ « Атемарский детский сад №1 «Теремок»
Слайд 2
План: Общение и его роль в развитии ребенка; Особенности общения дошкольника со взрослым; Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками; А нализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми; Развитие навыков общения.
Слайд 3
Общение и его роль в развитии ребенка Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
Слайд 4
Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М. И. Лисиной. Общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения. Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.
Слайд 5
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным , лишь внешне, анатомо – физиологически напоминающим человека. Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.
Слайд 6
Особенности общения дошкольника со взрослым По Выготсокому Л. С . источник психического развития находится в отношениях ребенка со взрослым. Общение со взрослыми выступает как фактор, способствующий развитию. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье.
Слайд 7
Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми . В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер. Формы внеситуативного общения: Позновательная Личностная В неситуативно -познавательная форма, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого . Внеситуативно -личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка, это способствует формированию морального сознания, развитию самосознания и самоконтроля.
Слайд 8
Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками Начиная с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.
Слайд 9
Особенности общения дошкольников со сверстниками М. И. Лисина и А. Г. Рузкина Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Второе яркое отличие общения в среде сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности . Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения. Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными.
Слайд 10
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6-7 годам.
Слайд 11
Анализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми Особенности общения ребенка со сверстниками Особенности общения ребенка со взрослыми Яркая эмоциональная насыщенность речи. Резкие интонации, крики. Смех. Разные выражения оттенков от эмоций бурной радости до бурного негодования. Преобладание спокойной речи. Нестандартность: из-за отсутствия жестких норм и правил, дети используют неожиданные сочетания слов и звуков, передразнивают друг друга, что способствует развитию словотворчества. Ребенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения. Преобладание инициативных высказываний над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Ребенок больше слушает взрослого, принимает и поддерживает инициативу взрослого. Управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание ему собственных образцов, постоянное соревнование с собой. Взрослый остается для ребенка источником оценки. Рождаются такие сложные явления, как притворство, нарочное выражение обиды, фантазирование. Ребенок требует правдивости.
Слайд 12
Развитие навыков общения В дошкольном возрасте ( от 3 до 6-7 лет) межличностное отношение детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа: Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. В 4-5 лет в средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника. К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Источник
Cлайд 1
Составитель Нагула В.В. Воспитатель МБДОУ Елочка Общение – показатель социального развития ребенка
Cлайд 2
Цель: исследовать влияние общения на социальное развитие дошкольников. Задачи: 1. Рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста. 2. Познакомиться с развитием общения дошкольников. 3. Раскрыть проблемы нарушения в общении детей дошкольного возраста и пути их коррекции.
Cлайд 3
Социализация – усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Cлайд 4
Основные особенности современной социализации подрастающего поколения: длительность протекания, что связано, прежде всего, с изменением статуса детства. гуманистическая направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества. появление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества. стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Этапы социального развития ребенка Младенчество : потребность в другом человеке. Это внимание, интерес к другому человеку; эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание. Ранний возраст: познание окружающего мира через действия с предметами. Практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами. Дошкольный возраст: познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками.
Cлайд 8
Этапы развития отношений: 1. Отсутствие какого-либо отношения к людям, миру и себе. 2. Этап становления у младенца деятельности общения с взрослыми. 3. Узнавание знакомых взрослых, повышение познавательной активности. 4. Взрослый – субъект предметно-манипулятивной деятельности. 5. Взрослый – пример для подражания, возникает особого рода сотрудничество. 6. Появляется линия отношений со сверстником. 7. Восприятие взрослого происходит в связи со своей игровой практикой. 8. Обостряется потребность в теоретическом познании предметной деятельности, как следствие – сотрудничество с взрослыми. 9. Выдвигаются на первый план собственные личностные качества. Развивается отношение к сверстникам.
Cлайд 9
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей. Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект.
Cлайд 10
Критерии общения. 1. Внимание и интерес к другому человеку. 2. Эмоциональное отношение к другому человеку. 3. Инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. 4. Чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.
Cлайд 11
Свойства общения. Общение есть взаимонаправленное действие; Общение подразумевает активность каждого из его участников; Участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению; Каждый из участников этого процесса выступает как личность.
Cлайд 12
Основные функции общения:
Cлайд 13
ОБЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – ПРИСУЩЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ, И В КАЧЕСТВЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО УСЛОВИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ РЕЧИ, ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА. ЭТО ОБЩЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ МИМИКИ, ЖЕСТОВ И ПАНТОМИМИКИ.
Cлайд 14
Основные категории средств общения: 1. Экспрессивно – мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); 2. Предметно – действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения;); 3. Речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики ).
Cлайд 15
ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ-
Cлайд 16
Функции речи: а) Речь – наиболее совершенное – емкое, точное и быстродействующее – средство общения между людьми (межиндивидуальная функция), б) Речь служит орудием осуществления многих психических функций (внутрииндивидуальная функция), в) Речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации (общечеловеческая функция).
Cлайд 17
Роль общения в психическом развитии ребенка впервые рождается внутренний мир; формируется его сознание и самосознание; строится его личность происходит реальное развитие всех сторон его психики.
Cлайд 18
Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом: 1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения; 2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей; 3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями; 4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого; 5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых; 6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.
Cлайд 19
Cлайд 20
Изменение характера общения в дошкольный период Возраст ребенка Характер общения 2-3 года Гораздоважнее общаться со взрослыми иигратьс игрушками 4 года Резковозрастает значимость других детей в жизни ребенка в сравнении со значимостью взрослого. Иногда ребенокпредпочитаетодиночные игры 6 лет Появляютсяизбирательные привязанности, возникает дружба и более устойчивые, глубокие отношения между детьми
Cлайд 21
Этапы развития потребности в общении ребенка со взрослым. А – потребность во внимании и доброжелательности взрослых. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. Б – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. В – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей. Г – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих отношений.
Cлайд 22
Формы общения ребенка со взрослым: Ситуативно-личностное (непосредственно – эмоциональное) общение (первое полугодие жизни) Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет) Внеситуативно-познавательное (4 – 5 лет) Внеситуативно-личностное (6 – 7 лет)
Cлайд 23
Формы общения ребенка со сверстниками: 1. Эмоционально-практическое общение со сверстниками преобладает в возрасте 2-4 лет. 2. К 4 годам складывается ситуативно-деловая форма общения. 3. В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.
Cлайд 24
Особенности общения детей со сверстниками: большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне; яркая эмоциональная насыщенность, повышенная раскованность контактов; нестандартность и нерегламентированность.
Cлайд 25
Ребенок учится в общении со сверстниками: выражать себя; управлять другими; вступать в разнообразные отношения. В общении со взрослыми он узнает, как нужно: говорить и делать правильно; слушать и понимать другого; усваивать новые знания.
Cлайд 26
Нарушение общения детей дошкольного возраста Этапы Возраст Возможные нарушения Ситуативно– личностное или непосредственно – эмоциональное общение Младенцы (2-6мес.) Изоляция, дефицит эмоциональных контактов со взрослыми могут привести к необратимому недоразвитию детей. Ситуационно – деловое К концу первого полугодия Ребенок растет вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в общении с окружающими. Эмоционально – практическое общение В конце второго – начале третьего года Безинициативнось, зависимость, ребенок не видит свои возможности, не выражает свои эмоции. Внеситуативно – познавательное общение 3-5 лет Снижение социальной активности, замыкание в себе, скованность, неуверенность, плаксивость, выплеск своей агрессии на сверстника. Ситуативно- деловое общение 4-5 лет Отставание в развитии этой формы общения сильно влияет на становление личности ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, у них возникает пассивность, замкнутость, враждебность, агрессивность. Задержка общения. Внеситуативно – личностное общение 5-7 лет Не усвоение нравственных законов и правил поведения. Не умение строить свои отношения со взрослыми. Не в состоянии поддержать простой разговор. Внеситуативно – деловое общение Старший возраст 6-7 лет Не осознание своих обязанностей, поступков и их последствий. Отсутствие волевого поведения.
Cлайд 27
Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций.
Cлайд 28
Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений дошкольников сочетание объективных и субъективных методов. индивидуальная работа с ребенком (или с небольшой группой детей). доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым. диагностическое обследование нужно проводить в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. результаты диагностического обследования ни в коем случае нельзя сообщать самому ребенку и его родителям. нельзя ставить окончательный диагноз даже при использовании всех возможных методик.
Cлайд 29
Направления коррекционной работы. 1. Повышение самооценки 2. Стабилизация эмоционального состояния. 3. Развитие игровых умений. 4. Становление чувства общности и причастности к другому. 5. Формирование положительного отношения к другим людям, социальных чувств и т.д.
Cлайд 30
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник