Роль общения в развитии ребенка
Роль общения в развитии ребенка
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.
Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка), как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.
Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.
Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.
Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Роль игры в развитии ребенка
Время летит, и ваш малыш постоянно расширяет сферу своих интересов и осваивает все новые знания и умения. Ему уже не хватает тех знаний, которые позволяла получить предметная деятельность. Поэтому на новом этапе развития приходит новый способ
Помощь в развитии творческих способностей ребенка
Пожалуй, каждый родитель хотел бы воспитать своего ребенка творческой личностью. Необходимыми составляющими творчества являются свободный полет воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут выливаться
Особенности общения ребенка со взрослым
Знакомство с назначением различных предметов, овладение культурными способами обращения с ними составляет главное содержание жизнедеятельности ребенка раннего возраста. Психологи называют эту деятельность ведущей, потому что
Становление общения ребенка со сверстниками
Интерес к другим детям у ребенка начинает появляться очень рано-уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица.
Глава 1. Развитие общения ребенка с взрослым
1.1. Понятие «форма общения»Выдающийся отечественный психолог М. Лисина рассматривала общение ребенка с взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности,
Глава 2. Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками
Для развития полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не
Становление общения ребенка со взрослым
Психическое развитие ребенка во многом зависит от того, как складывается его общение с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или дефицит общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжелое нарушение как психического,
Роль массажа в развитии ребенка
• Массаж способствует здоровому росту младенца и играет важную роль в его физическом и психическом развитии. Улучшается кровообращение и укрепляется иммунная система ребенка.• Именно массаж позволяет ребенку и родителям лучше узнать
Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста
Наиболее раннее начало общения отца и ребенка – одно из важнейших условий, оказывающих влияние на их будущую взаимную привязанность. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще
Роль бабушки в воспитании ребенка
Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские
Книги для детей. Роль сказки в развитии ребенка
Книжки вредные и полезные для детской психики.
Значение любимой сказки в выборе жизненного пути.
Большинство родителей знает о важности чтения детям книг. Они сознают, как это необходимо для развития малышей. Но далеко не
Значение общения ребенка с другими детьми
Для нормального развития вашего малыша больше внимания уделяйте его общению с другими детьми. Это развивает коммуникативные навыки, чувство соревновательности, желание быть первым, мыслительные способности, поможет в будущем
В процессе общения ребенка с окружающими
В повседневной жизни необходимо побуждать детей обращаться ко взрослым и сверстникам с речью. Например, малыш приносит воспитателю юлу и жестами просит завести ее. Воспитатель, не довольствуясь выразительными движениями
Роль родителей – роль ребенка
Как родители восьмерых, мы признаем, что со своими первыми детьми не очень-то нетерпеливо ждали очередной трапезы, особенно когда они были в возрасте от года до двух. Мы чувствовали себя ответственными за каждую их трапезу, за то, что они
Источник
Ольга Шептикина
Значение общения в развитии ребёнка
Роль общения в развитии ребенка
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.
Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.
Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитиеребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому,чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.
Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общениеребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.
Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.
Моя презентация может помочь в проведении родительского собрания в разных возрастных группах, поможет сконцентрировать внимание родителей на важности общения в жизни ребёнка.
Источник
Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста .
Изучение общения показывает сложность , разнообразие , проявление этого явления. Сложность общения требует выделение его составляющих , описание структуры. Одним из часто употребляемых является подход , при котором выделяются три взаимосвязанных стороны общения:
– информативную ( или коммуникативную ), которая заключается в обмене информации между общающимися людьми;
- взаимодействие ( или интерактивную), проявляющую в обмене между участниками общения не только знаниями , идеями , состояниями , но и действиями;
- понимание ( или перцептивную), представляющую собой прогресс восприятия , оценки и понимания партнерами по общению друг друга.
Как показали исследования Л.С.Выготского , общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также определяет опосредственное строение высших, человеческих психических процессов.
Роль общения в психическом развитии изучали также А.В.Запорожец, М.И.Лисина, З.М.Богуславская.
Значение общения для воспитания.
Общение – социально-психологическое явление, иногда рассматриваемое
как психологическая категория. Общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.
Общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Общение является первичной, доминирующей формой отношения человека к окружающей среде.
Значение общения – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться понимания. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Цель общения – это то ради чего у человека возникает данный вид активности.
Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название госпитализма. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях «дефицита общения», резко отстают в своем психическом, а также в физическом развитии.
Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками.
При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если ребенок поступает не так как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.
Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею.
Таким образом, общение ребенка со взрослыми, сверстниками играет важную роль в психическом, умственном развитии, что влияет на воспитание.
Источник
Библиографическое описание:
Дьяченко, Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т. В. Дьяченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62477/ (дата обращения: 18.09.2020).
В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей дошкольного возраста.
Одним из важных условий развития ребенка является его умение общаться с окружающими людьми. Общение, умение устанавливать контакт не только с близкими, значимыми для ребенка людьми, но и гармоничное сотрудничество со сверстниками, позволяет ребенку познавать себя, стимулирует его психологическое развитие и способствует формированию личности. Начиная с раннего возраста, взрослые, посредством общения, передают модель окружающего мира. Через примитивную игру и рассказывание сказок сообщают о взаимоотношениях между людьми, помогают понять причинно-следственную связь. Постепенно ребенок переходит из зоны влияния значимых для него близких людей в зону контактов со сверстниками. Здесь как раз и проявляется характер ошибок взаимодействия «взрослый-ребенок». Именно слова, переданные вербальными формами отношений и невербальными — в виде поступков и действий взрослых, определяют дальнейшее психологическое развитие ребенка и его потребность в общении. Они также способствуют развитию коммуникативных отношений и влияют на эмоциональную окраску этих отношений.
Чем старше становится малыш, тем большую значимость для ребенка начинают приобретать контакты и конфликты со сверстниками. Межличностные взаимоотношения остро переживаются ребенком и окрашены самыми разнообразными эмоциями. Весь опыт первых межличностных отношений, в первую очередь, со сверстниками, закладывает фундамент построения личности ребенка. Пережитые эмоции определяют отношение к миру, к окружающим, к себе. Как правило, формирование и закрепление этого опыта происходит именно в дошкольные годы.
В последнее десятилетие проблемы общения у детей дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Гуманистическая направленность образования позволяет личности сохранять свои особенности, но в тоже время помогает адаптироваться в соответствии с окружающим пространством. Именно развитые коммуникативные навыки помогают в будущем жить человеку в гармонии с собой и обществом.
Как известно, для детей дошкольного возраста характерна игровая деятельность. Игра для них — это не развлечение, как обычно ее воспринимают взрослые и снисходительно относятся к ней. Для детей игра — достаточно трудоемкий процесс: ведь в игре необходимо не только знакомиться с правилами игры и соглашаться с ходом игры, но и заставлять себя подчиняться выбранным правилам. Результат игры — это успех или неуспех ребенка, полученное удовлетворение или горькие чувства. Умение справляться с эмоциями, проявлять волю, подчинять свое поведение общей цели, проявлять сосредоточенность в ходе игры — это опыт игровых и реальных взаимоотношений, основа навыков коммуникации. Навыки общения играют первостепенную значимость в развитии коммуникативных отношений. Именно общение помогает устанавливать контакты, применять на практике различные формы поведения, уметь приспосабливать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами взаимоотношений и ожиданиями окружающих.
По результатам множества исследований отечественных и зарубежных ученых можно сделать заключение о том, что, если потребность ребенка в общении со сверстниками не находит достаточного для него удовлетворения и не имеет возможности быть компенсированной в другой деятельности, то психоэмоциональное состояние ребенка способствует появлению негативных черт поведения. Ребенок становится неуверенным в себе, теряет доверие к сверстникам, проявляет агрессивность и грубость, становится обидчивым и капризным.
Недостаточное исследование причин нарушения общения у дошкольников не дает возможности скоординировать влияние и роль общения среди сверстников на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Исследования в области нарушений общения среди детей дошкольного возраста помогают ребенку в более старшем возрасте принимать на себя новые социальные роли, преодолевать проблемы адаптации, связанные с изменениями окружающего коллектива и вида деятельности, а также ряд других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой психологическая наука.
Таким образом, определение возникновения нарушений в общении у детей дошкольного возраста и диагностика их, играют немаловажную роль для своевременной коррекции и обучения способам гармоничного построения взаимоотношений со сверстниками. Использование психотерапевтических технологий дает психологам возможность помочь ребенку справиться с нарушениями общения среди сверстников и со взрослыми людьми, восстановить его эмоциональное равновесие и, при необходимости, устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Все эти навыки помогут детям дошкольного возраста преодолеть трудности во взаимоотношениях, поддержат стремление к контактам и поспособствуют успешному развитию взаимоотношений с окружающими людьми. Современный мир требует от специалистов разного уровня создания и использование новых методов и психокоррекционных программ, направленных на данную проблематику, что обусловлено развитием индивидуальности психических особенностей каждого ребенка.
Дошкольный период очень важен в воспитании ребенка, поскольку формирует все основные жизненные установки. Мы живем в социальном мире, мире постоянного взаимодействия и контактов. Умение устанавливать гармоничные отношения, умение общаться с соблюдением принятых норм и правил взаимоотношений — важнейший навык, приобретаемый ребенком с детства. В. А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце любого действия, но и начинаться с него. К любой деятельности ребенок приступит с легкостью и желанием, если его эмоциональное состояние будет окрашено положительными эмоциями, если общение ребенка со сверстниками и со взрослыми принесет удовлетворение его возрастным потребностям. Чем больше расширяется связь ребенка с окружающим миром, тем сложнее и глубже проявляется роль общения, обогащая душевную жизнь ребенка. Подводя итог, можно сказать, что общение является одним из важнейших моментов, определяющим развитие личности ребенка.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, сверстник, контакт, общение, окружающий мир, отношение, роль общения, умение.
Источник