Роль общения в развитии личности ребенка дошкольника
Библиографическое описание:
Дьяченко, Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т. В. Дьяченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62477/ (дата обращения: 27.01.2021).
В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей дошкольного возраста.
Одним из важных условий развития ребенка является его умение общаться с окружающими людьми. Общение, умение устанавливать контакт не только с близкими, значимыми для ребенка людьми, но и гармоничное сотрудничество со сверстниками, позволяет ребенку познавать себя, стимулирует его психологическое развитие и способствует формированию личности. Начиная с раннего возраста, взрослые, посредством общения, передают модель окружающего мира. Через примитивную игру и рассказывание сказок сообщают о взаимоотношениях между людьми, помогают понять причинно-следственную связь. Постепенно ребенок переходит из зоны влияния значимых для него близких людей в зону контактов со сверстниками. Здесь как раз и проявляется характер ошибок взаимодействия «взрослый-ребенок». Именно слова, переданные вербальными формами отношений и невербальными — в виде поступков и действий взрослых, определяют дальнейшее психологическое развитие ребенка и его потребность в общении. Они также способствуют развитию коммуникативных отношений и влияют на эмоциональную окраску этих отношений.
Чем старше становится малыш, тем большую значимость для ребенка начинают приобретать контакты и конфликты со сверстниками. Межличностные взаимоотношения остро переживаются ребенком и окрашены самыми разнообразными эмоциями. Весь опыт первых межличностных отношений, в первую очередь, со сверстниками, закладывает фундамент построения личности ребенка. Пережитые эмоции определяют отношение к миру, к окружающим, к себе. Как правило, формирование и закрепление этого опыта происходит именно в дошкольные годы.
В последнее десятилетие проблемы общения у детей дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Гуманистическая направленность образования позволяет личности сохранять свои особенности, но в тоже время помогает адаптироваться в соответствии с окружающим пространством. Именно развитые коммуникативные навыки помогают в будущем жить человеку в гармонии с собой и обществом.
Как известно, для детей дошкольного возраста характерна игровая деятельность. Игра для них — это не развлечение, как обычно ее воспринимают взрослые и снисходительно относятся к ней. Для детей игра — достаточно трудоемкий процесс: ведь в игре необходимо не только знакомиться с правилами игры и соглашаться с ходом игры, но и заставлять себя подчиняться выбранным правилам. Результат игры — это успех или неуспех ребенка, полученное удовлетворение или горькие чувства. Умение справляться с эмоциями, проявлять волю, подчинять свое поведение общей цели, проявлять сосредоточенность в ходе игры — это опыт игровых и реальных взаимоотношений, основа навыков коммуникации. Навыки общения играют первостепенную значимость в развитии коммуникативных отношений. Именно общение помогает устанавливать контакты, применять на практике различные формы поведения, уметь приспосабливать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами взаимоотношений и ожиданиями окружающих.
По результатам множества исследований отечественных и зарубежных ученых можно сделать заключение о том, что, если потребность ребенка в общении со сверстниками не находит достаточного для него удовлетворения и не имеет возможности быть компенсированной в другой деятельности, то психоэмоциональное состояние ребенка способствует появлению негативных черт поведения. Ребенок становится неуверенным в себе, теряет доверие к сверстникам, проявляет агрессивность и грубость, становится обидчивым и капризным.
Недостаточное исследование причин нарушения общения у дошкольников не дает возможности скоординировать влияние и роль общения среди сверстников на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Исследования в области нарушений общения среди детей дошкольного возраста помогают ребенку в более старшем возрасте принимать на себя новые социальные роли, преодолевать проблемы адаптации, связанные с изменениями окружающего коллектива и вида деятельности, а также ряд других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой психологическая наука.
Таким образом, определение возникновения нарушений в общении у детей дошкольного возраста и диагностика их, играют немаловажную роль для своевременной коррекции и обучения способам гармоничного построения взаимоотношений со сверстниками. Использование психотерапевтических технологий дает психологам возможность помочь ребенку справиться с нарушениями общения среди сверстников и со взрослыми людьми, восстановить его эмоциональное равновесие и, при необходимости, устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Все эти навыки помогут детям дошкольного возраста преодолеть трудности во взаимоотношениях, поддержат стремление к контактам и поспособствуют успешному развитию взаимоотношений с окружающими людьми. Современный мир требует от специалистов разного уровня создания и использование новых методов и психокоррекционных программ, направленных на данную проблематику, что обусловлено развитием индивидуальности психических особенностей каждого ребенка.
Дошкольный период очень важен в воспитании ребенка, поскольку формирует все основные жизненные установки. Мы живем в социальном мире, мире постоянного взаимодействия и контактов. Умение устанавливать гармоничные отношения, умение общаться с соблюдением принятых норм и правил взаимоотношений — важнейший навык, приобретаемый ребенком с детства. В. А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце любого действия, но и начинаться с него. К любой деятельности ребенок приступит с легкостью и желанием, если его эмоциональное состояние будет окрашено положительными эмоциями, если общение ребенка со сверстниками и со взрослыми принесет удовлетворение его возрастным потребностям. Чем больше расширяется связь ребенка с окружающим миром, тем сложнее и глубже проявляется роль общения, обогащая душевную жизнь ребенка. Подводя итог, можно сказать, что общение является одним из важнейших моментов, определяющим развитие личности ребенка.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, сверстник, контакт, общение, окружающий мир, отношение, роль общения, умение.
Источник
Роль общения в жизни ребенка дошкольного возраста
Коммуникация является важнейшим фактором и условием в жизни человека. Коммуникативные умения закладываются в раннем детстве. Все, что ребенок научился воспринимать и осознавать, возникло в общении со взрослыми, а позже с детьми. Опыт общения и совместная деятельность — это тот фундамент, на котором надстраивается все здание дальнейшего психического развития.
Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связью с другими.
- Общение дошкольников со взрослыми
Дошкольный возраст — это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочивание чувственного опыта ребенка, овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти. Все психические функции развиваются при непосредственном восприятии речи взрослого, она стимулирует и углубляет развитие.
Для детей дошкольного возраста характерны следующие формы общения:
- ситуативно-личностная,
- ситуативно-деловая,
- вне ситуативно-познавательная и
- вне ситуативно-личностная.
Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами.
Таковыми считают:
- время возникновения данной формы общения;
- место, которое она занимает в жизни ребенка;
- главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;
- ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;
- основные средства общения, с помощью которых осуществляется
коммуникация с другими людьми.
Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она характерна для детей первого года жизни. Мотив общения – личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение года. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.
Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества ребенок получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть, приурочены к данному месту и времени.
В младшем дошкольном возрасте возникает вне ситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает вне ситуативный – теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает вне ситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – вне ситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.
Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых, быть общительным и приветливым.
Воспитатель во время общения учит детей слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; вслед за мыслями собеседника менять тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон и т.д..
Таким образом, для детей до 7 лет характерны 3 формы общения: ситуативно-личностная (ранний возраст), ситуативно-деловая (младший возраст), вне ситуативно-познавательная и вне ситуативно-личностная (старший возраст). Общение детей со взрослыми — это важный этап в развитии дошкольника. Оно способствует формированию ребенка как личности, влияет на становление и развитие всех психических процессов, а также коммуникативных навыков. Кроме того, общение ребенка дошкольного возраста со взрослым способствует к его подготовке к вступлению во взрослую жизнь.
- Общение дошкольников со сверстниками
Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 – 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.
Особенности общения со сверстниками:
1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование. По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.
2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.
3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.
Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.
4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.
В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:
- в 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.
- в 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба
Формы общения со сверстниками:
1. Эмоционально – практическая форма общения. (2-4года)
Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.
2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)
Этот период – расцвета ролевой игры. Сюжетно – ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)
3. Внеситуативно – деловая форма общения (6-7лет)
Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше – на игровом уровне.
Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.
3.Трудности в общении с дошкольниками
При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении ребенка с взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников – связанные с повышенной импульсивностью (гиперактивностью) и с заторможенностью (пассивностью) детей. И то, и другое в одинаковой мере затрудняет общение с взрослым, нуждается в своевременной коррекции.
– Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют этот интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого – они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно. Стремление к самостоятельным действиям (я так хочу) оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила.
Такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако знание правила не отражается на их поведении. Правило остается субъективно не значащим. Интеллектуальный уровень и творческая активность при этом могут быть достаточно высокими, но в ситуации занятий импульсивные дети часто отвлекаются сами и мешают остальным. Основная проблема здесь в неразвитости произвольности, т. е. неспособности сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.
– Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и, казалось бы, усидчивы. Они ничем не выделяются и не нарушают дисциплины, никому не мешают, спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Такие дети очень «удобны» в группе – они не требуют к себе внимания, почти незаметны. Однако такая покорность должна настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к окружающему – к играм, предметам, самостоятельной деятельности, – которое порождает полную пассивность детей. Как правило, у них сниженный эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не проявляют интереса к играм и занятиям, хотя и участвуют в них наравне с другими. Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого ответа, а тем более самостоятельного высказывания. Они равнодушно принимают любые предложения взрослого, никогда не отказывают ему, но, как только нужно проявить инициативу в игре или на занятиях (что-нибудь придумать, сочинить, ответить на вопрос), молчат, опускают глаза, пожимают плечами и явно не знают, что делать. В их поведении, в особенности в новой, проблемной ситуации, чувствуется скованность и напряженность, которая мешает включиться в деятельность и проявить себя. Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно ждут указаний и инструкций. Несмотря на покорность и «послушность» таких детей, общаться с ними достаточно трудно: они никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, редко отвечают на вопросы, не проявляют себя. А без взаимной активности общение сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка. Их пассивное, «незаметное», зависимое поведение может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и инициативности.
Детей, относящихся к описанным группам, можно выявить с помощью наблюдения. Однако далеко не всегда повышенная активность ребенка свидетельствует о его импульсивности и отсутствии произвольности, а спокойное, пассивное поведение – о неразвитости интересов и творческой активности.
Источник