Роль общения в развитии эмоциональной сферы ребенка

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.

Одной из характерных особенностей современного общества является все  усугубляющееся  противоречие между желанием родителей воспитать своих детей здоровыми, полноценными и всесторонне развитыми и возможностью реализации этих задач.

Социальные и политические позиции наших дней привели к внутрисемейным противоречиям, когда члены одной семьи оказались в разных идейных лагерях, защитниками разных моральных норм.

Такое положение определяет необходимость нового подхода к роли семейного воспитания в жизни каждого человека. Следует заметить, что для полного и гармоничного развития личности ребенка, его необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

В теории и практике наиболее освещены вопросы роли семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка (Писарев Д.,Макаренко А.С., Ушинский К.Д.,Лесгафт Л.Ф., Сухомлинский В.А.).

Однако наименее изучены вопросы воздействия семьи на эмоциональную сферу ребенка, что и определило тему нашего исследования: «Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника».

Цель исследования: выявить и научно обосновать влияние семейного общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Предмет исследования: влияние семейного общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы дошкольника.

Задачи: 1. Рассмотреть роль эмоций в жизни человека, формирование эмоциональной сферы ребенка в семье.

                2. Раскрыть условия успешного семейного воспитания.

                3. Выявить зависимости между эмоциональным развитием ребенка и общением в семье.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; диагностические методы: тестирование родителей и детей дошкольного возраста, анализ и обобщение результатов эксперимента, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной  работы.

Останавливаясь на основных видах качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, которые выполняют различную роль а реализации  деятельности и общении человека с окружающими людьми необходимо отметить, что эмоции выступают  как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвещающей этим мотивам деятельности.

У дошкольника формирование эмоциональной сферы  не происходит стихийно, независимо от влияния и воспитательного воздействия окружающей среды. Ее надо формировать, искореняя отрицательные явления и закрепляя положительные, что проявляется в характере ребенка. Большую роль  в формировании эмоциональной сферы ребенка отводится семье, в которой он  воспитывается. Для руководства  духовным развитием своих детей, родители  должны знать их переживания и эмоциональные реакции. Благодаря наблюдениям, анализу поведения и высказываний ребенка, близкому контакту с ним и отец и мать могут знать его переживания, степень проявления его чувств, их влияние на его поступки.

Задержки в психическом развитии детей бывают вызваны крайней бедностью семейного общения: когда ребенок  лишен постоянных развивающих контактов с родителями.

Психические проблемы у ребенка могут возникать на основе сложившихся стереотипов семейных отношений.

В ходе проведенного эксперимента нам стало ясно, что проблема эмоционального воспитания в семье на сегодняшний день является острой.  Если ребенок был лишен полноценного общения с семьей, то недостаток внимания, доброты, ласки ведет к усилению агрессивности, аномалиям в социальном поведении детей. Наличие же положительных семейных отношений в семье создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального  формирования личности. Поэтому семья является естественным образцом для создания условий доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и наиболее безболезненно управлять действиями и поступками ребенка и направлять их в русло воспитания у него отзывчивости, гуманности, щедрости, чуткости. Мы сделали такой вывод исходя из того, что в ходе эксперимента учитывались: возрастные особенности, вид темперамента, тип семьи, тип родительского авторитета.

Сегодня ни кого не удивишь тем, что скажешь: «На улице «нашли» бездомных  детей». Да, да именно бездомных, т.к. дети, не зная своих прав, оказываются на улице, причем по разным причинам. Но наиболее важная одна – непорядок в семье. Причин, вызывающих семейное неблагополучие множество. Из них можно назвать три самые яркие:

  1. Причина макросоциального характера, т.е. те кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  2. Причина психолого-педагогического свойства, связанная с  внутренним отношением и воспитанием детей в семье;
  3. Причина биологического характера. Эта группа семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологиями, здесь не рассматривается из-за их  особой специфики.

На важное место среди причин, вызывающих неблагополучие в семье, выступают социально-экономические. Одна из причин того, что дети оказываются на улице – это их избиение. Насилие над детьми в семье имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. Самой неприглядной стороной в семейных отношениях является физическая расправа над ребенком. На вопрос: «За что бьют детей в знакомых вам семьях?» – затруднились ответить 20% опрошенных, остальные определили следующие причины: «за провинность» – 26%, «Срывая раздрожительность» – 29%, «когда в доме беда» – 20%, «когда не могут справиться» – 19%, « не любят» – 5%. Это делают психически неуравновешенные люди – 14%, пьяницы – 29%.

Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства.

Мы полагаем, что полученные результаты нашего исследования являются  важными для практики семейного воспитания и формирования эмоциональной сферы дошкольника. Полученный вывод позволяет понять требования к общению ребенка в семье, определить, как можно руководить семейным общением в создании необходимых условий для благоприятного формирования эмоциональной сферы ребенка.

Незря А.С.Макаренко писал: «Семья  становится естественной первичной ячейкой общества, тем местом, где реализуются прелести человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где живут и растут дети – главная радость человека». Еще  П.П.Блонский отмечал, что «нельзя воспитывать детей, не воспитывая родителей». Видные педагоги были правы, ведь чтобы искоренить все пороки, или часть их, нужно навести «порядок» в семье, в самом себе.

Читайте также:  Родителям о здоровье и развитии ребенка

Источник

Фирсанова Е.Ю. , Павлова Н.В.

Роль эмоционального общения  в психическом развитии

детей раннего возраста

      В педагогической и психологической литературе подчеркивается большая роль общения  для гармонического развития ребенка. Так, Л. И. Божович[1] указывает на то, что важным фактором формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является взаимоотношения с взрослым. Общение с взрослым важно для установления правильных связей ребенка с окружающим миром и для его эмоционального благополучия.  

      Взаимосвязь общения, личности и психического развития ребенка показана в работах М.И. Лисиной[3].  Так, в раннем возрасте появляется ситуативно-деловое общение. Оно вплетается в ведущую деятельность ребенка раннего возраста – предметно-манипулятивную. Главным мотивом контактов выступает практическое сотрудничество. Ребенку интересно как правильно действовать с конкретными  предметами.  Однако, несмотря на то, что данное общение носит деловой характер, роль эмоций в нем нельзя недооценивать. В трудах М.И. Лисиной описаны эксперименты, которые показали, что ребенку недостаточно только того, чтобы взрослый просто имел отношение к его деятельности. Ему важно доброжелательное внимание взрослого, его эмоциональные реакции. Ситуативно-деловое общение важно для развития предметной деятельности и речи.

     Филиппова Г.Г, подчеркивает, что эмоциональное развитие детей раннего возраста является залогом эмоционального комфорта и условием успешного развития их [7]. В условиях эмоциональной депривации формируются устойчивые эмоционально-личностные нарушения, которые приводят к нарушению психического  развития ребенка.

      О. Коннер [4]выделил родительские позиции: 1)принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требовательность; 4) чрезмерная опека.  Рассмотрим влияние типов родительских отношений на развитие ребенка:

1. Принятие и любовь. Ребенка принимают такого, какой он есть. Главная задача родителей сделать его счастливым. В общении взрослый опирается на  чувства, настроение, увлечения ребенка. Такое общение доверительно, эмоционально окрашено, что позволяется сформироваться базовому доверию к миру. Ребенок вовлечен в общение и все действия он эмоционально переживает, что способствует  полноценному формированию личности и развитию ребенка.

2. Явное отвержение. Родители не принимают ребенка, они холодны к его переживаниям. Наблюдается жестокое и безразличное отношение к детям. Впоследствии отмечается агрессивное поведение у детей, проблемы в освоении социального и культурного опыта. При наличии каких-либо нарушений развития отмечается усугубление, имеющихся проблем.

3. Излишняя требовательность. Родители недовольны любыми достижениями детей. Отмечается их постоянная критика. Такие дети вырастают неуверенными в себе, с недоверием к миру. При излишней критике они отказываются проявлять свои способности. Так, если родители постоянно критикуют речь ребенка, он может отказаться от общения, заучивания стихотворений и пр.

4. Чрезмерная опека. Данный  тип отношения проявляется в чрезмерной опеке и ограничениях. Ребенок настолько опекаем, что не проявляет активности и инициативы, что сказывается на его личностном и психическом развитии.

      Так, при явном отвержении  дети страдают от материнской депривации, что приводит к задержке формирования речи или усугублению имеющихся проблем.

         При излишней требовательности дети чувствуют неуверенность в себе, боятся показать свои достижения, любыми способами уходят от тех заданий, которые критикуются родителями.  В результате ребенок тяжело идет на контакт даже со специалистом и отказывается от сложной для него деятельности.

       Чрезмерная опека приводит к тому, что ребенку родитель дает все, что надо, стоит только попросить. В результате ребенок манипулирует взрослым. Ему не нужно осваивать сложные виды деятельности. То есть, у детей при данном типе родительских отношений нет мотива к преодолению трудностей, что сказывается на формировании личности и приводит к трудностям организации коррекционной работы.

       Ранний возраст является гиперсинзетивным периодом  для развития речи ребенка [5]. По достижении трех лет  дети должны пользоваться развернутой фразовой речью, все компоненты ее должны быть сформированы и развиваться дальше только качественно.

       Проведенные наблюдения и исследования показали, что речевые нарушения проявляются или усугубляются у детей в семьях, которых наблюдаются последние три типа родительских позиций.        

           Л.Ф. Спировой было проведено исследование в ходе, которого автор выявил, что тяжелые речевые нарушения, отмечаются у детей с  более поздним появлением речи[6]. Людмила Федоровна подчеркивает, что время появления речи влияет на уровень ее развития. Также автор отмечает, что эта связь не является однозначной и нужно учитывать структуру дефекта и этиологию.

      В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах.  В современном технотезированном обществе часть  родительских обязанностей перекладывается на образовательные учреждения, педагогов, медицинских работников.  Общение часто ребенку заменяют современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и  сказывается на развитии ребенка, особенно речевом.  В компьютерных играх важнее визуальное восприятие, нежели речевое, что приводит к замедленному или нарушенному развитию последнего. В речевом онтогенезе первыми появляются существительные и глаголы. У детей, которые больше времени проводят в  интерактивных играх, есть существительные, меньше глаголов и почти отсутствуют прилагательные и наречия. Следовательно, задерживается формирование фразовой речи. Таким образом, недостаточность речевого контакта ребенка и взрослого приводит к существенной задержке речевого развития или усугублению имеющихся проблем. Данный пример характерен для  родительской позиции, называемой явное отвержение.

    Стараясь, соответствовать определенным стандартам общества, некоторые родители постоянно сравнивают достижения детей с некими эталонами, не учитывая их индивидуальные возможности. В такой ситуации ребенок чувствуют, что родители переживают не за него, а за его успехи, и «любовь» к нему проявляется в зависимости от полученных достижений. При чрезмерных родительских требованиях у ребенка не формируется чувство доверия к миру и защищенности, появляется неуверенность в себе, скованность, отказывается от сложных заданий, в том числе речевых. Ребенок отказывается повторять слова, называть картинки и предметы, учить стихи.

Читайте также:  Что такое развитие психических структур ребенка

    Также, отрицательно на развитие речи оказывает влияние излишняя речевая активность родителей. Такой родитель не оставляет места для инициативы самого ребенка[2]. Необходимость в овладении активной речью у ребенка отпадает. Это свойственно для позиции чрезмерная опека.

     Таким образом, эмоциональное общение является важным условием для психического развития детей. Этот факт нужно учитывать в педагогической и коррекционно-развивающей работе. То есть, необходимо консультировать родителей и оказывать им помощь в воспитании и развитии детей. Эти данные необходимо учитывать и педагогам при организации педагогического процесса.

Литература:

  1. Божович л.И. Проблемы формирования личности. Москва- Воронеж, 2001.
  2. Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только … – М., 2002.
  3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.
  4. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
  5. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./Под ред. Ю.Ф. Гаркуши./ Москва – Воронеж, 2001.
  6. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2004.
  7. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.

Источник

Маргарита Сергеевна Рудакова
Консультация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста»

Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество, братство нужно воспитывать с раннего детства. Ребенок должен уметь чувствовать тончайшие переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для счастья, радости, душевного спокойствия других людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно чтобы дети узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, воспринимаемых путём восприятия эмоциональной сферы, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. У детей в дошкольном возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.

В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, учится облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Эффективное нравственное воспитание невозможно без общения с малышом на темы нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом, восприятие идёт на фоне эмоциональной сферы, что способствует благоприятному усвоению. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление в развитии эмоционально – нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста — способствовать эмпатии (сочувствию).

Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей – ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитиесвоих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.

Дети после ссоры часто произносят небольшие рифмованные стишки, так называемые «мирилки», для того, чтобы помириться. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.

Читайте также:  Что такое конфигурация развития ребенка

Стишки- «мирилки»

1. Мирись- мирись, больше не дерись.

Если будешь драться-

Я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

2. Ручку за ручку

Мы крепко возьмем,

Раньше мы дрались,

А теперь ни почем!

3. Ссориться не будем.

Будем мы дружить,

Клятву не забудем,

Пока будем жить!

4. Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

– Ты мой друг!

– И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

5. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

И я больше не дерусь.

Ну а если подерусь, –

В грязной луже окажусь!

6. Давай с тобой мириться

И во всем делиться.

А кто не будет мириться-

С тем не будем водиться!

7. Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

8. Мир, мир навсегда,

Больше ссориться нельзя,

А то бабушка придет,

И по попе надает!

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я».

Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, в общении. Поможет здесь игра. В игре дошкольникнаиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий,помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др., так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.

Развивая эмоционально-нравственную сферу детей, целесообразно проведение игр и упражнений, позволяющих ребятам чувствовать себя более уверенно.

Игры и упражнения.

1. «Назови себя». Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

2. «Позови ласково» Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию, ласково назвав его по имени.

3. «Волшебный стул». Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход. Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

4. «Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход. Ребёнку предлагается передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

5. «Перевоплощение». Цель. Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Ход. Дети (по очереди) загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

6. «Моя любимая игрушка». Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.

Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.

7. «Подарок другу». Цель. Развивать умение невербально «описывать» предметы.

Ход. Один ребёнок становится «именинником»; остальные «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».

8. «Разноцветный букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.

9.«Пирамида любви». Цель. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Ход. Дети сидят по кругу.Педагог говорит: каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет из вас называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.

Игры и упражнения помогают детям в установлении контактов друг с другом, создают атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, дают элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения стимулируют развитие диалогической и монологической речи, развивают умение выражать свои суждения и мнения.

Таким образом, развитию эмоционально – нравственной сферы детей и навыков общения, в современном мире, необходимо уделять большее внимание, в этом нам помогут любовь, отзывчивость, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.

М. С. Рудакова, воспитатель, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №206»

Источник