Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Роль общения в психическом развитии ребенка презентация thumbnail

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА Репина Татьяна Ивановна учитель...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА Репина Татьяна Ивановна учитель

Описание слайда:

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА Репина Татьяна Ивановна учитель начальных классов МБОУ «ТСШ№2»

2 слайд

Отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредс

Описание слайда:

Отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Л.С. Выготский

3 слайд

Сенсорные способности плода Группа французских специалистов опубликовала резу

Описание слайда:

Сенсорные способности плода Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы.

4 слайд

Младенческий возраст Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью привод

Описание слайда:

Младенческий возраст Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности, непосредственно эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Является ли общение ведущим типом деятельности в младенческом возрасте?

5 слайд

Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются отрицат

Описание слайда:

Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются отрицательно, так после второй мировой войны в психологию вошло понятие «госпитализм», с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

6 слайд

Общение и развитие речи Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звука

Описание слайда:

Общение и развитие речи Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

7 слайд

Развитие потребности в общении Различают несколько этапов развития потребност

Описание слайда:

Развитие потребности в общении Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослыми: —  потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни; —  нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием; —  нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество; —  потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

8 слайд

Голосовые контакты Голосовое взаимодействие — разновидность ситуативно-личнос

Описание слайда:

Голосовые контакты Голосовое взаимодействие — разновидность ситуативно-личностного общения, поскольку сводится к обмену информацией об аффективном отношении одного партнера к другому. Употребление вокальных звуков как коммуникативных сигналов подготавливает ребенка к освоению речи.

9 слайд

Заключение Социальная среда является не просто внешним условием, а подлинным

Описание слайда:

Заключение Социальная среда является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в не содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства, дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми

10 слайд

Библиографический список 1. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детск

Описание слайда:

Библиографический список 1. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991. 2. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М., «Класс», 1998. 3. «Психическое развитие воспитанников детского дома». // Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. — М., 1990. 4. Эриксон Э. «Детство и общество». Спб., Ленато АСТ, 1996. 5. «Развитие общения у дошкольников» // Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. — М., 1964.

Выберите книгу со скидкой:

Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно исторического опыта человечества.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка, мысли связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-254922

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:  Центр развития ребенка детство калуга

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайд 1

Роль общения со взрослым в развитии психики и личности ребенка в раннем возрасте «… любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно, в процессе развития, становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним.» Л. В. Выготский Педагог-психолог Самойлова Дарья Александровна

Слайд 2

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово « communication » происходит от латинского «связывать, давать» . Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка . Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка будет посвящена эта работа.

Слайд 3

Анализ социальной ситуации развития младенца привел Л. С. Выготского к заключению, что, начиная с первых дней жизни, у ребенка имеются те объективные условия развития, которые создают необходимые предпосылки для возникновения социальной потребности , как по своему содержанию, так и по происхождению, — потребности в общении — и что эта потребность и составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития ребенка. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру. М.И . Лисина подчеркивала роль общения как важнейшего фактора развития познавательной активности в детские годы . Она определяла общение как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Общение в рамках культурно-исторического подхода

Слайд 4

осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах К оммуникативная деятельность взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата Общение ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ

Слайд 5

Структурные компоненты общения другой человек стремление ребенка к познанию и оценке взрослого, а через это— к самопознанию и самооценке Мотив общения Предмет общения Потребность в общении партнер по общению

Слайд 6

Структурные компоненты общения единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены действия , совершаемые в процессе общения Средства общения Действие общения Задачи общения операции, с помощью которых осуществляются действия общения ответные действия инициативные акты Продукты общения образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения

Слайд 7

Функции общения I Организация совместной деятельности ( согласование и объединение усилий для достижения общего результата) II Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений) III Познание людьми друг друга Эти функции, с одной стороны, проявляют главные направления «работы» общения , а с другой — позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека.

Слайд 8

Компоненты общения Инициативность в общении . Это стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям. Чувствительность к воздействиям взрослого . Это желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. Средства общения – это действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действий участвует в них. экспрессивно-мимические : возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух мес. жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п . предметно-действенные : возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью; речевые операции : позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Слайд 9

Формы общения детей раннего возраста Первое полугодие жизни Ситуативно-личностное общение Н епосредственно– эмоциональное общение Форма общения когда дети еще не овладели хвата­тельными движениями целенаправленного характера. Содержание потребности в общении – доброжелательное внимание взрослого. Ведущий мотив общения: личностный – взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка . В развитом виде ситуативно-личностное общение имеет у младенца вид «комплекса оживления » Значение данной формы общения в общем развитии ребенка – неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием

Читайте также:  Психолого педагогическая диагностика развития ребенка

Слайд 10

Формы общения детей раннего возраста 6 месяцев — 2 года Ситуативно-деловая форма общения . Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка: развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью.

Слайд 11

Формы общения детей раннего возраста 2 лет 6 месяцев — 3 лет и старше Внеситуативно -познавательная форма общения . Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым. Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей к той оценке, которую дают им взрослые. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка : развитие игровой деятельности, развитие речи.

Слайд 12

Влияние общения на развитие личности ребенка С возрастом ребенка значение общения становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности. Особое влияние общение отмечается в области : 1 ) дальнейшего взаимодействия со сверстниками 2) интересов касательно окружающего мира 3) эмоциональных переживаний 4) в формировании любви ко взрослым 5) овладения речью 6) формирования личности и самосознания

Слайд 13

Влияние общения на общее психическое развитие ребенка раннего возраста Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что: 1) для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др ); 2) при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком; 3) взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию; 4) ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Слайд 14

Пути влияния общения на психическое развитие Позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей . Влияние общения обнаруживается в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Влияние общения может также способствовать исправ­лению дефектов, возникших у детей при неправильном вос­питании. Обогащение опыта ребенка

Слайд 15

Список литературы Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009 – 258 с. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В.Давыдова . — М.: Педагогика. – 1978. – 288 с. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед . вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИЦ «Академия», 2003. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского . – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Источник

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка.
Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Презентации»
Образование»

Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом
развитии ребенка.
Выполнила: Крутихина Е. С.

Слайд 2
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Понятие общения:
Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Слайд 3
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Характеристика общения:

каждый участник выступает как субъект. (человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них).
каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело».
У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, с исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними.

Читайте также:  Антропометрические исследования и оценка физического развития ребенка

Слайд 4
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Функции общения:
Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата).
Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений).
Познание людьми друг друга.

Слайд 5
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Роль общения в психическом развитии ребенка.

Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей.
Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:
1) изучение «детей–маугли»;
2) исследование природы и причин так называемого госпитализма;
3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Слайд 6
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Влияние общения на психическое развитие ребенка:
ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Слайд 7
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка:

1) в самой области общения;
2) в области любознательности детей;
3) в сфере их эмоциональных переживаний;
4) при формировании любви ко взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам;
5) в сфере овладения речью;
6) в сфере личности и самосознания детей.

Слайд 8
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом:

 благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;
 благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
 путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
 на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
 благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
 вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

Слайд 9
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Средства общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:

Экспрессивно-мимические (в течении первых двух месяцев жизни):
служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим;
также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п.
Предметно-действенные (до 3-х лет) :
отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Речевые операции:
позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Слайд 10
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Параметры общения.

Слайд 11
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:
1) потребностью во впечатлениях;
2) потребностью в активной деятельности;
3) потребностью в признании и поддержке.

Слайд 12
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Мотив общения:

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внееситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);
Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
Значение в общем развитии ребенка:
первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие
наглядных форм мышления;
приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход
к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
Деловой: воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка.

Слайд 13
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Категории средств общения:
1) экспрессивно–мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;
2) предметно–действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки;
3) речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Слайд 14
Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание слайда:

Виды содержания потребности в общении в первые 7 лет жизни :

1) потребности в доброжелательном внимании (0,02–0,05, то есть от 2 до 5 мес.);
2) потребности в сотрудничестве (0,06–3, то есть от 6 мес. до 3 лет);
3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5);
4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7).

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник