Роль общения матери с ребенком в его развитии

Стрельникова Марина
Консультация «Значение материнского общения на ранних этапах развития ребенка»

Значение материнского общения на ранних этапах развития ребенка.

Всем нам давно известен тот факт, что существует биологическое единство матери и плода, которое сменяется с момента рождения психофизиологическим единством матери и грудного младенца.

Развитие ребенка, начиная с периода новорожденности, определяется социальными факторами. Рядом с малышом большую часть времени проводит мама, именно она в первую очередь бессознательно проводит обучающее воздействие на своего ребенка. В это время врожденные рефлекторные звуковые реакции ребенка приобретают черты той социальной и национальной среды, в которой ребенок воспитывается.

В этом случае интересными представляются эксперименты С. Ю. Мещеряковой, которая наблюдала у детей первых недель жизни предпочтение к лицам тех людей, которые ухаживали за ними. Именно эти лица и их изображения вызывали у детей специфические реакции, в том числе и первую улыбку. Такие компоненты подражательного эффекта, как порозовение кожи, усиление блеска глаз, расширение зрачков, свидетельствуют о бессознательном характере подражательных процессов. Оказывается, если физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям новорожденного ребенка, то ему гораздо легче подражать матери и, следовательно, устанавливать с ней характерный для раннего возраста эмоциональный контакт. Причем намеренно изменять характеристики голоса не приходится. Ученые отмечают, что в речи матерей, имеющих детей младшего возраста, наблюдаются неосознанные изменения в высоте голоса (он становится выше, темпе голоса (становится замедленнее, громкости (становится тише, тем самым приближая физические характеристики ее речи к характеристикам детской речи. Данные факторы способствуют формированию очень тесного контакта между матерью и ребенком. Соответственно чем полнее этот контакт, тем скорее врожденные звуковые реакции ребенка начинают приобретать национально специфические черты, т. е ребенок начинает подражать своей матери и учится воспроизводить звуки родного языка. И конечно же теперь не трудно понять почему желанные и любимые дети эмоциональных матерей развиваются в коммуникативно-познавательном отношении быстрее, чем дети, не менее желанные и любимые, но имеющие эмоционально сдержанных матерей.

Интенсивность влияния внешних раздражений воздействуют и на пове-денческие реакции младенца. Так, ребенок тянется к теплым рукам матери и повизгивает от удовольствия в теплой воде, но он же отстраняется от холодных рук и кричит, если вода в ванне охлаждается или, наоборот, становится горячее. Мы все знаем о пользе грудного молока для ребенка, но при этом младенец стремится к умеренной наполненности желудка и отталкивает материнскую грудь и срыгивает, когда желудок полон или плачет, если съел недостаточное количество молока. Но ведь это не говорит о том, что не нужно в дальнейшем продолжать грудное вскармливание. Просто мать должна кормить столько, сколько требуется малышу. Для нас это очевидный факт. Или возьмем для примера ребенка, испытывающего положительные эмоции, когда видит знакомую погремушку, которую мама нежно трясет в своих руках, извлекая не громкий шум. И представим себе, что будет, если эту же игрушку мы будем показывать весь день, мельтеша ею перед глазами ребенка извлекая при этом громкий звук. Не сложно предположить, что это вызовет у ребенка негативные реакции, и когда вы в следующий раз подойдете к ребенку с этой же погремушкой, вряд ли он будет снова испытывать положительные эмоции. Мы, конечно же, не будем вызывать у ребенка бурю негативных реакций, а просто будем играть умеренное количество времени. Ведь именно мама знает, когда ребенок испытывает удовольствие от игры и когда стоит прекратить. Благодаря психофизиологическому единству матери и ребенка, которое возникает с момента рождения, мама лучше других знает, что нужно её чаду, ей проще понять и почувствовать его настроение. Поэтому на раннем этапе развития ребенка мама самый лучший специалист.

Говоря в целом, умеренное влияние внешних раздражений активируют у младенца врожденные эмоционально положительные программы поведения типа реакций приближения, захватывания и обладания, тогда как превышающие свое влияние внешние раздражения активируют противоположные эмоционально отрицательные программы врожденного поведения типа реакций удаления, избегания и отвергания. Все, что мы будем делать для ребенка, должно иметь усредненный характер и доставлять ему приятные ощущения, радость и тогда у малыша будет формироваться потребность в коммуникации и познании окружающего мира. А данные потребности не является врожденными — они воспитывается в раннем детском возрасте.

Следует помнить, что чем младше ребенок, тем больше отступают на задний план организованные формы обучения, проводимые воспитателем или педагогом, уступая место стихийно и бессознательно осуществляемым обучающим воздействиям матери и взрослых вообще.

Несколько рекомендаций по общению родителей с новорожденным малы-шом.

Разговоры с малышом

Каждый день пойте ребенку самые разные песни, рассказывайте сказки и детские стишки.

Время от времени изменяя высоту голоса. Пробуйте говорить высоким голосом, низким, нараспев или тихо.

Даже если вы не знаете слов песни, ее можно распевать на определенный звук, например звук а…

Игра с погремушками

Поднесите погремушку к ребенку и тихонечко ее потрясите.

Тряся погремушкой, напевайте любую песенку (например, “Жили у бабу-си. “).

Убедившись, что ребенок обратил внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте песенку.

Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок будет поворачивать голову на звуки песни.

Позже можно вкладывать погремушку в руки при игре.

Не забывайте про общение с ребенком во время купания, кормления и укладывания спать.

Источник

Мария Александровна Калиберова
Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка

РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Рассмотрим специфику общения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенкав этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением [12, c. 315].

Общение детей в семье

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью.

Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т. п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности [14, c. 67].

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей.

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).

Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей

Негативное влияние конфликтов в семье

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.

Формирующийся, таким образом, внутренний, неразрешимый и невротизирующий ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другом уровней [18, c. 257]:

-социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;

-психологический, обусловленный несовместимостью с некоторыми сторонами отношения родителей и угрозой потери «я»;

-психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.

При наличии неразрешимых для детей переживаний следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы – эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, иди состояния хронического дистресса, как основном источнике патогенного (болезненного) напряжения при неврозах.

Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно-психическую реактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т. е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников.

В психологической литературе выделены, и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью, во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Источник

Родительское собрание на тему:

«Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»

                            Составила: воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад  № 19 «Василек» Касирова Л.О.

Цель: объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с воспитанием и развитием детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • раскрыть особенности влияния матери и отца на становлении личности ребенка;
  • развивать у родителей умение понимать собственного ребенка не ущемляя его прав
  • воспитывать любовь, уважение к родителям и способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье
  • обсудить вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в семье
  • определить индивидуальные особенности общения родителей с детьми в семье с целью определения единых методов воспитания

          Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что есть у нас – о наших детях и о том какую роль в их воспитании играют мама , папа и в общем семья.

    Каждому ребенку для гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Очень важно не потерять абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождения слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.

       Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно совместные занятия, игры, приобщение ребенка к полезным и увлекательным хобби отца и матери.

   Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта.

         Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ребенка, пока он мал, сравним с чистым листом, и все то, что он получит, будет запрограммировано в нем на всю жизнь. Знакомьте ребенка с картинами великих художников (Пикассо, Шишкина и т.д.), получайте удовольствие , слушая вместе с ребенком классическую музыку, тогда в подростковом  возрасте не придется журить ребенка за попсу, которая запечатлеется в мозгу с раннего детства. Сила воздействия музыки и живописи, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания, и если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.

       Родители, которые много разговаривают с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но разговаривайте с ребенком как со взрослым не сюсюкайтесь, правильные языковые навыки не сформируются. Очень хорошо, если ребенок слушает литературные сказки на аудиокассетах, по радио. Ему совершенно не обязательно все понимать , главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильным ударением, интонацией, акцентом.

      Многие родители раннее развитие часто сводят к  тому, чтобы напичкать ребенка информацией, научить его читать и писать в раннем возрасте. Однако гораздо важнее для ребенка развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Это важно для развития связей, формирующихся в мозгу ребенка, которые впоследствии определяют всю его интеллектуальную жизнь.  При этом следует помнить, что заучивание стихов тренирует память.

– Кто из вас родителей дому разучивает с детьми стихи? (кто какие стихи знает).

  Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться ребенку. Интеллект ребенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. При этом вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его к учению.

    Задача родителей – подготовить ребенка к обучению. Для этого необходимо создать определенные условия, например, чтобы ребенок захотел рисовать , вокруг него должны быть и карандаши с красками, и бумага.

     Конечно, интерес – это лучший  стимулятор в воспитании ребенка. Однако здесь следует помнить о том, что интерес к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство ребенка безгранично. А любопытство ребенка – важное условие мира и совершенно необходимо ему для умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю. Воля к действию не появляется на пустом месте, она стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Ребенок слушает сказку, позже он интересуется картинками, затем буквами и наконец, хочет научиться читать.

      Мы все знаем, что у детей ведущий вид деятельности это Игра. Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребенком дома. Ведь через игру ребенок развивается, познает окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребенком в разные игры.

       Как вы считаете, сколько игрушек – много или мало – должно быть у ребенка?

 Не допускайте, чтобы вокруг ребенка было слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточится на чем-то одном. Лучше всего ребенок играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Здесь хороши предметы-заместители. Ребенку будет куда интереснее играть с ним, чем с дорогими игрушками из магазина. Помните, избыток игрушек рассеивает внимание ребенка.

   Как вы считаете, что лучше для ребенка – вседозволенность или строгость в воспитании?

       В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать – ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В то же время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются к обществу, они более уравновешенны и добры.

   Все хорошее и плохое в детях – результат воспитания с самого их рождения. Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала – это создать гармоничные отношения между мужем и женой, и тем самым создать приятную психологическую атмосферу в доме. Так как большое влияние на формирование личности ребенка оказывает то как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, что они делают и чувствуют, как разговаривают. В присутствии ребенка нужно обращать внимание на свое поведение, ведь дети любят подражать взрослым. Эта склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок, поиграв с нервным ребенком, сам может стать нервным. Подражая, ребенок не просто повторяет – он проявляет свое творчество. Не ругайте его за это, чтобы не убить в зародыше творческую личность. Важно разумно направлять поступки ребенка, так как от этого зависит его будущая способность к творчеству.

     Из двух методов воспитания – поощрение и наказание – какой Вам кажется наиболее действенным? Чему Вы отдаете предпочтение в своем общении с ребенком.

    Дело в том, что похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

Давайте, обсудим ситуацию, например:

– Ребенок, которому хочется во всем подражать своей маме, берет стакан сока и несет его. Мама говорит «нельзя» и бросается в ужасе к нему, боясь, что он прольет сок.

    Каковы последствия такого воспитания? (В дальнейшем ребенок не будет помогать маме). Как бы Вы поступили, что бы сделали?

   Да, если ребенок хочет что-то сделать, но ему это дается с трудом, надо похвалить: «Какой ты у меня молодец, стал совсем взрослым, мне помогаешь». Пусть даже если ребенок прольет сок, но дать ему донести стакан. С детьми гораздо легче, если их не порицать, а хвалить. Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться его убедить. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно вы будете пользоваться похвалой и порицанием.

   Скажите, у кого из вас есть время для занятий с ребенком?

       Да, все мы всегда заняты, забот невпроворот и часто не хватает времени на общение с ребенком. Однако понятно и доступно объясните своему ребенку, почему вынуждены работать с утра до позднего вечера. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам так плохо. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным, спойте песенку, расскажите сказку перед сном. Исследования показали, что можно достичь самых неожиданных результатов, обучая ребенка в состоянии полусна. Папа, которого малыш не видел целый день, может уложить его в постель. Причем ребенок как можно чаще должен общаться со своим отцом. Если ребенок видит отца редко и только выслушивает нотации, он, скорее всего, будет воспринимать его как постороннего. Неуверенный в себе, ранимый ребенок часто не испытывает теплых чувств к отцу. И скорее всего покорным и бесхарактерным.

   Хотя ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит маме, отцы не должны передоверять воспитание детей женам. Мужчина должен быть настоящим другом и помощником в домашнем воспитании. Гармоничной атмосферы в семье нельзя достичь только материнскими усилиями. Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должна мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

        Важно для себя уяснить, что нет ничего важнее воспитания ребенка. При этом следует отделять уход за ребенком и его воспитание. Это ведь не одно и тоже. Самое лучшее воспитание – это материнская любовь. И самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. При этом не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он мал. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияют на становление характера и способностей. При этом все время следует учиться у своего ребенка. Каждому взрослому есть чему поучиться у ребенка. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения.

          Воспитывать ребенка – это значит все время воспитывать и самого себя. Пусть ваш ребенок будет лучше вас. «Ученик превзошел учителя» – это основная цель воспитания.

Источник