Роль образовательной среды в развитии ребенка

Тема: «современная образовательная среда.»

   Важной  составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности , передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия  во многом определяется тем ,в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками.

     Во ФГОС дошкольного образования закреплены основные виды деятельности дошкольника, в том числе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построения с ним партнерских отношений, диалога.  

     Взаимодействия взрослых с детьми, ориентированная на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития, определяется в Стандарте, как одно из психолого – педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

    Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной на основе построения субъект- субъектных связей в ходе педагогического взаимодействия. Если организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом, но и потребностями, интересами, характером активности ребенка, создаются условия длч развития личностного потенциала его участников.

    При таком подходе проявляются активность и самостоятельность, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать личностными качествами ребенка. Субъект- субъектные связи и отношения способствуют развитию у детей творческого потенциала, способности к сотрудничеству, умения конструктивно решать поставленные задачи, проблемные ситуации.

     В процессе личностно ориентированного взаимодействия, основанного на субъект- субъектных связях, отмечаются вариативность позиций и педагога и детей, выбор стиля общения в зависимости от образовательной ситуации; взаимная актив ность педагога и детей, направленная на осуществление совместной деятельности в предметной среде, достижения совместных ре  зультатов.

    Согласно Стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения  и совместной деятельности детей и взрослых.

  Предметно-развивающая среда может улучшать взаимодействие, общение, совместную деятельность,есле отвечает ряду критериев, отражающих ее потенциал:

  Направленность-соответствие актуальным интересам и потребностям детей;

  Многофункциональность- условия для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместной;

   Неоднородность- разнообразие игрушек ,материалов , предметов мебели;

   Динамичность –  возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе  в совместной деятельности.

  Оптимизировать взаимодействие педагога с воспитанниками в созданной предметно-развивающей среде возможно, если его участники имеют соответствующие знания и представления ,выполняют действия и проявляют эмоции. Структуру этого процесса можно представить в виде трех компонентов -познавательного,  деятельностного, эмоционально-личностного.

  Педагог ДОУ должен знать особенности и элементы среды, способы ее изменения в совместной деятельности с детьми. В свою очередь дошкольники должны иметь представления о возможностях преобразования предметно-игровой среды совместно с педагогом.

   Для ДОО должны быть характерны сотрудничество и сотворчество педагогов и детей , их активная ,деятельностная позиция ,направленная на достижение  общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса  и взаимного уважения к процессу ирезультатам совместной деятельности; эмоционально_положительный фон взаимодействия .

Эти характеристики отражают сформулированные в Стандарте психолого –педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования , а именно:

 Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.;

    Поддержка взрослыми положительного ,доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

    Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

    Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

    Для организации системного изучения процесса взаимодействия педагога и воспитанников в образовательной среде можно использовать показатели ,соответствующие компонентам данного процесса.

    Обеспечить пополнение знаний и представлений педагогов в данной области, активизацию сотрудничества , стабилизацию положительного эмоционального настроя можно в ходе методических мероприятий  в ДОО и за его пределами: мастер –классов, семинаров, круглых столов и т. п. Подобные виды деятельности следует предусмотреть при планировании методической работы с педагогическим коллективом, составлении годового плана работы ДОО. Приведем примеры тематики и форм организации таких мероприятий:

Читайте также:  Развитие ребенок при резус отрицательный

    Выступление на педагогическом совете на тему «Современная предметно-развивающая среда дошкольного образования: возможности для взаимодействия»;

   Дискуссия на тему «Подбор материалов и оборудования на основе индивидуальных интересов детей»;

 Выступление на педагогическом совете на тему «Педагог и дети в среде группы ДОО: особенности взаимодействия»;

 Отчет по результатам самообразования на тему «Дизайн-деятельность в жизни дошкольников»;

    Ролевая игра «Особенности взаимодействия воспитателя с детьми в предметно-развивающей среде разных групп».;

 Взаимодействие групп ДОО»Мы дизайнеры нашей группы»,»Среда группы –наш друг и помощник»;

    Мастер-классы на темы «Использование цвета в интерьере группы на основе учета предпочтений детей», «Создание совместных творческих работ для оформления предметно-игровой среды» и др.

  В условиях современного дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе использования потенциала предметно-развивающей среды может быть реализован по следующим основным линиям:

Организация общения между педагогом и детьми, которое может носить разный характер:

 Ситуативно-познавательный-демонстрация возможных способов действий с игрушками и игровыми материаламипо необходимости;

Ситуативно – творческий-демонстрация разных способов изготовления игрушек;

Сопроводительный- помощь в выборе и реализации игровых действий , координация деятельности детей, анализ их видов деятельности , помощь в разграничании зон активности;

Предоставление возможностей для самостоятельной деятельности детей по интересам;

Идеи саморазвития с жестко заданными материалами;

Самостоятельное изучение среды в заданных зонах активности4

Самостоятельный выбор места для игровой и иной активности;

Особая организация предметно-игровой среды, предполагающая внесение изменений.

В рамках подходов российских и зарубежных специалистов прошлого и современности к созданию развивающей среды эти направления предлагалось реализовать по разному.Рассмотрим некоторые ключевые положения ,которые помогут педагогам  сориентироваться  в возможностях среды для организации взаимодействия с детьми.Обновленное содержание данных концепций можно использовать при создании развивающей предметно-пространственной среды для стимулирования взаимодействия с детьми, а также при разработке образовательной программы.

 Из концепций прошлого наиболее известны и востребованы в практике дошкольного образования педагогические системы Ф.Фребеля , М.Монтессори,Р.Штайнера.Так в рамках педагогической системы заложены возможности для выбора действий , моделирования ее элементов.Однако это несколько ограничивалось готовым окружением , не выходящим за пределы пространства, наличием жестко заданного материала.

 Содержание данной концепции предусматривает возможности для организации взаимодействия педагога и детей. Предполагается постоянное присутствие и обязательное участие в детских играх взрослого, который показывает пример, демонстрирует действия с игрушками, отбирает предметы для наполнения среды, основанной на активности обеих сторон. Активность педагога может быть ситуативной ,поскольку в основе концепции- идея саморазвития ребенка.

 Предметно-развивающая среда в концепции итальянского педагога  М. Монтессори также предусматривает возможности для взаимодействия педагога и детей . Выполнение детьми упражнений с игровыми материалами . их многократное повторение способствует развитию у них интереса к освоению практической деятельности , углублению знаний на основании пользования конкретным материалом, а также помогают обрести уверенность в себе. Педагог направляет деятельность воспитанников.Содержание среды предполагает учет разнообразных интересов и потребностей детей, однако жестко закрепленные зоны , наличие определенных четко заданных игрушек . могут ограничивать удовлетворение их интересов и потребностей.

Сторонники Вальдорфской педагогики разделяют идею активной позиции педагога и воспитанников, субъект-субъектного характера деятельности. Большое внимание уделяется созданию особой  творческой атмосферы в групповом пространстве детям предоставляются возможности для разнообразной деятельности , как самостоятельной ,так и с участием педагогов. Наполнение среды не является жестко заданным , однако имеет свои особенности : использование не фабричных игрушек , а самодельных, изготовленных из природного материала, стимулирует творческую активность дошкольников. Согласно этой концепции предполагается самостоятельное изготовление детьми игрушек при поддержки и помощи взрослого, который выступает образцом для подражания.

Содержание современных концепций и положений ряда образовательных программ также отражает потенциал среды в осуществлении педагога и детей.

Так, организация среды согласно примерной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад – дом радости Н.М.Крыловой предполагает взаимодействие педагога с детьми. Однако небольшое количество игрушек для наполнения среды может ограничивать возможности реализации личностно-ориентированного подхода: не могут быть учтены в полной мере интересы и потребности сторон , в особенности игровые предпочтения детей. Групповое помещение представляет собой открытое пространство для реализации масштабного замысла , которое в целях решения разных педагогических задач легко можно преобразить , поменять , исходя из потребностей в организации воспитательно –образовательного процесса и по желанию детей.

Читайте также:  Развитие логики у ребенка скачать бесплатно

 Предложенная Н. А. Коротковой , Т Н. Дороновой  рамочная конструкция  целостной полифункциональной предметно-пространственной среды групп старшего дошкольного возраста ДОО , включающая в себя  трансформируемые , подвижные зоны  предоставляет широкие возможности для взаимодействия педагога и детей. Авторы предлагают отказаться от дробления пространства , разделения его на различные неподвижные уголки , зоны, что является принципиальным отличием от традиционного построения среды в ДОО. Кроме того , указывается на активную позицию взрослого и ребенка в предметно- развивающей среде, ее изменении в зависимости от потребностей детей, сферы интересов, игровых замыслов.

 Положение программы «Сообщество» основаны на теории свободного воспитания , согласно которой педагог следует за интересами ребенка , направляет их, но жестко не регламентирует , а также на идеях индивидуализации развития_-при построении среды учитываются интересы и потребности детей. Согласно данной программе педагог и воспитанники взаимодействуют в рамках созданных центров активности. При этом педагог занимает активную позицию в организации таких центров:

 Создает условия для игровой деятельности ;

Моделирует среду ,которая способствует активизации интересов ребенка;

Помогает детям в выборе и реализации игровых действий, координирует их деятельность в центрах;

Помогает решать возникающие проблемы;

Отслеживает и анализирует , какие виды деятельности выбирают дети ;

Подбирает оборудование и пр.

Таким образом , взаимодействие педагогов с детьми в развивающей среде ДОО должно выстраиваться на основе положений ФГОС дошкольного образования , с учетом положений примерных образовательных программ дошкольного образования, а также получивших признание концепций создания благоприятного развивающего пространства.

Источник

Светлана В.
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника

Выступление на педагогическом совете.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника

Развивающая предметно-пространственная среда 

– это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей, это том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития

На слайде представлены мысли знаменитых ученых и педагогов о Развивающей предметно-пространственной среде

Стандарт требует:

окружающая ребенка среда должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно – и азы знаний.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать перечисленные на слайде параметры

Принципы организации развивающей среды представлены на экране, они достаточно известны

Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать  индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Примеры таких центров перечислены на слайде.

Но иногда эти центры могут переплетаться между собой. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Читайте также:  Задержка речевого развития у ребенка 5 лет форум

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта

Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Я предлагаю для вас памятки о том, в чем состоит деятельность педагога с учётом современных подходов при формировании предметно-развивающей среды

Может быть многое из того, что в ней вам знакомо.

Воспитатель

*ориентируется в своей деятельности на Федеральный государственный образовательный стандарт;

*реализует на практике требования ФГОС, проводит образовательную деятельность с учётом 5 образовательных областей;

*использует принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организует профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности;

*в работе использует разнообразные формы работы с детьми в соответствии с программой игры, проектную деятельность, музыкальная игровая деятельность и т. д. и проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;

*проектирует образовательную деятельность с учётом тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей, позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения;

Так, например, 2019 год – год 140-летия со дня рождения знаменитого автора Уральских сказов – Павла Петровича Бажова

В начале года в детском саду проходил смотр-конкурс «Зимняя сказка 2019» Наша группа оформила свой участок по мотивам сказов П. Бажова и Златоустовской гравюры

В конце февраля наша группа разместила в холле детского сада выставку детских работ, выполненных в разных техниках с использованием бросового материала, пластилина, ткани, страз, акварели и гуаши на тему «В царстве сказов П. Бажова», посвященную 140-летнему юбилею писателя.

А в марте при создании «Огорода на подоконнике» мы продолжили тему и изготовили еще одну Хозяйку Медной горы из куклы и вместе с детьми выполнили каменный цветок способом папье-маше и макет уральских гор из картона, бумажных салфеток и броссового материала

*в проектировании предметно-развивающей среды должен обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы со специалистами, направленное на непрерывное образование воспитывающих взрослых и создание подобных условий в семье;

Так мы смогли привлечь родителей к постройке зимнего городка для создания снежных построек. А одна из мам стала нашей помощницей во всех начинаниях, любое дело ей по плечу. Она связала нам разные атрибуты для игр, пирожные, бублики, конфеты для сюжетно-ролевых игр, кукольных героев для театра царевну-лягушку- хозяйку речевого уголка, мирилки для коммуникативных игр.

*создаёт условия для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Она вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. А в этом нам конечно же поможет среда в которой он проживает и развивается.

Источник