Роль образования в развитии ребенка

Роль образования в развитии ребенка thumbnail

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №33 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Воспитатель: Сусликова О.А.

с.Толбага

2015 г.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.

Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:

  • в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

  • в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными  профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение  квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют  профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении.

Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60 % детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Основные функции системы дополнительного образования:

  • образовательная (получение новых знаний);

  • воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров);

  • развивающая (развитие познавательной сферы);

  • функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);

  • функция социализации (освоение социального опыта);

  • функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);

  • креативная (раскрытие творческих способностей);

  • компенсационная (углубление и дополнение основного образования);

  • профориентационная (предпрофессиональное самоопределение);

  • рекреационная (организация досуга);

  • интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).

Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое,

художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует  ключевые компетентности:

  • в сфере познавательной деятельности;

  • в сфере социально-трудовой деятельности;

  • в сфере гражданско-правовой деятельности;

  • в сфере культурно-досуговой деятельности.

В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности:

  • компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях);

  • компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование);

  • компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).

Таким образом, дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Библиографический список

1. Закон  РФ «О дополнительном образовании» // https://www.ubo.ru/normative/1

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.

3. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.

Источник

Как часто вы рассматриваете, какое влияние на человека оказывает окружающая среда? Я сейчас говорю не о природе, а больше о социальной среде. После рождения дети идут в детский сад, где воспитатели готовят птенчиков к более взрослой жизни в школе.

Родители сами решают, когда ребёнку следует пойти в школу. В шесть лет, семь или даже восемь. Но вы когда-нибудь задумывались о том, как шкода влияет на развитие вашего ребёнка? Сегодня мы затронем эту тему.

Учеба играет большую роль в жизни вашего ребёнка, так как школа занимает большую часть времени в сутках. Именно в школе формируется правильная ориентация личности, и создаются условия для её развития. Школьник тянется больше к тем сферам учения, которые дают ему чувство уверенности в себе и делают более взрослым в собственных глазах. Ребёнку больше нравится ощущать себя самостоятельным и делать что-либо только с небольшой помощью от взрослых. Немаловажную роль в этом играет учитель, который должен правильно подать информацию так, чтобы у школьника возникли интерес и стремление выполнять что-либо качественно. На базе потребности познавать что-либо возникает интерес ребёнка к определённому предмету. Благодаря этому появляются мысли о том, кем стать в будущем или же построение идеала собственной жизни.

Знания – значимая информация, обеспечивающая расширение кругозора вашего ребёнка. Они могут приносить ему чувство удовлетворения, если достаточно интересны. Или же вызывать отрицательные эмоции и смешанные чувства, если не оказывают будоражащего действия. Ключом к получению знаний является успех, именно он формирует особое отношение к школьному предмету.

Несомненно важную роль в развитии индивидуальности личности играет социальный статус в обществе, которое окружает школьника. Достичь высокого положения можно за счёт успешной учебы. Высокая оценка, поставленная преподавателем, обеспечивает чувство абсолютного благополучия в человеке.

В учебном классе формируется коллектив из детей, объединённых общими интересами, достижениями и целями. Соответственно, каждый ребёнок приобретает социальную роль и соответствующие обязанности, которые позволяют получить определенное количество нравственного опыта.

Благодаря изучению школьных предметов ребёнок осваивает понятия, знаки, буквы. Они, в свою очередь, развивают теоретическое мышление и повышают интеллектуальное. Ребёнок должен понимать схемы, которые дают в школе. Что это значит? Это значит, что он должен уметь подставить собственные данные и воспользоваться схемой. Таким образом человек может выделять существенное и учиться получать достоверный результат.

Передача научных знаний и способов научного познания от преподавателя к ребёнку формирует и психологическое состояние личности.

Значимую роль в воспитании личности занимает учитель. Именно он организует учебную и внеучебную деятельность ребёнка. Большое влияние оказывают дискуссии во время урока, так как именно тогда школьник учится доказывать и отстаивать свою позицию.

Эффективность деятельности повышают поручения, которые бывают коллективные и индивидуальные.

Я считаю, что главное в жизни – общение, именно оно развивает в нас качества, чувства, интеллект. Несомненно, в учебном процессе общение должно стоять на первом месте. Причём, включая как общение преподавателя с учеником, так и детей друг с другом. Ведущую роль играет, конечно же, учитель. Любую ссору в коллективе устраняет именно взрослый, а также контролирует дружеские отношения между учащимися, находящимися в определенных рамках.

Можно сделать вывод о том, что школа – одна из движущих сил развития личности ребёнка. Именно она формирует последующее отношение индивидуума к окружающей его среде.

Источник

Очевидно, он не сможет научить его тому, как нужно преподавать, да никому и не нужно, чтобы учитель использовал некий терапевтический подход по отношению к ученикам. Ученики не пациенты. По крайней мере, они не пациенты по отношению к учителю, если их действительно чему-то учат.

Врача также волнуют различные вопросы образования, и вскоре он может задаться следующим вопросом. Поскольку большая часть работы врача связана с постановкой диагноза, есть ли какие-то аспекты в образовании, которые бы соответствовали этому в медицинской практике?

Для врача настолько важен диагноз, что некоторое время назад в медицинских институтах, как правило, придавали не столь большое значение самому предмету терапии или же оставляя его до лучших времен. Достигнув такого уровня медицинского образования, о котором около тридцати или сорока лет тому назад люди даже помыслить не могли, теперь ведутся разговоры о новом этапе в медицинском образовании, где терапия и будет тем самым главным предметом, которому необходимо обучать. На сегодняшний день в нашем распоряжении имеются все важнейшие терапевтические средства, такие как: пенициллин, безопасная хирургия, вакцинация против дифтерии и так далее. Но люди были введены в заблуждение, полагая, что и в медицинской практике произошли некие изменения в лучшую сторону, мало представляя о том, что все эти улучшения угрожают основам хорошей медицины, а именно: постановке точного диагноза. Предположим, человек заболел. У него поднялась температура, потом он принимал антибиотики и поправился. В таком случае человек считает, что ему помогли. Но если рассматривать данный пример с точки зрения социологии, то это трагедия, так как врачу не нужно уже ставить диагноз, поскольку пациент уже начал принимать лекарства вслепую. Постановка диагноза, если мы говорим о научном подходе, важнейшая часть нашего медицинского наследия. Поэтому существует определенное разделение в медицинской практике от целителей и остеопатов до всех прочих специалистов, к которым мы приходим на консультацию, когда нам требуется быстрая помощь.

Нас интересует, что же мы узнаем, если в профессии учителя увидим нечто такое, что связано с постановкой диагноза? Вполне возможно, что я ошибаюсь, но мне представляется необходимым сказать о том, что я вижу в преподавании совсем мало того, что действительно можно было бы охарактеризовать, как точная диагностика. Конечно же, могут быть и исключения, но общее утверждение как мне кажется, является верным. В любом случае врач мог бы показать, что можно извлечь из всего того, что эквивалентно диагнозу. Но это могло быть возможно, если бы мы серьезно воспринимали процесс обучения.

Прежде всего, давайте определимся, что уже удалось сделать в этом направлении? Можно привести пример, когда диагноз, так или иначе, все же ставится в школе. Если ребенок пытается протестовать, тогда, как правило, мы сталкиваемся с тем, что от такого ребенка всегда пытаются избавиться, исключить или же иными путями его убрать. Это может быть и хорошо для школы, но плохо для ребенка, и большинство учителей согласится с тем, что самое лучшее для таких детей – исключить их в самом начале обучения. Однако, для Директора это самая большая трудность. Ведь он не может быть уверен в том, что пытаясь избавиться от тяжелых детей, ему в то же самое время не придется расстаться и с особенно интересными детьми. Если бы существовал какой-то научный метод отбора учеников, вне всякого сомнения, он был бы очень полезен.

Различные научные методы помогают нам оценивать уровень интеллекта, IQ. Иногда они действительно используются и могут правда очень помогать. Тест IQ может оказаться очень ценным по многим причинам. Он помогает понять, благодаря этим тщательно подобранным тестам, что ребенок, не очень хорошо успевающий, способен достичь средних показателей (на самом деле его сдерживают эмоциональные трудности, а возможно даже и неправильные методы обучения). Кроме того, будет полезным узнать, что уровень ребенка настолько ниже среднего интеллектуального уровня, и у него, скорее всего, не очень хорошие способности. Тогда вряд ли ему подойдет та программа, которая рассчитана на детей с хорошими интеллектуальными способностями. В случае психических отклонений, диагноз, как правило, вполне очевиден еще до тестирования. Вообще можно сказать, что специализированные школы для отстающих детей, а также специальные учреждения для сильно отстающих, – одна из важнейших составляющих образовательного процесса.

Итак, диагностика вполне возможна при наличии научных методов. Однако, большинство учителей считает, что вполне естественно, когда в их классах наряду с очень умными детьми учатся и не такие сообразительные дети. Естественно им приходится приспосабливаться к меняющимся потребностям их учеников, поскольку классы не очень большие, и есть возможность для индивидуальной работы. У учителей вызывают беспокойство скорее не интеллектуальные способности детей, но изменение их эмоциональных потребностей. Если говорить об отношении к обучению, некоторые дети буквально на лету схватывают какие-то программные вещи, в то время как у других свои темпы усвоения материала и даже свои способы, зачастую не очень понятные. В отношении дисциплины все группы очень разные, и здесь не может помочь какое-то одно эффективное и жесткое правило. Если мягкий подход вполне работает в одной школе, в другой это бывает совершенно неприемлемым. Свобода, мягкость и толерантность – все это так же может быть причиной несчастных случаев, как и суровая атмосфера. И тогда возникает вопрос об эмоциональных потребностях разных детей – насколько можно полагаться на личность учителя, а также различные чувства, возникающие у детей по отношению к личности учителя. Здесь возможны самые разные ситуации, но несмотря на то, что рядовому хорошему преподавателю удается как-то решать эти вопросы, зачастую может возникать такое чувство, что некоторым детям как раз лучше отказать ради многих других, которые пострадают, если школа будет адаптироваться к особым потребностям одного или двух детей. Это достаточно серьезные проблемы, о которых учителя не перестают думать, и врач может предположить, что можно сделать больше, чем это происходит сейчас, что касается постановки диагноза. Возможно, все дело в том, что система классификации еще недостаточно разработана. В этой связи следующие предложения, как мне кажется, могут оказаться вполне полезными.

В любой группе есть те, у кого дома все благополучно, равно как и дети из неблагополучных семей. Первые вполне естественно воспринимают дом, как то место, где они могут эмоционально развиваться. В их случае самое важное тестирование и отреагирование происходит дома, а родители таких детей хотят и берут на себя ответственность. Дети приходят в школу за тем, чего им не хватает, и на уроках они хотят узнавать что-то новое. И даже если обучение оказывается скучным, они все равно готовы напряженно трудиться по много часов в день, что позволит им сдать экзамены и, в конечном счете, найти работу, как у их родителей. Они ожидают, что это будет проходить в игровой форме, поскольку это невозможно в домашних условиях; но игра в общепринятом смысле как раз то, что имеет отношение к дому и границам семейной жизни. И, напротив, другие дети приходят в школу с совершенно иной целью. Они приходят в школу для того, чтобы получить там то, чего недополучают дома; не для того, чтобы учиться, но обрести дом вдали от собственного дома. Это означает, что они ищут стабильной эмоциональной ситуации, в которой они могли бы почувствовать свою эмоциональную лабильность, найти такую группу, частью которой они могли бы постепенно стать; такую группу, которая сможет противостоять их агрессии и выдерживать всевозможные агрессивные импульсы. Как странно, что эти дети, у которых совершенно разные потребности, могут оказаться в одном и том же классе! Поэтому мне кажется вполне обоснованным, что существуют различные типы школ. Но это не должно происходить хаотично. Необходимо планирование, когда классы будут сформированы согласно потребностям этих разных групп.

Учителя, в силу собственного темперамента, предпочитают тот или иной стиль управления. В первой группе детей требуется обычное обучение, с акцентом на всевозможных инструкциях. Наиболее успешно процесс обучения можно простроить именно с детьми из благополучных семей (или же тех хороших семей, куда возвращаются эти дети в том случае, если это пансион). С другой стороны, если говорить о второй группе детей, у которых дома все обстоит не столь благополучно, то как раз для них существует потребность в хорошо организованных школах с квалифицированным персоналом, регулярным питанием и прочими вещами; где смогут улавливать настроения детей, их готовность к сотрудничеству и, напротив, – оппозиционный настрой. Здесь акцент будет делаться на управлении. На такую работу подойдут учителя с устойчивой психикой или же те, у которых все благополучно в собственной жизни; т.е в данном случае их профессиональные навыки (скажем, научить математике) будут не столь важны. И все это возможно лишь в небольших группах. Ведь если детей будет слишком много в ведении одного учителя, сможет ли он тогда знать каждого ребенка лично и как он будет справляться с теми изменениями, которые происходят каждый день, различными психотическими проявлениями, которые не осознаются детьми, и что они как раз способны отслеживать? В крайних случаях для этих детей могут быть организованы какие-то альтернативные места их семье, где они могли бы жить, – скажем, интернат. И тогда задача, которая будет стоять перед школой, – непосредственно обучение. В небольших интернатах то обстоятельство, что группы малочисленны, оказывается большим преимуществом, так как это делает возможным обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку благодаря постоянному штату сотрудников. Перед этими преподавателями стоит непростая задача как-то решать все те непростые темы, которые связаны с бывшими семьями этих детей, что еще раз подтверждает необходимость подобных групп в работе с такими детьми.

В частных школах распределение по этим признакам происходит вполне естественно, так как существуют различные категории школ, постепенно всем тем учителям, о которых мы говорили выше, и благодаря всевозможным службам, так или иначе удается организовать свою работу должным образом, создавая оптимальные условия для обучения детей. Однако, в случаях, когда государство должно участвовать в организации таких школ без пансиона, мы можем видеть совершенно иную картину, когда вряд ли учитываются все те факторы, о которых мы говорили выше. Согласно этой системе дети должны ходить в школу по месту своего проживания, но тогда не совсем понятно, как можно обеспечить достаточное количество учреждений для детей с разного рода отклонениями, о которых идет речь. На уровне управления действительно можно дифференцировать здоровых и умственно отсталых детей, то же самое касается и анти-социального поведения, но делать какие-то выводы о том, что у одного ребёнка хороший дом, а у другого плохой невероятно сложно. И если это будет происходить на уровне вышестоящих инстанций, то есть вероятность допустить очень серьезные ошибки, и это может затронуть и хороших родителей тоже, которые могут быть просто достаточно неординарными.

Но несмотря на все эти трудности, очевидно, следует обратить внимание и на другие факторы, ведь крайности иногда могут пролить свет и на многие другие вещи. Достаточно легко сделать вывод, что ребенку, чье поведение явно анти-социальное, и родители которого действительно не справляются с ним в силу тех или иных причин, требуются некие особые условия. Это же может помочь нам дифференцировать так называемых «нормальных детей, у которых дома все благополучно и для которых образование является неким полезным дополнением, и тех из них, которые ожидают от школы тех важнейших вещей, которых им так недостаёт дома.

На самом деле эта тема еще более сложная. Может оказаться, что у детей, имеющих проблемы дома, на самом деле все вполне благополучно, просто они неспособны извлечь там что-то позитивное в силу собственных проблем. Достаточно часто можно встретить семьи, в которых несколько детей, один из которых совершенно неуправляем дома. Тем не менее, подобное разделение будет чрезмерным упрощением. Поэтому в дальнейшем представляется необходимым, развивая эту тему дальше, сделать еще одно разделение между теми детьми, в семьях которых произошел какой-то сбой с самого начала (с рождения ребенка), и теми из них, у которых не было удовлетворительных последовательных личных контактов с миром вообще, даже в раннем детстве. К этой же последней категории можно отнести и тех детей, родители которых вполне были способны дать своим детям все необходимое, если бы что-то личное не нарушило этот процесс, например: операции, длительное пребывание в больнице, если матери неожиданно пришлось оставить своего ребенка ввиду болезни и так далее.

Итак, я попытался в целом показать, что в основе обучения, как и хорошей медицинской практики, может лежать диагностика. В данном случае я представил лишь одну из классификаций, чтобы у читателя сформировалось некое общее представление. Это вовсе не означает, что не существует других и возможно более важных способов формирования различных групп детей. Тема формирования классов по возрасту и тендерному признаку также постоянно обсуждается среди учителей. Дальнейшее разделение уже происходит согласно иным диагностическим критериям. Не совсем понятно, как учить вместе замкнутых и глубоко интровертированных детей вместе с детьми-экстравертами, а также теми, которые привыкли «считать ворон»! Также не ясно, как одинаково строить процесс для ребенка, переживающего депрессию, и того ребенка, который успешно справился с этим, и теперь его состояние более ровное! Ведь вряд ли можно придерживаться одной и той же техники, стараясь поддержать подлинный позитивный настрой или же вызвать эйфорию, и одновременно побороть депрессию!

Безусловно, учителя стараются интуитивно адаптироваться сами, а также свои методики к тем различным и меняющимся условиям, с которыми им приходится сталкиваться. В каком-то смысле, эта идея классификации и диагностики может показаться даже избитой. Мы же хотели бы донести здесь то, что в основе процесса обучения всегда должна лежать диагностика, как и в хорошей медицинской практике, и что интуитивное понимание особенно талантливых педагогов – это неплохо, но всего этого недостаточно для профессионалов в целом. И это особенно важно, принимая во внимание те масштабы государственного планирования, когда никому нет дела до отдельных талантливых личностей, а делается акцент на расширении теории и практики.

Источник