Роль нравственного воспитания в духовном развитии ребенка

                                   Заявка

на участие в межмуниципальной научно-практической конференции «Духовно-нравственное обучение и воспитание в современном образовании»

  1. Лобынцева Ольга Леонидовна – музыкальный руководитель.
  2. Голдинова Галина Викторовна – воспитатель.
  3. Богунова Татьяна Николаевна – воспитатель.

Место работы:  МКДОУ детский сад  №8 общеразвивающего вида                                          г. Россоши   Воронежской области   (Россошанский район).

Секция:  «Духовно-нравственное воспитание  дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Тема выступления:  «Роль духовно- нравственного воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»

Контактные данные:  тел:  8-920-4278-788

                                     Эл. почта:  olga.lobintseva@yandex.ru

Технические средства:  компьютер, мультимедийный экран для показа презентации.

                                                                          04 марта 2018г.   Лобынцева О.Л.

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение                          детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши и  Россошанского района           Воронежской области.

                           Доклад на тему:                                                        

 «Роль  духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Секция: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

                                                                                                          Подготовили:  

                                                        Воспитатели: Голдинова Г.В., Богунова Т.Н.

                                                      Музыкальный руководитель: Лобынцева О.Л.                                                                                        

                                             г. Россошь          

                                                  2018г.

  АКТУАЛЬНОСТЬ:                

  Слайд   1-2

       Сегодня общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования. Наше общество  переживает духовный кризис: мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня –  разрушение  личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  

Слайд- 3  

          Материальные ценности  доминируют над духовными, высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Без сомнения, существование любого народа на земле, основано на приоритете духовно-нравственных и культурных ценностей. Духовно- нравственное воспитание  благотворно влияет  на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность.

 Слайд -4    

  Сегодня перед системой образования  стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.

Слайд -5        

      Духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

         Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.  Ребенок,  должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

         Одним из приоритетных направлений  в нашем детском саду, является духовно- нравственное воспитание.  Это  направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

           Изучив  много  интересной литературы  по данной теме, мы решили познакомить детей (в доступной и понятной для данного возраста форме)  с православной  культурой и историей, пробудить к ней интерес. Свою работу с детьми построили на нескольких циклах:

Слайд -6

  1. «Мир вокруг нас»

Цель:  Помочь открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращать их внимание на его богатство, красоту и разнообразие; понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природному богатству.

      Тематика занятий по этому циклу: «Рукотворный и нерукотворный мир»,  «Мир – наш дом»,  «Разнообразие животного мира».

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка дошкольника

Слайд -7

Слайд – 8

  1. «Дерево добра»

Цель:  Учить детей на основе литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, театрализованных представлений) различать добро и зло;  помочь увидеть красоту нравственных поступков, формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий этого цикла: «Семья, дом»,  «Послушание и непослушание», «Благодарность», «О дружбе и друзьях», «Вера», «Трудолюбие», «Правда и ложь», «Добро и зло», «Справедливость».

Слайд -9

Слайд -10

  1. «Край, в котором мы живём»

Цель:  Воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране.

      Тематика занятий этого цикла:  «История возникновения родного города», «Герб города», «Улицы и здания города», «Парки города».

Слайд – 11

  1. «Православная культура»

Цель: Познакомить  детей с историей православных праздников, прививать детям уважение и любовь к  православным традициям своего народа.

         На  занятиях этого цикла мы знакомим детей с историей храмов, беседуем о правилах поведения в православном храме, рассказываем об Иисусе Христе, Богородице и святых. Читаем художественную литературу по духовно-нравственной тематике, объясняем некоторые заповеди Библии, слушаем духовную музыку, колокольные звоны;  встречаемся с семьями,  регулярно посещающими храмы.

       Основные положения по духовно-нравственному  воспитанию детей, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ: обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Слайд – 12

Слайд – 13

Особое место отводится работе с родителями.

        Проведённые анкетирования и беседы с родителями, показали,  что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме.

     Целесообразно  помочь родителям осознать, что  в семье должны сохраняться и передаваться нравственные  и духовные обычаи и ценности. Многим  родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.   Практика работы по духовно – нравственному  воспитанию  показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Семья играет огромную роль в сознании ребёнка.

           Использование разнообразных форм работы с родителями:

– Проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы; открытые показы  воспитательно-образовательного процесса «Дни открытых дверей», проведение совместных выставок, конкурсов, родительских  семинаров на диалоговой основе, анкетирование и тестирование родителей,  информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, совместные с родителями праздники. 

         Основные формы  работы с детьми.

       В деятельности  дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.

   1. Духовно-образовательное направление

Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.

(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два – три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.

В старших группах проводятся этические беседы – это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например “Из какой я сказки?”, где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: “Будь всегда вежливым”, “Что хорошо, что плохо и почему”, “Ваши добрые поступки”, “Чем можно порадовать маму”, “Что такое дружба?”, “Что такое подвиг?”, « Добро и зло» и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений 

Л.Н.Толстой « Два товарища», « Отец и сыновья» « Дед и внук»,                               А. Кузнецовой “Мы поссорились”, К.Д.Ушинского “Умей обождать”, А.Барто”  Помощница”. Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном  воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.

Слайд -14

  1. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Значение игры в формировании духовно-нравственных качеств  дошкольника очень велико. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день, нарисуй и расскажи о них» и т.д.                

Слайд – 15

  Опыт работы в данном направлении по духовно-нравственному воспитанию детей обобщён и представлен на районный конкурс в виде дидактической игры «Путешествие с колокольчиком для детей 6-8 лет, в котором был признан победителем.  Кроме того, данная игра опубликована в  сборнике статей практических материалов «Духовные принципы отечественного воспитания, исторические основы и современная практика».

 2.Культурно-познавательное направление

(Развлечения, праздники,  художественно-продуктивная  деятельность, экскурсии, целевые прогулки).

Слайд -16

Слайд – 17

       В течение года в нашем детском саду проводится множество праздников. И православные праздники – это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи,  слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.

Слайд – 18

        Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.

Слайд  – 19

Слайд – 20      

Читайте также:  Первые месяцы развития ребенка в утробе

      Традицией стало возложение цветов к « Вечному огню» и встречи с участниками праздника «Дня защитника Отечества».

  Слайд – 21

 Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность).  Труд ребёнка – дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

        Включение труда в систему воспитания делает  возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе,  умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной  сферы ребенка.

Вывод:

Слайд – 22

Слайд – 23

        Таким образом, трёхлетняя совместная  деятельность родителей и воспитателей в процессе духовного становления детей даёт хорошие результаты. Конечно, результативность духовно-нравственного воспитания не оценишь баллами. Оценку даст сама жизнь. Но первые итоги всё же, определяются по участию дошкольников во всех детсадовских мероприятиях и районных конкурсах.  

Слайд – 24

Слайд – 25

Слайд – 26

Слайд – 27

Дети знают православные праздники, активно принимают участие в праздничных мероприятиях, стали добрее друг к другу, правдивее, терпимее, умеют проявлять  сострадание, стараются делать добрые дела.  Хочется верить, что из них вырастут настоящие граждане, воспитанные на традиционных духовно-нравственных ценностях Русской культуры, настоящие патриоты своей Родины. В 7 главе Евангелие от Матвея написано: «…дерево доброе приносит и плоды добрые…».

Слайд – 28

      Детство всегда с надеждой  смотрит   в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который  определит им правильную и  достойную жизнь. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего  общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

 Слайд – 29

 Список используемой литературы

  1. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа  воспитания и обучения в детском саду».
  2. Л. Л. Шевченко  «Добрый мир» -православная культура для малышей.
  3. М.Д. Маханёвой, О.Л. Князевой  «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
  4. М.В.Захарченко «Православная культура».
  5. Н.В.Цилько, Н.Н. Султановой  «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
  6. О.О.Осадчей  «Православная культура».
  7. О.М.Потаповской «Подарок к празднику».

Источник

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Ф.И.Тютчев

     Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тоскует по духовности, по человечности, по доброте и милосердию. В наше время многих людей волнует карьера, какое место они займут в обществе, и они часто забывают о главном предназначении человека: «Приносить людям добро, облегчать их страдание, давать радость» (Д.С.Лихачев).

      Внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека часто уходят на второй план. Послание Президента России Федеральному собранию РФ  звучит как государственный заказ учреждениям образования и лично нам, педагогам: «Духовное единство народа и объединяющие нас  духовные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров…».

     Освоить эту систему нравственных ориентиров, по моему мнению, можно только с позиции сотрудничества, сотворчества педагога и воспитанника. Только живое общение, эстетизирование учебного процесса, приоритетность воспитательных целей над целями обучения, обращение к внутреннему миру ребенка, раскрытие индивидуального творческого потенциала как детей, так и взрослых, взаимное развитие, самосовершенствование и содействие эмоциональному пробуждению детей в условиях педагогического комфорта являются необходимыми условиями этого процесса.

 Сущность моей работы выражается в большей степени в воспитательной функции, направленной на формирование нравственно-этических, эстетических и коммуникативно-рефлексивных основ личности.

     Именно сформированность этих качеств способствует более успешной социокультурной адаптации. А помогает мне в этом искусство.

     Формирование успешной личности ребенка через творчество с учетом индивидуальных, творческих, физических, интеллектуальных способностей каждого – вот моя задача.

     Мой рабочий день начинается всегда просто и радостно: иду в школу, чтобы вместе с детьми вернуться домой… И вот здесь начинается то, к чему я не могу никак привыкнуть на протяжении   двадцати с лишним лет моей работы в доме: звенит звонок, и мои дети с радостными улыбками, искрящимися глазами, светлыми, добрыми, любящими лицами бегут ко мне со всех ног, спотыкаясь о тяжелые портфели. Наперебой спешат поделиться успехами в школе, обнимают, целуют, гладят меня, говорят ласковые слова.

     Сколько искренней любви, добра, ласки в моих детях! Надо ли говорить, что я чувствую в эти мгновения! Гордая и счастливая, я всегда мысленно  произношу: «Господи, как я благодарна, что ты даешь мне радость общения с этими детьми ».  В эти самые минуты я особенно четко осознаю, что нас  связывают именно те узы, о которых говорил Лис Маленькому принцу.  Те самые узы, которые каждый день делают нас ближе друг к другу и богаче вдвойне. Те самые узы, которые в повседневной  жизни открывают какую-то новую, иную часть нашей и детской души.

     Мне посчастливилось задержаться в детстве. Благодаря моей профессии, мой мир отличается от мира многих взрослых людей. С моими детьми мы начинаем вместе думать, вместе чувствовать, мечтать, творить и преодолевать трудности тоже вместе.  Каждый день мы стараемся наполнить незабываемыми впечатлениями, событиями, переживаниями, радостью. Помните, как у Экзюпери «С каждым днем садись немного ближе»… Каждый день, каждый час наши дети   нуждаются в поддержке, помощи взрослого. Я знаю, что на мне лежит огромная ответственность за воспитание детской души и главное здесь – безусловная любовь: «Я люблю тебя таким, какой ты есть! Ты уникален, неповторим. Ты личность!»

     Мы должны вести наших детей.  Ежедневно, ежечасно, вникать в суть детских проблем,  делиться своими и помогать … Помогать им разбираться в своих чувствах и адекватно выражать их, сознательно регулировать свое поведение, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.

     Как же сделать процесс воспитания доступным, увлекательным, эффективным и творческим? Как стать ближе  к детям!?

     Эти вопросы постоянно волнуют меня и заставляют искать пути, которые помогут моим детям стать успешными в жизни, счастливыми – счастливыми в профессии, в семье, в обществе.

     «Главное растить человека в ребенке», – эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя лучше выражают мое отношение к работе.  А основа всего – уважение к человеку, его миру. Оно начинается с очень простых вещей, и прежде всего с эмоционально-комфортной обстановки, которая позволит детям с интересом и радостью учится чувствовать и сочувствовать, переживать и сопереживать – то есть учить «душу трудиться».

Читайте также:  Диагностика эмоционального развития ребенка раннего возраста

     Для становления сознательного нравственного поведения ребенка не достаточно только бесед, даже хорошо подготовленных. Необходимо чтобы дети приобрели практических опыт гуманных отношений, социальный жизненный опыт.

     Но как же нам передать те ценности, которые накапливались  поколениями, чтобы детство не превращалось в бесконечный урок?   Конечно, играть! Ведь игра – это акт творчества, познания, первые уроки жизни.   Детские впечатления всегда самые эмоциональные. Поэтому мы играем.

      Играем, когда строим из песка домики, в которых живут чувства; играем, когда используем наш парк как декорации к сказкам; играем, когда в парке на экологических занятиях ищем клады, преодолевая препятствия, ставя ребенка в ситуацию нравственно-этического выбора;  играем, когда сочиняем потешки, играя в куклы; готовим сундучок с приданным (как это делалось в старину) для любимой куклы Дуси,  и тоже играем. А как обогатили наши игры занятия в «Маминой школе» при Российском Этнографическом музее, повысило  самооценку детей участие в городском конкурсе «Мистер и мисс Фонсити»; как получили совершенно иное представление о женственности, красоте, светском этикете на занятиях «Женские образы в изобразительном искусстве»  и участие в исторических показах «Вечера вокруг костюмов» при Государственном Эрмитаже!  

     А чтобы создать Страну чувств, такой какую Вы сможете увидеть, придя к нам в Дом, детям пришлось на протяжении двух лет разбираться в своих представлениях о чувствах, рисовать их, сделать их героями театрализованных миниатюр, попробовать из на вкус и почувствовать их запах. И сделать эту страну видимой для всех. А сколько чувств детских и моих было вложено в историческую панораму «Деревня викингов»… !

     Я играю вместе с ними, так как убеждена, что именно в эти минуты мы ближе всего к нашим детям. И это, по моему, самая важная наша работа

     «Напитать душу» ребенка добром помогают мне и сказки. Почему же так много места сказка занимает в моей работе? Прежде всего, это постоянный творческий процесс от прочтения, осмысления, до проигрывания, переживания, веры в добро. Сказка это модель жизненных ситуаций. Это многолетний опыт огромного поколения людей. А сколько в ней душевной силы и любви!  Именно сказки внушают детям оптимизм, веру в себя, несут духовную информацию о вечных ценностях в виде увлекательных сюжетов и приключений. Они предупреждают о разрушительных последствиях   отрицательных поступков, но не навязывают жизненных программ.

     Современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете. С ними  вместе надо искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки сказок, вместе проживать их. И в этом случае сказки никогда не уведут нас от реальности. Наоборот, помогут ребенку стать в реальной жизни активным созидателем, научат преодолевать трудности, дадут возможность почувствовать себя волшебником.

     Все мы верим в чудо, даже взрослые… И ждем этого чуда! А ведь можно став волшебником, делать эти чудеса для других своими руками и получать от этого огромное удовольствие. Надо только очень захотеть и все получится!

     Мои дети, действительно почувствовали себя волшебниками, когда ставили сказку «Синяя птица». Разве не волшебство то, что созданные детскими руками декорации, костюмы, помогли им глубоко прочувствовать, понять своих героев и донести    эти чувства до зрителя. Увлекшись творческим процессом в поисках Синей птицы вместе с героями сказки, дети не замечали, что все – от прочтения пьесы до аплодисментов и эмоционального осмысления произошедшего после премьеры, – было снято на камеру и стало материалом для документального фильма, в котором детские рисунки вдруг ожили: над нашим домом закружились сказочные снежинки и Синяя птица, нарисованная детьми, полетела,  увлекая за собой всех на поиски счастья. А  сами дети были теперь зрителями, оценивающими свое творчество.

     Трудно передать словами всю ту полноту ощущений и тот восторг, который испытывают дети от совместного творчества. Видели бы вы глаза и лица детей! Какую неподдельную радость, восхищение, изумление испытали они от погружения в сказочную атмосферу творчества, а еще больше от его результата – «творить добро».

     Моим детям сейчас от восьми до двенадцати лет. И нам еще предстоит вместе пройти долгий  и нелегкий путь их взросления. Я не наблюдатель, а постоянный участник всего происходящего в жизни моих детей. Именно такой подход развивает стремление и готовность к взаимопониманию, умению работать сообща, дружелюбию и открытости, общительности, заботе и доверию.

     «Забота объединяет людей», – сказал Д.С.Лихачев. И когда дети почувствуют нашу искреннюю заботу, почувствуют нашу причастность и трепетное отношение к ним, ко всему, что важно для них – они откроют нам свои сердца, а значит, появятся те самые узы, о которых говорил Экзюпери.

     Может быть, все это и является основой простого человеческого счастья? А что же такое счастье для моих детей!? В одной из творческих работ они ответили на этот вопрос так:

Счастье это просто.

Вы не знали?

Оглянитесь же скорей вокруг…

Это то, что вы не замечали

Ежедневно, ежечасно, вдруг.

Счастье – это детская ладошка,

Та, что держите в своей руке,

Счастье – это на коленках кошка,

Солнца луч и лужа во дворе…

Детский смех и толстая матрешка,

Дождь грибной, улыбка на лице…

Счастье в поле бабочка,

Мне улыбнулась мамочка,

Я прочитала книжку, понянчила братишку.

Счастье, когда любят, когда любишь ты

И цветут в душе у нас нежные цветы.

Счастье, когда кто-то очень тебя ждет.

Счастье, когда птичка за окном поет.

Счастье, когда хочется делать всем добро

И когда встречается в жизни нам оно.

Счастье – это просто!

Вы не знали?

Приглядитесь лучше вновь и вновь.

Вы его попутчиц не узнали?

С ним Надежда, Вера и Любовь

     “Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку” (В.А.Сухомлинский). Именно творчество помогает нам стать ближе друг к другу. 
     А рядом со мной всегда не только мои дети, но и  мои друзья – коллеги, которые оказывают мне огромную поддержку, готовы всегда прийти на помощь, дать добрый совет и порадоваться нашим общим успехам.
    И все вместе  мы помогаем нашим детям понять, что счастье – это просто. Просто  с каждым днем быть к ребенку немного ближе  и проблемы уйдут сами.

Источник