Роль неблагополучной семьи в развитии ребенка

Роль неблагополучной семьи в развитии ребенка thumbnail



В статье рассматриваются проблемы родительского воспитания и его влияние на психологическое состояние ребёнка. Выявлены и описаны факторы, влияющие на неблагополучие семей.

Ключевые слова: семья, алкоголизм, воспитание, неблагополучной семья, психологические особенности, детско-родительские проблемы, благополучная семья, семейная система.

Семья в жизни ребенка самый первый и главный социальный институт. Мы привыкли слышать, что семья, это там, где тепло, царит взаимопонимание и взаимоуважение. То место, куда тебе хочется приходить и возвращаться. Однако, если присмотреться, оказывается, что это не совсем так. Нет совершенных семей. Это розовая пелена, которую придумали люди, чтобы рекламировать вкусный йогурт, где в семье всегда все улыбаются и кушают на завтрак полезную еду.

Семья больше похожа на драматический театр со своим началом, кульминацией и развязкой. Не во всех семьях каждый день на арену выходят споры, обвинения и угрозы. Вследствие ухудшения социально-экономического фактора страны и неуверенности в следующем дне, зачастую родители на первый план ставят не воспитание своего чада, а увеличение материального состояния своей семьи, что неблагоприятно сказывается на становление личности ребенка.

Также из-за увеличения числа разводов более одной четвертой части ребятишек остаются без попечения одного из родителей. Растет число исков о лишение родительских прав и на учет к полиции встают родители, которые оказывают отрицательное влияние на своих детей.

Дети попадают в категории «группа риска», т. е. дети из неблагополучной семьи. Что происходит с ребенком, если он оказывается в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья и как она влияет на развитие ребенка и его будущее? Односложного ответа не существует. Ведь в нашем мире все относительно.

Благополучие и неблагополучие каждый рассматривает со своей точки зрения. И дети все разные, одни более выносливы, а другие очень ранимы и каждый повышенный голос со стороны взрослых для них воспринимается болезненно.

Если говорить о ребенке из неблагополучной семьи, это не значит, что мы ставим равно к антисоциальной или асоциальной семье. Нас окружают многие семьи, которые являются неблагополучными, но на первый взгляд о них так сказать нельзя. Естественно, что семья, в которой родители злоупотребляют алкоголем или присутствуют признаки насилия в отношение к ребенку, попадает в категорию «группы риска». Однако неблагополучие может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребёнком. Так что только система отношений между родителями и ребенком можно рассматривать, как благополучие или неблагополучие.

Бывают семьи неполные и полные. С одной стороны, сразу возникает вопрос, почему полная семья может быть неблагополучной. В полной семье, возможно, противоречивое воспитание или воспитание, где подавляют ребёнка. Иногда неполная более полезна для ребёнка, чем неполноценная (отец пьёт и каждый день терроризирует свою семью, однажды он решает уйти, и семья в дальнейшем живёт в мире и согласии).

Однако не всегда семьи неблагополучные, если родители выпивают. Также бывают семьи, которые на первый взгляд выглядят, как благополучная семья, а внутренне родители забывают о воспитании детей, и все свое внимание направляют на материальные ценности. Таким детям не хватает внимания и заботы со стороны родителей. Особенно дурно влияет такое поведение со стороны матери для ребёнка с самых ранних лет.

Недостатки воспитания и есть самый главный показатель неблагополучной семьи. Хозяйственно-бытовой фактор и престижные вещи не показатель семейного благополучия или неблагополучия-только отношение к ребёнку.

Неблагополучие в семье ведёт к нарушению у ребёнка психического развития. Это не значит, что ребёнок поглупеет или будут иные нарушения интеллекта, а произойдёт дисгармония в становлении эмоциональной сферы, т.е повлияет на будущий характер. В дальнейшем влияет на взаимоотношения человека с другими людьми.

Самый главный фактор, который разрушает не только семью, но и душевное равновесие самого ребёнка, это пьянство одного из родителей или обоих. Данный фактор может оказать неблагоприятное явление не только в момент воспитания и взросления ребёнка, но и во время зачатия плода.

Психологические особенности детей, у которых в семье присутствует пьянство, выглядит так. Ребёнок скрывает информацию о родителях, так как знает, что люди осуждают такое поведение и винят таких родителей, что они не справляются со своими обязанностями. Привычка скрывать, обманывать, уходить от ответа и не договаривать остаётся с ребёнком пожизненно. В будущем ребёнок становится подозрительным и злобным. В будущем ребёнку сложно открыто общаться с окружающими. Такие дети больше склоны к ревности, не доверию и зависти. Чем больше в семье было скрытности, тем больше это побуждало к появлению у ребёнка запутанности и одиночества.

В таких семьях часто не выполняют своих обещаний родители. Это угнетает ребёнка. Так как все всё держат в секрете, это провоцирует не делиться своими эмоциональным переживаниями с родителями. И будучи уже взрослым человеком продолжают повторять свои привычки не доверять никому, появляются проблемы в интимных отношениях.

Зачастую детям приходиться становится взрослыми, несмотря на то что сами они ещё дети. Они чувствуют себя обделенными заботой и вниманием со стороны родителей. Им приходиться играть роль «родителя» для своих собственных. Выслушивать, одобрять и делать их жизнь более комфортной.

В дальнейшем у них появляется чувство, что они что-то упустили и им что-то не досталось, что они заслужили. Всю жизнь они продолжают бороться за то, чтобы вернуть ту долю внимания, которой они были лишены в детстве. Часто такие люди не умеют наслаждаться жизнью.

В алкогольной семье ребёнок часто слышит, что папа должен работать и приносить в дом деньги. Так ребёнок может начать деньги путать с любовью и вниманием. И когда друзьям будет требоваться помощь или внимание, такие дети могут отделаться от них подарками.

Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не понимают, как сочувствовать другим людям. Они не знают элементарных обязанностей родителей, что в будущем сказывается негативно на их собственной семье.

Если, ребёнок «девочка» в такой семье, и мама страдает от алкоголя, то ребёнку все чаще приходится заменять её роль в выполнении хозяйственно-бытовых дел, в заботе о младших, также однажды может случится, что она заменить роль жены в глазах своего отца.

Дети из неблагополучной семьи, очень рано стали самостоятельными и им требуется помощь. Главная задача стоит в том, чтобы сформировать у них верное представление о жизни. Но к данной проблеме нужно подходить дифференцировано, по возрасту. До подросткового возраста ещё можно повлиять на сознание ребёнка, а вот более старшим практически невозможно.

Но, попав в благополучный социальный круг, им нужно следовать правилам данной группы, и зачастую «отпетые мошенники» забывают постепенно свои «привычки».

Таким детям нужно помогать в выборе профессии, жильём и обустройством дальнейшей жизни. И если их оставить в одиночестве, то безусловно ждёт их тяжёлое будущее. Слишком многое потеряно в детстве, и им труднее вдвойне.

Литература:

  1. Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Педагогическая психология. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. — 171 с.
  2. Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Психология развития. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 193 с.
  3. Кобышева Л. И. Психолого-педагогические особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN416.pdf. Дата доступа: 20.05.2018.
  4. Проектная деятельность в библиотечном формате: как правильно писать заявки на гранты: метод. рекомендации [Электронный ресурс] / Новосиб. гос. обл. науч. б-ка; сост. И. М. Хвостенко; отв. за выпуск С. А. Тарасова. — Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2016. — 62 с. — Режим доступа: https://www.ngonb.ru/activities/librarianship/izdaniya-i-publikatsii-nauchno-metodicheskogo-otdela/2014/
  5. Скуднова Т. Д., Кобышева Л. И.,Шалова С. Ю. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для вузов. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 356 с.
  6. Буянов М. И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».- Москва: Просвещение, 2018. — 167 с.
  7. Беличева С. А. «Основы превентивной психологии».- М.: Социальное здоровье России, 2017.-224 с.
  8. Бим-Бад Б. М. «Природа ребенка в зеркале автобиографии».- М.: УРАО, 2017.-431 с.
  9. Короленко Ц. П., Донских Т. А. «Семь путей к катастрофе».- Новосибирск, 2019. — 97 с.
  10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. «Психология и психотерапия семьи». -СПб., 2018. — 652 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, неблагополучная семья, ребенок, родитель, благополучная семья, будущее, внимание, полная семья, сторона родителей.

Источник

 “Неблагополучная семья как фактор психологического  и нравственного развития дошкольника”

В последние годы нашего столетия вопрос воспитания подрастающего поколения встал достаточно остро. Немногим ранее главенствующая роль в данном процессе возлагалась на образовательные учреждения и социальные институты. На сегодняшний же день ведущее значение отводится и семье подрастающего гражданина. Обязанности и права родителей теперь закреплены в Конституции РФ, Семейном Кодексе, Законе «Об образовании», Международной Конвенции ООН «О правах ребенка» и Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Семья, как социальный институт имеет огромное влияние на формирование будущей личности. В детстве,  особенно в детстве дошкольном, родители служат ребёнку теми эталонами поведения и оценок, которые заменяют ему идеальные представления о человеке, о должном и предосудительном в его поведении, о способах отношения к другим людям и вещам. Неоспорим тот факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. 

А.С.Макаренко считал, что родители воспитывают ребенка в каждый момент своей жизни. Все имеет значение: и как они одеваются и как разговаривают с другими людьми и о других людях, и как общаются с друзьями и врагами, и как смеются, и как читают газету. Сказанного достаточно, чтобы утвердиться в главном: семья не просто среда обитания растущего человека, но и его человеческое отражение. Отсюда и колоссальное формирующие воздействие жизнедеятельности семьи на детей. Причем, подчеркнем это, наибольшей силы это воздействие оказывается не тогда, когда родители «занимаются воспитанием детей», а в самых обыденных, каждодневных ситуациях жизни семьи. Именно потому очень важно, чтобы семья была благополучной, любящей, заинтересованной в будущем ребенка.

Статистические данные по Белгородской области о численности детей, родители которых лишены родительских прав заставляют задуматься: количество детей, оставшихся без попечения родителей (одного из них) неуклонно растет: если в 2006 г. эта цифра составляла 188 человек (по данным Минобрнауки России), то к концу 2018 года увеличилась до 259.

Данная проблема, на наш взгляд, обуславливает необходимость внесения коррективов в работу с семьёй как на уровне области, так и на уровне образовательной организации.

Образовательные организации как общественные институты воспитания не имеют альтернатив в современном обществе. И семья, если хочет достигнуть максимального прогресса, должна заключить с ними прочный и долговременный союз.

На наш взгляд, именно детский сад является самой первой ступенью в работе с родителями из неблагополучных семей. Именно с посещения ДОУ в семью начинают включаться лица, которые могут осуществить «взгляд со стороны». Именно в ДОУ, в тесном контакте с членами семьи происходит непосредственное наблюдение и изучение семейного уклада и особенностей быта воспитанников. Именно на данном этапе, когда ребенок еще мал и не успел впитать в себя особенности асоциальной жизни, есть возможность помочь погрязшей в бедах семье, а значит и спасти будущее самого воспитанника. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Под неблагополучной семьёй мы понимаем проблемную семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей, подкрепленная алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством.  С первых дней знакомства с ними можно обнаружить: дети, как правило, неухоженные, развиты не по возрасту, могут иметь нарушения психики, что выражается в озлобленности, незаинтересованности в обучении, замкнутости и др. Родители неопрятны, могут страдать алкоголизмом или наркоманией, чаще всего неработающие.

Статистика гласит, что не все неблагополучные семьи осознают себя таковыми и готовы менять свой образ жизни ради будущего своего ребенка. Члены некоторых проблемных семей склонны считать, что уклад их жизни соответствует норме, а это в значительной мере осложняет работу специалиста.

Мы видим следующие этапы работы с неблагополучной семьёй:

1. Получение информации о членах семьи, её ближайших контактах, оценка условий проживания. Ежегодно   среди родителей   проводится анкетирование. По итогам анкетирования составляется социальный паспорт ДОУ. По данным социального паспорта  можно проследить динамику критериев, характеризующих родителей по различным направлениям:

  • Возрастной состав родителей;
  • Уровень образования родителей;
  • Материальный достаток;
  • Семья по составу.

2. Работа с общественностью (изучение мнений соседей, иных гос. структур).

3. Консультирование с психологами, социальными педагогами по вопросам разрешения недоразумений в проблемной семье.

4. Составление плана работы с неблагополучной семьёй на учебный год, целью которого является: профилактика раннего семейного неблагополучия и  безнадзорности несовершеннолетних в семье, выявление характерных признаков внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей:

– утомленный, сонный вид;

– санитарно-гигиеническую запущенность;

– склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

– неумеренный аппетит;

– задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

– привлечение внимания любым способом;

– чрезмерная потребность в ласке;

– проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

– проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

– трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

– в боязливости ребенка;

– в выраженном страхе взрослых;

– в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;

– в боязни идти домой;

– в жестоком обращении с животными;

– в стремлении скрыть причину травм.

  1. Реализация запланированных мероприятий на практике, выявление имеющихся проблем, делающих семью неблагополучной, и профилактическая работа.

Ежедневно воспитателями проводится осмотр детей и беседа с детьми и родителями из неблагополучных семей, постоянное наблюдение за процессом взаимоотношений детей из неблагополучных семей со сверстниками, за взаимоотношениями родителей с детьми, способы их общения.  С родителями проводятся консультации  по вопросам родительской оплаты за детский сад,  безопасности детей дома, ПДД, пожарная безопасность.

Оформляются  информационные стенды,  папки-передвижки, памятки для родителей: «Права ребенка»,  «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Обучение детей наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», буклеты – «Воспитываем грамотного пешехода», «Безопасность ребенка дома», «Правила для родителей» и др.

Также проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Жестокое обращение с детьми: «Что это такое?» доклад;   родительские собрания: «Защита прав и достоинства маленького ребенка», «Особенности семейного воспитания, условия и пути повышения педагогической культуры семьи», «Охрана прав, достоинств и интересов ребёнка в семье»,  анкетирование, День открытых дверей, конкурсы – «Моя семья», лучший семейный альбом «Загляни в семейный альбом».

 Также, ежеквартально осуществляется посещение семей с оформлением актов обследования, условий жизни и воспитания детей.

7. Диагностирование изменений, произошедших в проблемной семье в ходе коррекционной работы.

Работа с неблагополучными семьями является достаточно сложной отраслью психолого-педагогической деятельности. Специалисту придется стать «другом», «советчиком» для проблемной семьи, постараться наладить доверительный контакт с родителями, неоднократно объяснять, какие последствия возможны из-за асоциального образа жизни, каким образом можно исправить сложившуюся ситуацию. В основе работы специалистов всегда должны находиться интересы ребенка, независимо от его возраста, развития и уровня воспитанности. Основное внимание в работе с неблагополучной семьей уделяется формированию детско-родительской связи. Для этой цели разработано множество программ, форм работы, в некоторых городах действуют кризисные центры. К сожалению, мы-воспитатели, несколько ограничены в работе с проблемной семьей, но внести небольшой вклад под силу и нам.

Так, например, для формирования надежной привязанности ребенка к матери можно предложить вниманию членов неблагополучных семей методику по Б.З. Драпкину «Терапия материнской любовью», методику «нерешаемая задача»   Н. Н. Александровой и Т. И. Шульга, методику работы с «детьми группы риска» В. Слот, Х. Спаниярд и др.

. В своей работе воспитатели совместно с психологом используют методику Б.З.Драпкина «Терапия материнской любовью». Он создал уникальный метод, основанный на традициях отечественной психотерапии и педагогики, а также на опыте народной медицины. Метод учитывает глубинную психоэмоциональную общность мамы и малыша, использует ресурсы материнской любви и огромные возможности, возникающие во время общения с крохой.   Работа делится на четыре блока — словесные установки, например, «Я тебя очень сильно люблю» или «Ты самое дорогое и родное, что у меня есть» или «Ты все хорошо запоминаешь и понимаешь». Такие фразы проговаривают родители три раза (вслух, мысленно, еще раз вслух), положив руку на голову сына (дочери) после 20-30 минут, как ребенок заснул. При регулярном применении этой терапии происходят положительные изменения в душевном и телесном здоровье ребенка, укрепляя его привязанность к матери, улучшается их взаимопонимание, что является первым шагом на пути исправления неблагополучной семьи.

Для воспитания в ребенке нравственных качеств из неблагополучной семьи, необходимо тесно работать и сотрудничать с ней, необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба, любовь, доброта, честность и  другие.  Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей и воспитания нравственности  воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Таким образом, чтобы оказать   родителям из неблагополучных и неполных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Составленная своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи, систематическое целенаправленное наблюдение семьи позволит педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Проведение индивидуальных бесед и консультаций помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и неполных семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.

Источник