Роль народных игр в развитии ребенка
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 104 комбинированного вида
Московского района Санкт – Петербурга
Статья
Роль народных игр в воспитании и развитии
детей дошкольного возраста
Выполнила :
Ирина Борисовна Храповицкая
воспитатель
“Есть одна только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может рассчитывать
воспитание: это то, что мы называем народностью.
Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”
К.Д.Ушинский.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Народное творчество на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения своеобразия национальной культуры, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера русского народа, его культуре. Культура – это хранилище человеческих возможностей, замыслов и перспектив. Именно поэтому она выступает как система условий происхождения человеческих способностей – творческих по своей природе. В таком виде культура не может быть прямо и однозначно «навязана» осваивающему ее ребенку через своды некоторых форм и предписаний. Процесс ее освоения, а стало быть, и детского развития носит творческий характер и является развивающим образованием, в русле которого происходит размыкание зоны ближайшего развития ребенка в перспективу бесконечного становления человека субъектом культуры и истории.
Детское развитие – процесс приобщения ребенка к освоению мира культуры, его самоопределения в нем. Присваивая культуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность поведения, элементы рефлексии.
Специфическое осмысливание человеческой культуры происходит в детских видах деятельности и доступных для дошкольников формах. Прежде всего, это конечно игра, именно игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте, своеобразная школа ребёнка.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.
Рассматривая физическое воздействие подвижной игры, следует отметить, что в игре организм выполняет ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию ребёнка. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:
- Социокультурная функция.
В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации. - Коммуникативная функция.
Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. - Диагностическая функция.
Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я? - Игротерапевтическая и коррекционная функции.
В большинстве случаев игры помогают гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения. - Развлекательная функция.
Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.
Проведение народных игр немыслимо без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.
Таким образом, подвижные игры являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества.
Журнал Дошкольное воспитание № 1, 2, 3, 4 1998г. и № 10-12 1997г.
Князева О.Л ., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб Детство Пресс 1998г.
Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб 1994г.
Свирская Л. Утро радостных встреч. Москва Линка-Пресс 2010г.
Источник
Людмила Лебединская
Роль народных игр в развитии ребёнка дошкольного возраста
Роль народных игр в развитии ребёнка
дошкольного возраста
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает детям понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника. В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданно весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.
Основным условием успешного внедрения игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. Педагог, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание детей её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Работая с детьми педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 3 «Светлячок»
Доклад
Тема: «Роль народных игр в воспитании и развитии
детей дошкольного возраста»
Выполнила:
воспитатель
Сергеева Н. Ю.
Люберцы
2015
“Есть одна только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может рассчитывать
воспитание: это то, что мы называем народностью.
Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”
К.Д.Ушинский.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Народное творчество на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения своеобразия национальной культуры, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера русского народа, его культуре. Культура – это хранилище человеческих возможностей, замыслов и перспектив. Именно поэтому она выступает как система условий происхождения человеческих способностей – творческих по своей природе. В таком виде культура не может быть прямо и однозначно «навязана» осваивающему ее ребенку через своды некоторых форм и предписаний. Процесс ее освоения, а стало быть, и детского развития носит творческий характер и является развивающим образованием, в русле которого происходит размыкание зоны ближайшего развития ребенка в перспективу бесконечного становления человека субъектом культуры и истории.
Детское развитие – процесс приобщения ребенка к освоению мира культуры, его самоопределения в нем. Присваивая культуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность поведения, элементы рефлексии.
Специфическое осмысливание человеческой культуры происходит в детских видах деятельности и доступных для дошкольников формах. Прежде всего, это конечно игра, именно игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте, своеобразная школа ребёнка.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.
Рассматривая физическое воздействие подвижной игры, следует отметить, что в игре организм выполняет ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию ребёнка. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:
Социокультурная функция.
В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.Коммуникативная функция.
Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.Диагностическая функция.
Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?Игротерапевтическая и коррекционная функции.
В большинстве случаев игры помогают гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.Развлекательная функция.
Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.
Проведение народных игр немыслимо без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.
Таким образом, подвижные игры являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества.
Список использованной литературы:
Журнал Дошкольное воспитание № 1, 2, 3, 4 1998г. и № 10-12 1997г.
Князева О.Л ., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб Детство Пресс 1998г.
Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб 1994г.
Свирская Л. Утро радостных встреч. Москва Линка-Пресс 2010г.
Источник