Роль народной куклы в развитии ребенка
Наталья Кастерина
Опыт работы «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»
Уважаемые коллеги здравствуйте!
Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»
“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.
А. Синявского (“Голос из Хора”)
На современном этапе, в связи с новыми требованиями, выделен один из стратегических ориентиров в развитии системы образования. Заключается он в том, что она должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. А современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.
Дошкольный возраст – начальный этап становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, приобретая чувство восхищения культурой своего народа. А впечатления полученные в детстве запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека и к жизни, и к Родине.
Поэтому очень важно чтобы дети росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляется и развивается творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть. То каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Восемь лет, работая по этой теме обозначив всю значимость куклы, как средства развития ребенка дошкольника выбрала для себя это направление. Работая в данном направлении, разработала и апробировала ряд проектов по народной кукле для дошкольников, их родителей и педагогов ДОУ. Неоднократно проводила педсоветы, мастер-классы и консультации для педагогов раскрывая значение народной куклы в патриотическом и творческом развитии дошкольников.
Давая открытые уроки, на уровне детского сада, участвуя в конкурсах по данному направлению поняла о необходимости создания кружка дополнительного образования детей «Василинка». И вот уже два года являюсь руководителем кружка для детей подготовительной группы. Разработала программу кружка «Народная кукла», которая предполагает изучение истории народной куклы, традиции и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25-30 минут, продуктом детской деятельности выступает самостоятельно созданные куклы, выставки, импровизированные спектакли с куклами. В данном направлении консультируя и проводя мастер-классы для родителей, получила предложение о создании мини-музея народной куклы в группе. В итоге силами родителей был создан мини-музей «Куклы наших бабушек». Мини-музей кукол подразделяется на обрядовые, обереговые и игровые куклы. Все куклы были созданы руками родителей.
Результатом проделанной работы считаю высокий творческий потенциал, разностороннее знание и народных ценностей, традиций, об истоках народной культуры. Дети, приходя ко мне на занятия не умея работать с тканью, легко и без проблем начинают скручивать, складывать, отрезать нужного размера лоскуток, подбирать ткань по цвету. Занимаясь в кружке «Василинка» дети запоминают о значении цвета в кукле (красный – от болезни, значение рисунка и узора в наряде.
Играя с изготовленной куклой разговаривая с ней, баюкая ее, у детей так же развивается речь. Значение народной куклы в развитии ребенка очень велико, в чём мы ежедневно убеждаемся.
Так проведя экспериментальное исследование на констатирующем эксперименте были получены такие данные: к высокому уровню отнесено 18%. Для детей этой группы характерно то, что дети правильно отвечали на все поставленные вопросы, задумывались над своими ответами, рассуждали. Проявляли высокий интерес к предметам русского быта. Самостоятельно использовали знания об историческом прошлом в своей игровой деятельности.
К среднему уровню было отнесено 27% детей. Для детей этого уровня была характерна неуверенность в своих ответах, на некоторые вопросы дети затруднились ответить или отвечали неуверенно, но после дополнительных наводящих вопросов давали верные ответы. У детей неустойчивый интерес к предметам быта. Эти дети принимают участие в играх и выполняют данные им роли.
К низкому уровню отнесено 45% детей. Эти дети отвечали лишь на несколько вопросов (3-4). Ответы были не по существу. Дети, отнесённые к этому уровню, не проявляли интереса к предметам быта. В процессе игровой деятельности с историческим сюжетом эти дети малоактивны.
С целью определения отношения педагогов к изучаемой нами проблеме и изучения характера трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в этой области воспитания, мы провели анкетирование среди воспитателей.
Полученные данные говорят о том, что хотя педагоги осознают значимость ознакомления с историческим прошлым русского народа, работа по отбору материала, его накоплению и оформлению ведётся недостаточная.
На следующий вопрос педагоги ограничились лишь поверхностными ответами. В качестве исторических событий, с которыми следует знакомить детей,были названы: Великая Отечественная война, знакомство с родным городом; хотя круг исторических событий гораздо более широк, нежели те, которые были названы педагогами
Как свидетельствуют данные проведённого исследования, представления дошкольников об историческом прошлом России отличаются неточностью, отсутствием глубины. Большинство родителей и воспитателей осознают важность ознакомления детей с историческим прошлым России, но сами этими знаниями владеют не в полном объёме, что затрудняет работу с детьми.
Таким образом, можно предположить, что решению данной проблемы может способствовать разработанная система занятий по народным куклам, предусматривающая ознакомление с прошлым нашего государства, дидактические игры, развлечения и другие формы работы, предполагающие уточнение, углубление и расширения знаний детей.
На этапе контрольного эксперимента была проведена та же работа с детьми, что и на этапе констатирующего эксперимента.
В результате обработки анкет, опросов, анализа продуктов детской деятельности, нами было отмечено увеличение детей с высоким уровнем сформированности представлений об историческом прошлом народа, развития творческих способностей детей.
К высокому уровню отнесено 68%. Для детей этой группы характерно то, что дети правильно отвечали на все поставленные вопросы, задумывались над своими ответами, рассуждали. Проявляли высокий интерес к предметам русского быта. Самостоятельно использовали знания об историческом прошлом в своей игровой деятельности. Самостоятельно, без помощи взрослого изготавливали предложенные куклы, подбирая необходимый материал и обосновывая свой выбор.
К среднему уровню было отнесено 32% детей. Для детей этого уровня была характерна неуверенность в своих ответах, но после дополнительных наводящих вопросов давали верные ответы. У детей неустойчивый интерес к предметам быта. Эти дети принимают участие в играх и выполняют данные им роли. Изготавливают куклы самостоятельно, но затрудняются в выборе цветовой гаммы, не могут ответить на вопрос о символическом изображении узоров на одежде куклы.
Детей с низким уровнем не было выявлено.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.
Девизом своей работы мы выбрали замечательные слова В.Высоцкого:
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящим
Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и принесет свои плоды.
Источник
Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей
В современной жизни воспитание духовно, физически, социально здоровой и всесторонне развитой личности – одна из главенствующих задач. Формированию духовно-нравственного начала подрастающего поколения, уникальных творческих способностей детей и их адаптации в современном обществе способствует использование таких факторов народной педагогики как слово, игра и труд. Ведущей деятельностью детей является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к вхождению в жизнь. В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.
Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда. Причиной тому является слабый контроль качества игрушек. Большинство из них даже не проходят экспертизу на содержание вредных и токсичных веществ. Чаще всего в игрушках устанавливается превышение допустимых концентраций фенола, а также альдегидов и фталатов. Помимо вреда здоровью, такие игрушки наносят непоправимый вред психоэмоциональному состоянию ребенка. Длинноногие Барби и Кены не способствуют развитию детей. Наборы кукол для сюжетных игр слишком большие (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим), что приводит к пассивности ребенка, у которого вовсе не остается места для фантазии и творчества в игре. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.
Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева – шершавая, камень – гладкий, песок – сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, в частности куклами, как установили учёные, равна нулю. Кукле для годовалого малыша не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду и играть в ролевые игры. Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления. Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.
Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком. В давние времена чаще всего игрушки делали в семье сами. Пожалуй, любимой игрушкой в русской деревне была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребёнок не только играл в куклы, набирая жизненный опыт, но и стремился повторить, сделать куклы самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству – одно из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол, их мастерили из шишек, веточек; свёртывали из листьев, цветов; даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Думаю, что именно поэтому необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Внеклассная работа по предмету «технология» дает широкие возможности для этого.
Однажды я спросила своих учениц 5 класса: «Есть ли у вас в доме кукла, сделанная своими руками?». Ответ был отрицательный. Тогда я решила научить девочек мастерить народную тряпичную куклу. На занятиях кружка рукоделия «Иголка-волшебница», который я веду, мои воспитанницы учатся изготавливать тряпичных кукол. Работу с девочками я начинаю с изготовления наиболее простых кукол-закруток (столбушка, пеленашка), а затем посложнее – кукла-баба, «сударушка», «перевертыш». Чтобы создать свою игрушку, сохранив ее национальные черты, девочки знакомятся с историей народной игрушки и в частности тряпичной куклы. На занятиях воспитанницы узнают, что по своему назначению народные куклы делились на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Создавая образ живой, рукотворной, родной игрушки, дети через рукоделие приобщаются к культуре русского народа. Куклы, изготовленные своими руками из кусочков натуральной ткани, ветоши, ваты, ниток и пряжи гораздо чище в экологическом отношении. Самодельная кукла, не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла — как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой неповторимый образ. Кукол наряжали в платья. Оказывается, шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки – символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри – символ засеянного поля; вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы. В процессе работы над созданием куклы, у девочек развивается моторика пальцев, ученицы закрепляют навыки работы с ножницами, иглой, швейной машиной. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи. Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Детская наивность, отсутствие натурализма с одной стороны и богатая детская фантазия, нестандартность мышления учениц с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Я как педагог получаю огромное удовольствие, увидев прекрасный результат – яркий, пёстрый, праздничный кукольный хоровод. А для себя делаю вывод: не утратилась духовная ценность традиционной куклы, её главная способность дарить детям радость.
Изготовление народной тряпичной куклы – очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла. У каждой куклы свой национальный характер. В ней отражается человеческая история. Тряпичная кукла не требует особых затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Она воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками. Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
Библиография
- Агаева И.В. Куклы // Народное творчество. – 2004. – № 1.
- Дайн М. Русская тряпичная кукла, Волгоград: Учитель, 2004
- Занятия по прикладному искусству / авт.-сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- https://isoterica.com.ua/kukli1.html
- https://www rukukla. Ru
- https://www.slavianin.ru
Лазовская Ольга Алексеевна – учитель технологии.
Дом. адрес: г.Белгород, ул Почтовая, д. 78, кв. 18
Телефон: 89155753418
Служебный адрес: г. Белгород, ул. Шаландина, д. 5, МОУ «СОШ № 40 г.Белгорода», 52-41-18
Источник