Роль наблюдений в развитии ребенка и освоении мира природы

    Большие
возможности для наблюдений предоставляет 
сезонная жизнь растений. Различное 
состояние деревьев и кустарников,
появление и исчезновение травянистой 
растительности в теплое и холодное
время года позволяют в процессе
наблюдений сформировать у детей 
отчетливые представления о зависимости 
жизни растений от комплекса внешних 
условий. По аналогии с растениями,
содержанием наблюдений за животными 
являются особенности их строения,
способы функционирования (разные формы 
поведения), компоненты среды обитания,
проявления приспособительной взаимосвязи 
с ней, характер взаимоотношения 
человека с животными. 

    Наблюдение
– это специально организованное воспитателем,
целенаправленное более или менее 
длительное и планомерное, активное
восприятие детьми объектов и явлений 
природы. Целью наблюдения может 
быть усвоение разных знаний – установление
свойств и качеств, структуры и внешнего
строения предметов, причин изменения
и развития объектов (растений, животных),
сезонных явлении.

    Раскрывая
содержание наблюдений, следует отметить,
что существует различные виды этого 
метода:

  1. Педагогическая
    классификация (Выделяется признак, на
    основе которого происходит деление на
    виды):

    –
по времени – кратковременное (от
5 до 7 мин.), длительное – (15-20мин.)

    –
по месту проведения – в естественных 
условиях, в специально созданных 
условиях.

    –
по плановости – по плану воспитателя, 
по инициативе детей

    –
по новизне решаемых задач 
– первичное, повторное, сравнительное,
итоговое.

    По 
форме организации – индивидуальное,
групповое, фронтальное.

  1. Психологическая
    классификация.

    –
Распознающее наблюдение – используется
для формирования у детей представлений
о распознавании растений и животных;
объектов неживой природы, распознавание
особенностей тех или иных объектов, их
свойств, признаков и качеств. Оно обеспечивает
накоплению у детей ярких, живых знаний
о природе.

    Главная
задача этого наблюдения – распознать
объект, найти ответы на вопросы: «Кто
это?», «Что это?», «Каковы его основные
свойства и признаки?». Данный вид наблюдения
имеет место в том случае, когда ребенок
обращается к предмету, объекту в связи
с предстоящей продуктивной деятельностью,
либо когда он знакомится с новым предметом
или явлением. Основу распознающего наблюдения
составляет система исследовательских
действий, посредством которых ребенок
и получает информацию о наблюдаемом объекте
или предмете. Имеют место и мыслительные
процессы и операции (анализ, сравнение),
но они также опираются на чувственный
опыт ребенка.

            
– Длительное наблюдение – его задачей
является установление связей и зависимости
наблюдения за изменениями в росте и развитии.
Данный вид наблюдений строится на основе
использования различных видов восприятия,
которые формируются в распознающем наблюдении.
Имеют место и мышление, и речь. Причем,
так как ребенок должен проследить, установить
произошедшие с наблюдаемым объектом
изменения, значение этих процессов уравнивается.
Определенное значение также приобретает
память;

      
– Воссоздающее наблюдение – в основном 
применяется в старшем дошкольном 
возрасте. Воссоздание картины целого 
по памяти, по части увиденного.
Это специфический вид наблюдения,
целью которого является воссоздание 
по части, детали целостного 
образа предмета или явления 
природы. Решение данной задачи 
требует тонкого сенсорного анализа 
и умения соотнести часть к 
целому, опираясь на имеющиеся 
представления. Ведущее значение 
в данном виде наблюдения приобретают 
мышление и воссоздающее воображение.

    В
зависимости от количества детей, участвующих 
в наблюдении, принято выделять наблюдения
индивидуальные, групповые

и фронтальные.

    В
зависимости от поставленных воспитателем
целей наблюдения бывают эпизодическими
(цель — первичное ознакомление с объектом
наблюдения), длительными
(цель — установление причинно-следственных
связей и зависимостей) и итоговыми
(цель — обобщение и систематизация полученной
об объекте наблюдения информации).

    Помимо 
содержания чрезвычайно важно определить
организационно-методическую форму 
проведения наблюдений с детьми за
теми объектами природы, которые 
постоянно находятся возле них.
Наблюдения лучше всего проводить 
в форме циклов.

    Обитатели
уголка природы весь год живут рядом с
дошкольниками — это обстоятельство накладывает
особый отпечаток на педагогический процесс:
нельзя, чтобы у детей за этот длительный
период наступило равнодушное привыкание
к ним. В связи с чем, педагогический процесс
необходимо построить таким образом, чтобы
у детей постоянно возрастал интерес к
живым существам, и они все время расширяли
представления о них, наращивали объем
конкретных знаний, а к концу учебного
года любой ребенок старшего дошкольного
возраста мог бы стать экскурсоводом по
уголку природы — бойко и интересно рассказывать
о его обитателях. Этим требованиям отвечает
такая форма педагогической работы, как
циклы наблюдений, которые осуществляются
не на занятиях, а в различные режимные
моменты повседневной жизни.

    Итак,
цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений
за конкретным объектом уголка природы
или участка детского сада. Каждое из наблюдений
цикла имеет свое содержание, свою цель,
не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано
с ними. В сумме все наблюдения одного
цикла формируют у детей конкретные и
отчетливые представления о данном объекте
— его строении, функционировании (различных
проявлениях, поведении), условиях жизни.
Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно
чувственным путем приобрести систему
конкретных знаний о животных или растениях,
которые живут по соседству с ним.

    Цикл 
наблюдений как организационно-методическая
форма педагогического процесса
имеет ряд достоинств. В нем 
осуществляется распределение всего 
объема знаний на «порции», что обеспечивает
постепенное и более надежное
их усвоение. Каждое последующее наблюдение
позволяет демонстрировать детям 
новые стороны и особенности 
уже знакомого объекта природы,
одновременно уточнять и расширять 
сложившиеся представления. Достоинством
цикла является и его протяженность
во времени — распределение наблюдений,
следующих одно за другим, на достаточно
длительный срок.

    Многоразовое
(но с разным содержанием) обращение 
к одному и тому же объекту на
протяжении 1—3 месяцев формирует 
у детей устойчивый познавательный
интерес к нему. В результате у 
дошкольников возникает потребность 
в новых наблюдениях, которые 
они осуществляют самостоятельно (что 
особенно ценно), без побуждения и 
руководства воспитателя. И наконец,
проведение цикла наблюдений в повседневной
жизни в разные режимные моменты 
экономит время для занятий и 
делает работу с детьми разнообразной.

        
В ходе наблюдений необходимо включать
разнообразные анализаторы детей. Воспитатель
должен добиваться того, чтобы они рассматривали
объект, слушали издаваемые звуки, поглаживали
или ощупывали и правильно называли воспринимаемое.
Работа анализаторов активизируется,
когда в ходе наблюдений воспитатель использует
игровые и практические действия детей
с натуральными объектами.

    Для
успешного достижения поставленной
цели воспитатель продумывает и 
использует специальные приемы, организующие
активное восприятие детей: задаёт вопросы,
предлагает обследовать, сравнивать объекты 
между собой, устанавливать связи 
между отдельными объектами и явлениями
природы.

    Включение
разнообразных органов чувств в
процесс наблюдения, обеспечивает полноту
и конкретность формируемых знаний. Наблюдение
необходимо сопровождать точной речью
воспитателя и детей, чтобы полученные
знания усвоились. Так как наблюдение
требует сосредоточенности произвольного
внимания, педагог должен регулировать
его по времени, объему и содержанию.

    Метод
наблюдения в ознакомлении детей 
с природой является основным. Основной
запас накопленных ребенком в 
дошкольном возрасте знаний – это представления,
т.е. образы воспринятых им ранее 
объектов, явлений. Чем конкретнее,
ярче представление, тем легче ребенку 
использовать его в практической
и познавательной деятельности. А 
для этого необходимы частые непосредственные
встречи с природой, наблюдение за
её объектами.

    Наблюдение 
позволяет показать детям природу 
в естественных условиях во всём ее
многообразии, в наглядно представленных
взаимосвязях. Многие связи и отношения 
природных явлений доступны непосредственному 
наблюдению, зримы. Познание связей и 
отношений формирует элементы материалистического 
миропонимания природы. Систематическое 
использование наблюдения в ознакомлении
с природой приучает детей приглядываться,
подмечать ее особенности и приводит
к развитию наблюдательности, а значит,
решению одной из важнейших задач 
умственного воспитания.

    Наблюдение 
природы является неисчерпаемым 
источником эстетических впечатлений 
и эмоционального воздействия на
детей. 

    3.
Роль наблюдений в развитии
ребенка и освоении
мира природы

    Сострадание
к животным так тесно связано 
с добротой характера, что можно
с уверенностью утверждать: кто жесток
с животными, тот не может быть добрым
человеком. (А. Шопенгауэр) 

    Приоритетными
в эколого-педагогической работе являются
наглядные и практические методы,
включающие наблюдения, труд в природе,
игры, элементарные опыты, моделирование,
рассматривание картин и иллюстраций,
использование технических средств 
обучения. Ведущая роль отводится 
наблюдению, которое по праву считается 
основным методом экологического образования 
детей, а также познания природы,
накопления эмоционально-чувственного
опыта общения с ней, формирования
нравственной позиции по отношению 
к окружающему миру. Значение наблюдения
в воспитании ребенка отмечали педагоги
Я.А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо,
Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова,
Е.И. Тихеева, А.И. Васильева, Э.И. Залкинд,
А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк
и др.

    Наблюдение 
– это умение всматриваться в 
явления окружающего мира, выделять
в них существенное, основное, замечать
происходящие изменения, устанавливать 
их причины, делать выводы.

    Видный 
отечественный  психолог С. Л. Рубенштейн
рассматривает наблюдение как результат
осмысленного восприятия, в процессе которого
происходит развитие мыслительной деятельности
ребенка. Развитие разных форм восприятия
и наблюдения он связывает с их содержанием.
С одной стороны, наблюдение является
источником знаний, с другой, – оно само
требует наличие определенных знаний
как отправных моментов наблюдения.

    Наблюдению 
ребенка следует учить с раннего 
возраста, развивая его наблюдательность,
умение сосредотачиваться на наблюдаемом,
замечать главное, размышлять над увиденным,
выражать мысли словом.

     
Наблюдение за предметами и объектами
природы детьми раннего возраста – это
насыщенное радостными впечатлениями
восприятие разнообразных, ярких объектов
и явлений мира животных, растений, неживой
природы, практическое экспериментирование
с ними. Помогая ребенку активно познавать
природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать,
переливать, крошить) следует ненавязчиво
предлагать ему экологически целесообразные
виды деятельности в природе взамен тех,
которые он иногда практикует. Если малыш
хлещет веткой по траве, то можно предложить
ему послушать, как она шуршит, а затем
практически убедится, насколько звучнее
стучать по асфальту, камням, увлекательнее
ходить по песку. При оказании поддержки
вхождению наших маленьких воспитанников
в мир природы, знакомству, приобщению,
единению с ней важны опора на чувственное
познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное
мышление, особенности эмоциональной
сферы, содействие в накоплении позитивного
опыта общения с природой, зарождение
интереса, радости от этого процесса.
Практика экологического воспитания детей
убеждает в том, что творческое общение
с природой – это сильнейший метод всестороннего
воспитания и развития в ребенке лучших
человеческих качеств. Уроки творчества
среди природы оставляют неизгладимый
след в душе каждого ребенка.

    Домашние 
животные, как и растения, приносят
большую радость детям. Мир животных
чрезвычайно привлекателен для 
ребенка. В отличие от растений, животные
обладают определенным своеобразным поведением.
Они могут ходить, бегать, лазать, плавать,
едят и пьют почти как люди, слышат и видят,
т. е. воспринимают окружающий мир и реагируют
на него. Своеобразие и динамичность очень
нравятся детям. Бабочка привлекает внимание
ребенка яркой окраской и красивым полетом,
воробей – чириканьем, а вороны – карканьем.
Красота в животном мире есть повсюду:
у идущей вперевалку вороны и стрекочущей
на заборе сороки, медленно плывущего
в аквариуме ваулехвоста и бегущего по
дорожке ежа. Наблюдение животных всякий
раз может рождать эстетическое наслаждение,
если воспитатель обращает на это внимание.
Самое главное – научить ребенка правильному
обращению с животным: мягкости, неназойливости,
умению считаться с желаниями животного,
чувствовать его состояние, сопереживать
ему. Это бесценные нравственные качества,
без которых не могут развиваться гуманистические
задатки в личности ребенка.

Источник

Елена Тузова
Доклад «Роль наблюдений в Процессе познания природы дошкольниками»

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.

Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта взаимодействий о природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а её часть и выходец. Фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в России является приоритетным направлением обучения и воспитания детей.

В Тамбовской области это направление реализуется в рамках долгосрочной целевой программы «Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2009-2012 годы», одной из задач которой является повышение уровня знаний и экологической культуры всех категорий населения.

Решение всего комплекса экологических проблем неразрывно связано с

экологическими знаниями человека, уровнем его культуры, воспитание которой должно начинаться с детского сада, со школьной скамьи. Сегодня во всех образовательных учреждениях области в учебный план введён региональный компонент «Экология».

Дошкольноедетство- ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе,вещам, людям, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.Это могут быть: занятия, систематизированные наблюдения, экспериментально-опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение книг о природе, о животных и растениях, беседы, работа с родителями.

Наблюдение — один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. У ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его, так чтобы затем отчётливо представить данный образ. Наблюдение — это дидактический метод обучения, средство развития интеллектуальной деятельности ребёнка, основа для формирования творческого воображения. В процессе наблюдения необходимо использовать дидактические приёмы, которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Такими методическими приёмами являются: выявление признаков, сравнение, аналогия, постановка проблемы, выводы, обобщения. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.

Наблюдение как метод ознакомления с окружающим миром находит своё признание с давних времён. Ещё в ХVII веке его по достоинству оценил чешский педагог Я. А. Коменский. По его мнению, всякое учение надо начинать не со словесного объяснения, а с предметного наблюдения.

Позже К. Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребёнка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа. а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями.»

Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. В процессе наблюдений обогащается сознание ребёнка новыми знаниями. Ребёнка с самого рождения окружает объективный мир, созданный людьми. Постепенно ребёнок познаёт этот мир. Всякое познание начинается с живого созерцания, т.  е. с непосредственных ощущений и восприятия, которое, в свою очередь, создаёт основу и является движущей силой умственного развития ребёнка. Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности, «ибо логика природы есть самая полезная для детей», по мнению К. Д. Ушинского. Знакомство детей с окружающим их миром начинается чаще всего с непосредственного наглядного наблюдения. Сущность наблюдения заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выделять в них существенное и второстепенное, замечать происходящие в окружающем изменения, устанавливать их причины. Задачей воспитателя является сделать мир красок и звуков, воспринимаемых детьми, по возможности богаче и разнообразнее, ведь данные непосредственных ощущений и восприятия создают основу для формирования более сложных процессов, таких, как представления, память, воображение и мышление.

Видный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности человека, ребёнка. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — оно само требует наличие определённых знаний как отправных моментов наблюдения. Осмысленное восприятие предметов рождается рано. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся предметов и явлений — это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своём проявлении наблюдение — это деятельность самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С. Л. Рубинштейн, опирается на систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, долженобеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности — наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым. Наблюдение предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствуют физическому развитию ребёнка. Наблюдения также способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг. В процессе наблюдений ребёнок не только овладевает определёнными знаниями и умениями, но у него развивается эмоциональная отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Ребёнок усваивает систему знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях — а это задачи экологического воспитания.

Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на огороде, в уголке природы. Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, необходимо руководить процессом наблюдения. Руководства наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, быть не равнодушным.

Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых, имея конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения.

1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Цель: вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения и даёт задание к предстоящему наблюдению. Вызвать интерес к объекту можно различными приёмами:

использование личного опыта детей (предлагается вспомнить, видели ли предмет, где видели, каким он был тогда, что знаете о нем);

краткая беседа;

чтение литературного произведения;

рассматривание рисунков и иллюстраций.

На 2 этапе рекомендуется использовать приёмы ТРИЗ»Чудеса прогулок»; приёмы фантазирования, оживления, увеличение или уменьшения объектов. Интересен и своеобразен приём эмпатии — дети представляют себя на месте объекта наблюдения(«Представь себя на месте божьей коровки», «А если бы ты был кустиком?»). Детям можно предложить надеть очки с цветными стёклами и посмотреть на дождь, снег, облака. Они сделают необыкновенные открытия, если рассмотрят муравья, гусеницу, комара, снежинку через увеличительное стекло.

3 этап. ОСНОВНОЙ.Цель: последовательное рассматривание предмета и осмысление воспринятого. Успех наблюдения во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько воспитатель предвидит ответы детей и реагирует на их активность. Этот этап по своему содержанию и роли в наблюдении,можно условно разделить на 3 части:

обследование предмета или явлений в целом;

анализ обследуемого предмета;

обследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе свойства предметов и явлений в их взаимосвязях.

На 3 этапе в младшем дошкольном возрасте применим приём имитации ребёнком движений, звуков и явлений природы (движение крыльев птиц, звон капели, скрип снега, полет шмеля, лай собаки и т.  п.)

4 этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.Цель: подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний о предметах и явлениях. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали. Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений, осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном проходят в форме игры. Закончить наблюдение можно чтением стихотворения, возможно пение песен (если позволяют погодные условия, хороводы, подвижные игры.

Таким образом, усвоение детьми знаний тесно связано с развитием познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности. Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к школе».

В процессе наблюдения воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, может сделать её мощным фактором всестороннего развития ребёнка.

Источник