Роль музыки в речевом развитии ребенка

«Роль музыки в речевом развитии дошкольников»

        Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера. Музыка в этом вопросе – незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

        Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей.

        На музыкальных  занятиях идёт  расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов,  фамилии, имена композиторов, характеристику музыки.

Элементарным воздействием на речевую сферу детей становится ее пассивное или активное  восприятие. Пассивное восприятие, имеющее активизирующий эффект, находит  себя в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей.  Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном  музыкальном произведении. Такая беседа может включать характеристику эмоционально-образного содержания произведения и позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке; способствует развитию связной речи.  Сопоставление музыки с собственным настроением содействует улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию его диалогической речи, обогащению и активизации словаря, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

        Наиболее эффективно работа над речью происходит в процессе пения. У детей  развивается дыхание, голос, формируется чувство ритма и темпа речи, улучшается дикция, координируется слух и голос.

        Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

        Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

Роль пения в развитии речи:

  • Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.
  • Пение требует более четкой артикуляции со стороны, как педагога, так и детей.
  • Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.
  • Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.
  • Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.
  • Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
  • Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.
  • Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга.

        Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

        В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией. Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте кратко

        Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

        Таким образом,   музыкальное искусство оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие речи дошкольников. Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития дошкольников.

Источник

татьяна ряхлова
Роль музыки в развитии активной речи детей

«Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста».

В последние годы отмечается увеличение количества детей,имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.

Музыка как и речь имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка,обладая интонацией, выражает настроение,характер.)

Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Слушание музыки,пение,движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

Слушание музыки

Слушание безусловно формирует слуховое внимание,эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей,исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и,следовательно,позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. (в дальнейшем подробнее об этом).В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается,если:

– муз. произведения объединены общим рассказом

-муз. произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий)и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра» Узнай и назови произведение»

-муз. произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.

Пение

Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь,испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает дыхание,голос, формирует чувство ритма и темпа речи,улучшает дикцию,координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение,проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детейповторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают,что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образоом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции,чудо творчества!

Читайте также:  Развитие ребенка и гестоз матери

Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.

Еще одно экслюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.

Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

-Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога,так и детей.

-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

– Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

– Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.

-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, собитий, явлений.

– Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

– Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л.Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – польчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые,музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

развитие слухового внимания ;

-развитие фонематического чувства;

-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

-развитие слухо-зрительно-двигательной координации;

-развитие речевой моторики;

-развитие дыхания;

Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность,творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики (о важности которой мы говорили в разделе музыкально-ритмические движения).

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок,извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии,сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А момент голой дидактики, тренинга просто невозможен. Считаем, что значение музыкального воспитания в развитии речи детей недостаточно оценен и используется специалистами на практике

Источник

Лидия Калачева
Консультация «Роль музыки в речевом развитии детей»

Роль музыки в речевом развитии детей

дошкольного возраста.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка дцп

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. На своих музыкальных занятиях я уделяю много внимания этому виду деятельности.

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее связанный с развитием речи – это пение. Развитию речевого слуха способствует пение попевок на различных звуках, например, «Скок, скок поскок», «Андрей – воробей», «Ду, ду, ду, ду, дудочка», «Эй, кузней – молодец», «Как на нашем на лугу» и т. д.

Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать вдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Исполнение попевок и песен приучают детей пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом, петь громко и тихо. Например, в «Песне о пограничнике»первый куплет исполняется тихо: «Лес дремучий снегами покрыт, на посту пограничник стоит. Ночь темна и кругом тишина, спит любимая наша страна», а последний куплет исполняется громко,решительно: «Что б всегда был свободным народ, наша армия нас бережёт».

Пение даёт так же возможность вырабатывать у детей произнесение гласных звуков и чёткое, внятное произнесение согласных, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развитием речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, например, припев песни обычно повторяется. Запоминание куплетов из песен развивает умение у детей составлять фразы и предложения. И дети, сами того не замечая, изучают основы поэзии.

Пение требует чёткой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию чёткой дикции ребёнка. Пение помогает даже развитию навыков чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходиться пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определённые слоги. Пение способствует пополнению словарного запаса у детей (разъяснение незнакомых детям слов).

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами и жестами. Важно большое внимание уделять голосу ребёнка. Голос – инструмент общения.

Детям очень нравятся музыкальные игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (голоса животных и птиц, например, мычание коровы, рёв медведя, лай собаки, мяуканье кошки, чириканье воробьёв, крик вороны и грачей, звук автомашины, скрип дверей, шум дождя и т. д.). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. «Чух,чух, паровозик, «тики – таки», «Кто кричит, что звучит?», в таких играх и упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Кроме пения речь ребёнка можно развивать через другие виды деятельности. Например, рекомендуется проводить пальчиковые игры,такие как: «Ладушки – ладушки», (дети ритмично хлопают в ладоши, «Сорока – сорока» (указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик, пальчик, где ты был) и т. д. Эти упражнения развивают воображение, в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Музыка, движение и речь представляют собой единое целое для ребёнка. При разучивании музыкальных игр и хороводов, например, «Мыши водят хоровод», «На лесной лужайке, разбежались зайки», «Мы на луг ходили», «На горе – то калина», «По малину в сад пойдём», «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший?» и др. ; занятия с движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют, в первую очередь, мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, формируются и развиваются представления о связи музыки, движения и речи. Многими учёными отмечено, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Восприятие музыки требует внимания и сообразительности. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения. В процессе слушания музыки и её анализа у дошкольников развивается речь. Для того, чтобы высказать свои впечатления, дети строят предложения, небольшие рассказы из нескольких предложений, формулируют вопросы и ответы. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки.

В играх у детей совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. Движения сопровождаются репликами, стихами, пением, которые, в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора.

Источник