Роль музыки в развитии речи ребенка

татьяна ряхлова
Роль музыки в развитии активной речи детей

«Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста».

В последние годы отмечается увеличение количества детей,имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.

Музыка как и речь имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка,обладая интонацией, выражает настроение,характер.)

Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Слушание музыки,пение,движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

Слушание музыки

Слушание безусловно формирует слуховое внимание,эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей,исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и,следовательно,позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. (в дальнейшем подробнее об этом).В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается,если:

– муз. произведения объединены общим рассказом

-муз. произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий)и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра» Узнай и назови произведение»

-муз. произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.

Пение

Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь,испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает дыхание,голос, формирует чувство ритма и темпа речи,улучшает дикцию,координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение,проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детейповторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают,что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образоом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции,чудо творчества!

Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.

Еще одно экслюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.

Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

-Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога,так и детей.

-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

– Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

– Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.

-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, собитий, явлений.

– Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

– Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л.Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – польчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые,музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

развитие слухового внимания ;

-развитие фонематического чувства;

-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

-развитие слухо-зрительно-двигательной координации;

-развитие речевой моторики;

-развитие дыхания;

Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность,творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики (о важности которой мы говорили в разделе музыкально-ритмические движения).

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок,извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии,сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А момент голой дидактики, тренинга просто невозможен. Считаем, что значение музыкального воспитания в развитии речи детей недостаточно оценен и используется специалистами на практике

Источник

«Роль музыки в речевом развитии дошкольников»

        Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера. Музыка в этом вопросе – незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

        Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей.

        На музыкальных  занятиях идёт  расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов,  фамилии, имена композиторов, характеристику музыки.

Элементарным воздействием на речевую сферу детей становится ее пассивное или активное  восприятие. Пассивное восприятие, имеющее активизирующий эффект, находит  себя в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей.  Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном  музыкальном произведении. Такая беседа может включать характеристику эмоционально-образного содержания произведения и позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке; способствует развитию связной речи.  Сопоставление музыки с собственным настроением содействует улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию его диалогической речи, обогащению и активизации словаря, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

        Наиболее эффективно работа над речью происходит в процессе пения. У детей  развивается дыхание, голос, формируется чувство ритма и темпа речи, улучшается дикция, координируется слух и голос.

        Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

        Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

Роль пения в развитии речи:

  • Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.
  • Пение требует более четкой артикуляции со стороны, как педагога, так и детей.
  • Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.
  • Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.
  • Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.
  • Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
  • Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.
  • Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга.

        Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

        В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией. Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.

        Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

        Таким образом,   музыкальное искусство оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие речи дошкольников. Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития дошкольников.

Источник

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

ТЕМА: РОЛЬ МУЗЫКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ дошкольника

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Трошина О.В.

2016г.

Музыкальные занятия и их роль в развитии речи.

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушением речи.  Речевая патология даёт себя знать при поступлении в школу. Такие дети попадают в разряд неуспевающих, ведь успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Речевые нарушения сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка. Занимаются с детьми воспитатели группы и учитель-логопед. Работа воспитателей направлена не только на решение общеразвивающих задач. Большое внимание уделяется коррекционной работе: постоянно совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику; закреплять произношение поставленных логопедом звуков; целенаправленно активизировать отработанную лексику; упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий; развивать внимание, память, логическое мышление в играх на бездефектном речевом материале; формировать связную речь; вырабатывать навыки чтения и письма.

Коррекционная речевая работа в детском саду осуществляется и другим специалистом – музыкальным руководителем. Музыкальное занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз цельное драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом. Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь у детей.  Помимо задач музыкального воспитания, на музыкальном занятии, решаем коррекционные задачи: оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера; нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.

На занятиях уделяю большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, учу их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.

Музыкальное занятие состоит из разделов: слушание, упражнения на развитие слуха и голоса, распевка,  пение, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика, пляска и игра.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. Хочется обратить внимание лишь на отдельные моменты. У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развитие внимания и памяти. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению. Следует ориентироваться на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания. Иногда музыкальное произведение (например, «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского) можно прослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.

У детей в речевых группах наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации: объединение ряда музыкальных произведений общим рассказом, например, такие произведения, как «Клоуны» Д.Кабалевского, «Медведь танцует под дудочку» А.Н.Александрова, «Чтобы кувыркаться» И.Сау, можно включить в тему «Цирк», как рекомендовано программой «Гармония». К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан. Целесообразно посвящение ряда занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организация музыкально – дидактической игры «Узнай и назови произведение». Сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений (например, «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского) или близких по названию, но разных по характеру (например, «Смелый наездник» и «Всадник» Р. Шуман).

В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями оказались эффективными упражнения –  распевки: пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, попевка «У кота воркота колыбелька хороша», мелодию “ре – ми – фа – ми – ре” надо пропеть со звуком, а, затем на пол тона выше со звуком о и т.д. Пропевание слогов “ма – мэ – ми – мо – му” на одном звуке, затем, то же самое на последующих звуках. Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных “и – а – у”, “е – о – а” и т.д. 

С целью работы над мелкой моторикой рук на занятии всегда использую пальчиковую гимнастику (во время пальчиковой игры задействовано речевое развитие).

Разработана система упражнений на воздушную струю (дыхательное упражнение): упражнение «Свеча», «Подуй на горячее молочко», «Понюхай цветок», «Чем пахнет воздух?»

 В разделе «пение», как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Этот раздел музыкальной деятельности играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, испытывают удовольствие от процесса. Однако у них часто отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют многими певческими навыками, поют невыразительно. Поэтому такие приемы, как проговаривание текста одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного, позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать, и воспроизводить мелодию песни. В работе над дыханием использую показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети «не разрывали» слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. При работе над развитием частоты интонирования, с одной стороны – учу детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координирую голос со слухом. Для этого часто использую игровой приём «машина гудит». Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок – машина ехать не может”, если справляются, но не очень хорошо, – поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный – «можно проезжать». Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему. И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.

Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах проводится не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем. Детские музыкальные инструменты включаем и в другие виды деятельности, как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о характере музыкального произведения (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей-логопатов. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка». Среди музыкально-ритмических движений занимают основное место: упражнение на освоение основных движений; упражнения на развитие ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения; упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения); упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения, активизирующие внимание.  

Кульминационная часть занятия – хороводные танцы. К этому времени уже все дети участвуют в действии, даже самые “отрешенные” дети оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребенок может начать делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, актуализируются уже отработанные. Заканчивается занятие снова спокойной музыкой или игрой. В этой ритмической организации занятия и состоит главная роль музыкотерапевта.

На занятиях исполняются разные хороводные танцы. Существенными чертами этих танцев является то, что все видят всех, что есть моменты, когда все держатся за руки, что в тексте песен есть повторяющиеся части. Мелодия должна быть увлекающей, но достаточно плавной.

Необходимый и продуктивный раздел работы-диагностика музыкальных способностей. На индивидуальных диагностических занятиях я определяется уровень музыкальных способностей ребенка. Это позволяет выявить качественное своеобразие его системы музыкальности, сильные и слабые звенья. По результатам диагностики я отмечаю проблемы в работе с детьми, их причины, на что необходимо обратить внимание в перспективе.

Очень активно идет коррекционная работа не только на музыкальных занятиях, но и во время праздничных утренников. Так, в логопедической старшей группе был поставлен мюзикл «Муха-Цокотуха».

Да, для детей-логопатов характерны недостаточная четкость движений, неуверенность, темповые расстройства, но большое желание выступать было хорошей мотивацией для работы. И во время репетиций мы решали такие задачи, как ориентирование в пространстве, работа над улучшением чувства ритма и общей моторики движений, улучшением артикуляции, развитие фонематического внимания выразительности мимики, жестов.

        Для развития речи через музыкальную деятельность я бы рекомендовала игры «Прохлопай ритм за мной», «Прохлопай слово» (речевое развитие, чувство ритма).

Список литературы

1.Битова А. Л., Липес Ю. В. «Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития»;

2.Воспитание и обучение. /Учебно-методическое пособие. –М.: «Гном-Пресс», 1999;

3.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры»;

4.Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой;

5.Методика музыкального воспитания в детском саду. /Под ред. Н.А. Ветлугиной;

6.Справочник логопеда /Поваляева М.А. Издательство: Феникс 2007г;

7.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики»;

8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»;

9.Филичева, Т.Б.  Чиркина Г.В.  «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»;

Источник