Роль музыки в развитии ребенка в школе

Роль музыки в развитии ребенка в школе thumbnail

Аухадеева Г. А.

МБОУ г. Черногорск «Средняя общеобразовательная школа №5»

Роль музыки в воспитании и развитии школьника

Музыке отведена особая роль в воспитании детей, ведь именно музыка как вид искусства, позволяет открывать человеку возможность познания мира во всем его проявлении и многообразии, формируя творческие способности, музыкальное мышление и воображение ребенка.

С этим искусством ребенок начинает знакомиться с первых дней своей жизни, а целенаправленное музыкальное воспитание дети сначала получают в детском саду, а в последующем и в школе. Сила музыкального воздействия неоспорима, именно поэтому музыка выступает одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания и развития детей, средством формирования их личности.

Конечно, каждый ребенок по-своему выражает свой интерес к музыке, отдавая предпочтения тем или иным музыкальным жанрам, произведениям и композициям. Процесс приобщения ребенка к музыке можно сравнить с приобретением навыков и умений чтения, письма и рисования, внимательно слушая, ребенок постепенно учиться узнавать и оценивать музыку, отмечать динамическое изменение представляемых образов и сюжетов. В результате у ребенка вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность контакта с музыкой, а художественные и эстетические образы и переживания со временем усложняются и дифференцируются.

Восприятие музыки всегда тесно связано с познавательными процессами личности человека, от школьника оно требует сообразительности, внимательности, наблюдательности, умения мыслить и фантазировать. Большое значение в деле формирования и приобщения ученика к сфере музыки отводится музыкальным занятиям, реализующимся в условиях конкретных образовательных учреждений (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования). Цель музыкальных занятий состоит в организации многогранного познавательного процесса, развивающего художественный и эстетический вкус школьников, воспитывающего любовь к музыкальному искусству с формированием нравственных качеств личности и активного отношения к окружающему миру.

Роль музыки в формировании личности школьника, ее духовного облика состоит, прежде всего, в мировоззренческом и нравственном становлении человека, в воспитании его чувств и эмоций, представлений и убеждений. Это связано, прежде всего, с развитием фантазии, ведь музыка является своеобразным воплощением творческой натуры каждого человека. Расширяя творческие задатки и способности личности ребенка, происходит формирование и развитие потребностей школьника в искусстве и творческом поиске.

В современное время приобщение к искусству музыки во всех его проявлениях позволяет школьнику самостоятельно ориентироваться в музыкальном разнообразии, способствует распознаванию и оценке подлинного искусства.

Конечно, не каждый ученик в будущем станет музыкантом, но, говоря, о задачах преподавания музыки в образовательных учреждениях, нужно сказать, что воспитание музыканта не является первостепенной и единственной задачей педагогов. Приоритетное значение в этом отношении отводится именно правильному восприятию музыки, расширению детского кругозора, обогащению существовавших музыкальных представлений, развитию творческих способностей школьника.

Музыка в системе общественного развития всегда сохраняет и передает будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальную культуру. Познание культурного наследия не только развивает умственные способности детей, но и, служит источником его накопления и нового культурного воплощения.

Список используемых источников

1. Абудеева Н. Б. Музыка. Художественно-образное развитие школьников / Н. Б. Абудеева, Л. П. Карпушина. – М.: Учитель, 2010. 160 c.

Источник

Вы никогда не задумывались, почему дети так любят петь? Они поют так вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на инструментах. На всех. Они (почти все) хотят научиться играть на гитаре, пианино, баяне и трубе. На всех тех инструментах, которые попадают в их поле зрения. Они хотят, они пробуют, и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят звуки – музыкальные звуки.

Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

А как они танцуют? Вы видели? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.

Как родилась музыка

Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения. Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной. Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.

А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать. Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение. Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?

Зачем учить ребенка музыке

Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе. Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все. Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».

Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия – не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.

Читайте также:  Автономный центр развития ребенка детский сад

«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» – говорят психологи.

«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» – говорят логопеды.

«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» – утверждают педагоги.

Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.

Музыкальные способности детей. Как их выявить, чтобы развивать

Ох уж это наличие музыкального слуха. Сколько вокруг него мифов крутится. Это хорошо, когда ребенок с трех лет недвусмысленно демонстрирует тягу к музыке, чистым голосом напевая любимую мелодию, аккомпанируя себе на импровизированном барабане. Тут все ясно, способности налицо. А если нет? Неужели нет слуха?

Хочется сказать всем родителям нашей большой страны – способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Но только единицы демонстрируют свои таланты в раннем детстве. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться.

Педагоги – музыканты выявляют три типа музыкальных способностей у детей:

  • Чувство ритма. Умение не только слышать и воспроизводить ритм мелодии или всего музыкального произведение, но и пропускать его через себя. Это врожденное чувство. Пропустить такую способность сложно. Дети с хорошим чувством ритма умело отбивают такт услышанной мелодии, воспроизводят заданный ритмический рисунок.
  • Музыкально-слуховое представление. Сюда входят умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести ее голосом или с помощью инструмента.
  • Ладовое чувство. Способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроение, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.

Он не умеет петь. Это аргумент?

Часто приходится слышать, как мама утвердительно заявляет, что ее ребенку «слон на ухо наступил». На логичный вопрос «С чего вы это взяли?» она дает непоколебимый ответ: «Он ужасно фальшиво поет». Для нее это аргумент – он не умеет петь. Она даже не знает, а умеет ли он слышать? Умение интонировать есть одно из проявлений музыкальных способностей детей. Только одно из многих, но далеко не самое главное умение. Умение интонировать голосом, безусловно, необходимо, если ребенок должен стать певцом. Но так ли это нужно ударнику группы, или первой скрипке в оркестре? Удивим многих мам, но есть прекрасные музыканты, и даже среди известных миру исполнителей, которые совершенно не умеют петь. При этом они обладают идеальным слухом, чувством ритма и тончайшей музыкальной чувствительностью.

При диагностировании педагогом музыкальных способностей, результаты частенько удивляют родителей. А ведь они даже не думали. Он же совсем не умеет петь…

Виды музыкальной деятельности – воспитываем играя

Музыкальные игры

Музыка – не математика и не физика. Музыка должна приносить радость, иначе воспитательный эффект не будет полноценным. Потому музыкальное воспитание не должно быть скучным. Детям такие занятия должны приносить удовольствие, заинтересовать их, затягивать. Поэтому ведущей деятельностью музыкального воспитания остается игра. Дидактические, подвижные, народные музыкальные игры, в которых дети знакомятся с музыкальными средствами, инструментами, элементами народной культуры. Играя, ребенок полностью расслабляется и открывается педагогу. В такой непосредственной обстановке очень просто и легко усваивается информация. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и вспомогательной в начальной школе.

Танец

Танец – это потребность человека. Танец появился гораздо раньше, чем песня и исполнительское искусство. Мы все очень любим танцевать, и делаем это с удовольствием. Танцуя, мы избавляемся от стресса, даем физическую нагрузку на мышцы, сливаемся с ритмом мелодии, пропуская каждый такт через все тело. Танцуя, ребенок учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Танец в музыкальных занятиях – это радость, это расслабление. Соединяя пение с танцевальными движениями, педагог решает важные задачи – развитие художественно эстетического вкуса, способностей вкупе с развитием речи, чувством ритма и памяти. К этому добавим снятие стресса, и получим богатый коктейль позитива и пользы.

Слушание музыки

Ничто так не формирует музыкальный вкус, как слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку. Слушание нередко сочетается с другими видами деятельности, такими, как изобразительное искусство (рисовать во время прослушивания).

Пение

Воспроизведение мелодии голосом – важная задача. Петь не так уж просто, как кажется. Педагог уделяет массу времени постановке певческого аппарата, используя, опять же игры-упражнения для дыхания, укрепление связок и воспроизведения мелодии. Петь можно по-разному. Не только песни, выучив слова наизусть. Пропевание мелодии от лица различных героев (баба яга, дед Мороз, кошечка, собачка, свинка и т.д) развивает творческие способности и театральные навыки. К пению относят и всевозможные игры «с язычком», которые так нравятся детям и логопедам. Соединение пения с движениями (логоритмика) является отличным вспомогательным средством для развития речи и решения логопедических проблем.

Пару слов для родителей

Музыкальные занятия – это не просто развлечение для ваших детей. Музыка не является чем-то лишним или ненужным. Иначе зачем, по -вашему, министерство образования включает музыку в обязательное дошкольное и начальное образование? Умные ученые-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности.

Учите детей музыке. Поощряйте их тягу к миру звуков и ритмов, ведь это естественная потребность человека, которую маленькие люди еще не утратили. Вовсе не обязательно тратиться на покупку музыкального инструмента.

  • Включайте почаще хорошую классическую музыку. Пусть ваши дети научатся слушать.
  • Прислушивайтесь к советам и рекомендациям музыкальных руководителей – они могут видеть в вашем ребенке особенные способности.
  • Не критикуйте ваших детей в их, пусть даже нелепых попытках выражать свои эмоции музыкально. Никогда не говорите, про слона, наступившего на ухо. Ребенок поет с удовольствием – оставьте ему это удовольствие. Он любит себя в этом искусстве.
  • Хвалите даже за самые незначительные достижения. Двухминутное выступление на утреннике – это не пустяк. Это его звездный час, поддержите и порадуйтесь.
  • Не ругайте за то, что он шумно выстукивает запомнившийся ритм ложкой по кастрюле. Для него это не шум. Это его первый ударный инструмент. Прислушайтесь к тому, что он стучит. Возможно, его музыкальные эмоции требуют выражения. Пусть выражается. Составьте ему компанию.

Музыкантами становятся не все. Но зачем нам надо такое количество музыкантов? Миру нужны и доктора, и адвокаты – это замечательно. Но музыка помогает нам раскрыться. Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Читайте также:  Лисина развитие личности ребенка в общении

Источник

МАСЛЯЕВА А. И.

«Значимая роль музыки в жизни ребенка»

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.  Как представить современного человека без музыки? Для меня это невозможно. Сегодня музыка присутствует в каждом нашем дне, она его наполняет и создает настроение, а для многих становится спутником жизни.                         Музыкальная культура приобретает роль некой социальной идентификации, особенно если говорить о молодежи. Привязанность к определенному музыкальному стилю, направлению, исполнителю создает ощущение принадлежности к общности, объединенной единой ценностью. Музыкальные произведения диктуют молодым людям манеру поведения, тип одежды, одним словом, стиль жизни. Музыка формирует внутренний мир личности, взаимодействие социальных общностей, взаимного притяжения или отчуждения людей. Что, в общем-то, было и раньше.                           Музыка – один из самых «человечных» видов искусства. Потому, что от рождения она живет в каждом из нас – в чувствах радости, грусти, восторга, в интонациях нашего голоса и т.д. Музыка сопутствует современному молодому человеку повсюду: дома, в метро, автомобиле, в кафе, на улице и т.д. Она сопровождает  торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе музыка помогает найти ритм, в печали и радости – излить чувства, в походе – преодолеть усталость. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе и кино. Более того, музыкальное искусство обладает только ему присущим свойством отражать в абстрактной звуковой форме духовный настрой каждой эпохи, её духовное “ядро”. Музыка, как никакое другое искусство, может помочь людям найти общий язык, сплотить и объединить их.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках…»                    Д. Д. Шостакович.

Какая музыка наполняет наш день? Ее сегодня слишком много, точнее, разнообразие музыки впечатляет.  Нужно тщательнее подбирать и продумывать музыку, которую слышит  ребенок. Он ее впитывает и наполняется ею. Какую роль она может сыграть в его жизни? Духовный мир ребенка богат и наполнен, когда он появляется на свет. Это, конечно, мое личное убеждение. И с каждым новым днем его жизни он либо обогащается, либо истощается, не имея необходимой духовной подпитки. Подрастающее поколение проявляет творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у подрастающего поколения универсальные учебные действия.

Процесс детского музыкального творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка – переживание – создание музыкально-игрового образа. Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и её сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врождённая способность, которая может быть развита в дальнейшем.

Понять, какую роль играет музыка в развитии духовного потенциала, помогут следующие высказывания современной молодежи:

«Классическая музыка, бесспорно, возвышает, одухотворяет, приобщает к прекрасному и вечному».

«Музыка повышает уровень эмоционального развития и обогащает духовную культуру…».

«Хотелось больше разобраться в классической музыке, её эволюции в ходе истории… Как композиторы выражали свои чувства в своих произведениях. Также я считаю, что знать основных титанов музыкальной истории просто необходимо».

Формирование духовного потенциала посредством музыкального воспитания – это музыкально-творческий процесс (освоение теоретических основ музыки, восприятие музыки, индивидуальные и коллективные формы художественного творчества), способствующий изменению личностных качеств учащейся молодежи (любовь к ближнему, доброта, общительность, порядочность, уважительность, умение сопереживать). Эффективность данного процесса зависит от интенсивности музыкально-творческой деятельности.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

Читайте также:  Креативный ребенок диагностика и развитие творческих способностей скачать

–  умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

–  умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Таким образом, музыка играет огромную роль в формировании у подрастающего поколения творческой, духовно богатой, всесторонне развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы…  

 Сегодня музыку используют и с целью оздоровления. Музыкальные уроки и песни в некоторых школах России используют как профилактику гриппа и ОРЗ. Врачи и учителя заметили, что для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни, когда тренируются и легкие, и гортань. И самое главное: болезнь быстрее отступает, если песню петь хором.              Взаимосвязь между здоровьем и песней в школе объясняют по-разному. Одни говорят о телесной и духовной гармонии, другие – о дыхательной гимнастике. Чтобы красиво петь, нужно правильно дышать. Вот эти особые упражнения помогают не только певцам дыхание поставить, они вдобавок улучшают самочувствие.

Во времена наших предков роль музыки была огромна. Музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась одна из ведущих ролей в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. С одной стороны, это может быть связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику, с другой – со способностью музыки моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека на уровне сознания и подсознания, говорят российские музыковеды. Музыкальное воспитание развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука приходит к выводу, что существует специфическое музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности.                                                                                                                                                        

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Музыкальное образование подрастающего поколения имеет ряд задач:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Задача же педагога – заинтересовать воспитанников музыкой, эмоционально увлечь их, заразить их своей любовью к музыке.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Проблема репертуара сегодня для нас более чем актуальна. Пожалуй, такого богатого выбора в музыкальных направлениях, количестве певцов и музыкальных подходах не было никогда. Причем все очень доступно, в том числе и ребенку. Но стоит ли давать доступ к любой музыке вашему малышу?

Существует такое понятие, как нравственная суть музыки. Влияние музыки может быть не только положительным, но и отрицательным, способным будить в подсознании низменные инстинкты.                      Приведу пример, пожалуй, одного из исследований, проведенных в музыкальной сфере. Исследователи утверждают, что музыка является эффективным средством регуляции системности работы обоих полушарий мозга. Происходит это таким образом: постоянно изменяющиеся параметры звукового потока (частотные, динамические, тембровые) служат своеобразным сигналом для головного мозга, что ведет к активизации системности работы полушарий. Однако если этот звуковой поток (т. е. музыка) однообразен по акустическим параметрам, а его звуковысотный и динамический спектр беден и не изобилует частыми сменами, контрастами, то результат получится противоположный – он будет способствовать разобщению, нарушению связи между правым и левым полушариями.

Коэффициент вариаций в изменениях энергии звукового потока в разных видах музыки различен. Так, рок-, поп-, диско-музыка имеет коэффициент вариаций не выше 18%, а в некоторых случаях – даже 0,2 и 0,3%. Мелодии этих сочинений в большинстве своем примитивны, имеют ограниченный диапазон, из динамических оттенков предпочтение отдается самым громким (часто на пределе физических возможностей человека). Естественно, что такая музыка не может передать широкую гамму человеческих чувств и эмоций.  Совсем иная картина в произведениях музыкальной классики. Здесь коэффициент вариаций энергии акустического потока очень высок (более 30%), а предельный показатель составляет почти 90%. Эти данные говорят о том, что изменчивость звукового потока в произведениях классической музыки очень велика, столь же высоко его воздействие на мозг. В свою очередь повышение системности работы полушарий мозга влечет за собой активизацию творческих и интеллектуальных способностей человека. Насколько эти факты убедительны и достоверны, судить вам. На мой взгляд, это очевидно. Стоит лишь послушать Шостаковича, например, симфонию №5, и любую эстрадную композицию – и становится понятно влияние разных музыкальных жанров на человека.    Выбирая произведения для прослушивания  важно помнить, что в душе каждого малыша есть искорка любви к прекрасному. Это ещё раз подтверждает большую силу воздействия музыки на человека, на его полноценное развитие  и становление личности.

Источник