Роль музыки в общем развитии ребенка

Роль музыки в общем развитии ребенка thumbnail

Конспект заседания  Совета педагогов на тему

«Роль музыки в развитии личности ребенка».

Цель. Систематизировать знания педагогов о методике проведения музыкальных занятий, проанализировать эффективность используемых форм организации музыкальной деятельности в  режиме дня ДОУ.

Форма проведения – «Путешествие в музыкальном трамвайчике».

Вступительное слово старшего воспитателя.                                                                   Эпиграф.

Как гимнастика выпрямляет

 тело, так музыка выпрямляет

 душу человека.

 В.Сухомлинский

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога-музыковеда Б.М.Теплова, музыка является особым видом познания – эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться.

Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. По предположению Л.С.Выготского, эмоциям принадлежит и роль регуляторов общего развития личности: “Главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идет из подкорки в виде эмоций. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы”.

Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как “почву”, на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.

Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности.

Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства(эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.

Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, “искусство есть путь к науке”.

Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.

Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление – образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.

Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития.

Музыка является средством всестороннего развития ребенка

Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становиться. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значении воспитания в человеке любви к музыки, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, что большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

СВЯЗИ МУЗЫКИ. Музыка связывает, “роднит” человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем – через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого “родства” к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие “себя во всем и всего в себе”. Происходит, согласно учению о становлении человека, “выход за пределы” (Гегель, Энгельс, Вернадский).

“Выход за пределы” означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и отношениями детей, с их восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все “внемузыкальные” проявления и интересы ребенка. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях.

«Влияние музыки на детей благотворно,

и чем раньше они начнут его испытывать на себе,

тем лучше для них». В.Г. Белинский

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются – это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и формирует личность ребенка всю жизнь.

Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного свободного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга. В этом другая особенность влияние музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Не менее важная особенность влияние музыки, по выражению Д.Шостаковича, – «прекрасный своеобразный язык», сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонии, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по – своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.

В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах – слушатели бывают разных возрастов: молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех их музыка влияет, не одинаково, формируя личность человека.

Дети, они весьма восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.

В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое – то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельные движения, проявляет «комплекс оживления».

Дети постарше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске.

Складываются музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанром музыки. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.

И для того, что бы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное  развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Каким образом Вы , уважаемые педагоги, развиваете познавательные и эмоциональные процессы у детей сегодня Вы нам продемонстрируете в ходе нашего путешествия на «Музыкальном трамвайчике» отправляясь в путь мы с вами разделимся на две команды и вашими капитанами будут музыкальные руководители Дмитриева А.В. и Большакова Н.Н.

Команда Большаковой Н.Н. Команда Дмитриевой А.В.

Киселева Н.В.                             Губаева Н.Ю.

Салдаева Л.А.                            Воронкова В.А.

Матвеева Н.А.                            Шугурова О.Н.

Лазарева О.В.                             Глебычева Н.Н.

Троян  Е.Г.                                 Маркова С.Н.

Андрюшина М.М.                     Поздеева И.Л.

Кларькова О.А.                          Кириллова Е.И.

Аринчева И.И.                           Ларькина В.А.

Щукина Е.М.                              Родионова В.Н.

 Отправляемся в путь и первая наша остановка  – станция «Музыкально-ритмическая».

 1.Музыкальным руководителям – капитанам команд нужно выбрать из предложенных карточек возрастную группу и продемонстрировать со своими воспитателями набор музыкально –ритмических движений, характерных для этой возрастной группы.

2. Следующая станция «Песенно-распевочная». Музыкальные руководители расскажут, для чего нужны распевки и, выбрав любую, на ваше усмотрение возрастную группу проведут часть музыкального занятия, в которой будет распевка и исполнение или разучивание песни.

3. Следующая станция «Танцевальная». Командам предлагается, выбрав ведущего воспитателя, провести и пояснить часть музыкального занятия по обучению детей танцу.

4. Станция «Послушай».  Командам предлагается ответить  по очереди на вопросы:

4.1. Из каких произведений состоит репертуар для слушания музыки в детском саду? (из произведений классиков, современных композиторов, народных произведений разных жанров и направлений).

4.2. Каким должно быть слово педагога о музыкальном произведении? (оно должно быть ярким, кратким,  образным и направленным на характеристику содержания произведения и средств музыкальной выразительности)

4.3. Есть ли различия в работе с детьми среднего и  старшего дошкольного возраста и малышами по  пояснению музыкального произведения?

(Да, есть. С малышами  пояснения педагога коротки, предельно ясны, обращены на основной образ. Например: музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело пляшут. А с детьми среднего и  старшего возраста пояснения наиболее развернуты, внимание обращается на развитие художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных средств.)

4.4. Для чего используют наглядность при восприятии музыкального произведения? (для более полного художественного образа)

4.5. Чем достигается эффективность результатов организации слушания музыки? (она достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных, наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.)

4.6. Перечислите формы работы по развитию навыков слушания музыки. (это организованные музыкальные занятия, развлечения, самостоятельная деятельность ребенка, концерты, праздники. Рекомендуется иметь в группе музыкальную библиотеку.)

Затем капитанам команд дается задание провести слушание музыкального произведения в старшей и средней группе.

5. Станция «Игровая» задания капитанам команд.

А)Провести часть занятия или свободной деятельности по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Б) Провести музыкальную хороводную игру. (возрастная группа по выбору)

В) Провести музыкально-дидактическую игру. (возрастная группа по выбору)

6. Станция «Теоретическая» учитывая то, что музыкальные занятия являются ведущей формой  организации музыкальной деятельности детей, прошу педагогов ответить на следующие вопросы:

6.1. Каково значение занятий как форы организации музыкальной деятельности детей.

6.2. Расскажите о требованиях к построению занятий в зависимости от воспитательно-образовательных задач и возрастных особенностей детей

6.3. Как вы осуществляете планирование и учет музыкальной деятельности детей?

6.4. Составьте перспективный план обучения на занятиях музыкально-ритмическим движениям детей любой возрастной группы.

6.5. Раскройте варианты построения занятий в какой-либо возрастной группе.

6.6.Как вы осуществляете проверку детских знаний?

6.7. Для чего воспитателю необходимо знать ход предстоящего музыкального занятия?

6.8. В чем вы видите роль воспитателя при обучении детей музыкально-ритмическим движениям?

7. Станция «Сказочно-творческая». Педагоги представляют домашнее задание – музыкальную сказку для детей на свободную тему. На этой станции команды соревнуются друг с другом в умении подобрать декорации и атрибуты и умело их использовать,  интонационную выразительность и артистизм  исполнения ролей, музыкальные способности участников. Оценивает жюри: заведующая ДОУ, медицинская сестра, старший воспитатель.

Проект решений:

  1. Музыкальным руководителям регулярно проводить педагогический час с воспитателями по знакомству с репертуаром и методикой проведения музыкально-ритмических занятий

Срок: еженедельно, начиная с сентября 2014г. (Большакова Н.Н. – среда, Дмитриева А.В. – четверг)

Ответственные: старший воспитатель, музыкальные руководители.

  1. Воспитателям  составить картотеку музыкальных произведений для слушания детям в каждой возрастной группе.

Срок: сентябрь 2014г.

Ответственные: воспитатели возрастных групп.

  1. Музыкальным руководителям изготовить  музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы и составить их картотеку, которая будет храниться в методическом кабинете.

Срок: сентябрь 2014г.

Ответственные: музыкальные руководители Большакова Н.Н., Дмитриева А.В.

Источник

Музыка — единственное искусство,

проникающее в сердце человеческое так глубоко,

что может изображать переживания этих душ.

Стендаль

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение.

Музыка-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека в особенности личности ребенка.” Людям нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песни до бетховенских сонат…” – писал Д. Д. Шостакович. [1, с. 57]Музыкальное воспитание связывается с общими культурными и нравственными вопросами. Учеными доказано, чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует. Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека. Так же доказано, что классическое произведение может управлять человеческим настроением.

Внутри каждого человека звучит музыка. В древности считалось, что музыка родилась вместе с сотворением мира. А человек рождается и попадает в мир музыки, только кто-то забывает о существовании такого мира, а кто-то развивает свои способности и остается в нём. Из глубокой древности дошли до нас свидетельства о музыке. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далёких времён сохранили для нас изображения музыкантов. Большое значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре — струнных инструментах отдаленных предках современной арфы (в последствии лира стала своего рода эмблемой музыки и вообще искусства). Бога Аполлона, покровителя искусства, греки обычно изображали с кифарой. Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Мыслитель и философ Платон в своих книгах “Государство” и “Законы” отводит первую (среди других искусств) роль музыке в воспитании из юноши мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного человека, то есть идеального гражданина. Философ и мыслитель Аристотель судит о назначении музыки много шире, утверждая,что она должна служить не одной, а нескольким целям и с пользой применяться: «1. ради воспитания, 2. ради очищения, 3. ради интеллектуального развития, то есть ради успокоения и отдохновения от напряженной деятельности.».. [2, с. 203]. Он говорит: «…Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами. То очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи» [3, с. 197]. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек — центральная тема древнегреческого искусства. Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они «воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке», и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные.Греческое слово «мусике» (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы.

Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать её содержание, развить фантазию и воображение. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания — это Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. П. Печко, Белинский, Н. Шацкая, Б. М. Теплов и др.Большое значение развитию слуха, как основы воспитания любви к музыке придавала Е. Водовозова (ученица Ушинского). Без музыки она не мыслила работы с детьми. Главную задачу общего музыкального воспитания Н. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающих истинную радость от общения с ней. В связи с этим первостепенной задачей следует считать интенсивное развитие музыкального восприятия у детей. Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой этого вида искусства. Музыку называют “зеркалом души человеческой”, ”эмоциональным познанием”. Б. М. Теплов писал: ”музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение — это как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.

У каждого есть слух, его просто нужно развить. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое. Дети способны слушать, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные музыкальные явления уже с раннего дошкольного возраста. Яркие художественные произведения, выражающие мир глубоких чувств способны вызвать эмоциональный отклик маленького человека. Воздействуя на эстетическую сторону души, в дальнейшем становятся источником и средством воспитания.

По выражению Д. Шостаковича: “Музыка – прекрасный своеобразный язык, который сочетает в себе выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм”. Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке. Отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, произведениям. Как дети учатся читать, писать, рисовать, так постепенно учатся узнавать оценивать музыку, внимательно слушать отмечать динамическое развитие образов. Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными. Восприятие музыки тесно связано с умственным процессом т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, заставляет мыслить, фантазировать. Музыкальные занятия познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру. Роль музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна: в воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку влияет на самые тонкие душевные струны.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д. Д. Шостакович [4, с. 25].

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка-М.: Просвещение 1968. с.108
  2. Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление — Л.: Музыка, 1986. с.224
  3. Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика — М.: Музгиз, 1960.с.
  4. Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература — М.: Музыка, 1987.с.125
  5. Стендаль Собрание сочинений т.9 — М.1959. с.127
  6. Смирнова Т. И. Интерпретация. Воспитание искусством или искусство воспитания. М.,2001.с.367
  7. Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку — М.: Музыка, 1958. с. 507
  8. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества – М.: Просвещение,1975.

Источник