Роль музыки в эстетическом развитии ребенка
Низамутдинова
Роль музыки в эстетическом воспитании детей
[В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.
Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно,что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т. е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В. А. Сухомлинский.
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию.Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.
Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», – говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.
Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста является и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.
Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детейстаршего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.
Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр. ; развития пластической и мимической выразительности.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.
Источник
Варнакова Юлия Николаевна
Музыкальный руководитель
«Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 52
Приморского района г. Санкт-Петербурга»
Влияние музыки на художественно-эстетическое воспитание дошкольников
Аннотация:
Музыка – сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.
Ключевые слова:
Интегра́ция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Компонент – содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат.
Эффективность – одно из определений человеческой деятельности, взятой с точки зрения способности обеспечить ее конечный результат.
Методика – совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.
Оптимизация – процесс выбора наилучшего варианта из возможных, процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.
В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.
Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский.
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.
Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», – говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.
Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста является и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.
Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей старшего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.
Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.
Cписок литературы:
- Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
- Большая советская энциклопедия // под. ред. А.М.Прохорова. – М., издательство «Советская энциклопедия», Т.30. – 1978. – 20000 с.
- Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989.- 191с.
Источник
«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания»
В. А. Сухомлинский
В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста, формирования системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей.
Наше динамичное, переходно-кризисное время, характеризуется необходимостью пересмотра отношений человека с миром: нужна смена приоритетов, переоценка ценностей, выработка новой парадигмы поведения в мире. Развитие и прогресс, направление деятельности, должны быть перенесены с развития внешнего (т. е. направленного на внешний мир, его подчинение и потребление), на развитие внутреннее, личностное, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, использование собственных ресурсов.
Одной из истинных, базовых потребностей человека, является – потребность в красоте, как естественное стремление к гармонии, порядку, равновесию и, как следствие, появляется потребность – выразить себя! Ещё древние мудрецы советовали окружать ребёнка красотой и добром.
Процесс формирования будущей личности ребёнка, характеризуется не только получением новых знаний и умений, но и на выработку определённых ценностных ориентаций человека, составляющий базис личностной культуры и эстетического самосознания. Эстетическое развитие ребёнка – основа для формирования будущей личности. В настоящее время, с развитием новых технологий, появляется много новых компьютерных игр и забав. И они не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. Виртуальная реальность поглощает психофизические функции человека, подменяя творческую фантазию на простое оперирование готовыми шаблонами в игре. А ведь в ходе формирования своего отношения к тому или иному явлению действительности, в раннем детстве у ребёнка закладываются первые ростки эстетического восприятия, на основе первых впечатлений и ответного эмоционального отклика. Какой эмоциональный отклик может быть в виртуальной реальности? Поэтому, важнейшей задачей на сегодняшний день является приобщение детей к истинным ценностям, к истокам родной культуры. Феномен музыкального искусства заключается в способности, вызывать эмоциональные реакции, переживания, побуждает давать оценки, сравнивать. Выдающийся русский учёный – педагог Б. М. Теплов, исследуя художественные способности детей, установил, что в основе восприятия всех видов искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения.
Чтобы понять музыкальное произведение, нужно эмоционально пропустить его через себя, а затем поразмыслить над ним. Н. А. Ветлугина, также подчёркивает эстетическую природу эмоциональной отзывчивости. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций, без осознания того, что в нём выражено. Но, именно важно, чтобы ребёнок пережил эстетическое переживание при слушании классики, потому что поразмыслить можно над тем, что имеет содержание, т.е. музыкальный образ. Классическую музыку создавали гениальные композиторы: Моцарт, Бетховен, Чайковский, в совершенстве владеющие всеми выразительными средствами музыки, нужными для создания того или иного образа, настроения, созданными по всем законам гармонии.
Музыка, это в первую очередь звуковые колебания, различной частоты. Огромное значение имеет ритм музыки. Пульсация низкочастотных басов, в определённом темпе, резкие, скачкообразные ритмы, с бесцветной мелодией – это может крайне негативно подействовать на психику взрослого человека, а тем более на неокрепшую психику ребёнка. А эти характеристики преобладают в молодёжной клубной музыке. Ребёнок, воспитанный на образцах высокохудожественной музыки, впитавший в себя мелодии родного края, никогда подобную музыку слушать не будет! Это, как прививка, на всю жизнь. Язык современной популярной музыки (эстетически примитивный и физиологически вредный), не соответствует целям и задачам истинного искусства, а наносит огромный вред психике ребёнка. Противостоять этому может возрождение системы любви и понимания к ценностям высокохудожественной музыки, а также к фольклору. То, что увидит и услышит ребёнок в раннем детстве, станет ориентиром для него, эталоном, поэтому так важны уроки красоты.
Эстетическое воспитание дошкольников – это: развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни, искусстве, стремление участвовать в преобразовании мира по законам красоты. Одна из главных задач современной педагогики, научить видеть прекрасное, находить и создавать гармонию во всём: в природе, труде, поступках. В ходе работы с детьми дошкольного возраста, мы поставили следующие задачи художественно-эстетического воспитания:
– развивать эмоциональную сферу детей, учить чувствовать, сопереживать произведениям искусства;
– дать детям представление о видах искусства, обогащать словарный и интеллектуальный запас детей;
– формировать навыки творческой деятельности, интерес к поиску, исследованию;
– формировать осознанное восприятие музыкальных и художественных произведений.
Понятие «эстетики» и «этики» неразрывно связаны в педагогическом процессе. «Прекрасное, по своему содержанию, тождественно с добрым», писал в своих работах Н. Г. Чернышевский. Величайший русский учёный и мыслитель, знаток человеческой души В. М. Бехтерев, в своей работе «О значении музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его жизни» отмечал, что работа по музыкальному воспитанию детей с раннего возраста, даёт хорошую основу для эстетического, а, следовательно, нравственного воспитания ребёнка.
«Красота и добро – это две родные сестры» писал в своём письме Ф.Дзержинский. Невозможно научить ребёнка добру, без формирования у него понятия «красивое» и «некрасивое». Что же такое есть красивое и некрасивое в музыке?
«Некрасивое – это тоже эстетическое понятие, категория эстетики, противоположная красоте. «Некрасивое» есть антипод «красивому», также как гармония и хаос. Гармония, мера, духовная составляющая,- вот что делает музыкальное произведение «шедевром». Построение музыкальной композиции имеет свои законы, сродни математическим, и имеет свои принципы. В первую очередь – это структура самой мелодии, она должна быть напевной, иметь правильное построение: начало, развитие и конец фразы. Но, главное, в мелодической фразе, должна содержаться мысль, которая в свою очередь, с гармоническим обрамлением, заключённая в определённый ритм, темп, и разукрашенная динамическими оттенками, создаёт художественный образ. Для того чтобы создать такое произведение, нужен большой талант, гениальность. Это всё есть у великих композиторов: яркие художественные образы, нарисованные палитрой звуков, тембров инструментов, всё это перекликается, как в полифонической музыке Баха, сочетается, только тогда музыкальное произведение затронет эмоционально, заставит вслушаться, сопереживать. Самые выдающиеся музыкальные произведения всех времён, собраны и представлены в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Здесь собраны произведения, доступные для детей дошкольного возраста, произведения, как образец, эталон искусства, которое пробуждает глубокие эмоции и переживания, побуждает давать оценки, лежащие в основе предпочтений, сравнивать, анализировать, а значит думать, размышлять. Одним словом «классика» музыкального искусства. Видный отечественный учёный, психолог Г.С. Тарасов отмечал, что высокое искусство, в частности музыкальная классика выполняет «множество жизненно важных задач». Использование шедевров мировой классики имеет огромное значение в становлении гармоничной личности ребёнка. Видный педагог О. П. Радынова отмечает, что «экспериментальная работа в дошкольных учреждениях показывает, что, при создании условий для самовыражения ребёнка, в результате слушания и оценки произведений высокого искусства, как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально – творческого и общего развития детей».
Эстетическое воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на личность, имеющее поступательное движение по возрастанию сложности, требующее многократного повторения и закрепления, в различных формах и вариациях. Изменение ситуаций, заставляет ребёнка, пользуясь усвоенными навыками, применять их по ситуации, в новом для него задании, творческом поиске. Особое место здесь занимает формирование эстетических чувств, которые возникают, как эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Яркий эмоциональный отклик возможен при наличии у детей культуры слушания музыки, развитого умения понимать выразительные средства в музыке, т. е. осознанного восприятия музыки. В дальнейшем, в процессе восприятия художественных произведений, дети способны осуществлять выбор (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его, с помощью эстетической оценки. В результате этого у детей появляется потребность выразить полученные эстетические переживания в продуктивной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными, дети могут изобразить задуманное: замысел ведёт за собой действие, изображение.
Как показала практика, один из лучших методов развития эстетического восприятия музыки, это метод моделирования художественно – творческого процесса. Здесь ребёнок может себя выразить во всех видах искусства: пении, танце, художественном творчестве, создании различных композиций. Танцевальное искусство очень близко детям, они с удовольствием берутся за воплощение того или иного образа в пластическом выражении. Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе театрально – игрового творчества, непосредственно-образовательную деятельность, а также фольклорные праздники. Здесь важна роль приобщения детей к истокам музыки родного края. В нашем саду, мы поём казачьи песни.
На конкурсе «Дерзайте, вы талантливы», с песней «Ах, пчёлочка златая», наши дети стали лауреатами первой степени. Лауреатами третьей степени наши дети стали с песней «Я на печке молотила». Эти песни – эталон народного искусства. Здесь очень важно: правильно выйти, обыграть песню, найти нужную интонацию и выговор, свойственный данной песенной культуре.
Работу по эстетическому воспитанию, мы проводим в тесном взаимодействии с воспитателями и специалистами ДОУ, а также при участии и поддержке родителей воспитанников. Создание и развитие окружающей среды, способствующей эстетическому воспитанию детей, музыкальному просвещению родителей и повышению профессиональной компетенции воспитателей (в области музыкального искусства), является хорошей основой для эстетического воспитания дошкольников. Воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является образцом, в сфере музыкального восприятия и музыкального творчества.
Работа по эстетическому воспитанию требует от педагогов владения современными технологиями, ИКТ, умения свободно ориентироваться в предметной области: знать лучшие образцы классической музыки и уметь применить знания в непосредственно – образовательной деятельности. Эмоциональный фактор, в виде заинтересованности, должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего, через собственную эмоциональную активность. Эстетика в оформлении группы, эстетика в быту – такой должна быть характеристика среды, которая окружает ребёнка, большую часть времени.
Результатом работы по эстетическому воспитанию дошкольников, является увеличение интереса к слушанию классической музыки на музыкальном занятии у всех, без исключения детей; заметен живой, эмоциональный отклик на музыку, желание высказаться, проявить себя творчески: в рассказе, танце, рисунке. По нашим наблюдениям, дошкольники начинают проявлять больший интерес к посещению театров, концертов, понимать ценность искусства в целом, испытывать потребность в общении с музыкой. В свободной деятельности дети с удовольствием играют в игры: «Концерт», «Музыкальное занятие», «Придумай танец», с удовольствием рассматривают журналы и альбомы с иллюстрациями по искусству. В целом, отмечается повышение уровня музыкальной грамотности, расширение знаний о жизни и творчестве великих композиторов. В непосредственной образовательной деятельности воспитатели используют на занятиях по художественному творчеству музыкальный материал, по рекомендации музыкального руководителя «Карнавал животных» Сен-Санса, «Времена года» П. И.Чайковского. Яркие, образные пьесы: «Аквариум», «Лебедь» из «Карнавала животных» вызывают живой отклик, рисуют яркие картины в воображении ребёнка, которые выливаются в цветовом изображении, пластическом изображении, и, наконец, синтезируются в создание целостного художественного образа. Чтобы правдиво передать образ «Лебедя», нужно «стать» им! Вжиться в образ, прочувствовать нежнейшую, льющуюся мелодию, передать в движении развитие фразы к кульминации, точно рассчитать количество движений, выделить движением акценты, нарастание звучания, в размахе «крыльев». Показать плавное движение ног, скользящих, как бы, по поверхности водной глади. Гениальная, по красоте музыка, выраженная в движении ребёнком, вот лучшее воспитание красотой. Результатом работы по совершенствованию форм, методов по эстетическому воспитанию, является разработка цикла тематических занятий, с использованием ИКТ: «Сказка», «Осенний бал», «Зимняя мозаика».
Фото 1. «Разноцветная Осень к нам пришла»
В ходе работы методического объединения музыкальных руководителей нашего города, постоянно и целенаправленно ведётся работа по самообразованию, повышению квалификации, где музыкальные руководители делятся с коллегами опытом своей работы, интересными находками. Обсуждение актуальных тем, способствует поиску новых педагогических идей, формированию современных педагогических концепций. В результате дискуссий и обменом опыта, происходит толчок к самообразованию, поиску инновационных решений, в нашей работе.
Литература:
- Бабаева В. В. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1982.
- Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
- Теплов Б. М. Вопросы художественного воспитания. – М., 1947.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, эстетическое воспитание, дошкольный возраст, музыка, музыкальное искусство, ребенок, эстетическое воспитание дошкольников, виртуальная реальность, высокое искусство, высокохудожественная музыка.
Источник