Роль музыкальных инструментов в развитии ребенка

Роль музыкальных инструментов в развитии ребенка thumbnail

Екатерина Васильева
Опыт работы «Роль детских музыкальных инструментов в жизни детей дошкольного возраста»

Роль детских музыкальных инструментов

в жизни детей дошкольного возрастаста

Особая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит музыке. В музыкальном воспитании детей дошкольного возраста выделяются самые разнообразные виды музыкальной деятельности, среди которых особое место принадлежит игре на детских музыкальных инструментах. Они вызывают у ребенка большой интерес. Уже в раннем возрасте у ребёнка формируются зачатки умения слушать музыку, когда он еще только прислушивается к звону колокольчика, стуку бубна или погремушки.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям, но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Инструментальное музицирование как творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах является просто незаменимым для формирования у дошкольников специальных музыкальных способностей.

Труды Карл Орфа, стоящего у истоков этой деятельности, а так же наших современников: Комисаровой Людмила Николаевна, Костина Элеонора Павловна, Кононова Наталья Григорьевна, Радынова Ольга Петрововна, Метлов Николай Афанасьевич, которые как раз и были посвящены решению задач: как использовать музыкальные инструменты в работе с дошкольниками, как правильно обучать детей игре на детских музыкальных инструментах.

Анализируя труды Н. Г. Кононовой, убедились, что музицирование на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развивается, и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд – металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра.

Ветлугина Н. А отмечает, что играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки. Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Наблюдая за детьми в творческих играх, мы видим что дети очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звонков, погремушек выполняют несложные ритмы. Крупный и мелкий строительный материал дети «превращают» в музыкальные инструменты: мелкие кубики – в пианино. Играли, будто по клавишам, напевая знакомые мелодии. Маршировали под барабан и бубен, плясали, ударяя в бубен и встряхивая его.

Классификация и использование в детском саду

(Кононова Н. Г. обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М. : Просвещение, 1990)

Неозвученные музыкальные игрушки: игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготовленные из фанеры, картона. Я использую их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают.

Ударные инструменты: деревянные ложки использую в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников.

Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен.

Колокольчики. Имеется несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты.

К примеру, на металлофоне звук извлекается ударом палочки по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.

Музыкальная лесенка — восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Пособие используется для развития у детей музыкального слуха, формирования у них правильного представления о высоте звуков, о расположении звукоряда с последовательным повышением и понижением звучания. Музыкальная лесенка предназначается для детей 6 — 7 лет.

Читайте также:  Кризис развития ребенка до года

Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты должны отвечать определенным требованиям и целям. Прежде всего, они должны побуждать детей к самостоятельной деятельности настолько, чтобы дети могли музицировать, то есть играть знакомые простейшие попевки, импровизировать различные ритмы, интонации, подбирать по слуху выученные мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь, подыгрывая себе.

Некоторые игрушки, инструменты следует использовать и как наглядные дидактические пособия на занятиях в процессе обучения, они помогут педагогу развить музыкально-сенсорные способности детей, познакомить их с элементами музыкальной грамоты.

В результате обучения игре на детских музыкальных инструментах у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности. При успешном обучении используемые формы и методы работы будут способствовать:

– развитию музыкальных способностей;

– развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

– знакомству с миром музыкальных инструментов;

– владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения.

Во время прохождения практики в колледже уже тогда, меня заинтересовала роль музыкальных инструментов в жизни детей.

Музыкальным руководителем начала работать с 2017 года в детском саду №43 городского округа Кинешма. А в МБДОУ № 48 работаю с ноября 2019 года. По результатам наблюдений, я для себя отметила, что музыкальные инструменты дети использовали, только в средней группе вовремя игры – ходьба под бубен. А наблюдения в старшей группе по разделу «Практическое освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах» показал следующие результаты:

высокий средний низкий

начало года 20% 32% 48%

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинаю уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления стремлюсь дать ребятам в занимательной игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (первая младшая группа, я сопровождаю звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег сопровождаю игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручаю самим играть на этих инструментах. Сначала я помогаю детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными. (По методике О. П. Радыновой.)

Таким образом, роль детских музыкальных инструментов весьма эффективно влияет на общее музыкальное развитие ребенка, а также и на его успешность в других видах музыкальной деятельности. Использование детских музыкальных инструментов способствует развитию творческих способностей через творческие задания сфантазировать, сымпровизировать, сочинить, изменить, вообразить что-либо. Вот почему игра на детских музыкальных инструментах входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию и является неотъемлемой частью содержания музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Опыт работы «Роль детских музыкальных инструментов в жизни детей дошкольного возраста»Роль музыкальных инструментов в развитии ребенкаРоль музыкальных инструментов в развитии ребенка

Источник

Ветрова Елизавета
Роль музыкальных инструментов в развитии ребенка

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую.Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

Читайте также:  Развитие ребенка по системе никитиных

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.

Музыкально-дидактические игры и их роль при обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.

В работе с детьми надо стараться использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.

В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности.

Использовать музыкально-дидактические игры надо начинать уже во второй младшей группе. В музыкально-дидактической игре «Медвежата» воспитатель раздает каждому ребенкуколокольчик и объясняет: «Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком – будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.

В младших группах интересно проходит музыкально-дидактическая игра «Какая птичка поет?». На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет до первой и до второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.

Эту игру можно повторить в средней группе, но к игре на металлофоне привлекаем детей. При этом учим не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.

Для закрепления программного материала детям средней группы на занятии можно предложить музыкально-дидактическую игру «Буратино» (музыкальные загадки лучше загадывать на металлофоне).

Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д., знакомым детям. Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие – дети должны сами отгадать.

Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева – ребенок достает карточку с изображением новогодней елки; звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца – достает картинку паровоза и т. п. Музыкально-дидактические игры, в которые можно включать различные попевки, помогают детям определить направление мелодии. Дети средней, старшей и подготовительной групп учатся находить в мелодии короткие и долгие звуки, определять движение мелодии.

В старших группах работа по развитию ритмического восприятия становится более разнообразной. Для этого используются различные музыкальные инструменты. Начинаем с простейших мелодий на одном звуке, затем задания усложняем. Приведем для примера музыкально-дидактическую игру «Наше путешествие». Игровой материал. Металлофон, бубен, треугольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан. Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на каком-нибудь музыкальном инструменте.

«Послушайте сначала, что придумала я,– говорит воспитатель.

— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне мелодию сверху вниз). Увидела подружку, которая прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне мелодию вверх через один звук). Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой».

Музыкально-дидактическая игра для подготовительной группы «Выполни задание» может быть использована на музыкальном занятии или во время индивидуальной работы с ребенком.

Цель игры состоит не только в правильной передаче ритмического рисунка мелодии на инструменте, но и чистом исполнении на нем, умении правильно извлекать звук.

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка в челябинске

Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детский музыкальные инструменты (металлофон, бубен, коробочка, триола).

Ход игры. Воспитатель (или ребенок) проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе. Закрепить игру новой песни, попевки на различных музыкальных инструментах в подготовительной группе помогает музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки».

Игровой материал. Металлофон, триола, аккордеон.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах главной задачей является развитие гармонического слуха. Есть ряд музыкально-дидактических игр, которые помогают решить эту задачу.

К ним относится игра для подготовительной группы «Сколько нас поет?».

Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью, карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего, музыкальные инструменты.

В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой один ребенок, на второй двое детей, на третьей трое).

Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение. Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика,он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях.

Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта, театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах.

Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и второстепенную роль.

Играть можно не только на металлофоне, но и на других детских музыкальных инструментах. Их применение дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий. Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле. Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен.Обязательно проводить консультации в предпраздничные дни: заниматься с ведущими, обыгрываем различные игры, в том числе и музыкально-дидактические, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо из воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне и аккомпанировать на утреннике вместе с музыкальным руководителем. Опыт показал, что если регулярно и систематически заниматься с воспитателями, т. е. последовательно расширять и углублять их знания и умения, то они будут активными участниками в музыкальной работе с детьми, хорошими помощниками.

В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.

Источник