Роль музыкальной деятельности в развитии ребенка

Софья Ильина
Роль музыкальной деятельности в развитии ребенка

В отечественной науке проблеме музыкальной деятельности посвящено достаточно много исследований. Вопросы музыкальной деятельности в своих работах описывали Ю. К. Бабанский, В. К. Дьяченко, И. К. Журавлев, Б. Т. Лихачев, М. И. Махмутов, А. М. Новиков, Д. А. Новиков, С. А. Смирнов, И. Ф. Харламов, И. М. Чередов, Л. Ю. Чернова и др. Структура музыкальной деятельности, её виды и компоненты, а также её системные особенности в достаточной степени исследованы такими ведущими педагогами и музыкантами,как: Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Л. Бочкарёв, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, А. И. Катинене, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, М. Л. Полавандишвили, Л. В. Школяр и др.

Требования гуманизации педагогического процесса, выдвинутые педагогами и психологами, формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств, отказ от излишней заорганизованности процесса обучения [13, c.190].

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой [16, c.96].

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах и эмоциях человека, существующих в реальной жизни. В контексте гуманистической педагогики музыкальное воспитание, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Это обусловлено тем, что музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание. «Музыка, – по словам В. В. Ванслова, – через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь» [8, c.111].

Музыка помогает и развивает умения распознавать эмоции, в чем наглядно можно убедиться на следующем примере. Детям заранее раздают карточки с изображением различных вариантов мимики, отражающей чувство радости, гнева, грусти, удивления. После прослушивания музыкального фрагмента они должны поднять одну из мимических карт, которая в наибольшей степени отвечает эмоциональному содержанию мелодии. Совпадение изображения на карточке с характером музыки свидетельствует об адекватности эмоционального восприятия. Прием подбора ритмической, тембровой и мелодической характеристики для сказочных персонажей, а затем перенос этого приема для эмоциональных характеристик друг друга успешно служат развитию воображения детей [8, c.112].

Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей. «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу», – отмечал Л. С. Выготский. Эмоциональная отзывчивость может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять ее настроение,эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения [27].

Музыкальная деятельность содействует развитию творческих способностей, которое возможно лишь в процессе усвоения детьми и практического применения ими знаний, умений и навыков. Каждый вид музыкальной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое, специфическое воздействие на ребенка. Слушание музыки влияет на развитие чувств, учит видеть красоту.

Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. Стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание определенной мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку [26].

Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии.При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить. Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное [15, c. 86].

В процессе музыкальной деятельности посредством музыкально-ритмических движений укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмических движений укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру [15, c.88].

Огромные возможности таят в себе народные песни и танцы — своеобразная энциклопедия жизни народов мира. Они раскрывают широчайшие перспективы для установления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой затем в школе истории человеческого общества. Во много крат умножает эти возможности композиторское творчество прошлого и настоящего, отечественное и зарубежное. Музыка выступает здесь как средство не только познания, но и превращения любого логического факта (в том числе любого факта истории) в факт эмоционально-одухотворенный, поэтому волнующий и гораздо глубже проникающий в сознание [21, c. 187].

Читайте также:  Взаимодействие с родителями при развитии интегративных качеств ребенка

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что музыкальная деятельность будут одинаково полезны и тем детям, которые обладают математическим складом ума, и тем, кто склонен к гуманитарным предметам. Чувство ритма, музыкальный слух, умение играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, умение переживать характер и настроение музыкальных образов, эмоционально воспринимать высокохудожественные произведения искусства, как эталоны красоты – вот те качества, которые воспитатели и родители смогут привить ребенку в процессе музыкальной деятельности.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №72»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

«Роль музыкальных занятий

 в развитии ребенка»

                                               Подготовила музыкальный руководитель

                                                    Тумаева Татьяна Леонидовна

      Свой доклад мне бы хотелось начать с высказывания В.Г. Белинского:
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать ее на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце; не перетолкуют их по-своему, но она наполнит гармоний их юные души».
    Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни.
    Ликует народ – это выливается в торжественные и радостные звуки: поет солдат в походе – песня придает особое задорное настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне – печальные звуки помогают выразить горе.
    Музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной ,ребенок сосредотачивается, затихает. Но вот раздается веселая плясовая мелодия – и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения.
    Ранняя эмоциональная реакция позволяет приобщать к музыке детей, начиная с младшего дошкольного возраста. На развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности ориентирует «Программа музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой. Она предусматривает:
• Слушание музыки
• Музыкальное ритмическое движение
• Пение
• Оркестр детских музыкальных инструментов
• Игра – драматизация

    Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечают: для того, чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться ее слушать.    

      Слушание – один из трудных разделов музыкального воспитания дошкольников. Чтобы дети поняли содержание вокальной музыки, большое внимание уделяло выразительному чтению текста, показу иллюстраций. Инструментальную музыку понять сложнее. Здесь я использую игровые приемы. Например, после слушания песни «Дождик», Лобачева, рассказываю: «Дождик закапал тихо – тихо. А потом пошел побыстрее и начался сильный ливень, громко застучали капли. Но вот выглянуло солнышко и дождь стал тише… кап…кап совсем перестал. При повторном прослушивании использую игровой прием: при сильном дожде открываю зонтик, а когда дождь стихает, зонтик складываю. Спрашиваю: «Почему я закрыла зонтик?» Музыка кончилась, и дождик перестал капать» – отвечаю дети.
    В старших группах задачи усложняются, но и здесь большое место отвожу наглядности, образному рассказу. Думаю, что навыки умения слушать музыку ,понимать и любить ее, сохранятся у детей на всю жизнь.
    Одним из видов музыкальной деятельности детей является ритмические движения. На занятиях дети учатся непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами.
    Детям младшего возраста свойственны подражательные действия, поэтому на занятиях желательно использовать разнообразные игрушки. Дети весело маршируют, подражая движениям любимой игрушки, хлопают в ладони, приседают, кружатся. С куклой или мишкой детям интересней разучивать упражнения. Ритмическая деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма ,что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. И совсем не случайно ребята стали больше интересоваться выступлением танцевальных коллективов по телевидению.
    Одним из важнейших и доступных видов музыкальной деятельности является пение.
    Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладают с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Научись ребенка выразительному исполнению понятных и несложных для него песен основное требование «Программы музыкального воспитания». Программный репертуар – основа правильного обучения детей вокально – хоровым навыкам. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию и это воспринимается как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития.
    Пример товарищей, радость исполнения активизирует робких, нерешительных. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
    Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям. Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир звуков.
    И наконец, последний, пятый вид музыкальной деятельности музыкальная игра – драматизация. Этот вид деятельности – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых. Здесь музыкальный руководитель становится режиссером, который должен объединить в спектакле различные виды детской деятельности.
    Кроме того, существует замечательная традиция проведения праздников в детском саду. Праздничные утренники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности. Здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах. В нашем центре обязательно проводят для детей праздник осени, новогодний праздник, день «8-марта», лето к нам пришло, выпускной бал.
    И, наконец, важнейшее средство развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры, они объединяют все виды музыкальной деятельности и основное их назначение в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соответствии звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры воспитывают чувства коллективизма, дружбы. Чем больше дети упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развивается мышление, привычка к самостоятельной умственной работе, что способствует подготовке ребят к школе. 
    Успех музыкального воспитания в дошкольном учреждении во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления музыкального материала, полученного в детском дошкольном учреждении.

Читайте также:  Индивидуальная программа на ребенка с проблемами развития

Источник

О важности музыкальных занятий для развития мозга ребенка

       Все дети – прирожденные музыканты. Это научный факт. Любой малыш еще задолго до того, как научится говорить, реагирует на музыку. Именно поэтому многие взрослые интуитивно общаются с детьми с помощью различных мелодий. Но музыка – это не только удовольствие, это мощный инструмент развития мозга ребенка.

       Каким же образом музыка помогает мозгу малыша развиваться? Для того чтобы мозг ребенка активно развивался, необходимо стимулировать его клетки с помощью различных сенсорных сигналов, то есть нужно обеспечить ребенку достаточное количество разнообразных впечатлений: зрительных, слуховых, осязательных и т.д. Все эти сенсорные сигналы стимулируют развитие определенных зон мозга. Ученые считают, что если попытаться вырастить ребенка в полной изоляции от всяких ощущений у него не будет вообще никаких психических процессов.

       Но восприятие музыки – это особый сенсорный опыт. Ученые выяснили, что в нашем мозгу нет отдельной зоны, отвечающей за восприятие музыки. Поэтому, когда мы слушаем музыку, работают оба полушария головного мозга. Слушая музыку, мы стимулируем деятельность огромного количества нервных клеток – нейронов, а также налаживаем межнейронные и межполушарные связи.

       Как показали многочисленные исследования, музыка значительно улучшает речь, память детей дошкольного возраста, способствует развитию зрительного восприятия и внимания.

       Музыкальное развитие – необходимая часть подготовки к школе. Исследуя трудности школьного обучения, нейропсихологи пришли к выводу, что у большинства детей, которые плохо учатся, недостаточно развиты внутриполушарные и межполушарные связи в коре головного мозга. При этом вполне возможно, что этих детей рано начали учить читать и считать, так как многие родители уверены, что умение читать и считать – гарантия успеха в школе.

       Проблема в том, что если маленького ребенка учить исключительно чтению и счету, игнорируя другие деятельности, стимулируется развитие только левого полушария головного мозга. Это не соответствует типу мышления ребенка дошкольного возраста, потому что до 7-9 лет правое полушарие головного мозга ребенка в норме функционирует активнее, чем левое.

       Занятия музыкой гармонизируют работу мозга, поэтому, пожалуйста, не считайте их чем-то второстепенным. Важность музыки для развития личности поняли еще древние философы, которые считали, что музыка положительно влияет на тело, дух и интеллект. По мнению Пифагора музыка создает внутри человека такой же порядок и гармонию как в космосе. Платон так же считал, что музыка водворяет гармонию в души людей и делает их прекрасными. Современные исследования полностью подтвердили эти теории.

       Итак, музыку слушать полезно. С этим уже никто не спорит, особенно после того, как в 90-е годы 20 века был открыт так называемый «Моцарт-эффект». Ученые Калифорнийского университета выяснили, что после десятиминутного прослушивания музыки Моцарта испытуемые более успешно решали различные интеллектуальные задачи. Об этом много писали в газетах, но почему-то умолчали о том, что у студентов, которые принимали участие в этом эксперименте, «Моцарт-эффект» сохранялся не более 15 минут после прослушивания музыки.

       «Моцарт-эффект» очень интересен для исследователей, но ученые, открывшие его, считают, что для получения настоящих «интеллектуальных выгод» от музыки обязательно нужно серьезно изучать музыку и принимать участие в различных видах музыкальной деятельности. Оказывается, если заниматься музыкой регулярно и длительно, происходят серьезные изменения в коре головного мозга, мозг работает эффективнее. И этот факт сохраняется навсегда!

       Поэтому, музыкальное занятие предполагает не только слушание музыки, но и активное включение детей в разные виды музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, музицирование.

       Общая идея занятий музыкой – это интеграция различных видов музыкальной деятельности, и все занятия получаются авторскими. Любой из вариантов разными путями способствует получению вашим ребенком «интеллектуальных выгод».

Читайте также:  Хорошие книги по воспитанию и развитию ребенка

Источник

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

     Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности.

     Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.

     Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок.

     Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

          Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

     Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

     Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

     Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

     В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

     Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.

     Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.  Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,  когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать  и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания – развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

     И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

  Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога – стремиться развить  у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.

     Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

     На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

     В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

     Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

     Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Источник