Роль музыкального воспитания в развитии ребенка

Елена Затовка
Роль музыкального воспитания в развитии личности дошкольника

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

В. А. Сухомлинский.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее познавательном значении.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной

культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основной задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развитие музыкальных и творческих способностей, (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формирование начал музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Еще Аристотель высказывал мысль, что музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Платону принадлежит идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетических отношениях.

Идеи античных философов получили развитие во все последующие времена. Подтвердилось высокое воспитательное значение искусства, его роль в формировании ценностных ориентаций человека.

Известный отечественный психолог Л. В. Выготский писал о том, что во время восприятия искусства у человека возникают «умные эмоции», подчеркивал единство чувства и фантазии. Говоря о воздействии на человека музыки, он полагал, что ее действие может сказаться не сразу, а потом, в зависимости от того, «что она высвободит, а что оттеснит вглубь», подчеркивая воспитательное значение музыки, возможности организовать наше поведение в будущем.

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Узнавая жизнь через музыкальные образы, человек духовно и нравственно очищается, совершенствуется. В то же время, сама музыка является ценностью, развивает представления человека о красоте в искусстве и в жизни.

По словам Д. Д. Шостаковича, «музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества».

В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка. Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознания жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию.

Музыка разных эпох и стилей позволяет общаться с великими композиторами прошлого через их творения и тем самым обогащает кругозор человека.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально- образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку- одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально ритмические движения.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах, формированию основ музыкальной и общей культуры.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Заключение

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой – классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Список используемой литературы

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М, 1984.

2. Дубровская Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. – М., 2002.

3. Радынова О. П., Комисарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна Феникс + 2011

4. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов пед. институтов и колледжей- М., 2002.

Источник

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

     Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности.

     Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.

     Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок.

     Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

          Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

     Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

     Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

     Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

     В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

     Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.

     Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.  Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,  когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать  и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания – развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

     И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

  Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога – стремиться развить  у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.

     Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

     На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

     В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

     Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

     Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Десногорская детская музыкальная школа им.М.И.Глинки»

Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Тема: «Роль музыкального воспитания в развитии ребёнка»

преподаватель

народного струнного отделения Сотова В.Ю.

2017г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

Зачем нужна музыкальная школа и что даёт  музыкальное образование ребёнку…?……………………………………………………………………………………………..4

Детские стрессы в музыкальной школе………………………………………6

Выбирайте не школу, а педагога………………………………………………8

Когда следует отказаться от занятий в музыкальной школе………………..9

Заключение…………………………………………………………………….11

Список литературы……………………………………………………………12

Введение

В современном мире музыкальное образование становится все более необходимым – оно всесторонне развивает ребенка, дает ему чувство стиля, вкуса, эстетики. Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений – вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей. Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Зачем нужна музыкальная школа и что даёт  музыкальное образование ребёнку…?

Музыкальная школа дисциплинирует ребенка, учит его правильно распоряжаться своим временем. Ведь у детей, одновременно учащихся в двух школах времени на отдых почти не остается. Музыка, как искусство, и дает возможность ребенку развиваться. И здесь важно не передавить, дабы не отбить желания у детей вообще прикасаться к инструментам.

Кто знает, но может быть  умения владеть  музыкальным инструментом в дальнейшем позволят ему обеспечивать себе и семье хлеб насущный. Лишних знаний и умений не бывает, и никто не знает, что ему пригодится в жизни. Так бывает очень часто, когда даже любовь к книгам в детстве позволит во взрослом возрасте малышу стать журналистом или хорошо зарабатывающим копирайтером рекламных текстов.

Сегодня обучать ребёнка в музыкальной школе не так модно и престижно, как это было 20-25 лет назад. Раньше родителям часто приходилось искать возможность пристроить чадо к хорошему учителю, отбор был жёстким и многие не могли обучаться игре на любимом инструменте или пению, несмотря на желание и наличие возможностей. Сегодня всё проще: были бы минимальные способности, и ребёнок будет зачислен в музыкальную школу. Что даёт это учебное заведение и стоит ли отдавать туда ребёнка, если Вы не планируете для него карьеру музыканта или певца? Во-первых, музыкальная школа – это школа эстетической направленности, а значит, занятия по истории музыки, музыкальной литературе подарят ребёнку новые знания, расширят его кругозор. Во-вторых, грамотное пение под руководством хорошего педагога укрепляет здоровье ребёнка: он учится правильно дышать, развивает лёгкие. В-третьих, большую часть времени чадо будет находиться под присмотром, следовательно, у ребёнка будет меньше возможностей попасть в неприятности, связаться с плохой компанией. Да и вообще, музыкальное образование ещё никогда никому не мешало, а человеку, умеющему хорошо петь или играть, например, на гитаре, рады в любой компании. «Музыкалка» для многих детей становится обузой и все благодаря «стараниям» родителей. Незачем уродовать психику – возможно, будет достаточно наличия дома инструмента и приходящего преподавателя. Или дите захочет постигать азы самостоятельно. Пусть это будет коряво, и профессиональный уровень никогда не будет достигнут.

 Главное, ведь не это, а здоровая психика и счастливое детство. В противном случае можно легко выработать крайне негативные реакции не только по отношению к музыке, но и к самому себе.

Детские стрессы в музыкальной школе

Ежегодно сотни родителей приводят своих детей в музыкальные школы и школы искусств для приобщения своих чад к миру классической музыки. Начальное музыкальное образование продолжает быть одним из самых востребованных направлений системы дополнительного образования детей и подростков.

Если родители сами никогда не учились в музыкальной школе, но отправили туда своего ребёнка, то им в голову не может прийти, что в музыкальной школе возможны детские стрессы, как в общеобразовательной.

Музыкальная школа – это вторая школа с несколькими обязательными предметами: Инструмент, Сольфеджио, Хор, Слушание музыки (Музыкальная литература), Ансамбль (Оркестр).

Ходить на эти занятия и выполнять к ним домашние задания – необходимо. Кроме того, как и в общеобразовательной школе, в музыкальной есть контрольные работы, музыкальные диктанты и экзамены по Сольфеджио, викторины и контрольные работы по Слушанию музыки (Музыкальной литературе), технические зачёты и академические концерты по Инструменту, зачёты по хоровым партиям, зачёты и концерты по Ансамблю (Оркестру). Эти музыкальные предметы для многих – очень сложны, потому что требуют одновременного применения очень многих музыкальных знаний, умений и навыков. Требуется хороший музыкальный слух, память, владение ритмической, мелодической, полифонической, гармонической сторонами музыки, одновременная игра двумя руками, причём разных партий (руки играют неодновременно).

Если родитель – не музыкант, но есть время помочь вашему ребёнку, то  обязательно контролируйте учёбу ребёнка в музыкальной школе: держите связь с преподавателями, следите за выполнением ребёнком домашних заданий, ходите на концерты, где играет ваш ребёнок, хвалите ребёнка после концертов.

Спустив всё “на тормозах”, махнув рукой и сказав, что “как будет, так и будет”, Вы обрекаете ребёнка на плохую учёбу и постоянные стрессы: его будут ругать и ставить “двойки” за плохо выученную на инструменте пьесу, за ненаписанный музыкальный диктант,невыученный номер и незнание правил на Сольфеджио, за незнание музыки на викторине по Муз. литературе, за фальшивое пение на хоре, за вступление “невовремя” на Ансамбле (Оркестре).

Неудачи на музыкальных предметах, мысли “я это не могу”, душевное смятение (“я боюсь это делать, у меня не получится”), “осадок в душе” – зачем вашему ребёнку такие ненужные стрессы от занятий самым светлым, неуловимым и радостным из искусств – музыкой? Так быть не должно.

“Удача” же ребёнка по этим музыкальным предметам зависит от родителей, от вас: так помогите ребёнку учиться. Технически успех в музыкальных занятиях кроется в музыкальном слухе, который позволяет накапливать в голове базу музыкальных образцов – и быть любящим музыку человеком.

Родители! Помогите своим детям учиться в музыкальной школе, им очень тяжело.

Летнее время – время, когда занятий в музыкальной школе нет. И вот тут появляется уникальная возможность сделать рывок в развитии музыкального слуха и голоса – и на следующий учебный год решить все проблемы с сольфеджио, с занятиями на инструменте, в хоре, с вокальными занятиями. Уделите чуть-чуть времени занятиям с аудио-тренажёром – и 
в следующем учебном году глаза вашего первоклассника, или второклассника, или третьеклассника будут светиться от радости – преподаватели всегда хвалят детей с “хорошими ушами и голосами”. И голова тоже включится – ребёнка будут называть ещё и умным – ведь при разборе нотных примеров сами собой запомнятся многие правила по музыкальной грамоте.

Выбирайте не школу, а педагога

Если в Вашем городе или посёлке одна музыкальная школа или класс при Дворце детского и юношеского творчества, выбор будет невелик. Если школ несколько, не стоит сразу выбирать ту, которая ближе, да и, вообще, в ситуации с музыкальной школой лучше выбирать педагога, а не школу. Музыканты – творческие люди, многие из них являются великолепными импровизаторами и певцами, однако при этом достаточно средними педагогами. Выбирая музыкальную школу для своего ребёнка, пообщайтесь с разными педагогами и их учениками. Послушайте, как отзываются дети о своих наставниках – сдержанно или восторженно. Поинтересуйтесь, сколько у педагога учеников, в каких конкурсах они принимают участие, есть ли у детей награды. Но главное – это стиль общения учителя и учеников. Он не должен быть панибратским, но и излишне дистантно общающегося педагога тоже выбирать не стоит.

Расстояние имеет значение.

Конечно, хорошо, если музыкальная школа находится напротив Вашего дома или педагог, обучающий ребёнка, будет приходить к Вам на дом. Если же до школы придётся добираться, хорошо подумайте. Не отдавайте ребёнка в музыкальную школу если до неё надо добираться с двумя и более пересадками; ребёнок будет переходить дорогу более двух раз; в местах перехода нет светофоров и пешеходных переходов; школа находится на окраине, окружена пустырями; рядом с музыкальной школой нет остановок транспорта, плохо освещена дорога к школе; дорога до школы занимает более часа. Помните, что часть учебного года занятия в музыкальной школе будут оканчиваться затемно, ребёнку придётся иногда самостоятельно добираться домой.

Когда следует отказаться от занятий в музыкальной школе?

Музыкальное образование может оказаться очень полезным для общего развития ребёнка, однако если обучение негативно сказывается на здоровье или успеваемости ребёнка, не повышает, а понижает его самооценку и приводит к стрессу, подумайте, стоит ли оно того. Во-первых, ребёнок может не успевать качественно выполнять домашние задания по основным предметам в общеобразовательной школе, потому что дорога отнимает много времени. Это приведёт к появлению плохих оценок в школе, негативизма учителей (дополнительное образование не должно мешать получению основного). Во-вторых, у ребёнка могут возникнуть проблемы со здоровьем. Постоянное напряжение, разъезды, нерегулярность питания могут привести к развитию гастритов и сбою в работе пищеварительной системы. Попадание под дождь, ожидание транспорта на остановках, общение с большим количеством людей могут привести к более частому инфицированию простудными заболеваниями. В-третьих, музыка даётся не всем одинаково легко, поэтому у ребёнка могут развиться комплексы и нежелание работать дальше над самосовершенствованием. Не бросайте музыкальную школу сгоряча. Поговорите с ним, пообщайтесь с преподавателем. Возможно, ему подойдёт другой музыкальный инструмент или другой режим занятий. Ребенку может категорически не понравиться посещений занятий: ему неинтересно, он не вовлекается в процесс и вообще мечтает о карьере футболиста или известной фигуристки. В таком случае, добиться результата принуждением не получится. Часто дети не связывают свою жизнь с музыкальной карьерой, поэтому для многих такие дополнительные занятия будут помехой для нормального детства, когда им хочется побегать во дворе, полазать по деревьям, пообщаться с друзьями, а не сидеть целыми днями у рояля. Далеко не все музыкальные школы бесплатны, и если семья имеет невысокий доход, то оплата уроков и покупка инструмента может нанести ощутимый удар по кошельку. Иногда у ребенка бывают сильные проблемы с коммуникацией, а публичные выступления, которые планируются во время обучения, неизбежны. Поэтому если у ребенка эта проблема стоит наиболее остро и многолюдные мероприятия, где ему надо быть в центре внимания, вызывают приступы паники, есть смысл для начала пройти курс психологический помощи. А уже после думать о музыкальных уроках. Если вы выбрали не то направление, это тоже может отбить любовь к музыке навсегда. Например, если ребенок мечтает играть на гитаре или стать вокалистом в рок-группе, сами понимаете, уроки фортепьяно и музыка Шопена вряд ли его порадуют. Совершенно не обязательно, чтобы ваш малыш вырос профессиональным музыкантом, ведь только около 2-5% детей выбирают музыку как призвание. Чаще всего посещение музыкальной школы нужно лишь для дополнительного интеллектуального развития, так как в обычных школах, к сожалению, культурное образование получить довольно сложно.

Заключение

Д.Д. Шостакович говорил, что «любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Именно поэтому чувствовать и понимать музыку – это основа для дальнейшего здорового интеллектуального развития ребенка. Если он с ранних лет будет воспитываться и учиться на хорошем, ему, безусловно, удастся развить тонкий вкус, любовь к прекрасному, стремление создавать и творить, а также доброту и тонкость натуры.

Главное, делая выбор «за» или «против» музыкальной школы, старайтесь думать в первую очередь о потребностях своего ребенка, а не о том, чтобы исполнить свои желания за его счет. Насильно заставлять ребенка делать то, что он категорически не хочет – это не воспитание, а настоящее принуждение, которое вряд ли поможет ему стать культурным и образованным человеком.

Список литературы:

1. Битова А. Л. Музыкотерапия. 2012.        

2. Брязгунов И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П . Брязгунов, Е. В. Касатикова. — М., 2008. — 208 с.

3.Влияние классики на людей.

4. Заваденко Н. Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.  – 2007. – № 1.– С. 58–61.

5. Классика — забытое прошлое. Книга. Автор — В. И. Лукашевич. М -, ДРОФА, 2014.

6. Лохов М. И. Плохой хороший ребенок / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко. — СПб, 2003.- 384с.

7. Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. — СПб., 2001. — 254 с.

 8. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль, 2011.

9. Музыка в нашей жизни. Автор — Н. Д. Зельницкая.2008. Астрель.Тула.

10. Музыка в Древние времена и при Древних Людях. 2013. СП-Б.     

11. Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Музыкотерапия. Её виды и формы. Журнал «Здоровье». 2014.

12. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 2006. — 281 с.

13. Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М., 2006. — 400 с.

Источник