Роль музыкально дидактических игр в развитии ребенка курсовая

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области

РЕФЕРАТ

 на тему:

«ЗНАЧЕНИЕ   МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ  И  ИГР, ИХ  ЗНАЧИМОСТЬ  В  РАЗВИТИИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

Подготовила

Музыкальный руководитель

Войтко Т.В.

2013год

                     «Игра    развивает      индивидуальность;

                                                 играя,   ребёнок учится   воспроизводить

                                                   свои впечатления и идеи,  поэтому игра –      могущественное  орудие  для укрепления

способностей   мыслить и    для развития

сознания»                

 (Э. Жак-Далькроз).

Гуманизация  общественной  жизни – одна из  глобальных  проблем современности.  Она  требует  от  человечества  пересмотра содержания  наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, развитие его  духовности  и  отношения  к  окружающему  миру.

 Влияние музыки в развитии творческой деятельности  детей  велико. Музыка, как и любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению.

 Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется  творческий  потенциал, идет  развитие  интеллектуального  и чувственного  начал, и  чем  раньше  заложены  эти  компоненты , тем активнее  будет   их  проявление  в приобщении к художественным ценностям  мировой  культуры.

Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает,  ничем  не заменимое,  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности.  Современные  научные  исследования  свидетельствуют  о  том, что развитие  музыкальных  способностей, формирование  основ  музыкальной культуры  нужно  начинать  с  дошкольного  возраста. Развитие музыкальных способностей – одна  из  главных  задач  музыкального  воспитания  детей.

Большое место отводится музыке в детских садах. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.

 По утверждению специалистов дошкольный возраст  синзетивный  период  для  формирования музыкальных способностей   (синзетивный период – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования определённых психических свойств и поведения).

Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников  пока  нет. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании  дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

В  своей  работе  мы  мало времени  уделяем   дидактическим  пособиям  и  играм.         Работа по музыкально-сенсорному  воспитанию  организовывается  не  всегда  на  должном  уровне. Это  объясняется  недостатком  материальной  базы, отсутствием  в  торговой сети  готовых музыкально-дидактических пособий. Со  временем,  пришло понимание  значимости  и  ценности  музыкально-сенсорного  развития и применение  дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

 В чём же  ценность  дидактических  игр  и  пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому  пониманию, вызывают  интерес и  желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование  у  детей  музыкальных  способностей; в доступной игровой  форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных способностей.

 Музыка – это  движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и  минорном). Их различение  в  отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

 В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей  детей  уделяется  мало  внимания. А  между  тем  исследования таких  известных  педагогов, как  Выготский Л.С.Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей  у  всех  детей  без  исключения.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно    в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.  Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те, и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувств, т. е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры  произведения.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями.

 Так что же такое музыкально-дидактическая игра, какова цель ее применения?

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается  в  использовании  музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать  музыкальные способности, углублять представления детей о средствах  музыкальной  выразительности.

Музыкально-дидактические  игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются, в основном,  на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

 Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление  с  новой  игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале, воспитатель является  инициатором  проведения  игры  в  группе, на прогулке или в другие режимные  процессы. Впоследствии, дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Различение  свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

 Музыкальные  игры и пособия  можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования  свойств  музыкальных  звуков  помогает воспроизведению их  детьми.

 Музыкальные способности детей – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о врождённой музыкальности; у других – позже. Определённую сложность представляет развитие музыкально -слуховых представлений -воспроизведение и точное интонирование мелодии, подбор по слуху на музыкальном инструменте, в связи с этим рекомендуется уже с 3 лет развивать ребёнка музыкально. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно  богатые  музыкальные  впечатления.

 Занятия музыкой в дальнейшем помогут ребёнку в школе при изучении фонетики русского и иностранных языков, они полезны для формирования   интеллектуальной   грамотности, развития  артикуляционного  аппарата, повышения  скорости  и техники  чтения.

Также,  на  занятиях  с  использованием  музыкально-дидактических игр, уделяется внимание развитию сценического творчества детей посредством театральной деятельности, в частности: овладение навыками образной   выразительности (мимика, пантомимика), песенное и танцевальное творчество.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа  щедро  наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования  интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на “вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства”.

 Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

 Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

 Ладовое  чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма  составляют  три  основные  музыкальные  способности, которые образуют ядро музыкальности.

  Ладовое  чувство – это  эмоциональное  переживание, эмоциональная способность. Кроме  того, в ладовом чувстве обнаруживается  единство эмоциональной  и  слуховой  сторон  музыкальности. Имеют  свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие – неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение  не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными  и  требующими  завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Теплов Б.М. называет его «перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями  развитости  ладового чувства  являются  любовь  и  интерес  к  музыке.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо  иметь  слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний  слух – это  не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

 Таким образом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

 Как  свидетельствуют  наблюдения, и  многочисленные  эксперименты, во время восприятия  музыки  человек  совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые  движения  речевого, дыхательного  аппаратов.  Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить  эти движения приводят к тому, что  либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма  имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание.

Чувство ритма – это  способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

 Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность  интонации.

 Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных  музыкальных  инструментах.

 Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих  по  характеру  эмоциональной окраске музыки.

Список используемой литературы

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. – М.: просвещение, 1983. – 255 с.

3.    Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

4.    Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. – 96 с.

6. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.

7. Каплунова  И.М. Этот  удивительный  ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С-П.: Изд. «Композитор», 2005.

8. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – М.: просвещение, 1986. – 144 с.

9. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96с., ил.

10. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. – 2-е из. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.

11. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.

12. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.

13. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно – методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985.

Источник

Дипломная работа на тему

«Применение музыкально-дидактических игр в детском саду» (Введение и глава 1.1).

Введение.

Музыкально-дидактические игры являются важной частью музыкальной деятельности детей в детском саду. Но как показывает практика, им уделяется достаточно мало времени на музыкальных занятиях и досугах. Во-первых, немало сложностей вызывает недостаток материальной базы, отсутствие в торговой сети готовых музыкально-дидактических игр и пособий. Поэтому большое количество демонстрационного материала приходится выполнять самостоятельно. При изготовлении наглядных пособий педагогу необходимо проявить творчество и мастерство, так как музыкально-дидактические игры должны быть яркими и красочными, простыми и доступными детям. Ведь в результате их использования у детей появляется желание участвовать в процессе обучения, раскрываются скрытые возможности. Застенчивые дети становятся более открытыми, проявляя свои эмоции в игровой деятельности, связанной с усвоением музыкальных знаний. Также дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развивается инициатива, появляется способность к восприятию, к различению основных свойств музыкального звука. Я считаю, одним из важных достоинств музыкально-дидактических игр, является то, что дети получают возможность практического применения полученных знаний в повседневной жизни.

Во-вторых, музыкально-дидактические игры занимают много времени на музыкальных занятиях и досугах. Поэтому многие музыкальные руководители не всегда включают их в свою работу. О важности музыкально-сенсорных пособий говорила ещё Н.А.Ветлугина, но в широкую практику они начали активно внедрятся только недавно.

В первой главе своей работы я рассказываю про музыкально-дидактические игры, их виды и классификацию. А вторую главу я посвятила практическому применению музыкально-дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе участия детей в музыкально-дидактических играх развиваются музыкальные способности, в частности музыкально-сенсорные. Поэтому третью главу я посвятила освещению этого вопроса.

Музыкально-игровая деятельность дошкольников несёт в себе задачу приобщения детей к миру прекрасного, обогащает духовной красотой. Она тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В игре ребёнок открывает в себе новые возможности, получает удовольствие от самого процесса. Появляется  радостные эмоции, творческая инициатива, желание участвовать в коллективе, игра отличается своими разнообразными и воспитательными возможностями.

Объект исследования – Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр.

Предмет исследования – Музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель данной работы – Разработать музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом были выделены следующие задачи исследования:

  1. Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей детей.
  1. Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в педагогическом процессе.  
  1. Провести педагогический эксперимент для подтверждения эффективности разработанных мной музыкально-дидактических игр.
  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр в отечественном музыкальном воспитании старших дошкольников.

В ходе исследования применялись следующие методы:

а) При постановке подготавливающего эксперимента – объяснительно-демонстрационный.

б) При сопоставлении и анализе сходных игр для понимания их преемственности и недостатков – сравнительный метод.                                                                                                                                  

1 глава.

Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Основные виды музыкально-дидактических игр (назначение, характеристика).

 «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания».

Э.Жак-Далькроз.

Игра – это самый увлекательный вид деятельности в детском саду. В процессе игры у ребёнка формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности.

В «Программе музыкального воспитания»[1] отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

А цель применения музыкально-дидактических игр, по мнению О.П.Радыновой, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. в пособии «Музыкальное воспитание дошкольников»[2]  – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

 «Решение сенсорных задач, – как пишет Н.А. Ветлугина, – возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки»[3]. Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактическим материалом игр являются: – песни, инструментальные произведения; – набор музыкальных инструментов; – наборы музыкальных игрушек.

Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина. Дети активно откликаются на музыкально-дидактические игры, потому что они всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Применяя игры на занятиях нужно комплексно воздействовать на воображение ребёнка, вызывать зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя у него музыкальное восприятие в целом. Как показывает практика работы с детьми, систематическое применение музыкально-дидактических игр и пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические игры могут в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях[4].

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально-дидактические игры должны быть простыми и доступными для детей, разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда у детей появляется желание участвовать в занятии (петь, слушать, играть, танцевать). Такие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. С точки зрения педагогики такие игры ценны тем, что они дают возможность ребёнку применять полученные знания в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальная активность детей, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.

Существуют разные классификации музыкально-дидактических игр. Например, Ветлугина Н.А., чья работа по классификации игр была упомянута в начале главы, в книге «Музыкальное развитие ребёнка» разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. А Комисарова Л.Н. в книге «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии» выделяет три группы музыкально-дидактических пособий: на различение характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, но я думаю, что можно классифицировать игры именно по их возможностям в развитии музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и сценарий проведения, условно делятся на три вида:

1.  Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.[5]

Как отмечает Зимина А.Н., в играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с игровыми пособиями. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов, карточки, соответствующие правилам игры и т. д.

За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. По моему опыту работы вопрос о наградах не такой простой. Ребёнка лучше наградить конфетой, шоколадной медалькой, но предпочтительней фрукты (долька апельсина или половина яблока), чтобы не испортить аппетит перед обедом, но необходимо обговорить этот вопрос с медицинским персоналом. Также детям будут интересны картонные медальки с эмблемой или иной картинкой, соответствующей содержанию игры, которую можно повесить на шею. На абстрагированные фишки дети реагируют хуже.

Но вернёмся к Зиминой, второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.[6]

А вот Н.И.Льговская классифицирует музыкальные игры и пособия на основании задач музыкального воспитания детей, а именно развитии способностей эмоционального сопереживания музыке, музыкального слуха и чувства ритма.

Автор предлагает в пособии «Организация и содержание музыкально-игровых досугов»[7] классификацию музыкально-игровых игр на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей. Это игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический) и чувство ритма; игры способствующие восприятию музыки посредством движений; – синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение); а также музыкально-игровые композиции.

Разделение музыкальных игр по правилам звучания обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки – составляющая основа этих игр – требует наблюдательности, сообразительности со стороны детей. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот ее характер. Ребенок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.

В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценить свои действия.

Музыкально-игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а, следовательно, безграничного личностного развития.

Музыкально-дидактические игры всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

[1] Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.,2008 – С.41.

[2] См.:  Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 2000 – С.50.

[3]  Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968 – С.230.

[4] Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982 – С.76.

[5] См.: Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.  –  М., 2000 – С.169.

[7] Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007 – С.10.

Источник