Роль мультфильмов в развитии речи ребенка

Роль мультфильмов в развитии речи ребенка thumbnail

Татьяна Бичикова
Мультфильмы как средство развития речи детей

Мультфильмы, как средство развития речи детей.

В настоящее время продолжается поиск путей совершенствования работы

воспитателя, разработка новых форм, методов и приемов речевого развития, определение возможностей дидактического материала. В связи с этим важным средством в работе педагога являются мультипликационные фильмы, на что указывают современные педагоги А. А. Гуськова,И. А. Ледник, Г. Л. Сперанская.

Мультипликация – одна из форм экранного искусства, синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца.

В процессе просмотра мультипликационного фильма дети сопереживают, проживают события вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания.

Мультипликационные фильмы можно подобрать с учетом лексических тем.

«Птицы»,«Лесные животные»,«Детеныши диких и домашних животных и птиц»:

«Насекомые»: «Муха-Цокотуха» (1960, «Муравьишка-хвастунишка» (1961,

«Тайна игрушек» (1987, «Зай и Чик» (1952, «Ленивое платье» (1987). И др.

Работа по развитию речи дошкольников на материале мультипликационныхфильмов должна строиться с учетом следующих принципов:

реалистичность;

сознательность и активность;

взаимосвязь работы над различными сторонами речи;

мотивация речевой деятельности;

наглядность;

развитие;

систематичность и последовательность в обучении;

коммуникативно-деятельностный подход;

воспитывающий характер обучения;

индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и др.

Фрагмент работы на примере мультфильма «Муха-Цокотуха» (1960)

На первом этапе в процессе знакомства с лексической темой «Насекомые» с до-

школьниками проводится вводная беседа: каких насекомых дети знают, чем они похожи, в чем отличия, как насекомые переживают зиму и тд.

Предварительная работа: чтение произведений по теме «Муравьишка -хвастунишка»,«Первая скрипка», «Жила-была пчелка

Вступительное слово воспитателя (чтение стихотворения или загадки по

теме мультфильма)

Активизация лексического словаря. Повторение физминуток, стишков на тему «Насекомые» Общая продолжительность первого этапа – 5–6 минут.

На втором этапе (или на этапе подготовки к занятию) – просмотр мультфильма. Затем проводится беседа, которая помогает детям лучше понять содержание мультипликационного фильма, правильно оценить некоторые его эпизоды.

Вопросы и задания. Вспомните и назовите персонажей, которых вы видели в на-

чале мультфильма. Опишите муху, муравья, паука…: как вы думаете, какой у них

характер? Чем они отличаются друг от друга? О чем каждый из них мечтал? А вы бы

хотели оказаться у мухи в гостях? Кого пригласила к себе муха? Что бы вы подарили мухе? Какой злодей оказался у нее? Как можно охарактеризовать комарика? Кто бы хотел оказаться на его месте?

Просмотр мультфильма; подготовка дидактического и демонстрационного материала (картинок с изображением героев мультфильма, опорных картинок);

Упражнение. «Угадай кто»

Цель. Закрепление навыков составления описания насекомого по плану.

Педагог загадывает детям насекомое из просмотренного мультфильма по следующему плану: место обитания, внешний вид, чем питается. Дети должны угадать.

Далее просит одного ребенка загадать по тому же плану другое насекомое, остальные отгадывают.

раскадровка (подготовка картинок по сюжету мультфильма).

_Выкладывание картинок по сюжету мультфильма и рассказывание одним или несколькими детьми.

Заключительная часть. Обмен впечатлениями.

Источник

Сегодня у меня в гостях прекрасный психолог и мама Валерия Вайднер. Она подготовила для вас статью на очень горячую тему: “Мультики и речь”.

Валерия Вайднер https://www.instagram.com/detskiy_psiholog/

Как часто мы слышим от наших родителей фразу «А ты в этом возрасте уже говорила предложениями!» Знакомо? К сожалению, тенденция сейчас такова, что дети начинают говорить позже своих родителей. Нормы речевого развития сдвигаются на более поздний возраст. В чем причина? Их масса: экология, питание, образ жизни родителей, современный быт, все больше деток рождаются с неврологическими проблемами и т.д.

Мультики и речь. Есть ли взаимосвязь? Мнение эксперта

Мы же поговорим о такой проблеме, как мультфильмы и гаджеты. Важный факт, о котором многие родители и не задумываются, а, иногда, даже хвастаются и радуются, какой у них растет смышленый малыш, который к 2-ум годам сам умеет снимать блок с телефона, включать игру или любимый мультик.

Мультики и речь. Есть ли взаимосвязь? Мнение эксперта

Наверняка, сейчас у вас в голове крутятся мысли: «Мы же тоже выросли на мультиках и разговаривать начали рано. Да и их сейчас много развивающих, только на пользу ребенку». С одной стороны Вы правы, НО!!

Во-первых, в нашем возрасте не было такого изобилия мультфильмов. Для нас проведенное время у телевизора дозировалось. Сейчас же для детей такой проблемы нет. Мультики показывают круглые сутки по телевизору и по нескольким каналам одновременно. Успевай щелкать и выбирать. А если по телевизору нет того, который хочется, на помощь приходит интернет. Ребенок занят, мама довольная. Занимается своими или домашними делами.

Мультики и речь. Есть ли взаимосвязь? Мнение эксперта

Читайте также:  Взрослый в развитии психики ребенка

Во-вторых, обратите внимание на цветопередачу. Мультфильмы, которые показывают нашим детям очень яркие, цвета насыщенные, красивые. Ребенок так и зависает на картинке. Покажи ему мультик наших времен, он откажется смотреть и разбираться в содержании. Такая яркая палитра очень сильно влияет на восприятие ребенка и затормаживает процесс переработки информации.

Мультики и речь. Есть ли взаимосвязь? Мнение эксперта

В третьих, скорость речи в современном мультфильме быстрее, чем в отечественном. Звуковые тона выше. Фоновая музыка давит на нервную систему. Когда ребенок начинает говорить, важно чтоб он не просто произносил слова, а понимал о чем идет речь. Когда есть понимание, фразовая речь начинает обогащаться и развиваться. С тем темпом, который представлен в современном мультике, ребенок успевает только выхватывать определенные слова, не понимая их смысла.

Мультики и речь. Есть ли взаимосвязь? Мнение эксперта

В четвертых, кадры мультфильма сменяются один за другим. Внимание ребенка сосредоточено на динамике и активных действиях. Происходящее на телеэкране начинает управлять ребенком, и он, в прямом смысле слова, застревает в телевизоре. В это время мозг ребенка не способен думать, анализировать и переключать внимание с одного объекта на другой. В развитии речи очень важна способность концентрироваться и переключать свое внимание.

Мультики и речь. Есть ли взаимосвязь? Мнение эксперта

Мультфильмы влияют не только на задержку речевого развития, но и на развитие ребенка в целом. Меня, как маму и детского психолога, волнует развитие эмоционального интеллекта детей. Никакой телевизор, компьютер, планшет, не научит ребенка понимать мимику и эмоции. Отсюда и поведенческие проблемы. Дети не умеют ни понимать свои эмоции, ни выражать их и, соответственно, им сложно понять чувства собеседника. В мультиках есть звуки и краски, там нет эмоций. Например, когда вы злитесь, вы не так краснеете, как герой мультфильма, а когда вам больно, у вас не летают звездочки над головой.

Конечно, мы не можем изолировать ребенка от мультфильмов. Включать их можно, но главное с умом. Как это правильно сделать и какие есть основные правила, вы узнаете в следующей статье.

Источник

13.07.2014,

 Видеоответы, Статьи  

Влияние мультфильмов на речь

Я продолжаю отвечать на вопросы, которые мне прислали по акции “Задай вопрос – получи видеоответ”. И сегодня мы с вами поговорим о влиянии мультфильмов на речь детей.

Вот какой вопрос на эту тему мне прислала Наталья, мама 1,5 годовалой дочки:

“Я очень обеспокоена вопросом: можно ли детям смотреть телевизор? И какое влияние оказывают мультфильмы на речь детей: положительное или отрицательное? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением по этому вопросу”.

Уверена, что дилемма включать мультики или не включать актуальна для многих родителей. Поэтому давайте уделим вопросу телевизора в раннем возрасте особое внимание.

С точки зрения развития речи, чем позже состоится знакомство ребенка с телевизором, тем лучше (в идеале – после 3 лет). Почему?

  1. Собственная речь ребенка развивается на базе понимания речи. Другими словами, чтобы активный словарь малыша хорошо развивался (регулярно появлялись новые слова, закреплялись, а не исчезали через время уже имеющиеся), важно, чтобы ребенок не только был готов к тому, чтобы произнести слово или фразу, но и понимал их значение. И помочь ребенку в этом могут только взрослые: объяснить, что означает это слово, вместе нарисовать картинку и тем самым  создать образ этого слова, через игры поближе с ним познакомить, задать вопросы и многое другое. Из мультиков же чаще всего дети просто “хватают” отдельные слова и фразы и пытаются их применить в похожей ситуации, зачастую совершенно не понимая их смысла.
  2. Темп той речи, которую ребенок слышит с экрана телевизора, сильно ускорен. А для того, чтобы малыш имел возможность развивать собственную речь, необходимо говорить с    ним неспешно и четко, тщательно проговаривая каждое слово, – чтобы в потоке вашей речи он мог выделять отдельные звуки и слова.

Чтобы лучше понять то, о чем мы с вами говорили в двух пунктах выше, посмотрите интеллект-карту “Как устроена речь”.

Как устроена речь (интеллект-карта). Автор Алена Волкова

           3.   Просмотр телевизора (и в том числе мультфильмов) формирует у ребенка так называемое вынужденное (или непроизвольное) внимание. Что это такое?                                          Давайте разберемся.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития

Внимание человека непроизвольно привлекают резкие внезапные изменения, движение, а также сильные раздражители (яркий свет, громкий звук, мерцание экрана и т.п.). И в этот момент происходящее управляет нами, и мы не можем делать что-либо другое  или думать о чем-то другом. То есть, просматривая мультфильм,  ребенок настолько увлечен активными действиями, происходящими на экране телевизора, что просто не способен думать и анализировать. А для успешного развития речи необходимо учить ребенка сознательно переключаться с одного объекта на другой, т.е. развивать совсем другой тип внимания – произвольное внимание.vliyanie multfilmov

4. Будет гораздо сложнее привить ребенку любовь к чтению. Ведь, чтобы научиться читать и затем регулярно уделять внимание книгам, необходимо приложить усилия.  А в мультике всё легко и просто: сиди да смотри.

Если вы хотите еще глубже разобраться в этом вопросе, то рекомендую вам прочесть книгу “Застывший взгляд” (автор Райнер Пацлаф).

Но разве можно в наше время совсем не показывать ребенку мультфильмы, не давать смотреть телевизор? Пожалуй, вряд ли. Поэтому, если вы все-таки хотите показывать ребенку мультфильмы до  3 лет, предлагаю делать это с умом, соблюдая несколько правил.

Правила просмотра мультфильмов:

Правила просмотра мультфильмов

 1. Тщательно выбирайте мультфильм.

Лучше смотреть советские мультики. Во-первых, они очень добрые и правильные по содержанию. Так что за нравственную составляющую и мораль можете быть спокойны, в отличие, от содержания западных мультфильмов.

Во-вторых, герои советских мультиков не влияют на психику детей. Отрицательные персонажи в наших мультфильмах не вызывают чувства реального страха, как, например, в американских. Кстати, о том, как влияют американские мультики на формирование психики ребенка, есть много информации в youtube. Если наберете там «влияние американских мультфильмов», можете узнать много интересного.

И, в-третьих, в иностранных мультфильмах герои говорят на своем родном языке и губы у них шевелятся в соответствии с произношением данного языка. Ребенок слышит русский перевод, но видит совершенно другую картину движения губ!

А в советских мультиках к каждому звуку подобрано соответствующее движение губ. Кроме того, персонажей озвучивают прекрасные актеры, которые выговаривают слова четко, ясно и с выразительной интонацией.

Вот почему важно, чтобы еще неговорящий ребенок смотрел только мультики советского и российского производства.vliyanie multfilmov1

2. Ограничивайте время просмотра телевизора.

3. Смотрите мультфильмы вместе с ребенком, комментируйте происходящее и обсуждайте сюжет и действия героев, задавайте вопросы.

Тогда ваш ребенок возьмет из мультфильмов только лучшее для своего развития.

Развивайте речь легко и весело!

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию речи.

Источник

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Буйвалова Наталья Николаевна

учитель-логопед

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка: правильно произносить звуки речи, иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить развернутые предложения, пересказывать рассказы и сказки и последовательно излагать свои мысли.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в усвоении лексико-грамматических категорий, в овладении навыками связной речи. Неполноценная речевая деятельность влияет на состояние наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, а также важных психических процессов, как внимание, память, восприятие.

Одна из наиболее актуальных задач логопедического обучения – это поиск новых, более эффективных способов получения и усвоения знаний. В связи с этим важным средством в работе логопеда выступают мультипликационные фильмы. Мультфильмы способствуют развитию внимания, памяти, мышления и воображения, значительно расширяют кругозор, учат выражать чувства и настроение. Они позволяют внести разнообразие в коррекционно-образовательный процесс, индивидуализировать его. Мультфильмы служат прекрасным средством развития познавательной активности, связной речи, внимания, воображения, оказывают положительное влияние на развитие детского изобразительного творчества. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, приобщаются к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формируются мотивация к учебной деятельности и умение работать в коллективе.

Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, просодическую, что создает базу для овладения связным речевым высказыванием.

Для работы отбираются отечественные мультфильмы, отличающиеся высоким эстетическим уровнем, который проявляется в гуманно-эстетическом содержании, ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи героев. Содержание мультфильмов должно соответствовать возрастному восприятию детей. При использовании мультипликации работа проводится в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

В процессе работы используются разнообразные методы и приемы. Наглядные методы и приемы: просмотр мультфильма, подготовка дидактического и демонстрационного материала (картинки с изображением героев мультфильма, опорные картинки: место обитания, способ питания, детеныши, части тела и т.д.), раскадровка (подготовка картинок по сюжету).

Читайте также:  Скачать картинки из сказок для развития ребенка

Словесные методы и приемы: беседа, художественное слово, вопросы, рассказ без опоры на наглядны й материал, составление описательных загадок, «стоп – кадр», когда показ мультфильма приостанавливается и детям предлагается предположить дальнейшее развитие событий.

Практические методы и приемы: игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя и связной речи: «Назови ласково», «Отгадай и покажи», «Один —много», «Слова наоборот», «Слова-друзья», «Чей? Чья? Чье?», «Подбери родственные слова», «Закончи предложение» и др., пластические этюды, игры-драматизации, инсценировки, игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики (речь с движением, пальчиковая гимнастика).

В таблице представлены примеры мультфильмов по основным лексическим темам.

«Синичкин календарь» (1984), «Уроки тетушки Совы- Времена года» (2006), «Осенние корабли» (1982),

«Дед Мороз и лето» (1969), «Двенадцать месяцев»(1987), «Весенние мелодии» (1946), «Как мы весну делали» (1971),

Откуда хлеб пришел?»

«Чудо-мельница» (1950), «Пирожок» (1956)

Овощи, фрукты

«Яблоко» (1962), «Мешок яблок» (1974), «Вершки и корешки» (1974), «Веселый огород» (1947), «Чиполлино»(1961)

Лес, грибы, ягоды

«Грибок-теремок» (1958), «Сказки старого дуба» (1949), «Дудочка и кувшинчик» (1950), «Как грибы с горохом воевали» (1977)

Дикие животные (Подготовка к зиме, весна)

«Осенняя рыбалка» (1968), «Дядя Миша» (1970), «Ежик в тумане» (1975), «Раз горох, два горох» (1981),

«Зверюшки добрюшки. Сердце осени» (2011), «Листопадничек» (1977), «Таежная сказка» (1951), «Приключения на плоту» (1981), «Хвосты» (1966), «Лесные путешественники» (1951)

Перелетные птицы

«Лягушка-путешественница» (1965), «Серая шейка» (1948), «Оранжевое горлышко» (1954)

Насекомые

«Муха-цокотуха» (1960), «Муравьишка хвастунишка» (1961), «Первая скрипка» (1958), «Жила-была пчелка» (1978), «Жу-Жу-Жу» (1966)

Животные жарких стран

«Приезжайте в гости» (1979), «38 попугаев» (1976-1991), «Птичка Тари» (1976), «Как львенок и черепаха песню пели» (1974)

Животные Севера

«Пингвины» (1968), «Храбрый олененок» (1957), «Умка» (1969)

Новогодний праздник

«Зимняя сказка» (1945), «Дед Мороз и серый волк» (1978), «Снеговик-почтовик» (1955), «Новогодняя ночь» (1948), «Когда зажигаются елки» (1950), «Новогодняя сказка» (1972), «Новогоднее путешествие» (1959),

Дикие животные зимой

«Верное средство» (1982), «Лиса и волк» (1958), «Девочка и зайцы» (1985), «Кто придет на Новый год?» (1982), «Храбрый заяц» (1955)

Спорт

«Чемпион» (1948), «Шайбу-шайбу!»(1964), «Матч-реванш» (1968), «Старые знакомые» (1956), «Кто первый» (1950), «Необыкновенный матч»(1955), «В бору по сосенке» (1974), «Снежные дорожки» (1963), «В гостях у лета» (1972), «Утенок, который не умел играть в футбол» (1967), «Метеор на ринге»(1970)

Здоровый образ жизни

«Спортландия» (1958), «Королева зубная щетка» (1962), «Мойдодыр»(1954). «Как это случилось»(1973), «Богатырская каша»(1987), «Про бегемота, который боялся прививок» (1966), «Федорино горе» (1978), «Нехочуха» (1986)

Космос

«Загадочная планета» (1974), «Ванюша и космический пират» (1991), «Полет на луну» (1953), «Достать до неба» (1975), «Контакт» (1978)

Дружба

«Мишка-задира» (1955), «Три пингвина» (1961), «Самый большой друг» (1968), «Сладкая сказка» (1970), «Цветик-семицветик» (1968)

Семья

«Фунтик и огурцы» (1961), «Бабушкин зонтик» (1969), «День рожденья бабушки» (1981), «Осьминожки» (1976), «И мама меня простит»(1975)

Школа

Слоненок и письмо» (1983), «Первый урок» (1948), «Как верблюжонок и ослик в школу ходили» (1975),»В стране невыученных уроков» (1979), «Козленок, который считал до десяти» (1968), «Незнайка учится» (1961)

Транспорт

«В порту» (1975), «Катерок» (1970), «Дорожная сказка» (1981), «Новичок» (1960), «Кораблик» (1956)

Поморские сказки

(С.Писахов, Б.Шергин)

«Смех и горе у Бела море» (1988), «Не любо-не слушай» (1977), «Дождь» (1978)

Профессии

«Степа-моряк» (1955), «Алло! Я вас слышу» (1971), «Кем быть?» 1948), «Дядя Степа-милиционер» (1964), «Айболит и Бармалей» (1973), «Айболит» (1985)

Труд

«Песенка мышонка» (1961), «Трудолюбивая старушка» (1986), «Сестрички-привычки» (1989), «Кот-рыболов» (1964), «Маша больше не лентяйка» (1978), «Крылатый, мохнатый да масляный» (1990), «Шапка-невидимка» (1973)

В процессе целенаправленной деятельности дети в совершенстве овладели самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками. При проигрывании сюжетов мультфильмов развивались интонационная выразительность и тембр речи, уделялось внимание воспитательному аспекту: дети давали оценку персонажам, их поступкам. У дошкольников возникла потребность выразить свои эмоции и чувства, поделиться своими переживаниями со сверстниками.

По мотивам мультфильмов дети принимали участие в Международных литературных викторинах, цель которых – развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников, коммуникативных умений и навыков: Международная занимательная викторина «В гостях у зимней сказки», II Всероссийская литературная викторина с Международным участием «По сказкам К.И.Чуковского

Список литературы:

  1. Гуськова А.А. Использование средств мультипликации в преодолении общего недоразвития речи //Логопед.2009. №7.

  2. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-6 лет.М.,2010

  3. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. М., 2013

Источник