Роль матери в психическом развитии ребенка

Роль матери в психическом развитии ребенка thumbnail

Почти полвека понадобилось практике и науке, чтобы изучить, проанализировать и сформулировать в качестве теоретических концепций влияние депривационных условий воспитания на развитие ребенка.

В теории объектных отношений центральное понятие (понятие объекта) включает в себя значимые элементы окружающей среды ребенка, главным среди которых является мать или замещающая ее фигура. Основателями данной теории являются представители британской школы: Р. Фейерберн, Д. Винникот, М. Клайн, М. Балинт. М. Малер, О. Кернберг – их современные последователи. Приверженцы данной теории считают установление здоровых отношений с ближайшим окружением основой для нормального психического развития. Опыт взаимоотношений с объектами в период раннего детства (до трех лет) имеет решающее значение в развитии ребенка. Глубокие нарушения отношений между матерью и ребенком служат важным фактором формирования пограничного расстройства личности, характеризующегося размытой идентичностью, непостоянством в межличностных связях, плохим эмоциональным контролем и импульсивностью, склонностью к агрессивным срывам.

Венгерский психоаналитик М. Малер впервые обратила внимание на двойственную природу привязанности и выделила этапы ее развития, которое она рассматривала как процесс «разделения / индивидуации». Под «разделением» М. Малер понимала процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию (представление) себя, отличную и отделенную от репрезентации матери, позволяющую ему функционировать независимо от нее. «Индивидуация» означает попытки ребенка построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики [6].

Отечественный автор К.В. Солоед, сравнивая объектные отношения у младенцев, за которыми ухаживает мать, и у младенцев из приюта, объяснила особенность последних нехваткой постоянства и привязанности к определенному объекту. Для младенцев из приюта было характерно: отсутствие ориентировочной реакции на уход взрослого, отсутствие поиска няни глазами, использование аутоэротических действий вместо протестных реакций, пассивность, слабая выраженность оживления при появлении ухаживающих лиц [13].

Одновременно с теорией объектных отношений развивалась теория интерперсональных (межличностных) отношений (американский вариант неофрейдизма). В отличие от своих британских коллег приверженцы теории интерперсональных отношений оптимистичнее смотрели на возможность компенсации раннего травматического опыта при условии установления благоприятных и стабильных отношений на более поздних этапах развития.

Американская интерперсональная психоаналитическая школа берет начало от работ Г. Салливена, считавшего «надежные и эмоционально удовлетворительные отношения в детстве базой нормального психического развития».

К. Хорни, одна из наиболее ярких представительниц этой школы, ввела понятие «базисная тревога» и описала факторы среды, которые можно расценивать как депривационные, обусловленные нарушением отношений и взаимодействий в семье. К. Хорни определяла внутренний конфликт как следствие ранних переживаний ребенка. Если дома ребенок чувствует себя в безопасности, находит доверие, любовь, уважение, то его конфликт можно считать разрешимым.

Э. Эриксон считал, что на первой стадии развития человека, которая соответствует оральной фазе в классическом психоанализе, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной мере зависит от проявления к нему заботы. Если ее не достаточно, то у ребенка вырабатывается недоверие, боязливость, подозрительность по отношению к миру и людям. Введенное Эриксоном понятие «базисное недоверие к миру» у ребенка, лишенного родительской, особенно материнской любви, стало базисным для развития теории депривации. Э. Эриксон, как и Г. Салливен и К. Хорни, был уверен в том, что «дети, лишенные материнского тепла и любви в младенчестве, могут стать нормальными взрослыми при условии, что этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития».

А. Фрейд, Р. Шпиц, Дж. Боулби сформулировали основные положения теории привязанности. Они рассматривали потребность в привязанности как биологическую врожденную потребность (если сравнивать с отечественной психологией 30-50-х гг., то отношения между матерью и ребенком не считались биологически обусловленными).

Р. Шпиц и А. Фрейд описали феноменологию поистине драматических изменений в душевной жизни детей, воспитывавшихся в приютах во время Второй мировой войны.

Р. Шпиц писал, что на первом году жизни у ребенка нет более насущной потребности, чем иметь тесную, постоянную связь с матерью или ее долговременным заменителем. Он провел ряд наблюдений за младенцами в детских домах и приютах, где они получали от постоянно обслуживающего их лица достаточно физической заботы, но мало стимуляции и любви. Съемки Шпица эмоционально не питаемых, отстающих в развитии малышей, пустым взглядом смотрящих в камеру, драматически иллюстрируют разрушительные последствия лишения младенцев матери. Кроме нарушения объектных отношений, Р. Шпиц документально продемонстрировал у них нарушения инстинктивной жизни, Эго, когнитивного и моторного развития и показал, что в экстремальных случаях лишение матери приводит к смерти ребенка. Так он пришел к выводу, что «аффективная связь между матерью и младенцем стимулирует младенца и позволяет ему исследовать окружающий мир, способствуя развитию моторной активности, когнитивных процессов и мышления, интеграции и формированию навыков». Шпиц понимал взаимосвязь матери и младенца как сложный многозначный невербальный процесс, оказывающий влияние как на младенца, так и на мать и включающий аффективный диалог, который является чем-то большим, чем привязанность младенца к матери и связь матери с младенцем.

Приведенные выше нарушения Р. Шпиц назвал анаклитической депрессией (депрессия, в основе которой лежит недостаток эмоциональной связи), или госпитализмом (термин ввел берлинский детский врач Г. Пфаундлер). Впоследствии под госпитализмом стали понимать не только материнскую депривацию, но и социальную депривацию в широком смысле. Было выявлено, что длительное пребывание в искусственных, изолированных от социума условиях (например, в больнице) могут приводить к развитию синдрома госпитализма как у детей, так и у взрослых людей. Этот синдром выражается в недоразвитии или утрате социальных навыков, эмоциональном уплощении, утрате активности и инициативности.

Работы Шпица оказали сильное влияние на Дж. Боулби, основателя теории привязанности. Одно из центральных понятий его теории – понятие «рабочая модель», на основе которой происходит взаимодействие ребенка с миром. Рабочая модель включает модель «себя» и «близкого человека». Восприятие «себя» определяется, в зависимости от отношения к нему объекта привязанности. Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения с близкими, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Стойкость и ригидность схем поведения, представляющих собой обобщенный опыт отношений с матерью, во многом объясняет те длительные кризисы, которые неизбежно возникают у детей из неблагополучных семей при адаптации в новой приемной семье. Необходим новый, достаточно длительный опыт иных позитивных отношений, чтобы прежние схемы перестроились [6].

Дж. Боулби также ввел понятие «сепарация», с помощью которого обозначил ситуацию долговременной разлуки с матерью или другим замещающим лицом. Боулби выделил сопутствующие сепарации факторы, от которых зависит степень ее негативного влияния на психическое здоровье ребенка: глубина эмоциональной связи между матерью или другим объектом привязанности и ребенком до сепарации, внезапность или постепенность, а также длительность сепарации, наличие или отсутствие лиц, замещающих объект привязанности, возраст ребенка на момент разлуки с матерью. Было выявлено, что дети до шестимесячного возраста относительно спокойно переносят разлуку и быстро привыкают к новому объекту привязанности. Ребенок постарше со сформированной привязанностью реагирует на разлуку совершенно иначе – бурной вспышкой отрицательных эмоций, которая может иметь очень продолжительный характер. По мнению Боулби, благополучное психическое развитие ребенка напрямую зависит от качества материнской заботы. Дети тяжело переживают разлуку с матерью на первом году жизни, особенно если с ней уже была установлена тесная эмоциональная связь. Психолог выделил три стадии в развитии реакции на разлуку – протест, отчаянье, отстранение.

Читайте также:  Неравномерность психического развития ребенка это

На стадии протеста ребенок отказывается смириться со своим отделением от любимого объекта. Это может сопровождаться криками, киданиями, уходом от контактов с теми, кто пытается его успокоить.

Стадия отчаянья может наступать через пару часов или дней после первой. Здесь можно сказать, что ребенок теряет надежду: становится тихим, подавленным;

На третьей стадии, стадии отстранения, ребенок восстанавливает отношения с окружающим миром. Однако если мать в этот момент навещает его, он может реагировать неожиданным равнодушием или отстранением.

Наряду с первичной привязанностью к матери или замещающему ее лицу Дж. Боулби ввел понятие «вторичной привязанности». Эта привязанность формируется на месте исходной привязанности вследствие разлуки с матерью. К вторичным привязанностям обычно относят отношения с друзьями, учителями, приемными родителями. Если потеря матери или замещающей ее фигуры продолжается длительное время, то возникает не только первичная тревожность, но и печаль, депрессия, а также агрессия.

Другой значительный представитель теории привязанности М. Эйнсворт изучала влияние качества отношений с матерью на последующие отношения с другими людьми, а также на интеллектуальное развитие ребенка. Исследования подтвердили наличие такой связи. Тем не менее, оказалось, что характер ранних отношений с матерью далеко не всегда имеет фатальные последствия для последующего развития и психического здоровья. Существует ряд других факторов: врожденные особенности нервной системы ребенка (то, что окажет сильное влияние на одного ребенка, может не оказать фатальных последствий для развития другого), степень травматизации, наличие компенсирующих воздействий в виде других объектов привязанности.

Все это говорит о том, что компенсация депривационных нарушений при создании соответствующих условий возможна. Наличие опыта позитивных, устойчивых межличностных отношений, пусть даже на поздних этапах развития, оказывает влияние на способность ребенка строить конструктивные отношения с другими людьми [6].

На основании данных теорий можно заключить, что роль матери принципиально важна для ребенка. Важны ее присутствие, должная забота о нем, наличие надежной привязанности. Это именно те благоприятные условия, которые необходимы для нормального психического развития ребенка.

В основном негативное влияние материнской депривации на психическое развитие ребенка, проявляется в печали, задумчивости, апатии, отрицательном отношении к окружающему, замедлении темпа движений, безучастности, нарушениях познавательного поведения и т.д. [1].

Как уже говорилось ранее, характерные особенности и поведение детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию депривированного ребенка. Для таких детей характерно возникновение психических патологий.

В настоящее время приходится констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста (и далее). Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе [15].

В следующем параграфе рассмотрены особенности развития детей в условиях ранней материнской депривации, то есть детей, которые лишились материнской заботы в возрасте, который в классических педагогических работах определялся как «первое детство», а в современных исследованиях номинируется как младенческий и ранний возраст.

Источник

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного – специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения, содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей, в первую очередь матери, которые и являются основными “производителями” личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путях “производства” этой модели. В современном обществе женщины имеют возможность быть успешными во многих сферах жизнедеятельности наравне с мужчинами. Этот прогресс породил конфликт между требованиями к женщине со стороны семьи и карьеры. Многие матери делают выбор в пользу карьеры, возвращаясь к трудовой деятельности еще до достижения детьми годовалого возраста.

Однако по мнению большинства психологов роль матери имеет огромное значение для развития ребенка младенческого возраста, а в некоторых ситуациях мать просто незаменима. Именно она имеет возможность чутко и своевременно реагировать на потребности младенца. А это очень важно, так как у ребенка, потребности которого своевременно удовлетворяются, формируется доверие к окружающему миру; закладывается нормальная самооценка; он способен проявлять заботу о матери и любовь к ней, устанавливать привязанность к людям; готов исследовать окружающий мир. Уже на первом году такой ребенок развивается как личность и становится способным функционировать самостоятельно.

Если же мать не уделяет достаточного внимания своевременному удовлетворению потребностей младенца, он чувствует себя незащищенным и, прежде всего, обеспокоен удовлетворением своих первичных потребностей. Такой младенец не может развиваться в личностном плане, так как его развитие сводится скорее к последовательности реакций на неудачи окружения, чем к внутренним стремлениям. Кроме того, нарушение взаимодействия с матерью может привести к отставанию в социально-эмоциональном развитии, нарушению психического здоровья и отсутствию интереса к познавательной деятельности.

Отрицательным является не только слишком слабый интерес матери к потребностям ребенка, но и тенденция к гипертрофированной заботливости, так как это приводит к нежелательной резкой перемене, когда мать возвращается к прежним заботам. А в случае чрезмерной психической стимуляции матерью младенца, у него может возникнуть тревога и недоверие, а у матери – произойти эмоциональное перегорание. Таким образом, чувствительность к сигналам младенца, удовольствие от взаимодействия с ним, отзывчивость на его реакции, положительно сказывается на развитии ребенка. Задача матери снижать напряжение сразу же после его проявления и давать удовлетворение прежде, чем потребность достигнет высшей точки. В этом случае малыш выглядит для окружающих малотребовательным. При этом более сложной задачей, чем различие наличия или отсутствие потребностей является отличие одной потребности от другой. Заботливая мать, которая не допускает несвоевременных отлучек и не позволяет себе увлекаться другими людьми, делами и личными интересами, точно определяет желания ребенка, она понимает первый язык младенца и следует ему, что в свою очередь, важно для удовлетворения именно насущной потребности, а не какой-либо другой.

Если мать восприимчива, доступна для младенца и эмоционально реагирует на него, принимая его поведение и сотрудничая с ним, у ребенка развивается уверенность в собственных силах и большая степень доверия к матери, которая обеспечивает его безопасной опорой для исследований, способствует появлению новых интересов и способов действия. При этом, распространение эмоций, родившихся в сфере общения, на познавательную деятельность является одним из механизмов, благодаря которым ребенок из состояния сосредоточения на человеке и отношениях с ним переходит к общению по поводу предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. [10]

Читайте также:  Гальперин методы обучения умственное развитие ребенка

Источник

Ñîäåðæàíèå è ôîðìà âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíîå îáùåíèå â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå. Îáùåíèå ìàëûøà ñî âçðîñëûì, âîçíèêíîâåíèå ïåðâîíà÷àëüíîãî ýìîöèîíàëüíî-äåëîâîãî ñîòðóäíè÷åñòâà. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ â ìëàäåí÷åñòâå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðîëü ìàòåðè â ðàçâèòèè ìëàäåíöà

Ââåäåíèå

Äåÿòåëüíîñòü – ýòî ôîðìà àêòèâíîãî öåëåíàïðàâëåííîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ÷åëîâåêà ñ îêðóæàþùèì ìèðîì (âêëþ÷àþùèì è äðóãèõ ëþäåé), îòâå÷àþùåãî âûçâàâøåé ýòî âçàèìîäåéñòâèå ïîòðåáíîñòè, êàê «íóæäå», «íåîáõîäèìîñòè» â ÷åì-ëèáî (Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéí).

Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, ïðåâðàùåíèå áåñïîìîùíîãî ìëàäåíöà â ÷åëîâå÷åñêóþ ëè÷íîñòü ïðîèñõîäèò ïî îïðåäåëåííûì çàêîíàì. Äëÿ íîðìàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íåîáõîäèì çäîðîâûé ìîçã, ñàì ìîçã íå ñîäåðæèò â ñåáå è íå ðîæäàåò ïñèõè÷åñêèõ ÿâëåíèé è êà÷åñòâ. Äëÿ òîãî ÷òîáû ðåáåíîê ñòàë ÷åëîâåêîì, îí äîëæåí ðàñòè ñðåäè ëþäåé è ïîëó÷àòü ÷åëîâå÷åñêîå âîñïèòàíèå. Äàëåêî íå âñå, ÷òî îêðóæàåò ðåáåíêà, è ÷òî äåëàþò âçðîñëûå äëÿ åãî âîñïèòàíèÿ, îêàçûâàåò îäèíàêîâîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå åãî ïñèõèêè.

È ó âçðîñëîãî è ðåáåíêà, ïñèõè÷åñêèå äåéñòâèÿ è ÿâëåíèÿ âêëþ÷åíû â äåÿòåëüíîñòü è â îáùåíèå ñ äðóãèìè ëþäüìè, îïðåäåëÿþò èõ è ñàìè îò íèõ çàâèñÿò. Íî åñëè ó âçðîñëîãî íà ïåðâûé ïëàí âûñòóïàåò çàâèñèìîñòü äåÿòåëüíîñòè è îáùåíèÿ îò óæå ñëîæèâøèõñÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è êà÷åñòâ, òî ó ðåáåíêà ñàìî âîçíèêíîâåíèå ïñèõèêè è å¸ ðàçâèòèå – ðåçóëüòàò òåõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûìè îí îâëàäåâàåò ïîä ðóêîâîäñòâîì âçðîñëûõ, è òåõ ôîðì îáùåíèÿ, â êîòîðûå âçðîñëûå åãî âêëþ÷àþò. Ìàëûø ó÷èòñÿ óñòàíàâëèâàòü ñîîòíîøåíèå ïðåäìåòîâ ïî âåëè÷èíå, êîãäà ñîáèðàåò ïèðàìèäêó, è íà÷èíàåò ïîíèìàòü ÷åëîâå÷åñêóþ ðå÷ü, îáùàÿñü ñ âçðîñëûìè.

Ðåøàþùóþ ðîëü â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà èãðàþò åãî äåÿòåëüíîñòü è åãî îáùåíèå ñ äðóãèìè ëþäüìè.

1. ×òî òàêîå âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü?

Âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü – äåÿòåëüíîñòü, âûïîëíåíèå êîòîðîé îïðåäåëÿåò âîçíèêíîâåíèå è ôîðìèðîâàíèå îñíîâíûõ ïñèõè÷åñêèõ íîâîîáðàçîâàíèé ÷åëîâåêà íà äàííîé ñòóïåíè ðàçâèòèÿ åãî ëè÷íîñòè. Ë.Ñ. Âûãîòñêèì áûëè çàëîæåíû îñíîâû ïðåäñòàâëåíèé î âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè â ðàìêàõ åãî òðàêòîâêè èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè êàê âåäóùåé â äîøêîëüíîì âîçðàñòå (íàó÷íàÿ ñòàòüÿ, íàïèñàííàÿ èì íà ýòó òåìó, íå áûëà, îäíàêî, îïóáëèêîâàíà äî 1966 ã. è îñòàâàëàñü èçâåñòíà ëèøü óçêîìó êðóãó åãî ó÷åíèêîâ).

Ãèïîòåçà î âåäóùåì òèïå äåÿòåëüíîñòè âûñêàçàíà â 1944-1945 ãã. À.Í. Ëåîíòüåâûì, ïîëó÷èëà ðàçâèòèå â ðàáîòàõ Ä.Á. Ýëüêîíèíà, Â.Â. Äàâûäîâà è äð. Ñîãëàñíî ýòîé ãèïîòåçå, âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü – êðèòåðèé ïåðèîäèçàöèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïîêàçàòåëü ïñèõîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà ðåáåíêà. Õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî â íåé âîçíèêàþò è äèôôåðåíöèðóþòñÿ äðóãèå âèäû äåÿòåëüíîñòè, ïåðåñòðàèâàþòñÿ îñíîâíûå ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû è ïðîèñõîäÿò èçìåíåíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè. Ñîäåðæàíèå è ôîðìà âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè çàâèñÿò îò êîíêðåòíî-èñòîðè÷åñêèõ óñëîâèé, â êîòîðûõ ïðîòåêàåò ðàçâèòèå ðåáåíêà.

Âèäû äåÿòåëüíîñòè.

 óñëîâèÿõ, êîãäà ïðàêòè÷åñêè âñå äåòè îõâà÷åíû åäèíîé ñèñòåìîé îáùåñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ, âåäóùèìè ñòàíîâÿòñÿ ñëåäóþùèå âèäû äåÿòåëüíîñòè: ýìîöèîíàëüíî-íåïîñðåäñòâåííîå îáùåíèå ìëàäåíöà ñî âçðîñëûìè, îðóäèéíî-ïðåäìåòíàÿ äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà, ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà äîøêîëüíèêà, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå, îáùåñòâåííî ïîëåçíàÿ äåÿòåëüíîñòü ïîäðîñòêîâ, ïðîôåññèîíàëüíî-ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü â ðàííåé þíîñòè. Ñìåíà âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè ñâÿçàíà ñ âîçíèêíîâåíèåì íîâûõ ïîòðåáíîñòåé è ìîòèâîâ, êîòîðûå õàðàêòåðèçóþò íîâóþ âåäóùóþ äåÿòåëüíîñòü, ïðåäïîëàãàþùóþ èçìåíåíèå ïîëîæåíèÿ ðåáåíêà â ñèñòåìå åãî îòíîøåíèé ñ äðóãèìè ëþäüìè.

 ðàáîòàõ Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéíà, Í.Ñ. Ëåéòåñà, À.Â. Ïåòðîâñêîãî ãèïîòåçà î âåäóùåì äëÿ êàæäîãî âîçðàñòà òèïå äåÿòåëüíîñòè ïîäâåðãëàñü êðèòèêå. Ïîä÷åðêèâàëîñü, ÷òî, õîòÿ äåÿòåëüíîñòü íà êàæäîì âîçðàñòíîì ýòàïå îïîñðåäñòâóåò ïðîöåññû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè è ïñèõèêè ðåáåíêà, äëÿ êàæäîãî âîçðàñòà íå ìîæåò áûòü óêàçàíà ôèêñèðîâàííàÿ âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü.  çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà è óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ãðóïï, â êîòîðûå âêëþ÷åí ðåáåíîê, â êà÷åñòâå âåäóùèõ ìîãóò ñêëàäûâàòüñÿ ðàçëè÷íûå òèïû äåÿòåëüíîñòè.

2. Ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíîå îáùåíèå â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå

Íà ïåðâîì ãîäó æèçíè âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ ÿâëÿåòñÿ ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíîå îáùåíèå ìëàäåíöà ñî âçðîñëûì. Çíà÷åíèå ðàííèõ ôîðì îáùåíèÿ ñî âçðîñëûì ïîêàçàíî â èññëåäîâàíèÿõ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, Ì.È. Ëèñèíîé, Å.Î. Ñìèðíîâîé, Ì.Ï. Äåíèñîâîé è äð.  èõ òðóäàõ äîêàçàíî, ÷òî ê òðåì ìåñÿöàì áóðíîå ðàçâèòèå «êîìïëåêñà îæèâëåíèÿ» ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ìàëûøà, ïîñêîëüêó ñâèäåòåëüñòâóåò î âîçíèêíîâåíèè ó ðåáåíêà ïåðâîé ñîöèàëüíîé ïîòðåáíîñòè – áûòü ðÿäîì ñî âçðîñëûì, îùóùàòü åãî, âèäåòü, óëûáàòüñÿ, ýìîöèîíàëüíî ðåàãèðîâàòü íà åãî ôèçè÷åñêîå ïðèñóòñòâèå. Ñòèìóëèðîâàíèå ýòîãî êîìïëåêñà âçðîñëûì ñïîñîáñòâóåò ïðîãðåññèâíîìó ïñèõè÷åñêîìó ðàçâèòèþ ðåáåíêà, ñîçäàåò ïðåäïîñûëêè äëÿ åãî îáùåãî ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Íà ïÿòîì-øåñòîì ìåñÿöå æèçíè ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ ïîòðåáíîñòü â îðèåíòèðîâî÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèõ ðåàêöèÿõ â îòâåò íà çðèòåëüíûå è ñëóõîâûå ñòèìóëû, êîòîðûå ñóùåñòâåííî îáîãàùàþò åãî ýìîöèîíàëüíî-ñèòóàòèâíîå îáùåíèå ñî âçðîñëûì è ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ íîâûõ ìîòèâîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ ìàíèïóëÿöèé ïðåäìåòàìè èç áëèæàéøåãî îêðóæåíèÿ ìàëûøà.

Ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà æèçíè ðåáåíîê íà÷èíàåò îñâàèâàòü äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè.  ðåçóëüòàòå îáùåíèå ìàëûøà ñî âçðîñëûì ïðèîáðåòàåò èíîé ñìûñë: âîçíèêàåò ïåðâîíà÷àëüíîå ýìîöèîíàëüíî-äåëîâîå ñîòðóäíè÷åñòâî. Ðåáåíîê ñõâàòûâàåò èãðóøêè, óäåðæèâàåò èõ, ðàññìàòðèâàåò, ïûòàåòñÿ äåéñòâîâàòü ñ íèìè. Îâëàäåíèå äåéñòâèÿìè ñ ïðåäìåòàìè íå òîëüêî ñîâåðøåíñòâóåò äâèãàòåëüíûå íàâûêè ðåáåíêà, íî è îáåñïå÷èâàåò åãî ïåðâîíà÷àëüíîå çíàêîìñòâî ñ ïðåäìåòíûì ìèðîì. Êàê ïîêàçàëè èññëåäîâàíèÿ Ä.Á. Ýëüêîíèíà, ðîëü âçðîñëîãî â ýòîì îáùåíèè ñîñòîèò â òîì, ÷òî îí ââîäèò ðåáåíêà â ìèð îêðóæàþùèõ ïðåäìåòîâ, êàæäûé èç êîòîðûõ îáëàäàåò ñîáñòâåííûì îáùåñòâåííî çíà÷èìûì ñîäåðæàíèåì. Îí ó÷èò ìàëûøà äåéñòâîâàòü ñ ýòèìè ïðåäìåòàìè. Óñâàèâàÿ ñïîñîáû äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè, ðåáåíîê ïðèñâàèâàåò Îáùåñòâåííî-èñòîðè÷åñêèé îïûò, âûðàáîòàííûé ÷åëîâå÷åñòâîì. Òàêèì îáðàçîì, ÷åðåç ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ ðåáåíîê âêëþ÷àåòñÿ â ñèñòåìó îòíîøåíèé «ðåáåíîê – îáùåñòâåííûé ïðåäìåò». Âñëåä çà ýòèì ôîðìèðóåòñÿ ñèñòåìà «ðåáåíîê – îáùåñòâåííûé âçðîñëûé», â êîòîðîé âçðîñëûé ïîìîãàåò ðåáåíêó ïîíÿòü ñìûñë âûïîëíÿåìîé äåÿòåëüíîñòè è íà îñíîâå ýòîãî ñòðîèòü ñâîè îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè.

Ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò – âîçðàñòíîé ïåðèîä â ïåðèîäèçàöèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, îñíîâàííîé íà âûäåëåíèè âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè, îõâàòûâàþùèé ïåðâûé ãîä æèçíè.

3. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ â ìëàäåí÷åñòâå

ìëàäåí÷åñêèé ýìîöèîíàëüíûé ìàòü îáùåíèå

Ñ ïåðâîãî âçãëÿäà ëåãêî ìîæåò ïîêàçàòüñÿ, ÷òî ìëàäåíåö ñîâåðøåííî èëè ïî÷òè àñîöèàëüíîå ñóùåñòâî. Îí ëèøåí åùå îñíîâíîãî ñðåäñòâà ñîöèàëüíîãî îáùåíèÿ – ÷åëîâå÷åñêîé ðå÷è. Åãî æèçíåäåÿòåëüíîñòü èñ÷åðïûâàåòñÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè óäîâëåòâîðåíèåì ïðîñòåéøèõ æèçíåííûõ ïîòðåáíîñòåé. Îí â ãîðàçäî áîëüøåé ñòåïåíè ÿâëÿåòñÿ îáúåêòîì, ÷åì ñóáúåêòîì, ò.å. àêòèâíûì ó÷àñòíèêîì ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé. Îòñþäà ëåãêî âîçíèêàåò âïå÷àòëåíèå, ÷òî ìëàäåí÷åñòâî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïåðèîä àñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ÷òî ìëàäåíåö åñòü ÷èñòî áèîëîãè÷åñêîå ñóùåñòâî, ëèøåííîå åùå ñïåöèôè÷åñêèõ ÷åëîâå÷åñêèõ ñâîéñòâ, è â ïåðâóþ î÷åðåäü ñàìîãî îñíîâíîãî èç íèõ – ñîöèàëüíîñòè. Èìåííî ýòî ìíåíèå ëåæèò â îñíîâå ðÿäà îøèáî÷íûõ òåîðèé ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà, ê ðàññìîòðåíèþ êîòîðûõ ìû îáðàòèìñÿ íèæå.

Íà ñàìîì äåëå è ýòî âïå÷àòëåíèå, è îñíîâàííîå íà íåì ìíåíèå îá àñîöèàëüíîñòè ìëàäåíöà ÿâëÿþòñÿ ãëóáîêèì çàáëóæäåíèåì. Âíèìàòåëüíîå èññëåäîâàíèå ïîêàçûâàåò, ÷òî ìû âñòðå÷àåìñÿ â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ñ ñîâåðøåííî ñïåöèôè÷åñêîé, ãëóáîêî ñâîåîáðàçíîé ñîöèàëüíîñòüþ ðåáåíêà, êîòîðàÿ âûòåêàåò èç åäèíñòâåííîé è íåïîâòîðèìîé ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ, ñâîåîáðàçèå êîòîðîé îïðåäåëÿåòñÿ äâóìÿ îñíîâíûìè ìîìåíòàìè. Ïåðâûé èç íèõ çàêëþ÷àåòñÿ â áðîñàþùåéñÿ ñ ïåðâîãî âçãëÿäà ñîâîêóïíîñòè îñîáåííîñòåé ìëàäåíöà, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ îáû÷íî êàê åãî ïîëíàÿ áèîëîãè÷åñêàÿ áåñïîìîùíîñòü. Ìëàäåíåö íå â ñîñòîÿíèè ñàì óäîâëåòâîðèòü íè îäíîé æèçíåííîé ïîòðåáíîñòè. Ñàìûå ýëåìåíòàðíûå è îñíîâíûå æèçíåííûå ïîòðåáíîñòè ìëàäåíöà ìîãóò áûòü óäîâëåòâîðåíû íå èíà÷å êàê ñ ïîìîùüþ âçðîñëûõ, óõàæèâàþùèõ çà íèì. Ïèòàíèå è ïåðåìåùåíèå ìëàäåíöà, äàæå ïåðåâîðà÷èâàíèå åãî ñ áîêó íà áîê îñóùåñòâëÿþòñÿ íå èíà÷å, êàê â ñîòðóäíè÷åñòâå ñî âçðîñëûìè. Ïóòü ÷åðåç äðóãèõ, ÷åðåç âçðîñëûõ – îñíîâíîé ïóòü äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå. Ðåøèòåëüíî âñå â ïîâåäåíèè ìëàäåíöà âïëåòåíî è âîòêàíî â ñîöèàëüíîå. Òàêîâà îáúåêòèâíàÿ ñèòóàöèÿ åãî ðàçâèòèÿ. Íàì îñòàåòñÿ òîëüêî âñêðûòü, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò ýòîé îáúåêòèâíîé ñèòóàöèè â ñîçíàíèè ñàìîãî ñóáúåêòà ðàçâèòèÿ, ò.å. ìëàäåíöà.

Читайте также:  Образец программы индивидуального развития ребенка

×òî áû íè ïðîèñõîäèëî ñ ìëàäåíöåì, îí âñåãäà íàõîäèò ñåáÿ â ñèòóàöèè, ñâÿçàííîé ñ óõàæèâàþùèìè çà íèì âçðîñëûìè. Áëàãîäàðÿ ýòîìó âîçíèêàåò ñîâåðøåííî ñâîåîáðàçíàÿ ôîðìà ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé ìåæäó ðåáåíêîì è îêðóæàþùèìè åãî âçðîñëûìè ëþäüìè. Èìåííî áëàãîäàðÿ íåçðåëîñòè áèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé âñå òî, ÷òî âïîñëåäñòâèè áóäåò îòíîñèòüñÿ ê ñôåðå èíäèâèäóàëüíûõ ïðèñïîñîáëåíèé ðåáåíêà è âûïîëíÿòüñÿ èì ñàìîñòîÿòåëüíî, ñåé÷àñ ìîæåò áûòü âûïîëíåíî íå èíà÷å, êàê ÷åðåç äðóãèõ, íå èíà÷å, êàê â ñèòóàöèè ñîòðóäíè÷åñòâà. Òàêèì îáðàçîì, ïåðâûé êîíòàêò ðåáåíêà ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ (äàæå ïðè âûïîëíåíèè ñàìûõ ýëåìåíòàðíûõ áèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé) îêàçûâàåòñÿ öåëèêîì è ïîëíîñòüþ ñîöèàëüíî îïîñðåäîâàííûì.

Ïðåäìåòû ïîÿâëÿþòñÿ è èñ÷åçàþò èç ïîëÿ çðåíèÿ ðåáåíêà âñåãäà áëàãîäàðÿ ó÷àñòèþ âçðîñëûõ. Ðåáåíîê ïåðåäâèãàåòñÿ â ïðîñòðàíñòâå âñåãäà íà ÷óæèõ ðóêàõ. Èçìåíåíèå åãî ïîëîæåíèÿ, äàæå ïðîñòîå ïåðåâîðà÷èâàíèå, ñíîâà îêàçûâàåòñÿ âïëåòåííûì â ñîöèàëüíóþ ñèòóàöèþ. Óñòðàíåíèå ìåøàþùèõ ðåáåíêó ðàçäðàæåíèé, óäîâëåòâîðåíèå åãî îñíîâíûõ ïîòðåáíîñòåé âñåãäà ñîâåðøàåòñÿ (òåì æå ïóòåì) ÷åðåç äðóãèõ. Áëàãîäàðÿ âñåìó ýòîìó è âîçíèêàåò òàêàÿ åäèíñòâåííàÿ è íåïîâòîðèìàÿ çàâèñèìîñòü ðåáåíêà îò âçðîñëûõ, êîòîðàÿ ïðîïèòûâàåò è ïðîíèçûâàåò ñîáîé, êàê óæå ñêàçàíî, ñàìûå, êàçàëîñü áû, èíäèâèäóàëüíûå áèîëîãè÷åñêèå íóæäû è ïîòðåáíîñòè ìëàäåíöà. Çàâèñèìîñòü ìëàäåíöà îò âçðîñëûõ ñîçäàåò ñîâåðøåííî ñâîåîáðàçíûé õàðàêòåð îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê äåéñòâèòåëüíîñòè (è ê ñàìîìó ñåáå): ýòè îòíîøåíèÿ âñåãäà îêàçûâàþòñÿ îïîñðåäîâàííûìè äðóãèìè, âñåãäà ïðåëîìëÿþòñÿ ÷åðåç ïðèçìó îòíîøåíèé ñ äðóãèì ÷åëîâåêîì.

Òàêèì îáðàçîì, îòíîøåíèå ðåáåíêà ê äåéñòâèòåëüíîñòè ñ ñàìîãî íà÷àëà ñîöèàëüíîå îòíîøåíèå.  ýòîì ñìûñëå ìëàäåíöà ìîæíî íàçâàòü ìàêñèìàëüíî ñîöèàëüíûì ñóùåñòâîì. Âñÿêîå, äàæå íàèïðîñòåéøåå, îòíîøåíèå ðåáåíêà ê âíåøíåìó ìèðó îêàçûâàåòñÿ âñåãäà îòíîøåíèåì, ïðåëîìëåííûì ÷åðåç îòíîøåíèå ê äðóãîìó ÷åëîâåêó. Âñÿ æèçíü ìëàäåíöà îðãàíèçîâàíà òàêèì, îáðàçîì, ÷òî âî âñÿêîé ñèòóàöèè çðèìî èëè íåçðèìî ïðèñóòñòâóåò äðóãîé ÷åëîâåê. Ýòî ìîæíî âûðàçèòü ïî-äðóãîìó, ñêàçàâ, ÷òî âñÿêîå îòíîøåíèå ðåáåíêà ê âåùàì åñòü îòíîøåíèå, îñóùåñòâëÿåìîå ñ ïîìîùüþ èëè ÷åðåç äðóãîãî ÷åëîâåêà.

Âòîðàÿ îñîáåííîñòü, õàðàêòåðèçóþùàÿ ñîöèàëüíóþ ñèòóàöèþ ðàçâèòèÿ â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå, òà, ÷òî ïðè ìàêñèìàëüíîé çàâèñèìîñòè îò âçðîñëûõ, ïðè ïîëíîé âïëåòåííîñòè è âîòêàííîñòè âñåãî ïîâåäåíèÿ ìëàäåíöà â ñîöèàëüíîå, ðåáåíîê ëèøåí åùå îñíîâíûõ ñðåäñòâ ñîöèàëüíîãî îáùåíèÿ â âèäå ÷åëîâå÷åñêîé ðå÷è. Èìåííî ýòà âòîðàÿ ÷åðòà â ñîåäèíåíèè ñ ïåðâîé è ïðèäàåò ñâîåîáðàçèå ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè, â êîòîðîé ìû íàõîäèì ìëàäåíöà. Âñåé îðãàíèçàöèåé æèçíè îí ïðèíóæäåí ê ìàêñèìàëüíîìó îáùåíèþ ñî âçðîñëûìè. Íî ýòî îáùåíèå åñòü îáùåíèå áåññëîâåñíîå, ÷àñòî áåçìîëâíîå, îáùåíèå ñîâåðøåííî ñâîåîáðàçíîãî ðîäà.  ïðîòèâîðå÷èè ìåæäó ìàêñèìàëüíîé ñîöèàëüíîñòüþ ìëàäåíöà (ñèòóàöèè, â êîòîðîé íàõîäèòñÿ ìëàäåíåö) è ìèíèìàëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè îáùåíèÿ è çàëîæåíà îñíîâà âñåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå.

4. Ðîëü ìàòåðè â ðàçâèòèè ìëàäåíöà

Êàê ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ïåðâàÿ è ñàìàÿ îñíîâíàÿ ïîòðåáíîñòü ÷åëîâåêà – ýòî ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñâÿçü ñ ìàòåðüþ èëè áëèçêèì, êîòîðûé åå çàìåùàåò. Îäíà èç ãëàâíûõ çàäà÷ ìàòåðè – ýòî îáó÷èòü ðåáåíêà óïðàâëÿòü ñâîèìè ÷óâñòâàìè, ðàñïîçíàâàòü èõ. Èç ñàìûõ ïåðâûõ äíåé æèçíè ðåáåíîê óçíàåò î ñâîèõ ÷óâñòâàõ îò ìàòåðè. Òî, êàê ñåáÿ ÷óâñòâóåò ìàòü, êàê îíà ðóêîâîäèò ñîáîé, ïåðåäàåòñÿ ìàëûøó è ñòàíîâèòñÿ îñíîâîé åãî ýìîöèîíàëüíîé æèçíè. Ïðèðîäà íàãðàäèëà ìàòåðèíñòâî î÷åíü âàæíîé ôóíêöèåé – èìåòü ñâÿçü ñ ìàëûøîì ïîñëå åãî ðîæäåíèÿ. Ìàòü â ïåðâûå ãîäû æèçíè óïðàâëÿåò íå òîëüêî ñâîèìè ÷óâñòâàìè, íî è ýìîöèîíàëüíîé ñôåðîé ñâîåãî ðåáåíêà, íåçàâèñèìî îò òîãî îñîçíàåò îíà ýòî èëè íåò. Ìàòü «óäåðæèâàåò» ÷óâñòâà ðåáåíêà, èìååò âëàñòü íàïðàâëÿòü è ðàçâèâàòü èõ.

Ýìîöèè è ÷óâñòâà – ýòî îïðåäåëåííûå ñèãíàëû, êîòîðûå ïîêàçûâàþò ñîñòîÿíèå äóøè ÷åëîâåêà. Íå ïîíèìàÿ ñâîèõ ýìîöèé, ÷åëîâåê ëèøàåòñÿ î÷åíü âàæíîé èíôîðìàöèè î ñàìîì ñåáå. Áåñ÷óâñòâåííîñòü ïðèâîäèò ê ïîòåðå ñâÿçè ñî ñâîåé äóøîé.  òàêîì ñëó÷àå ïðèõîäèòüñÿ èäòè ïî æèçíè áåç «ðóëÿ», ÷àñòî ñîâåðøàÿ ïîñòóïêè, êîòîðûå ðàçðóøàþò öåëîñòíîñòü. Áåç ðàçâèòûõ ýìîöèé è ÷óâñòâ ñëîæíî ëþáèòü è áûòü ëþáèìûì, íåâîçìîæíî ïðåäñêàçûâàòü âîçíèêíîâåíèå ñëîæíîñòåé, òåðÿåòñÿ óìåíèå íàõîäèòü ïðàâèëüíûå ðåøåíèÿ.

Äåòñêèå ýìîöèè è ÷óâñòâà.

Âñå äåòè ðîæäàþòñÿ ñ ýìîöèÿìè, êîòîðûå ñèëüíû, ïðèìèòèâíû è íåïðåäñêàçóåìû. Ðåáåíîê íå óìååò òðåâîæèòüñÿ, îí ñðàçó âïàäåò â ïàíèêó. Ïåðåæèâàòü îäèíî÷åñòâî äåòÿì íåèìîâåðíî òðóäíî. Îíè öåïëÿþòñÿ çà ðîäèòåëåé ñèëüíî è íå îòïóñêàþò îò ñåáÿ íè íà øàã, åñëè ïîëó÷èëè îïûò áîëåçíåííîãî óåäèíåíèÿ. Äåòè íå óìåþò ðàçäðàæàòüñÿ, îíè ñðàçó èñïûòûâàþò ÿðîñòü. Óäîâîëüñòâèå è ðàäîñòü ó äåòåé ìîãóò ïðîèñõîäèòü ïîä äàâëåíèåì ñèëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî âîñòîðãà. Ëþáîå ñàìîå ìåëêîå îãîð÷åíèå ìîæåò ïîäâåðãíóòü ðåáåíêà â äåïðåññèþ.

Èç ñàìûõ ïåðâûõ äíåé æèçíè êðèêè è âîïëè ìàëûøà, ïðåæäå âñåãî, – ñèãíàëû äëÿ ìàòåðè. Òàêèì ñïîñîáîì ìàëûø çàÿâëÿåò: «Ïîìîãè ìíå ñïðàâèòüñÿ!». Êðèê, ïëà÷ – ýòî ïðîñüáà î ïîìîùè, ïðîñüáà óäîâëåòâîðèòü íóæäó: â ïèùå, â ëàñêå-ïðèêîñíîâåíèè, â èãðå, â ïîääåðæêå. Ñëåçû ÿâëÿþòñÿ îáû÷íîé äåòñêîé ðåàêöèåé íà áîëü èëè îáèäó. Äëÿ ìàëåíüêîãî ÷åëîâå÷êà åùå íå ñóùåñòâóåò îòòåíêîâ â ýìîöèÿõ è ÷óâñòâàõ. Îí èñïûòûâàåò èëè áëàæåíñòâî, èëè ÿðîñòü îò òîãî, êàê ñ íèì îáðàùàþòñÿ. Îáó÷åíèå ïåðåæèâàíèÿì è ñîïðèêîñíîâåíèå ñî âñåé ãàììîé ÷åëîâå÷åñêèõ ÷óâñòâ ïðèíàäëåæèò ìàòåðè.

Ïåðâûå ãîäû æèçíè ýìîöèè ìàëûøà ñîñðåäîòî÷åíû íà îäíîì ÷åëîâåêå – ìàòåðè èëè òîì, êòî áîëüøå âñåãî óõàæèâàåò. Âåñü ìèð äëÿ ðåáåíêà â îäíîì ÷åëîâåêå – ýòî ðàäîñòü, èñòî÷íèê æèçíè, ïèùà, äîâåðèå, áåçîïàñíîñòü. Âñå ýòî ñîçäàåò ìàòü ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè. Ðåáåíîê ðàñòåò è ïîñòåïåííî èñïûòûâàåò ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì ëþäÿì, íî áàçîâûå îñíîâû îòíîøåíèé ñ ìèðîì ïðèîáðåòàþòñÿ â îòíîøåíèÿõ ñ ìàòåðüþ.

Îáÿçàííîñòü ìàòåðè – ïîìî÷ü ðåáåíêó íàó÷èòüñÿ ñïðàâëÿòüñÿ ñ ÷óâñòâàìè. Çàäà÷à ìàòåðè ñîñòîèò òàêæå â òîì, ÷òîáû áðàòü íà ñåáÿ òî, ñ ÷åì ìàëûøó òðóäíî ñïðàâèòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî. Ýòî è íàçûâàåòñÿ «óäåðæàíèåì» ÷óâñòâ. Ìàòü, íàõîäÿñü â òåñíîì êîíòàêòå ñ ìàëûøîì, ïðèíèìàåò åãî ÷óâñòâà íà ñåáÿ è, âîçâðàùàÿ èõ ìàëûøó, îáó÷àåò åãî ñïðàâëÿòüñÿ ñ áóðåé íàõëûíóâøèõ ýìîöèé. Ìàòü ïîäàåò ïðèìåð, êàê çàÿâëÿòü î ñâîåì äèñêîìôîðòå, ïðîæèâàÿ òî, ÷òî áåñïîêîèò, íå ïîääàâàÿñü îäíîìó ÷óâñòâó öåëèêîì. Òàêèì ñïîñîáîì ìàòü ïîñòåïåííî ïðèó÷àåò ðåáåíêà áðàòü íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü çà ñâîè ÷óâñòâà, ãîòîâèò åãî ê ýìîöèîíàëüíîé çðåëîñòè.

Äàííàÿ ïðèðîäíàÿ ôóíêöèÿ ìàòåðè – «óäåðæèâàíèå» – ïîìîãàåò äåòÿì ñïðàâëÿòüñÿ ñ äóøåâíûìè áóðÿìè, íåäîâîëüñòâîì èëè ÷ðåçìåðíîé ðàäîñòüþ. Ðàññ÷èòûâàòü íà òî, ÷òî ìàëåíüêèé ðåáåíîê ìîæåò ñàì óñïîêîèòüñÿ – çíà÷èò íå èìåòü çíàíèé î ñôåðå ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé.

Ìàòü äîëæíà áûòü îñâåäîìëåíà îá îñîáåííîñòÿõ ïñèõèêè ìàëûøà è ó÷èòûâàòü òî, ÷òî ÷óâñòâà ìëàäåíöà î÷åíü ïðèìèòèâíû. Ïîìîãàÿ åìó ñîâëàäàòü ñî ñâîèìè ïåðåæèâàíèÿìè, ìàìà ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ çäîðîâîé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ñûíà èëè äî÷åðè. Ìóäðîå ïîâåäåíèå ìàòåðè ñïîñîáñòâóåò ãàðìîíè÷åñêîìó ðîñòó ðåáåíêà, ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ, ïðè êîòîðûõ ðàçëè÷íûå ÷àñòè äåòñêîé ëè÷íîñòè äåéñòâóþò ñëàæåíî, íå âñòóïàÿ â êîíôëèêò.  òàêèõ ðîäèòåëüñêî-äåòñêèõ îòíîøåíèÿõ ìîæíî èçáåæàòü èñòåðèê. Ïðè÷èíîé äåòñêèõ êàïðèçîâ, ÷àùå âñåãî, ÿâëÿåòñÿ íåïðàâèëüíîå ïîâåäåíèå ðîäèòåëåé. Åñëè ðåáåíîê 2-5 ëåò âîïèò, êðè÷èò è òðåáóåò ñâîåãî íàçîéëèâî, èãíîðèðóåò ìàòü, âçðîñëûõ, òî ýòî ñèãíàë âçðîñëûì: ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ðåáåíêà òðåáóåò îñîáîãî âíèìàíèÿ.

Âîñïèòûâàòü ðåáåíêà çäîðîâûì â ýìîöèîíàëüíîì îòíîøåíèè ìîæåò òîëüêî ìàòü, êîòîðàÿ ñàìà âëàäååò ñâîèì âíóòðåííèì ìèðîì. Ðåáåíîê – ýòî çåðêàëî. Ñïîêîéíûé è óðàâíîâåøåííûé ìàëûø ÿâëÿåòñÿ ïîäàðêîì ìàòåðè, êîòîðàÿ óäåëÿåò âíèìàíèå ñâîåìó ëè÷íîìó ðîñòó è ðàçâèòèþ

Ëèòåðàòóðà

1. Êðàéã Ã. Ïñèõîëîãèÿ ðàçâèòèÿ, ÑÏá, 1999.

2. Áàóýð Ì. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå ìëàäåíöà. – Ì., 1979

3. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé â 6 ò. Ò. 4

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник