Роль матери в личностном развитии ребенка

О роли матери и отца

 в формировании личности ребенка

Подготовила  

Шевченко  Рауя Рашитовна,

 преподаватель хореографии

МОУ ДО «Шумиловская ДШИ»

Приозерского района

 Ленинградской области       

Исторически сложилось, что отцы  и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми.

Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом, в одинаковой степени вбирали в себя то доброе и светлое, что старались им дать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье.

Сегодня в воспитании детей доминирующая роль принадлежит женщине-матери. Она играет важнейшую роль в становлении личности ребенка в целом и в особенности его полоролевой социализации. Мать-женщина – главный воспитатель своих детей.  

Материнство – свойственное женщине осознание постоянной родственной, духовной и моральной связи с детьми, забота об их выращивании и воспитании, смысл личного существования, показатель общечеловеческой и гражданской позиции. Материнство (вместе с отцовством) наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает усвоение социальных ролей.  

Что же есть такое в матери, от чего ребенку так хорошо, спокойно, уютно с ней? Многие утверждают, что это, прежде всего, любовь к ребенку и… всегда любовь к ребенку. Эта любовь многогранна. Это и защита ребенка, и забота о нем, и внимание, и беспокойство, и многое другое. Необходимо признать, что любовь матери, особые отношения, которые устанавливаются между ней и ребенком, являются одним из факторов нормального развития эмоциональной сферы и, следовательно, всей жизни ребенка.

Но есть матери, которые  уделяют слишком мало внимания и тепла своим детям, устают от общения с ними (хотя это может и не отражать их истинные чувства). В свою очередь дети, не встречая понимания со стороны матери, обращаются за советом к другим людям. В результате теряется взаимопонимание, контакт, близость и дружба между матерью и ребенком становятся невозможными.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий, и даже гибели ребенка.

Считается, что мать является самым первым воспитателем и самым первым наставником ребенка, именно от нее зависят счастье и будущее величие, обходительность и образованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.

С помощью матери ребенок прикасается к интеллектуальному миру, духовной реальности, она позитивно воздействует на него, создает благодатную атмосферу для творческого роста.

Священная обязанность, возложенная на матерей, настолько важна, что им не следует допускать ничего, что могло бы помешать ее осуществлению.

Чувство отцовства, видимо, приходит позже и не в той форме, что у женщин. Потому что в отличие от материнства, состояния скорее бессознательного, во многом инстинктивного, отцовство – явление скорее мировоззренческого характера, нежели чувственного.

В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. В патриархальном обществе отцу отводиться роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей: от него ожидается сдержанность в проявлении чувств при безусловном наличии этих чувств, справедливая и беспристрастная оценка положительных и отрицательных событий.

Первое и главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой прекрасный образец мужчины. Вообще подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.

Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, причем сделать это ему нетрудно – достаточно лишь подражать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У неё складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей.

Читайте также:  Центр развития ребенка доу сайт

Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.

Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям. Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.

Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома.

На первом месте у отцов всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение детей. А это большая ответственность.

Мужчина, созревший для вступления в брак и готовый к отцовству, не считает, что дети могут обременить его больше, чем он ожидает. Отец, принимающий живое участие в жизни своих детей, быстро становится их другом, и чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живет в полном согласии со своими детьми.

Итак, мать и отец – главные наставники своих детей, отвечающие за их воспитание перед государством. С раннего возраста они формируют личность ребенка. Их долг – воспитать хорошего человека. Достойное поведение родителей в семье служит детям примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость и др. Мать вместе с отцом охраняют и оберегают жизнь своих детей, создают условия для их полноценного развития.

        Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что – плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Родители должны найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Они обязаны сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Понятие «личность» фиксирует социально значимое в человеке, являющемся, с одной стороны, частью природы, а с другой, – социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе.  

Для развития личности огромное значение имеет семья. Она предоставляет ему безопасность, опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, здесь он учится действиям и поступкам, подражая другим, сопоставляя себя с ними, слушая разговоры; здесь он формируется как личность. Отсюда семейное воспитание – это создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности.

Крайне важно, чтобы в семье стили воспитания у матери и отца совпадали, взаимодополняли или, по крайней мере, не противоречили друг другу. Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи как института социализации.

Читайте также:  Роль библии в развитии ребенка

Список литературы

  1. Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители. – М.: Педагогика-Пресс, 2002.
  3. Земска М. Семья и личность. Пер. с польск. Л. В. Васильева. – М.: Прогресс, 1986.
  4. Куровская С. Н. Педагогика семье.– Минск: Тесей, 2006.
  5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов вузов: В 2 кн. – Кн.2. – М.: Академия, 1999.
  7. Реан А. А. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2002.
  8. Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье. – СПб: Питер, 1998.
  9. Бодалева А. А. Семья и формирование личности. – М.: Просвещение, 1989.
  10. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: Феникс,  2004.

Источник

Хочется затронуть очень важную тему для каждого человека. А именно поговорить о роли матери в жизни ребенка. О том, какое влияние она оказывает на него и его будущее.

Мама это первый и самый важный человек на свете. И именно материнское влияние оказывает, наверное, главную роль на будущее детей. И поэтому очень важно увидеть себя со стороны, для того чтобы взять ответственность за свои действия совершенные по отношению к детям. Это важно знать, хотя бы для того, чтобы не думать, что во всем что происходит с детьми, виноваты только сами дети. Давайте начнем с нас матерей. Нам посвящают песни, стихи, даже праздник посвятили в честь нас. Но всегда ли мы этого заслуживаем? Да, благодаря нам, рождаются дети. Мы их любим и заботимся о них. Но всегда ли наша любовь и забота о них, ведет к счастливому, безмятежному детству? И как мы проявляем себя с ними? Все ли наши действия идут им на благо? Это статья поможет посмотреть на себя со стороны. И понять, как мы взаимодействуем с детьми и какое влияние на них оказываем.

И так представлю вам несколько образов матери, личностные черты которых неблагоприятно влияют на психоэмоциональное развитие ребенка. Их описал А. И. Захаров в книге ” Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез”. Возможно, ознакомившись с ними, вы увидите себя. Не отрицайте, если это так. Потому – что это важно для ваших детей.

  1. Образ «Царевны – Несмияны». И так такая мама всегда чем-то озабочена, обеспокоена, принципиальна и честолюбива, эмоционально сдержана, никогда не смеется. Также ее сдержанность распространяется на проявление любви и отзывчивости. К детским шалостям и непосредственности относится строга, так как считает это пустым времяпрепровождением. Больше всего боится избаловать ребенка, поэтому постоянно читает мораль, выискивает недостатки. Всегда поступает подчеркнуто правильно. И поэтому, не проявляет к ребенку любовь.
  2. Образ « Снежной королевы». Такая мама любит повелевать, держать всех на расстоянии. Она жестока и непреклонна, холодная и не отзывчивая. Равнодушная, эгоистичная, расчетливая. И любую критику в свой адрес воспринимает как злой умысел.
  3. Образ «Спящей красавицы». Такие мамы склонны к мечтательности, они воспринимают окружающий мир через призму пессимизма и депрессии. Они заторможенные и самовлюбленные. Они пребывают в идеализированном мире, находясь в постоянном поиске « идеального» принца. Разочарованная и отстранённая от внешнего мира и от своих детей.

Эти три образа объединяет, то, что они:

всегда молоды и прекрасны;

много времени уделяют себе;

учитывают только свою точку зрения;

высокомерны по отношению к тем, кого считают ниже себя;

стремятся, во что бы то ни стало доминировать в отношениях;

больше всего боится остаться без восхищения и внимания.

  1. Образ «Унтер Пришибеев» Недостаточно чуткая, грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности. Она легко раздражается и выходит из себя. Она часто выражает свой гнев и раздражение. Нетерпима к слабостям и недостаткам, придирчива. Часто прибегает к физическим наказаниям, злопамятная.
  2. Образ «Суматошной матери» Она неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях непостоянная, она часто впадает в крайности. Часто взрывается, кричит, из всего создает трагедию из ничего и бурно на это реагирует.
  3. Образ «Наседки» Она жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, ограничивает самостоятельность детей, старается предупредить любые трудности, часто мнимые. Ограничивает общение со сверстниками, старается все сделать за ребенка.
  4. Образ «Вечного ребенка» проявляется в том, что она еще не повзрослела. Она по-детски капризна и обидчива. Она драматизирует любые события, в своих действиях часто противоречива. Жизнь считает очень сложной, дети для нее обуза. Сама себя считает жертвой и постоянно ищет поддержки, покровительства. Не может справиться с самыми простыми проблемами своих детей, постоянно сдает их «на поруки». Часто чувствует себя беспомощной и бессильной.
Читайте также:  Развитие ребенка от года до 2 лет игры

Приведенные образы могут взаимодополнять друг друга и их тенденции в отношениях к детям. Дети таких матерей часто страдают неврозами и впоследствии перенимают черты характера и поведения. Часто в таких случаях говорят « яблоко от яблони не далеко падает».

Образ матери всегда идеализируется в обществе и ассоциируется только со светлыми и чистыми красками, где в каждом оттенке отображается любовь и чистота. Самый известный является образ Девы Марии. И тем сильнее на ее фоне контрастируют образы матерей с их не идеальными проявлениями.

Источник

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного – специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения, содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей, в первую очередь матери, которые и являются основными “производителями” личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путях “производства” этой модели. В современном обществе женщины имеют возможность быть успешными во многих сферах жизнедеятельности наравне с мужчинами. Этот прогресс породил конфликт между требованиями к женщине со стороны семьи и карьеры. Многие матери делают выбор в пользу карьеры, возвращаясь к трудовой деятельности еще до достижения детьми годовалого возраста.

Однако по мнению большинства психологов роль матери имеет огромное значение для развития ребенка младенческого возраста, а в некоторых ситуациях мать просто незаменима. Именно она имеет возможность чутко и своевременно реагировать на потребности младенца. А это очень важно, так как у ребенка, потребности которого своевременно удовлетворяются, формируется доверие к окружающему миру; закладывается нормальная самооценка; он способен проявлять заботу о матери и любовь к ней, устанавливать привязанность к людям; готов исследовать окружающий мир. Уже на первом году такой ребенок развивается как личность и становится способным функционировать самостоятельно.

Если же мать не уделяет достаточного внимания своевременному удовлетворению потребностей младенца, он чувствует себя незащищенным и, прежде всего, обеспокоен удовлетворением своих первичных потребностей. Такой младенец не может развиваться в личностном плане, так как его развитие сводится скорее к последовательности реакций на неудачи окружения, чем к внутренним стремлениям. Кроме того, нарушение взаимодействия с матерью может привести к отставанию в социально-эмоциональном развитии, нарушению психического здоровья и отсутствию интереса к познавательной деятельности.

Отрицательным является не только слишком слабый интерес матери к потребностям ребенка, но и тенденция к гипертрофированной заботливости, так как это приводит к нежелательной резкой перемене, когда мать возвращается к прежним заботам. А в случае чрезмерной психической стимуляции матерью младенца, у него может возникнуть тревога и недоверие, а у матери – произойти эмоциональное перегорание. Таким образом, чувствительность к сигналам младенца, удовольствие от взаимодействия с ним, отзывчивость на его реакции, положительно сказывается на развитии ребенка. Задача матери снижать напряжение сразу же после его проявления и давать удовлетворение прежде, чем потребность достигнет высшей точки. В этом случае малыш выглядит для окружающих малотребовательным. При этом более сложной задачей, чем различие наличия или отсутствие потребностей является отличие одной потребности от другой. Заботливая мать, которая не допускает несвоевременных отлучек и не позволяет себе увлекаться другими людьми, делами и личными интересами, точно определяет желания ребенка, она понимает первый язык младенца и следует ему, что в свою очередь, важно для удовлетворения именно насущной потребности, а не какой-либо другой.

Если мать восприимчива, доступна для младенца и эмоционально реагирует на него, принимая его поведение и сотрудничая с ним, у ребенка развивается уверенность в собственных силах и большая степень доверия к матери, которая обеспечивает его безопасной опорой для исследований, способствует появлению новых интересов и способов действия. При этом, распространение эмоций, родившихся в сфере общения, на познавательную деятельность является одним из механизмов, благодаря которым ребенок из состояния сосредоточения на человеке и отношениях с ним переходит к общению по поводу предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. [10]

Источник