Роль матери в эмоциональном развитии ребенка

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………
2
 

I.
Материнство в исследованиях
отечественных и зарубежных
авторов.
 

    1. Материнство
      как психологический 
      феномен………………………… 4

II.
Роль матери в 
эмоциональном развитии 
ребенка раннего 
возраста.
 

2.1
Особенности эмоционального
развития ребенка раннего
возраста… 8

2.2
Влияние общения 
с близким взрослым 
на эмоциональное 
развитие 

в
раннем возрасте………………………………………………………………11

2.3
Функции матери……………………………………………………………15

2.4
Влияние матери 
на эмоциональное 
благополучие ребенка…………..20

2.5
Привязанность ребенка 
раннего возраста 
к матери…………………..28

2.7.
Влияние материнского 
отношения  и 
стиля семейного 
воспитания на 
эмоциональное развитие
ребенка раннего возраста………………………37
 

Заключение………………………………………………………………………43

Список
использованной литературы………………………………………..45
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Актуальность 
изучения проблемы материнства состоит 
в первостепенной роли матери для 
полноценного эмоционального и психического
развития личности ребенка.

Успешность развития
ребенка как представителя вида и как
социального существа зависит от качества
материнского ухода, от способности и
желания матери удовлетворять потребности
ребенка.

В настоящее 
время внимание многих психологов во
всем мире привлечено к проблемам раннего
детства. Этот интерес далеко не случаен,
так как

обнаруживается,
что первые годы жизни являются периодом
наиболее

интенсивного 
и нравственного развития, когда 
закладывается фундамент

физического, психического
и нравственного здоровья. От того,
в каких

условиях оно 
будет протекать, во многом зависит
будущее ребенка. Еще не

родившийся ребенок
– это формирующееся человеческое
существо. Влияние

отношений матери
к еще не родившемуся ребенку 
уже исключительно важно для его развития.

Любовь, с которой
мать вынашивает ребенка, мысли, связанные
с его

Появлением, богатство
общения, которое мать делит с ним, оказывают
влияние на развивающуюся психику ребенка.

В отдельные 
периоды раннего детства возникают
повышенные, иногда чрезвычайные возможности
развития психики в тех или иных направлениях
(сенситивные периоды), а затем такие возможности
постепенно или резко ослабевают.

Многие исследователи
(Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв 
ребенка от матери в первые годы жизни
вызывает значительные нарушения в психическом
развитии ребенка, что накладывает неизгладимый
отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд,
описывая эмоциональное развитие детей,
отмечал, что способность ребенка любить
окружающих тесно связана с тем, сколько
любви он получил сам и в какой форме она
выражалась.

Л. С. Выготский
считал, что отношение ребенка к миру –
зависимая и

производная величина
от самых непосредственных и конкретных
его отношений к матери.

Поэтому так 
важно заложить основу доверительных 
отношений между ребенком и матерью,
обеспечив эмоционально и психологически
благоприятные условия для гармоничного
развития ребенка. 

Целью данной работы
является изучение влияния матери на
психическое и эмоциональное 
развитие ребенка раннего возраста. 

Задачи работы:

  1. Изучить феномен
    «материнство»;
  2. Выделить
    черты психического и эмоционального
    развития, характерные для ребенка раннего
    возраста;
  3. Провести
    обзор библиографических источников,
    посвященных проблеме материнства и влиянию
    матери на эмоциональное развитие ребенка;
  4. Сделать выводы
    о влиянии матери на эмоциональное развитие
    ребенка в раннем возрасте.

Рассматриваемая
тема вызывала интерес с давних времен,
но и сейчас актуальность этой темы
велика. Вопросами о взаимоотношениях
матери и ребенка занимались как 
отечественные (Л.С.Выготский, Мещерякова,
М.И. Лысина и др.), так и зарубежные
(А.Маслоу, К.Хорни и др.) специалисты, результатом
этого стало появление большого количества
научных статей и литературы по изучению
особенностей развития отношений (и их
нарушение) между родителями и детьми. 
 
 

I.
Материнство в исследованиях
отечественных и зарубежных
авторов.
 

    1. Материнство
      как психологический 
      феномен.

Изучение материнства
как психологического феномена началось
в отечественной психологии сравнительно
недавно, хотя детско-родительские отношения
всегда представляли сбой актуальную
проблему для отечественной психологии
развития (Варга А.Я., Хоментаускас Г.Т.,
Эйдемиллер Э.Г. и др.). К проблеме материнства
обращаются многие исследователи: В.И.
Брутман, Г.Г. Филиппова, В.А. Рамих, Н.В. Самоукина, М.С.
Радионова, О.Р. Ворошнина, С. Ю. Мещерякова
и др. В последнее время появился ряд работ,
связанных с феноменологией и психологией
материнства (О.В.Баженова, Л.Л.Баз, В.И.
Брутман, О.Ю.Дубовик, О.А. Копыл, Г.В.Скобло,
Г.Г.Филиппова). Культурно-исторические
аспекты материнства рассматриваются
в работах Э.Бадинтер, М.Мид, Н.Пушкаревой,
В.А.Рамих, М.С.Радионовой, Л.П.Репиной,
исследование концепта «материнства»,
как одного из ключевых феноменов русской
этнической культуры принадлежит Т.Б.Щепанской.
Институт материнства как исторически
обусловленный и изменяющий свое содержание
в зависимости от эпохи был проанализирован
в работах Г.Каплана, И.Кона, М.Мид, М.С.Радионовой,
А.Рич, Э.Эриксона. Появляются исследования,
посвященные изучению материнства как
самостоятельного феномена. Предпринимаются
попытки создания фундаментальной психологической
теории материнства (Филиппова Г.Г.). Поскольку
работа в этом направлении началась сравнительно
недавно, ощущается некоторый дефицит
теоретических знаний в этой области, то несомненный
интерес представляет опыт, накопленный
зарубежными исследователями материнства. 

Изучение материнства 
на современном этапе развития российского 
общества несомненно является одним 
из приоритетных направлений отечественной 
науки о человеке. Изучение материнства
в настоящее время становится все более
популярным как в теоретическом, так и
в прикладном аспектах. Оно изучается
в русле различных наук: истории, культурологии,
медицины, физиологии, биологии поведения,
социологии, психологии.  

Под материнством
традиционно понимается феномен, который
связывается с физиологическим появлением
ребенка и всем спектром взаимоотношений
в диаде «мать – дитя» в последующий период
его развития. Материнство – достаточно
сложный феномен, имеющий свои физиологические
механизмы, эволюционную историю, культурные
и индивидуальные особенности. Последние
исследования материнства позволили отечественным
и зарубежным психологам говорить о формировании
материнства, как о сложном процессе, который
проходит онтогенетический путь развития
на протяжении всей жизни женщины.

Наиболее комплексно
проблема материнства в отечественной
науке поднимается в работах С. Ю. Мещеряковой
и Г. Г. Филипповой. С. Ю. Г.Г.Филлипова в
своих исследованиях, проводимых с позиции
материнско-детского взаимодействия,
выделяет несколько направлений:

  • Культурно-исторические
    аспекты материнства;
  • Биологические
    аспекты;
  • Психологические
    аспекты.

Она же в содержании
материнской сферы выделяет три 
блока:

  • потребностно-эмоциональный
    блок представлен поэтапным развити-

ем потребности 
в эмоциональном контакте с ребенком,
потребности в его ох-

ране и заботе
о нем и потребности в материнстве,
возникающей на основе

рефлексии матерью 
своих переживаний;

  • операциональный
    блок, состоящий из операций по уходу и
    операцио-

нального состава 
общения с ребенком, имеющий специфическую
эмоцио-

нальную окраску,
которая придает операциям стилевые
характеристики: ос-

торожность, мягкость,
бережность и т.п., специфику вокализации 
и мимики;

  • ценностно-смысловой
    блок, включающий отношение к ребенку
    как

самостоятельной
ценности, а также ценность материнства
как состояния

«быть матерью».
Одной из основных особенностей материнской
сферы человека, по мнению Г.Г. Филипповой,
является не фиксированное эволюционно,
а прижизненно формирующееся наполнение
ценностно-смыслового блока, потребностей
и способов их удовлетворения. В этом отношении
можно говорить о конкретно- культурной
модели материнства – как содержании
всех блоков материнской сферы женщины,
которая ориентирована на развитие соответствующего
конкретно-культурного варианта личности
ребенка. 

Зарубежные исследования
в области психологии материнства 
и смежных проблем, в противовес
отечественным, отличаются чрезвычайной
обширностью, разнонаправленностью концепций 
и подходов. Наиболее значимые исследования
различных аспектов материнства проводили: 
Д.Боулби, В.И.Брутман, Р.Миллер, М.Мид, К.Флейк-Хобсон,
Э.Эриксон, Д.Винникотт, Г.Клауд, Р.Спитц,
М.Раттер, Т.Филд.

 В последние 
годы появился интерес к комплексному,
междисциплинарному изучению материнства. 
Основным выводом, сделанным авторами
этих и других исследований, является,
во-первых, констатация необходимости
продолжения психологических исследований
материнства как целостного явления и,
во-вторых, отсутствие адекватного подхода
и теоретической концепции для осуществления
такого исследования. Необходимость изучения
психологии материнства и подготовки
специалистов в этой области обусловлена
также бурным развитием такой отрасли
психологической практики, как психологическая
помощь матери и ребенку (коррекция развития
ребенка и материнско-детского взаимодействия),
включая младенчество и пренатальный
период. Вторжение процессов осознания
в область интимных отношений матери с
ребенком, изначально регулируемых филогенетически
ранними неосознаваемыми механизмами,
требует тщательной научной рефлексии
как самих этих взаимоотношений, так и
способов вмешательства в них в целях
диагностики, психологической коррекции
и профилактики. Особенно это касается
нашей страны, где активно развивающийся
социальный запрос на такого рода психологические
услуги сталкивается с полным отсутствием
теоретического, методического и организационного
обеспечения.

Важность материнского
поведения для развития ребенка,
его сложная структура и путь
развития, множественность культурных
и индивидуальных вариантов, а также
огромное количество современных исследований
в этой области позволяют говорить о материнстве
как самостоятельной реальности, требующей
разработки целостного научного подхода
для его исследования. В психологической
литературе (преимущественно зарубежной)
много внимания уделяется биологическим
основам материнства, а также условиям
и факторам индивидуального развития
его у человека. В отечественной психологии
в последнее время также появился ряд
работ, связанных с феноменологией, психофизиологией,
психологией материнства, психотерапевтическими
и психолого-педагогическими аспектами
беременности и ранних этапов материнства,
девиантным материнством. 

II.
Роль матери в 
эмоциональном развитии 
ребенка раннего 
возраста.
 

2.1.
Особенности эмоционального 
развития ребенка раннего
возраста.
 

Развитие высших
психических функций неотделимо
связано с развитием эмоционально-потребностной 
сферы ребенка. Доминирующее в раннем
возрасте восприятие аффективно окрашено.
Аффективный характер восприятия приводит
к сенсомоторному единству. Ребенок
видит вещь, она его привлекает и благодаря
этому начинает разворачиваться импульсивное
поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Дети раннего возраста максимально связаны
наличной ситуацией. Их поведение является
импульсивным, ничто из того, что лежит
вне наглядной ситуации их не привлекает.
Примерно до 2х лет ребенок вообще не может
действовать без опоры на восприятие.
Например, его не может обрадовать игрушка,
которую подарят в будущем, но отданная
сейчас она же вызовет бурную реакцию.
Желания ребенка неустойчивы и быстро
преходящи, он не может их контролировать
и сдерживать; ограничивают их только
наказания и поощрения взрослых. Все желания
обладают одинаковой силой: в раннем детстве
отсутствует соподчинение мотивов. Это
легко наблюдать в ситуации выбора. Например,
если ребенок возьмет игрушку, но увидит
более привлекательную, то тут же бросит
старую и будет просить дать ему именно
ее. Заполучив же желаемое, но заметив
как кто-то катается на машинке сейчас
же побежит к ней, выбросив желаемую игрушку.
Выбрать, остановиться на чем-то одном
ребенок еще не может – он не в состоянии
принять решение.

Развитии эмоционально-потребностной 
сферы зависит от характера общения 
ребёнка со взрослыми и сверстниками.
И если в младенчестве преобладает
ситуативно-личностное общение, которое
было ограничено узкими рамками ситуации,
в которой удовлетворяются потребности
ребенка, то в раннем детстве эта ситуация
меняется. У него появляется потребность
в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями
в новых впечатлениях и активности, может
быть реализована в совместных действиях
со взрослым. Подробнее о роли общения
в развитии ребенка раннего возраста мной
будет рассмотрено в следующей главе курсовой
работы.

Источник

Роль эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка
Важность первых трех лет

Ребенок подобен зеркальному шару, который весьма многогранен и в каждой грани отражаемся мы, родители, наши поступки и слова, наше отношение к маленькому ребенку.И то, что мы вложим в него сейчас, как зеркальные грани шарика отразятся на его жизни потом, на его отношении к себе, к миру. И каким будет этот мир для малыша во многом зависит от его родителей- первых людей, с которыми знакомится ребенок еще до своего рождения и которые будут рядом на протяжении всей его жизни.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка свободным, счастливым и самодостаточным! А это зависит от того, насколько хорошо мы занимаемся его воспитанием. Но успешное воспитание невозможно без любви к ребенку, без знания его возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. Поэтому очень важен эмоциональный контакт родителей и малыша с самого рождения, особенно контакт с мамой, которая чувствует своего ребенка еще в утробе: его первое движение, толкание, икание. Сразу после рождения малыш активно участвует в образовании своих первых и главных взаимоотношений с наиболее близким человеком – матерью. Развитие его способностей, с помощью которых он устанавливает социально-эмоциональные связи, происходит через взаимоотношения с ней. Именно улыбку мамы видит ребенок в первые минуты своей жизни. В этот момент и возникает та тонкая, но крепкая нить, которая незримо связывает мать и дитя навсегда! Ведь недаром при звуках голоса мамы ребенок успокаивается и сладко засыпает в ее объятьях, посасывая ее грудь. Он реагирует на голос матери, поворачивая головку, потом начинает улыбаться и тянуть ручки к маме, радостно реагирует на ее появление. Каждый день мама замечает новые проявления развития малыша, это безусловно радует ее. Таким образом к 12 мес. у ребенка на основании взаимодействия развивается некая модель представлений себя и своих отношений с мамой. Эмоциональные отношения с матерью позволяют малышу чувствовать себя безопасно даже в ситуациях, когда мать в действительности не присутствует.

Но вот ребенку исполнился год, он уже совсем не похож на того беспомощного малыша, который мог подолгу сидеть у мамы на руках или манипулировать с предметами и игрушками, предложенными взрослыми. Сейчас малыш уже хорошо стоит на ножках, с каждым днем все увереннее начинает покорять пространство, знакомиться с неведомым до этого предметным миром. В этот период расширяется социальный круг общения ребенка. Личность малыша тоже развивается: появляются первые «дя» и «неть»; малыш тянет маму за руку в ту сторону, куда хочет он, начинает делать то, что хочет он.

Для некоторых мам такое изменение ситуации неожиданно. Многие из них чувствуют, как не справляются с ребенком, то есть теряют контроль над ним. Мамы растеряны, иногда раздражены. Ее роль меняется, меняются отношения с мамой, меняется степень свободы ребенка, но несмотря на это, малыш должен чувствовать любовь. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею. Он еще не имеет представления о самом себе как об отдельном существе, малыш еще очень зависим от отношения к нему окружающих. Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя и тактильные ощущения — ласки, поцелуи, объятия, — способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.

Если забота матери о своем малыше была всегда своевременна, то у ребенка формируется ощущение безопасности, доверие к миру. Это значит, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе, окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах. Люди, получившие «правильную» родительскую любовь», живут в этом мире легко и свободно. Как однажды заметил Фрейд, «ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым»

Как говорила Мария Монтессори: «Все мы ошибаемся, но только те, кто с детских лет знал «вкус Победы», «вкус Удачи», каждый раз ошибаясь и «падая» будет вставать идти дальше, чтобы вновь и вновь пробовать и пробовать, чтобы опять ощутить это состояние Я сделал это Сам, у меня Получилось, Я смог!»
Источник: https://schoolmagic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=199%3A2014-04-08-05-32-03&catid=4%3A2011-05-21-06-22-28&Itemid=25

Источник

РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

А.С.Пушкин: «САМОЕ ВЕЛИКОЕ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ – МАТЕРИНСТВО, ПОТОМУ ЧТО ИМЕННО ОНО ДАЕТ ВСЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО РОЖДЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ».

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях» не фигуральное выражение. Оно имеет конкретный смысл. Отечественные и зарубежные ученые подчеркивают, что телесный контакт – прикосновения, поглаживания и объятия – маленькому ребенку необходим. Он выступает практическим подкреплением возникающего у малютки чувства защищенности.

Мама – самый яркий, эмоционально понятный малышу человек. В ранний период жизни общение с ребенком строится на эмоциях, полутонах интонаций, жестах, мимике, прикосновениях: иногда мама водит ручкой малыша, давая тот или иной «рисунок» действия; иногда подражает речи малютки, показывая, что не только слышит, но и эмоционально реагирует на его слова, понимает его.

Важно знать, что ребенок эмоционально заряжаем. Если окружающие спокойны и веселы, малыш также будет спокоен и радостен. В начале второго года жизни малыш еще не осознает свое «Я», «не отделяет» себя от мамы. Они едины в радостях и огорчениях. Когда мама рядом, одухотворенная высоким чувством материнства, у ребенка рождается базальное доверие к окружающему миру. Ученые считают, что улыбка и смех ребенка способствуют выработке гормонов роста, поэтому улыбка матери – эликсир жизни и здоровья ребенка. Зная эту «тайну», начните день с улыбки для своего малыша.

  • Прежде чем взять малютку из кроватки, улыбнитесь ему, чуть-чуть «потанцуйте» руками – сделайте «фонарики» (вращательные движения кистями рук); дождитесь, Чтобы малыш улыбнулся вам.
  • Прикоснитесь к ребенку, погладьте ручки, поцелуйте каждый пальчик.
  • Прикоснитесь ласково к головке, погладьте его.
  • Ласково обратитесь к ребенку, называя его «заинькой», «солнышком», «колокольчиком», «цветочком», «лучиком» и т.п. Но в конце этого потока ласковых обращений обязательно назовите его по имени.
  • Протяните к ребенку руки и дождитесь, чтобы он потянулся навстречу.
  • Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая какой-нибудь веселый мотив.
  • Держа малыша на руках, подойдите к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!». Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.
  • Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуйте, Мишка! Зайка! Матрешка! Всем, всем добрый день!».

Искусством эмоционального общения виртуозно владели наши прабабки. Лучшей традицией народной педагогики можно считать пестование ребенка.

Что же такое пестование? Пестовать нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках, холить; играть, прикасаясь ласково к малютке; побуждать поэтическим словом и игровыми движениями к взаимодействию с взрослыми. Это эмоциональное обогащение малютки.

Пестушки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матушек, ухаживающих за малышом в первые годы его жизни. Народные традиции сохранились в русском фольклоре на каждый важный момент в жизни ребенка.

Малыш проснулся, раскраснелся, разнежился. Мама, ласково улыбаясь, поглаживает легкими массажными движениями ручки и ножки ребенка, приговаривает:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Или, чуть-чуть прикасаясь ладонями слева и справа, наклоняет головку малыша, говорит:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай!

Головоньку валяй, валяй!

            Конечно, это маленькая гимнастика для малыша, которому трудно после сна сразу переключиться на активное бодрствование. А для мамы – умение наслаждаться любовью к ребенку. Пестушки нужны матери не только для того, чтобы выразить малютке свою любовь и ласку, но и для того, чтобы почувствовать всю бесценность этого крошечного существа для нее, так сказать, действенно обрести статус материнства – в слове, ласке, любви.

Современная педагогика процесс пестования малютки обозначила бы как «двусторонний контакт матери и ребенка на основе обратной связи посредством активизации сенсомоторного взаимодействия». И эта премудрость гениально угадана и заложена в традициях народа и обращена к нам, современным женщинам!

Неслучайно врачи-педиатры отмечают, что движения, сопровождающие материнские приговоры (поглаживания, разведение и складывание ручек, переваливание головки с руки на руку, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук и т.д.) являются простейшими, но крайне необходимыми ребенку физическими упражнениями. Они доставляют ему много удовольствия. Это относится и к качанию на ноге и на руках с приговорами «Ай, качи-качи-качи!», «Скок, поскок!» или «А тпру, тпру, тпру!».

Известный исследователь русского поэтического фольклора В.П. Аникин отмечает: «В иных случаях пестушка становилась настоящей игрой, изображающей конскую скачку, катание с горы, пляску… Так пестушка незаметно переходит в потешку – песенку-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка».

Так, например, игра «По кочкам», в которой ребенка покачивают на коленях, а затем делают ВИД, что роняют – малыш повисает между колен, оказываясь как бы в гамаке или на качелях. Эта игра сопровождается приговором:

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам, Прямо в ямку – бух!

                 * * *

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам –

Бултых в ямку!

    Игра не только доставляет удовольствие ребенку, но и тренирует его вестибулярный аппарат, что имеет значение для формирования чувства равновесия при ходьбе.

Заметим, что пестушка предполагает игру с ребенком, когда сам малыш пассивен, а его ручками и ножками действует взрослый, «задавая»определенный ритмический рисунок движения. По сути это пропедевтика (предвосхищение) появления более сложных движений.

Ритмичность пестушки (иногда она обретает вид скандирования: «Тра-та-та, тра-та-та!, «А туту-ту-ту!» и т.п.) развивает чувство ритма. Постепенная смена усилий и пауз образует канву, по которой развивается игровая ситуация. Например, взрослый учит ребенка первым шагам:

Идет котик по лавочке,

Ведет кошечку за лапочки:

Топы, топы – по лавочке,

Цапы, цапы – за лапочки.

Сколько мудрости и сокровенного смысла заключено в народных материнских произведениях! Вспомним: в дворянских семьях «барчат» воспитывали не иностранные бонны и гувернеры, а простые крестьянки, кормилицы, матушки, нянюшки. Неслучайно А.С. Пушкин посвятил самые ласковые строки своей няне: «Ах, умолчу ль о мамушке моей», «Подруга дней моих суровых». Одно то, что русский язык имеет специальную лексику, предназначенную для ребенка, говорит о высокой эмоциональной силе и материнской сути народной педагогики.

Источник