Роль математики в интеллектуальном развитии ребенка

Ольга Белозерова
Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей на тему

«Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».

В настоящее время школа и родители предъявляют большие требования к подготовке детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. В связи с этим эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития интеллектуальных способностей – проблемно-поисковый, а главной формой организации является игра – это полностью соответствует современным нормам ФГТ. В связи с этим занимательная математика и игровой занимательный материал математического характера являются основными средствами развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Занимательная математика выражается в особом характере отношений между воспитателем и детьми. В процессе обучения детей на занятиях отношения воспитателя и детейв краткой и исчерпывающей форме: воспитатель учит – дети учатся. В занимательной математике отношения иные – воспитатель играет с детьми, учит детей игровым действиям и выполнению правил игровых заданий, действий как руководитель и как ее участник.

Интерес, который вызывает занимательная математика, непосредственные эмоциональные переживания сближают детей и воспитателя. Правила многих занимательных заданий требуют сосредоточенности, внимания, усилия мысли, быстрой реакции или способности торможения – все это заставляет ребенка производить разные игровые действия, делать выбор в соответствии с поставленной игровой задачей, требованиями содержания и правил игры. В этой разнообразной деятельности проявляются, формируются опять же умственные способности ребенка – возможность управлять обстоятельствами, создаваемые ходом занимательной игры. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного учения – ребенок учится играя.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они широко используются в детских садах Польши, Франции, Бельгии и других странах. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе используются ещё не достаточно. Причины этого в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов. Учитывая, что в настоящее время насущной стала проблема индивидуально- дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход к каждому ребенку должны занимать все большее место.

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови».

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого либо литературного сказочного героя. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно,а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. К таким играм относятся «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Пентанимо», «Вьетнамская игра», «Листик», «Сфинкс» и т. д.

Читайте также:  Таблица зарубежные теории развития личности ребенка

Смекалки, головоломки вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа не только активизирует мыслительную деятельность, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере они не трудились.

Одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения.

В старшей группе используют логические задачи, в которых надо найти недостающую в ряду фигуру или признак отличия одной фигуры от другой. При решении таких задач используют приемы сравнения, обобщения, абстрагирования.

Кроме того оформляется соответствующая предметно – развивающая среда. Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно,используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечить свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их иргу, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом! Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твёрдо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможность формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.

Перед педагогами всегда должна стоять задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Литература:

1. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж,2006 год.

2. Интернет.

Консультация для воспитателей на тему

«Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».

В настоящее время школа и родители предъявляют большие требования к подготовке детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. В связи с этим эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития интеллектуальных способностей – проблемно-поисковый, а главной формой организации является игра – это полностью соответствует современным нормам ФГТ. В связи с этим занимательная математика и игровой занимательный материал математического характера являются основными средствами развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Занимательная математика выражается в особом характере отношений между воспитателем и детьми. В процессе обучения детей на занятиях отношения воспитателя и детейв краткой и исчерпывающей форме: воспитатель учит – дети учатся. В занимательной математике отношения иные – воспитатель играет с детьми, учит детей игровым действиям и выполнению правил игровых заданий, действий как руководитель и как ее участник.

Интерес, который вызывает занимательная математика, непосредственные эмоциональные переживания сближают детей и воспитателя. Правила многих занимательных заданий требуют сосредоточенности, внимания, усилия мысли, быстрой реакции или способности торможения – все это заставляет ребенка производить разные игровые действия, делать выбор в соответствии с поставленной игровой задачей, требованиями содержания и правил игры. В этой разнообразной деятельности проявляются, формируются опять же умственные способности ребенка – возможность управлять обстоятельствами, создаваемые ходом занимательной игры. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного учения – ребенок учится играя.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они широко используются в детских садах Польши, Франции, Бельгии и других странах. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе используются ещё не достаточно. Причины этого в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов. Учитывая, что в настоящее время насущной стала проблема индивидуально- дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход к каждому ребенку должны занимать все большее место.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет галина шалаева

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови».

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого либо литературного сказочного героя. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно,а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. К таким играм относятся «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Пентанимо», «Вьетнамская игра», «Листик», «Сфинкс» и т. д.

Смекалки, головоломки вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа не только активизирует мыслительную деятельность, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере они не трудились.

Одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения.

В старшей группе используют логические задачи, в которых надо найти недостающую в ряду фигуру или признак отличия одной фигуры от другой. При решении таких задач используют приемы сравнения, обобщения, абстрагирования.

Кроме того оформляется соответствующая предметно – развивающая среда. Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно,используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечить свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их иргу, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом! Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твёрдо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможность формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.

Перед педагогами всегда должна стоять задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Читайте также:  Тест оценка уровня психомоторного развития ребенка журба

Литература:

1. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж,2006 год.

2. Интернет.

Источник

Виктория Жорова
Значение математики в развитии дошкольника

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет современные ориентиры построения образовательного процесса в дошкольном учреждении. Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитиепервичных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе.

«Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.»

Вхождение в мир математики начинается с самого детства.

Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Математика должна занимать важнейшее место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными усвоениями таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Математика – это огромный фактор формирования познавательных и творческих возможностей ребенка, его интеллектуального развития. Она способствует развитию воображения, памяти, эмоций, речи, формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум».

По мнению известных психологов и педагогов (П. Я. Гальперина, Т. В. Тарунтаевой, формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей с математикой является наглядность.

Учитывая это, формирование элементарных математических представлений у воспитанников проводится не только путем целенаправленного обучения на занятиях,но и в режимных моментах: во время дежурства, на прогулке, в играх.

Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую среду, отвечающую требованиям ФГОС. Чем полнее и разнообразнее подобранный материал, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития. Наличие соответствующего материала позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать память, внимание, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, навыки, умения, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры с математическим содержанием развивают творческие способности, логическое мышление, речь, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача воспитателя состоит в том, чтобы научить их не только считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.

Источник