Роль логопеда в развитии речи ребенка

Роль логопеда в развитии речи ребенка thumbnail

Елена Александровна Трафимова
Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным. Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, в том числе недостаточное речевое общение ребенка с родителями. В процессе взаимодействия педагогов с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом – важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Не целенаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома.Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Цель работы: поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Задачи:

1. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

2. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.

3. Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями.

Предварительный опрос родителей показал, что большинство (86%) родителей считают, что их ребёнок нуждается в логопедической помощи. Почти все из них считают необходимым участие родителей в коррекционной работе с ребёнком. Но все родители затрудняются в том, какую именно помощь они могут оказать своим детям.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по формированию у них компетентности в вопросах преодоления речевых нарушений у детей. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование на основе наиболее оптимальных для нашего ДОУ форм работы.Их можно условно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

Родительские собрания

Стенды «Поговори со мною, мама», «Говорим грамотно»

Папки-передвижки (на каждой группе)

Индивидуальные беседы

Практические формы работы:

Домашние задания (логопедическая тетрадь)

Открытые занятия для родителей

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы.

Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени.

Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов.

И в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Индивидуальная работа с родителями имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в коррекции речевых нарушений. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации.

Консультации: В совместной работе учителя-логопеда и семьи необходимы для решения тех или иных проблем речевого развития детей.Наиболее актуальные темы для консультаций: «Артикуляционная гимнастика», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуем выставки пособий, дидактических игр. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.

Одной из форм работы с родителями является Тетрадь. В ней записываются индивидуальные задания по коррекции звукопроизношения, что помогает привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Выполнение заданий позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению предложенных заданий.

Нарушение звуко-наполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Отсюда появилась проблема: как информировать всех родителей по формированию у дошкольников лексико-грамматического строя речи.

Примеры упражнений

Тема «Весна»

Образовать признак по аналогии: март —мартовский, апрель—апрельский. .

упражнение «До — между — после» (повторить последовательность времен года и месяцев).

Тема «Зимние забавы»

Упражнение

«Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов):

конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей) и т. д

Тема «Фрукты» упражнение «Скажи ласково» лимон-лимончик, яблоко-яблочко, абрикос-абрикосик.

Тема «Овощи» Помоги Маше посчитать 2тыквы-5 тыкв, 2 огурца-5 огурцов, 2 помидора-5 помидоров.

Что можно приготовить? (образование относительных прилагательных): салат из капусты-капустный, а запеканка., салат из моркови., а запеканка-…

У нас составлен перспективный план проведения этой игры с родителями и детьми подготовительных к школе групп.

Задачи поставленные учителем-логопедом

· развивать у детей внимание к слову, его различным значениям,

· развивать графомоторные навыки.

· развивать связную речь,

· выработать умение выбирать из своего словарного запаса нужное слово,

· совершенствовать словесно-логическое мышление,

· развивать понимание чужой и активизация собственной речи.

В играх участвуют дети подготовительных к школе групп. Дети группы делятся на пять команд, так как в год всего проводится 5 игр. Каждая команда играет в игру,сценарий который составляется по одному из художественных произведений: К. Чуковский «Федорино горе», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», П. Бажов «Серебряное копытце», А. Толстой «Буратино», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Для укрепления связей между детьми и родителями, для поднятия детской самооценки,для создания ситуации успеха в игре разработаны и строго соблюдаются следующие правила: отсутствует элемент соревновательный, дети и родители играют в одной команде, помогают друг другу, зрители помогают «зарабатывать» буквы, поддерживают участников аплодисментами и танцами.

Читайте также:  Слух и его значение для развития ребенка

Перед игрой осуществляется большая предварительная работа:

1.воспитателями: работа с детьми (чтение произведения, просмотр видеофильма, обсуждение сюжета); организация родителей (собеседование, анкетирование, обговаривание их роли в игре).

2. учителем-логопедом: работа с детьми (обучение детей звукобуквенному анализу и синтезу, развитие фонематического слуха и другое).

Организация интеллектуально-деловой игры «Большие буквы для маленьких детей» строится на основе следующих правил взаимодействия с родителями.

Правило первое – информированность. Родители знакомятся с содержательным аспектом интеллектуально-деловой игры. Им предлагается информация о возможных способах участия в игре, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет проходить игра. Для этого в групповой комнате выделено место, где размещается все, что касается совместной деятельности детей и родителей в предстоящей игре. Информация носит для родителей понятный и привлекательный характер.

Правило второе – добровольность и возможность выбора. Родителям заранее предлагаем выбрать месяц, когда они смогут поучаствовать в игре, а также варианты участия с учётом их интересов и возможностей.

Правило третье – чувство успешности. В письменной форме заранее предлагаются родителям и детям варианты упражнений, подобных тем которые используются в игре. Знакомые игры способствуют успешности выполнения игровых заданий. Мы поддерживаем и поощряем участие членов семьи, благодарим каждого участника за его персональный вклад по окончании игры. В группе также определено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Структура интеллектуально-деловой игры состоит из трёх этапов:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор литературного произведения, просмотр телепередачи в оригинале, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования, составление сценария, проигрывание однотипных игр, организацию родителей.

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игр–это анализ ее результатов: награждение семей-участников, обсуждение проблем родителей в воспитании детей.

Итак, какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят

Источник

Консультация для родителей

«Роль учителя- логопеда  в развитии речи дошкольников».

С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садов с логопедическими группами. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость группы в среднем 25-30 детей, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником. Именно поэтому очень важно, чтобы в детском саду дети находились под пристальным вниманием логопеда.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправления – обязательный раздел всего комплекса работы по развитию речи.

Формирование звукопроизношения и фонематического слуха является важнейшим условием для  усвоения детьми грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.

Коррекционную работу учитель-логопед проводит в утренние часы, когда у ребенка высокий уровень работоспособности. Занятия со специалистом в зависимости от степени тяжести речевого дефекта проводятся индивидуально 2-3 раза в неделю. На каждого ребенка заводится  тетрадь, в которой отражается проделанная за неделю работа, а на выходные дни родители получают домашнее задание с инструкцией к выполнению. Это для закрепления навыков, приобретенных на занятиях. Например, ребенку поставлен правильный звук, но для его введения в речь необходимы постоянные тренировки с проговариванием речевого материала, родителям предоставляются варианты заданий, способствующих автоматизации звука в речи ребенка. Таким образом, совместная работа учителя-логопеда с родителями дает положительный результат в коррекционной логопедической работе, сокращает временной период устранения речевого дефекта.

Содержание логопедических занятий включает в себя следующие направления:

1.  Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2.  Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3.  Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4.  Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5.  Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6.  Работа над слоговой структурой слова.

7.  Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8.  Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов…)

9.   Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10.  Развитие грамматического строя речи

11.  С воспитанниками   проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

       Таким образом, работа учителя-логопеда в детском саду – важная составляющая часть всего образовательного и воспитательного процесса, оказывающего незаменимую помощь как родителям детей с речевой патологией, так и педагогам, работающим с такими детьми.

В успешной работе логопеда значимую роль играет понимание со

стороны родителей (законных представителей) ребенка. При зачислении

воспитанника в логопедическую группу мы не находим должного содействия

при подготовке пакета документов для комиссии РПМПК, которая выдает

справку для дальнейшего обучения в логопедической группе.

 Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого-

педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми,

чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и

максимально эффективным.

Источник

В современных условиях огромного роста речевой патологии у детей ведущей
фигурой в деле преодоления у них связанной с этим неуспеваемости в школе
является учитель-логопед, способный предупредить их возникновение. Еще до начала
начального образования каждый ребенок должен овладеть правильным
звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться
грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий
он оказывается не готовым к обучению в массовой школе, начиная с невозможности
полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на
практике даже хорошо выученных грамматических правил. Каждый из трех
вышеперечисленных “разделов” (звукопроизношение, словарный запас, грамматический
строй речи) требует отдельного разговора. Начать этот разговор удобнее всего со
звукопроизношения, поскольку его формирование заканчивается во вполне
определенные сроки и степень его сформированности поддается строгой
количественной оценке.

Читайте также:  Ребенок до года развитие по месяцам видео игры

Владение ребенком умением правильно произносить все звуки речи и
дифференцировать их на слух является непременным условием успешного овладения
грамотой, обучение которой на русском языке проводится именно по звуковому
аналитико-синтетическому методу.

В норме овладение правильным произношением всех звуков речи у детей
заканчивается к пяти, реже – к шести годам, вследствие чего к началу школьного
обучения эта проблема, казалось бы, уже не должна существовать. Однако на
практике дело обстоит иначе, причем в последние десятилетия в связи с
общеизвестными причинами положение дел в этом отношении резко ухудшилось, о чем
свидетельствует неумолимая статистика. В подтверждение этого приведем
соответствующие сравнительные цифровые данные.

В 50-е годы число детей с патологическими формами нарушения
звуко-произношения, поданным разных авторов (А.Н. Омельченко, М.Е. Хватцев),
составляло в среднем от 7–8 до 17 %. Причем вторая цифра, казалась тогда
неимоверно большой и на первых порах даже вызывала недоумение специалистов. Ее
правомерно объясняли негативным влиянием пережитой жителями этого города
блокады, что не могло не отразиться и на следующем поколении людей.

А вот что мы отмечаем в наши годы. В результате обследования 868 детей
детских садов, получены следующие данные. Среди детей всех возрастных групп
(младшей, средней, старшей и подготовительной) нормальное звукопроизношение было
лишь у 28,2 %, причем наименьший процент (6 %), как и следовало ожидать,
пришелся на младшие группы. Из числа остальных детей с еще не установившимся
звукопроизношением на “физиологическое косноязычие” пришлось лишь 22,4 %, тогда
как остальные 49,4 % составили патологические формы, не укладывающиеся в рамки
нормального онтогенеза и требующие помощи специалистов. Об особой устойчивости
такого рода дефектов свидетельствует то, что даже у детей подготовительных групп
они составили 40,5 % (против 52,6 %, имевших место в младших группах).

Особую тревогу вызывает явное преобладание полиморфных форм нарушений (76 %)
над мономорфными (24 %), причем даже в подготовительных группах именно
полиморфные формы составили 54,5 %.

Что касается распределения патологических видов нарушения звукопроизношения
по их причинной обусловленности, то наибольший процент задает на стертые и
выраженные дизартрии, вызванные паретичностью артикуляторных мышц (60 %).
Механические дислалии, связанные с дефектами в строении периферического отдела
речевого аппарата, в “чистом” виде составили 6,7 %; сенсорные функциональные
дислалии, связанные с нарушением слуховой дифференциации звуков, – 11,2%.
Смешанные формы нарушения звукопроизношения имели место в 21,2 % случаев, причем
здесь всегда присутствовал дизартрический компонент. Таким образом в целом
дизартрии разной степени выраженности составили 81,2 %.

Несовершенство звукопроизношения у приходящих в школу детей (тем более что 76
% его приходится на полиморфные формы!) приводит к появлению у них трех из пяти
выделяемых в настоящее время видов дисграфии – на почве нарушения фонемного
распознавания, артикуля-торно-акустической и, как следствие отставания ребенка в
фонетико-фоне-матическом развитии, к дисграфии на почве различных форм нарушения
языкового анализа и синтеза слов.

Как показывает печальный опыт обучения таких детей, устранять эти пробелы в
период уже начавшегося школьного обучения бывает достаточно сложно. Многие
обучающиеся вплоть до старших классов школы так и не смогли преодолеть трудности
в различении акустически близких звуков. Вот что значат упущения дошкольного
возраста и чем оборачиваются в дальнейшем несовершенства звукопроизношения!
(Напомним, что в норме дети дифференцируют все звуки речи на слух начиная с
2-летнего возраста, а звуковые замены в произношении полностью исчезают к 5
годам).

С учетом всего вышесказанного о состоянии звукопроизношения у детей,
первоочередной задачей учителя-логопеда дошкольного учреждения должно являться,
возможно более раннее отграничение так называемого “возрастного косноязычия” от
патологических его форм у всех без исключения детей, посещающих детский сад.
Необходимость этого диктуется тем, что именно эти последние формы в настоящее
время стали преобладающими – они составляют 49,4 % против 22,4 %, приходящихся
на возрастные своеобразия детской речи.

Разграничить эти два вида неправильного произношения звуков, а значит, и
выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи, вполне возможно, уже в
младших группах детского сада.

Недопустимость подобного промедления можно достаточно убедительно доказать
таким постоянно наблюдаемым нами явлением. Когда у ребенка 3–4 лет остается
невыявленным, а значит и неустраненным, нарушение слуховой дифференциации тех
или иных речевых звуков, то у него надолго задерживаются характерные для раннего
онтогенеза звуковые замены в устной речи, которые лишь внешне похожи на
“физиологическое косноязычие” (после пяти лет его приходится называть уже
“задержанным”). Если время и далее продолжает упускаться и эти замены не
устраняются в дошкольном возрасте, то в период обучения грамоте они неизбежно
отражаются и на письме. А это уже есть третий дефект –
артикуляторно-акустическая дисграфия, но самое печальное заключается здесь в
том, что при попытке преодолеть данный вид дисграфии все равно приходится
начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков. Так не проще ли было бы
это сделать еще в младшей группе детского сада, не подвергая ребенка, а затем и
подростка почти постоянным стрессам, связанным с повседневными трудностями в
учебе?

Единственный возможный выход из имеющейся на сегодняшний день очень сложной,
а точнее сказать – катастрофической ситуации мы видим в следующем:

  1. Учитывая большую распространенность дизартрии (81,2 % от общего числа
    нарушений звукопроизношения!) и наличие у некоторых детей механической
    дислалии, уже в младших группах детского сада у каждого ребенка необходимо
    исследовать речевую моторику и выявить возможные дефекты в строении речевого
    аппарата, поставив об этом в известность родителей. Это даст им возможность
    своевременно предпринять соответствующие лечебно-профилактические меры по
    развитию подвижности артикуляторных мышц и по коррекции имеющихся
    анатомических дефектов, что в дальнейшем существенно облегчит работу
    логопеда.
  2. Не позднее чем в 3–4-летнем возрасте у каждого ребенка должно быть
    исследовано состояние слуховой дифференциации звуков, в случае нарушения
    которой необходимо сразу принять соответствующие меры. При наличии теперь
    многих популярных логопедических пособий воспитание этой дифференциации
    вполне можно поручить самим родителям.
  3. Ни один ребенок не должен быть “выпущен” из подготовительной группы
    детского сада и поступить в школу с неустраненными полными звуковыми
    заменами, неизбежно отражающимися на письме.
  4. Все дети подготовительных групп обязательно должны овладеть простейшими
    видами фонематического анализа слов, без чего они встретятся очень большими,
    а порой и непреодолимыми трудностями в период обучения грамоте, что не
    только резко омрачит уже самые первые их школьные дни, но и приведет к
    дальнейшему “наслаиванию” учебных проблем.
  5. Начинать коррекцию патологических форм нарушений звукопроизношения
    следует не в старшей и подготовительной группах, а значительно раньше, пока
    дефект менее упрочен, а значит легче поддается коррекции, и пока на его
    основе не успели сформироваться вторичные и третичные отклонения. В
    противном случае вместо одного дефекта придется устранять уже два или три.
  6. К коррекционной работе нужно возможно шире привлекать родителей, давая
    им необходимые консультации и отсылая к соответствующей специально для них
    написанной популярной литературе. Это относится и к воспитателям.
Читайте также:  Нарушение в психическом развитии человека ребенка их систематика и статистика

Все эти “мероприятия”, не требующие никаких дополнительных затрат,
существенно изменят ситуацию к лучшему и позволят большинству детей избежать
многих школьных проблем.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что именно логопеды дошкольных
учреждений должны сыграть сейчас свою исключительно важную и совершенно
незаменимую роль! Нужно до конца понять, что помочь имеющемуся на сегодняшний
день огромному числу детей с дисграфией, можно только путем одновременного
усовершенствования логопедической работы по двум взаимосвязанным направлениям.

Прежде всего, это можно сделать за счет своевременного преодоления имеющихся
у дошкольников отклонений в речевом развитии. Это позволит основной массе детей
успешно овладении грамотой и приступить к усвоению школьной программ, прибегая в
случае необходимости к помощи школьных логопедов.

Второе направление, являющееся логическим продолжением первого, будет
заключаться в последующем значительном и, по сути, невольном повышении
эффективности работы школьных логопедов. Это произойдет как по причине резкого
сокращения учеников, нуждающихся в их помощи, так и в связи с тем, что они
получат, наконец, реальную возможность заниматься своим прямым делом, не тратя
основное время и силы на развитие более чем у половины учащихся школ тех
функций, которые должны были быть сформированы у них еще в дошкольном возрасте.

О третьем тоже очень важном для выхода из нынешней далее уже нетерпимой
ситуации направлении, дополняющем первые два, – о необходимости хотя бы
элементарной логопедической подготовки в учебных заведениях будущих педагогов
начальных школ – мы здесь не говорим, поскольку это выходит за пределы
содержания нашей работы.

Можно сказать, что и в нашем городе назревает проблема – учащихся начальных
классов с нарушениями речи всё больше, но нет условий для её коррекции. Теряется
преемственность между детскими садами и школами. После выпуска из речевых групп
дошкольных образовательных учреждений детям (с дизартрией средней степени, ОНР
2, 3 уровня), которым были рекомендованы занятия на 3 года в пятилетнем (а то и
в 6-летнем ) возрасте негде совершенствовать речевые навыки. Также многие
родители игнорируют рекомендации учителя-логопеда детского сада, отказываются
переводить ребёнка в специализированный детский сад для детей с нарушениями
речи, и также не редкими бывают случаи, когда они отдают ребенка с речевой
патологией в 1 класс общеобразовательной школы.

Возрастает потребность в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи,
поскольку логопедическую помощь в других условиях они получить не смогут. Так
как только в речевых школе предусмотрены специальные уроки произношения; урокифонетики грамматики , правописания; развития речи; чтения по специальной
программе, позволяющей скорректировать и устранить имеющиеся недостатки,
специальные логопедические занятия ребенка с учителем-логопедом создают основу,
фундамент для речевого развития. Для совершенствования произносительной стороны
речи, коррекции моторики, развития пространственных представлений, чувства ритма
в речевых школах введены уроки логоритмики.

Ситуация осложняется и поступлением в первые классы детей из так называемых
неблагополучных (асоциальных) семей. Эти обучающиеся, чаще всего, не посещавшие
детские сады, обладают замедленным темпом интеллектуального и психофизического
развития, имеют бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха,
нарушение звукопроизношения, недостаточно развитую мелкую моторику. Если такие
дети не получат квалифицированную логопедическую помощь, дефекты речи могут
препятствовать полноценному усвоению программного материала, тормозить их общее
развитие, а нередко способствовать появлению отрицательных характерологических
особенностей, что в дальнейшем создаёт трудности в социальной и трудовой
адаптации.

В нашем ОУ была проведена диагностика выпускников дошкольников за 4 года
работы:

Общая статистика за 4 года.

Выпущено в школу 84
ребенка
4 года
занятий с логопедом

40 человек

3 года
занятий с логопедом

17 человек

2 года
занятий с логопедом

18 человек

1 год занятий
с логопедом

9 человек

речевая школа – 3 чел7,5%речевая школа – 1 чел5,9%речевая школа – 0 чел0 %речевая школа – 3 чел33,3%
традиционное обучение – 16 чел.40%традиционное обучение – 7 чел.41%традиционное обучение – 8 чел.44,5%традиционное обучение – 3 чел.33,3%
повышенный уровень содержания образования–
21 чел.
52,5%повышенный уровень содержания образования
–9 чел.
53,1%повышенный уровень содержания образования
–10 чел.
55,5%повышенный уровень содержания образования –
3 чел.
33,3%

Большинство детей поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная
(коррекционная) начальная школа – детский/сад №235” имеют диагноз: Дизартрия
средней степени тяжести ОНР II, III уровень.

Реализовывая коррекционную программу “Организация коррекционной деятельности
на основе взаимосвязи всех специалистов дошкольного учреждения” которая
рассчитана на обучение детей с 3-х летнего возраста в течении 4 лет мы пришли к
выводу , что в результате 4-х летней коррекционной работы у большинства детей
речевое развитие достигает нормы.

Среди детей занимающихся с логопедом в течении 3-х, 4-х лет согласно
статистике 53,1% (52,5%) в дальнейшем продолжают обучение в классах с повышенным
содержанием образования. и лишь около 5,9% (7,5%) детей в дальнейшем обучаются в
речевой школе – это связано с тем , что в процессе работы у ребенка выявляются
грубые, стойкие нарушения позволяющие говорить о более сложной речевой
патологии.

Однако детям, посещающим дошкольное образовательно-коррекционное учреждение V
вида более короткий (1-2 года) срок за частую не удается достичь нормального
уровня речевого развития (в силу сложного диагноза или малого срока обучения) и
им рекомендовано продолжить обучение в школе для детей с тяжелыми нарушениями
речи (согласно статистике – это 33,3%)

Существует и такая категория детей, которым достаточно 2-х летнего пребывания
в логопедической группе и они также способны обучаться в классах с повышенным
уровнем содержания образования (согласно статистике – это 55,5%).

Проанализировав работу учителей-логопедов в школах видно, какие трудности
встают на их пути:

  • увеличение численности обучающихся с нарушениями речи;
  • неоднородный состав речевых патологий у школьников (что создаёт проблему
    комплектации групп);
  • нет должной преемственности вработе дошкольных и школьных
    логопедических служб;
  • недопонимание со стороны администрации школ (как следствие очень мало
    открытых школьных логопунктов в городе);
  • сокращение кадрового состава учителей-логопедов (потеря рабочих мест)

И в наше просвещенное время создание условий для детей, имеющих проблемы в
развитии речи должно быть приоритетным.

Источник