Роль личности взрослого в воспитании и развитии ребенка
Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.
От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, – его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.
Первая функция – взрослый – носитель ценностей – может реализоваться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.
С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущий метод, способствующий реализации данной функции в целенаправленной форме, для ребенка – наблюдение, а для взрослого –организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.
При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого – иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так вешка ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может’ наблюдать и перенимать.
Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка – взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.
Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым, обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами.
Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка, а при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Однако стихийная форма организации процесса передачи социального опыта лишь тогда успешна, когда воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогической импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и др.
Стихийной эту форму можно назвать лишь условно, так как любая педагогическая импровизация возможна лишь тогда, когда педагог владеет профессиональным мастерством – именно оно «подсказывает» правильный выход из нестандартной ситуации.
В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге – для прогресса человечества.
Итак, взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Презентация на тему: «Роль взрослого в воспитании и развитии ребенка» :
2 слайд
Описание слайда:
Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: Служит носителем ценностей и человеческого опыта Является организатором процесса воспитания и обучения
3 слайд
Описание слайда:
Взрослый – носитель ценностей
4 слайд
Описание слайда:
«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети,- гипнотизацией, заразительностью примера.» Л.Н. Толстой
5 слайд
Описание слайда:
Родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания
6 слайд
Описание слайда:
Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений
7 слайд
Описание слайда:
В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей
8 слайд
Описание слайда:
Ведущий метод, способствующий реализации функции «Взрослый-носитель ценностей» в целенаправленной форме Для ребенка: наблюдение
9 слайд
Описание слайда:
Для взрослого : организация совместной деятельности.
10 слайд
Описание слайда:
Педагогические ситуации.
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Взрослый – организатор процесса передачи социального опыта
13 слайд
Описание слайда:
Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность
14 слайд
Описание слайда:
Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка
15 слайд
Описание слайда:
ВОСПИТЫВАЕТ ВСЕ: ЛЮДИ, ВЕЩИ, ЯВЛЕНИЯ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО И ДОЛЬШЕ ВСЕГО – ЛЮДИ. ИЗ НИХ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ – РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ. А.С. Макаренко
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-732268
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Зоя Гаврилова
Консультация для воспитателей и родителей «Роль взрослого в развитии и воспитании детей: условия, подходы»
Взрослыйвыполняет в становлении личности ребенка две основные функции:
1) служит носителем ценностей и человеческого опыта;
2) является организатором процесса воспитания и обучения.
Первая функция (взрослый – носитель ценностей) может реализоваться различными способами, в том числе и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания. Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно, когда дело касается моральных явлений.
С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых.
Ведущий метод, способствующий реализации функции в целенаправленной форме, для ребенка – наблюдение, а для взрослого организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.
Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка – взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность.
Родители же могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка.
Основное влияние взрослых на развитие личности ребенка заключается в организации усвоения им моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе Сильнее всего на ребенка влияет поведение близких ему людей Он подражает им, принимает их манеры, заимствует у них способ оценки людей, событий, вещей Однако это влияние не ограничивается близкими людьми Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью множества людей, наблюдая за тем, как они работают, слушая рассказы, сказки, просматривая фильмы и т. д. Для него образцом является поведение людей, которых уважают, о ком одобрительно говорят. Решающими в освоении образцов поведения являются оценки, которые дают взрослым, детям, персонажам сказок, фильмов, рассказов люди, мнение которых для ребенка наиболее важно.
Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, учат ребенка правилам поведения, настраивают на положительные поступки.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, касающиеся культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима, обращения с игрушками. Подчиняясь требованиям взрослых, они сами пытаются овладеть этими правилами Нередко, в дошкольном учреждении дети обращаются к воспитателю по поводу нарушения правил поведения их сверстниками. Эти заявления зачастую является своеобразным просьбой подтвердить правило и его обязательность для всех. В некоторых ситуациях дети спрашивают, можно ли так делать, этим они открывают новое, неизвестное правило.
В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте очень важным является усвоение правил взаимоотношений с другими детьми, поскольку осложнения деятельности детей порождает необходимость учета прав и интересов товарища. Детям нелегко осваивать такие правила, часто применяют их формально, не понимая сути и особенностей конкретного случая. Овладение ими происходит на основе опыта.
Ближайшим социальным окружением ребенка является, как правило, семья Долгое время она ощутимо влияет на формирование личности подрастающего человека. Семейная микросреда имеет особую значимость в развитии ребёнка, такие воздействия, как одобрение и неодобрение родителей, является регулятором и стимулом психического развития ребенка от их характера зависит формирование некоторых свойств ребенка и его поведения.
Воспитание с использованием строгих, но противоречивых требований и запретов, как утверждают психиатры, приводит у детей неврозы, навязчивые состояния и психостению. Отрицательно влияют на их самооценку и, порождают неуверенность в собственных силах попытки взрослых изолировать ребенка от сверстников, лишения его элементарной самостоятельности, надоедливые наставления и нравоучения, оскорбления, унижения, высмеивание и физические наказания за ошибки и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценности.
В каждой семье между ребенком и родителями, несмотря на определенные общие признаки, складываются особые индивидуальные отношения, в зависимости от использования родителями методов воздействия их отношения с детьми квалифицируют как демократического и авторитарного вида.
Под демократической формой семейного влияния взрослые пытаются на равных контактировать с ребенком, доверяют ему, уважают его мнение, разъясняют принятые в семье правила, содержательно отвечают на детские вопросы и т. д.
Использование многих ограничений в отношении детей предусматривает авторитарная форма семейного влияния. Родители-диктаторы заботятся о непоколебимости собственного авторитета, неуклонное подчинение детей их воли, до минимума сводят общение с целью объяснения правил поведения и т. д.
Дети из демократических семей чаще проявляют склонность и стремление к творчеству, инициативность, лидерские качества, нонконформизм (неприятие приспособленчества, адекватную эмоциональность в социальных взаимоотношениях.
Психологический климат в семье, который отображается на характере общения с детьми, уровне интереса к ним, их проблемам, заботе и внимании к ним, является существенным фактором формирования морального облика ребенка. Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее формируется как личность, тем более подвержен пассивности и апатичности, тем выше вероятность формирования у него слабого характера. Дружеские отношения, теплая семейная атмосфера, в которой растет ребенок, способствуют формированию чувства личной защищенности, уверенности в себе, оптимизму.
На формирование личности дошкольника влияет и состав семьи. Ребенок, в воспитании которого, кроме родителей, участвуют бабушки и дедушки, более способен к сочувствию, дружелюбию, однако менее самостоятелен и упорен, ему не достает организаторских способностей.
Влияние родственников на развитие ребенка зависит от того, как он относится к ним, оценивает их. Приверженность ребенка к родным выражается в желании быть рядом (особенно, когда ребенок болеет или переживает страх, напуган, играть с ними, сделать им приятный подарок, в сопереживании радости и печали родителей. Эти чувства дети реализуют и в рисунках, высказываниях.
Особая роль в семейной микросреде ребенка принадлежит матери, поскольку ей отдают предпочтение дети всех возрастных групп. Важное значение имеют также отношения с отцом, братом, сестрой, дедушкой и бабушкой, нередко – с далекими родственниками.
Источник
Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.
В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти, но и к умению организовать свое поведение.
Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного, возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями — наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами.
Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы. Прослушав историю о мальчике, который заблудился в лесу и был спасен крестьянином-дровосеком, ребенок пяти лет говорит: «Дядя хороший, он мальчика нашел, а лес плохой, он его заблудил». Прослушав ряд русских сказок об Иванушке-дурачке, мальчик четырех с половиной лет спросил: «Мамочка, дураки хорошие или плохие?»
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правила обращения с игрушками. Они не просто подчиняются требованиям взрослых, но и сами стремятся овладеть правилом. В детском саду дети обращаются к воспитателю с заявлениями и жалобами по поводу нарушения правил поведения их сверстниками. Эти заявления чаще всего представляют собой не ябедничество, а своеобразную просьбу подтвердить правило, указать его обязательность для всех.
В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил.
На протяжении дошкольного возраста изменяется степень осознанности, с которой дети начинают выполнять правила поведения. Дети младшего и среднего дошкольного возраста привыкают выполнять правила и обнаруживают иногда даже чрезмерную «любовь к порядку», не соглашаясь с малейшим его нарушением.
К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В этот период дети не только сами начинают подчиняться правилам, но и следят за их выполнением другими детьми.
Большое значение в усвоении образцов и правил поведения имеет развитие у детей-дошкольников чувства гордости и чувства стыда. Дошкольник начинает испытывать чувство гордости не только по поводу выполнения одобряемого взрослыми действия, но и по поводу собственных положительных качеств (смелости, правдивости, готовности поделиться с другими). Он как бы примеривает свое поведение к положительно оцениваемым образцам, понимая, что сходство с ними даст ему основания гордиться собой.
Чувство стыда, которое в раннем детстве вызывается, как правило, прямым вмешательством взрослого, у дошкольника возникает уже и в тех случаях, когда он сам понимает, что поступил не так, как от него ожидали: нарушил правило, отступил от положительно оцениваемого образца. Ребенок стыдится проявлений трусости, грубости, жадности, невежливости и т. д.
Источник