Роль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенка

Выступление на педсовете Мусатовой Т.Т.

на тему:

Кукольный театр как средство развития творческих способностей.

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, в тоже время, ненавязчивое педагогическое средство обучения и воспитания.

С помощью кукольного театра опытный педагог сможет привить ребенку любовь к творчеству и познанию, укрепит его веру в собственные силы, поможет личностному росту.

Кукольный театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

— художественным образованием и воспитанием детей;

— формированием эстетического вкуса;

— нравственным воспитанием;

— развитием коммуникативных качеств личности;

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.

— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Кукольный театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Через театр ребенок научится без лишнего труда понимать человеческие взаимоотношения, по достоинству будет ценить искренность, доброту, честность и всегда отдавать себе отчет в том, что такое хорошо, а что такое плохо. Театр помогает видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту изюминку, которая делает его личность неповторимой.

Театральные импровизации позволяют детям сформировать полноценные представления о мире, дают возможность юному актеру выплеснуть свою энергию. Кому в раннем детстве посчастливилось прикоснуться к волшебству театрального искусства, тот всегда будет находить вокруг себя доброе и светлое, тот никогда не очерствеет душой, не обеднеет духовно.

Самое ценное в играх, включающих элемент перевоплощения, — а все дети любят «примерять» на себя роль различных героев, — это возможность напрямую взаимодействовать с другими участниками. Ребенок приобретает важный опыт, когда ставит себя на место другого человека, животного или игрушки. Ему приходится решать необычные задачи, например, передавать их характер, повадки и т.д. Ребенок приобретает в театрализованных играх новые выразительные средства: изменение интонации, тембра и силы голоса, знаковые жесты и движения и т.д.

Игра в кукольный театр развивает такие навыки и умения:

1. Мелкую и крупную моторику.

Мелкая моторика развивается, когда ребёнок примеряет кукол на пальчики и ручки, когда изучает куклу, ощупывая каждую её деталь, когда учится управлять куклой во время спектакля, когда сам мастерит куклу для представления.

Крупная моторика развивается когда, когда ребёнок полностью задействован в постановке, и его задача — не просто привести куклу в движение, а уже быть полноценным участником представления (перемещаться «на сцене», управлять куклой, выполнять определённые действия под музыкальное сопровождение, двигаться синхронно с другими участниками спектакля и так далее). Всё это помогает ребёнку более чётко координировать свои движения, гармонично управлять своим телом.

2. Память.

Знакомство с героями, заучивание отдельных слов и целых ролей способствует развитию памяти у младших школьников. Ребёнок учится не только запоминать, но и выстраивать логические и речевые последовательности, так как кукольный спектакль — это определённая цепочка слов и действий.

3. Образное мышление.

Ребёнку, участвующему в представлении кукольного театра, важно видеть полную картину действия. Очень важны репетиции спектакля, так как ребёнку трудно сразу запомнить ход пьесы.  На репетициях дети мысленно представляют свой ход действия, последовательность появлений героев, воображают звуковые и световые эффекты, представляют как им будут аплодировать зрители в конце спектакля.

4. Чувства уважения и такта, навыки общения.

Когда ребёнок участвуют в связке с другими детьми, ему приходится встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным по отношению к другим детям, сдерживать свои эмоции.

5. Творческие способности.

Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в спектакле, от сценарного плана до декораций. Дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности. Дети Кукольный театр даёт возможность детям выплеснуть наружу свои эмоции и фантазию.

Кукольный театр воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Кукольный театр —  наиболее демократичный и самый доступный из всех видов искусства для детей. Он дает возможность решить большое количество современных проблем обучения и психологии, которые связаны с изобразительным и моральным воспитанием, развитием  личностных качеств, памяти, фантазии, раскрепощенности, воображения и предприимчивости.

Все это происходит благодаря тому, что кукольный театр очень близок детям. Играя в куклы,  стеснительный ребенок ощущает свободу и обретает раскованность, которая помогает в общении. Тем более что куклы могут обучить главным урокам жизни.

Кукольный театр благоприятно влияет на развитие моторики, координации движений,  активизирует визуальное и слуховое созерцание, память, правильную речь, внимание, обогащает словарный запас ребенка.  Специалисты уже давно выяснили, что движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи  с работой мозга, а в следствие,  и с развитием речи, мышления.

Источник

Вера Ивановна Ашихманова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра

Актуальность темы

Театр кукол – наиболее распространенная форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают ее как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поет, смеется и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.

Приобщаясь с раннего детства к театральному искусству, ребенок внимательно наблюдает за поведением различных сказочных героев, сопереживает им, смеется вместе с ними, представляет себя на их месте. Часто дома в кругу сверстников он заново проигрывает запомнившиеся сказки посредством кукол, домысливает действия главных героев, вносит своё видение в их поведение. Это говорит о том, что ребенок начал творить, в нем развивается стремление перевоплощаться. Мысленно он проецирует сказочные образы, зародившиеся в его мозгу, на их подобие в действительности, у юного фантазера возникают идеи о появлении в реальности придуманных персонажей. И прекрасной возможностью воплотить все нереализованные мечты становится детский кукольный театр.

Кукольный театр нельзя назвать простой игрой, это еще и отличное средство для активного развития речи, логики мышления, расширения словарного запаса, развития творческих возможностей ребенка и его воображения. Зачастую, забывая о проверенных временем играх, которые развивают ребенка, родители делают ошибку, отдавая предпочтения новым изобретениям в игрушечном мире, Интернету, компьютерным играм и телевизору. Как результат всего этого ребенок может стать малообщительным и испытывать трудности при формулировке и озвучивании самых простых своих мыслей.

Хороший способ избежать этой проблемы — детский кукольный театр. Театр поможет обучить дошкольника правильно вести диалог, научит его находить выход из сложных ситуаций, которые так часто встречаются в жизни. Кроме всего прочего, все события, что происходили с ребенком за ширмой, сохраняться в его пытливой детской памяти как яркие воспоминания. Юный кукловод сам сможет понять, что ни один робот, приставка или какие-либо другие игрушки из мира новых технологий не смогут подарить ему ощущения волшебства, которое дает ему театр. При всем этом ребенок дополнительно учится общаться, творить и играть с другими детьми.

Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Цель нашей работы:

Создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами кукольного театра.

Задачи:

1. Обучать детей приемам кукловождения различных видов кукол; формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, рассказов, песен.

2. Развивать у детей мелкую моторику рук, речь и коммуникативные навыки; умение снимать мышечные зажимы, скованность; находить свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

3. Воспитывать интерес к кукольному театру; поддерживать и поощрять детей активно участвовать в театральных представлениях; бережное отношение к куклам.

1. Магия кукольного театра

Какой ребенок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого “оживления”, которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо “живой” игрушки все-таки возможно!

О тряпичной мягкой кукле, которую можно “оживить” с помощью руки и “одушевить” силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить ребенка с мягкой игрушкой – перчаткой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Он уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну “живой и говорящей” игрушки – все одновременно выражается на лице. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок “сливается” с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть.

С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.

Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная – изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма.

Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний.

Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут ребенку ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка.

Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека.

Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов (“жили-были”, “жить поживать да добра наживать”, «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. В ребенке изначально заложено стремление к игре, каждый хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Именно этому и поможет театр кукол.

2. Организация кукольного театра в детском саду

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним.

Как сделать, чтобы радость от общения с куклами стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду! «Актеры» и «актрисы» в нем должны быть яркими, легкими, доступными в управлении.

2. 1 Виды кукол и способы их изготовления детьми

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные своими руками, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности (приложение 2).

Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

Самый простой в изготовлении – фланелеграф. Нарисовать на тонком картоне фигурки. Вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран: плотный картон обтянуть куском фланели (35х 30 см).

Игрушки из коробок. Отобрать коробки разной формы и размера (от пищевых продуктов, парфюмерных товаров, несыпучих лекарственных средств и др., склеить их, обклеить кусочками бумаги, ткани и оформить вырезанными элементами. Любую коробку можно приспособить и для головы куклы. Важно только, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребенка. Такую куклу можно сделать игрушкой – говорушкой, вырезав отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия шевелить указательным пальцем, создается иллюзия, что кукла говорит.

Интересны игрушки, сочетающие игрушку – вертушку и бибабо. Делают их так: голова прикрепляется к палочке, полоса ткани собирается в сборку и прикрепляется к палочке (шее, а на ткани (платье) прорезают два круглых отверстия, куда вставляются большой и указательный пальцы. Своеобразие игрушки в том, что участвуют в работе обе руки. Левая держит палочку, а пальцы правой руки вставлены в отверстия. У такой куклы головка может поворачиваться, и руки действовать более свободно (держать предмет, хлопать в ладоши и т. д.)

Куклы из воздушных шаров. Голова делается из надутого шара. Нос можно сделать так: отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой, получится на большом шаре маленький. Шарик привязывают к палочке (длиной 20-25 см, сшивается ткань крупными стежками швом «вперед иголку», собирается на сборку, стягивается и прикрепляется к шее (надевается, как на вешалку). К плечам куклы пришиваются руки – полосы ткани, собранные на конце в резинку. Резинки надеваются на запястье. Куклой действуют вдвоем. Один левой рукой держит палочку в том месте, где шея, другой задействует правую руку.

Куклы из варежек. Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверушку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка – туловищем. К нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки). Если не найдется ненужных варежек, можно сшить их из старых вязаных вещей или ткани. При этом можно не выкраивать место для большого пальца. Разные детали к такой варежке пришиваются.

Изготавливая с детьми куклы для театров, прежде всего, смастерить тех персонажей, которые часто встречаются в народных сказках, произведениях, рекомендуемых для разных возрастных групп. Самостоятельная театрализованная деятельность детей будет более интересной, если детям предлагать самим мастерить и играть с разными куклами. Играя с ними, дети создают свои сказки, фантазируют, творят. Для них это школа общения, самовыражения, познания, творчества.

2.2 Правила кукловождения

Обучение приемам кукловождения лучше начинать с театра ложек. Кукла, изготовленная из деревянных ложек, легка в управлении. Ребенок берет ложку за ручку и поднимает ее вверх. Рука ребенка спрятана под юбочкой, надетой на ложку.

Работая с ширмой, ребенок должен ощущать, что кукла «идет» не проваливаясь и не слишком возвышаясь. Нужно научить передавать походку, образ данного персонажа (легко, вперевалочку, суетливо и т. д.). Уходить кукла должна постепенно – так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая кукла в этот момент внимательно «слушает», на время прекращает любое движение. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол произносит свою реплику. Во время беседы куклы должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой. Важно, чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы. Этюды помогут «оживить» куклу, освоить основы кукловождения.

Заключение

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.

В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Роль кукольного театра в развитии ребенка-дошкольника невозможно переоценить. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличии от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Кукла помогает установить контакт с ребенком, если он «закрепощен», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей, вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребенок, особенно младшего возраста, быстрее идет на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребенку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.

И последнее – хочется, чтобы кукольных театров было больше и больше, чтобы они вошли в повседневную жизнь дошкольных учреждений и, по возможности, в семью, где есть маленькие дети, чтобы спектакли были интересными, яркими и содержательными.

Мы стремимся к тому, чтобы сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Список используемой литературы

1. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [текст]: Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ». – М. : ТЦ Сфера, – 2009. – с. 128

2. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети» [текст]: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н. Ф. Сорокина., Л. Г. Миланович – М. : АРКТИ. – 2002. – с. 208

3. Караманенко, Т. Н., Караманенко, Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам [текст]: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – М. : Просвещение. – 1973. – с. 224

4. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии [текст]: Серия «Вместе с детьми». – М. : ТЦ Сфера. – 2003. – с. 128

5. Чеканова, О. Л. От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире [текст] / О. Л. Чеканова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб: Реноме, 2012. — С. 136-137.

6. Асташова, А. Г. Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях в детском театре кукол [текст] / А. Г. Асташова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф.

(г. Москва, июнь 2013 г.). — М. : Буки-Веди, 2013. — С. 98-101.

Приложение 1

Театрализованная игра

«Гуси на прогулке» (куклы — марионетки)

Цель: Развитие координации тела, умение сочетать свои движения с текстом игры и с движениями партнёра.

Ход игры:

(Дети-кукловоды выходят на середину зала с куклами-гусями)

– Я красивый гусь! Я собой горжусь! (Белый гусь важно вытягивает шею)

– На красавицу гусыню всё смотрю, не насмотрюсь! (Поворот в сторону гусыни)

– Га-га-га, Га-га-га, пойдём гулять в луга! (Поклоны в сторону гусыни)

(Звучит мелодия, дети-кукловоды поют по ролям)

1. Вперевалочку идут на прогулку гуси (Идут по кругу, шлёпая лапкам)

И считалочку поют звонко наши гуси. (Обошли круг, повернулись к зрителям)

Припев:

Раз и два! (Подпрыгивает белый гусь)

Раз и два! (Подпрыгивает серый гусь)

Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Га-га-Га! (Подпрыгивают два одновременно)

Вот какие гуси: удалые гуси! (Шлёпают ножками, кружатся)

2. Вот водицу гуси пьют, клювик опускают. (Наклоны головы вперёд)

И вокруг себя глядят, головой кивают. (Повороты вокруг себя)

Припев:

Раз и два! (Подпрыгивает белый гусь)

Раз и два! (Подпрыгивает серый гусь)

Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Га-га-Га! (Подпрыгивают два одновременно)

Вот какие гуси: удалые гуси! (Шлёпают ножками, кружатся)

Источник