Роль кукольного театра в развитии речи ребенка
Татьяна Егушева
Роль кукольного театра в развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
детский сад №169 «Волшебная полянка»
Доклад на тему:
«Роль кукольного театра в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Егушева Т. Н
Воспитатель старшей группы «Светлячки»
Кемерово 2015
Что же такое развитие речи детей дошкольного возраста?
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр, художественная литература.
Я в своей работе с детьми использую такие педагогические методы по развитию речи, как кукольные театр! Так как театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение.
Роль кукольного театра в развитии ребё нка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей.
Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми.
Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток.
Один из способов создания текста для выступления кукольного театра — это переработка известных сказок, рассказов, взятых за основу своего спектакля.
Выбирая сказки, дети учатся понимать темы текстов, выбирать систематизировать и синтезировать соответствующий теме материал, редактировать собственный текст, вкладывать в текст эмоции, озвучивая образ своего героя.
Знакомясь с лучшими речевыми образцами, дети изучают грамматический строй речи, учатся говорить развёрнутыми предложениями, насыщенными образами.
Кукольный театр можно делать своими руками, можно воспользоваться уже готовыми фабричными комплектами.
Для того что бы осуществить показ театрамы прошли несколько этапов работы:
1 этап – чтение сказки (Красная шапочка);
2 этап – подробное пересказывание сказки;
3 этап – выбор ролей, у каждого ребенка спрашивать, почему он выбрал такую роль, сказочного персонажа;
4 этап – подготовка кукол для театра;
5 этап – показ сказки при помощи кукольного театра;
Вывод:
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества.
А самое главное, по моему мнению – мы развиваем речь ребенка при помощи кукольного театра
Источник
Оксана Гуляева
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка
Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга.
Кукольный театр! Дети ждут кукол, чтобы пообщаться с ними. Погрустить, посмеяться, пожить кукольной жизнью.
Хочется сказать о значимости кукольного театра в развитие всех сторон речи детей, способствует ускорению образовательного процесса, повышает качество творческих проявлений детей, робким помогает быть уверенным в себе. Через театрализацию дети постоянно обогащаются, они становятся задушевными собеседниками, советниками, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру, совершенствуется творчество.
Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.
Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Мы педагоги используем ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться нами педагогами. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Театрализованная деятельность – самый распространённый вид детского творчества.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ,я могу решать комплекс взаимосвязанных задач:
Познавательного развития:
Социального развития:
Речевого развития:
Эстетического развития:
Развития движений:
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону,подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол. В группе для игр я изготовила различные виды театра. Используя подчастую бросовый материал. Куколделала из стаканчиков : из под лапши и йогурта,дисков СД, майонезных бутылочек, сама сшила пальчиковый театр и варежковый театр. Подставок для кукол не хватило,я взяла банку из под кофе и надела кукол на них. Куклы стоят в речевом центре. Дети сами по необходимости и желанию берут и обыгрывают с ними в режиссерские игры. У них развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, учатся внимательно следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Кукольная игра – средство развития речевой культуры, фантазии. При помощи кукол создаётся та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребёнка. Играйте с детьми! Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, развивайте творческую инициативу!
Использованная литература:
1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
2. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика –
Источник
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка.
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.
В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.
С детьми третьего и четвёртого года жизни разыгрывают простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки при помощи фланелеграфа, настольного и пальчикового театра.
Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
По мнению известного психолога А.Н. Леонтьева, «развитая игра-драматизация
– это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей».
Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки , театр марионетки.
Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.
Пальчиковый театр – это театр актёров , которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа , изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки , стихотворения или потешки.
В театре бибабо, используются куклы перчаточного типа:кукла, полая внутри , надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний. Остальные пальцы прижимаются к ладони.
Занимаясь с детьми театром , мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной , наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки . полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Источник
Коноплева
Елена Дмитриевна
Высшая
квалификационная категория
город
Прокопьевск, Кемеровской области
МКУ
«Детский дом №6 «Огонёк»
Название
материала:
Роль
кукольного театра в развитии речи детей
с ЗПР
Слайд
№1
Использование
игровой деятельности для коррекции
недостатков развития и речи детей
является в современной психологии и
педагогике актуальной проблемой. Это
обусловлено значимостью игровой
деятельности, в том числе театрализованной
игры, для детей с нарушением в развитии.
Работая с детьми с ЗПР, можно отметить,
что у детей данной категории отмечаются
трудности в структурировании словаря,
связном оформлении высказывания, в
овладении навыками словообразования
и как следствие – нарушение навыков
вербальной и невербальной коммуникации.
Одна из форм работы по развитию навыков
коммуникативной компетентности, которую
мы используем в своей работе с детьми,
является – театрализованная игра. Именно
в ней создаются условия для непосредственного
предметно-практического сотрудничества,
игрового партнёрства, когда общение
оптимально мотивировано. Одним из видов
театрализованной деятельности, который
я широко применяю в своей практике,
является – кукольный театр. Куклы,
являются непременным атрибутом детства
и имеют особое значение для психологического
развития детей, их социализации.
Слайд
№2
В
своей работе применяю различные виды
кукол:
теневые,
ростовые, пальчиковые, тростевые,
перчаточные.
Слайд
№ 3,4,5
Особенно
хотелось бы остановиться на использовании
перчаточных кукол в своей работе.
Ведь именно они «приводят» ребенка за
ширму, которая позволяет ему сначала
спрятаться, а потом раскрыться.
Слайд
№ 6
Так,
даже если малыш боится говорить, заикается
и краснеет, за ширмой он успокаивается
и начинает говорить увереннее, ведь это
не он говорит, а его герой. Перчаточные
куклы, умело используемые во время
непосредственной образовательной
деятельности, помогают вызывать у детей
положительные эмоции и ослабить их
нервное напряжение.
Кукла
на руке у взрослого или ребенка,
выступающая в роли собеседника,
концентрирует на себе его внимание, и
побуждает к активным речевым действиям,
предоставляя возможность почувствовать
себя раскованным.
Для
взрослого кукла – замечательная
возможность корректного воспитательного
воздействия, которое не воспринимается
детьми как поучение и не вызывает у них
негативных эмоций. Например, в ответ на
торопливую речь ребенка кукла, управляемая
педагогом, может отрицательно качать
головой, закрывать уши руками, отказываться
слушать. И наоборот, если он говорит
правильно, кукла хлопает в ладоши и даже
подпрыгивает. Ребёнок, «оживляя» куклу,
впервые в жизни ощущает взрослую
ответственность за её действия, слова,
поведение; учится находить адекватное
выражение своим эмоциям, чувствам,
состояниям; у него развивается произвольное
внимание и способность к концентрации.
Слайд
№7
Коррекционная
роль театрализованных игр состоит в
том, что они развивают не только языковые
компоненты речи, но и умение применять
их на практике.
Формируется
словарь
– идет обогащение словаря новыми
словами. Например, знакомя дошкольников
со сказкой «Колобок», в которой есть
новые слова: сусеки, амбары, печка. Затем
вводятся слова в речь детей, т.е. идет
активизация словаря. Дети учатся
использовать в своей речи существительные,
затем слова действия, прилагательные,
ласковые слова (с утешительным ласкательным
суффиксом) и т.д.
Участвуя
в театрализованной деятельности, дети
знакомятся с окружающим миром во всем
его многообразии. А умело, поставленные
вопросы побуждают их думать, анализировать,
делать выводы. В процессе работы незаметно
активизируется словарь детей через
знакомство:
–
с театральными профессиями (актер,
режиссер, т.д.);
–
с театральными жанрами: драматический,
музыкальный, кукольный, театр зверей и
др.;
–
с разными видами кукольных театров:
настольный, пальчиковый, теневой,
би-ба-бо и др.
–
с целым миром новых слов и понятий:
сцена, занавес, костюмы, атрибуты,
зрительный зал и др.;
–
с хорошей литературой, настоящей поэзией.
Развивается
связная и монологическая речь.
После
прочтения сказки детям предлагается:
закончить какое-то предложение, повторить
некоторые предложения, затем пересказать.
Все
это обыгрывается на небольших рассказах.
Также
идет развитие
и диалогической речи.
Работа начинается с небольших потешек,
далее составляются небольшие рассказы.
Развивается
и звуковая культура речи.
Отрабатывается правильное произношение
звуков и их автоматизация в речи.
Например, дети подражают животным,
издавая характерные им звуки
(звукоподражание).Формируется самоконтроль
и контроль за звукопроизношением со
стороны взрослого и партнера.
Осуществляется
развитие
фонематического слуха.
На
занятии используются музыкальные
инструменты – звоночек, барабан, дудочка.
Как они звучат – высоко или низко, далеко
или близко. Используются музыкальные
игры, дети под музыку имитируют движения
животных.
Здесь
развивается интонационная выразительность
речи. Дети учатся передавать с помощью
речи характер героев. Если герой чем-то
недоволен – говорит сердито. Если боится
– говорит со страхом.
Развивается
сила голоса и дикция.
Дети
учатся произносить слова так, чтобы
окружающим все было хорошо слышно и все
понятно.
Слайд№7
Кукольный
театр развивает мелкую
моторику и координацию рук.
Учеными доказано, что развитие рук
находится в тесной связи с развитием
мозга, следовательно, речи и мышления.
Параллельно
у ребёнка развиваются и движения рук —
ведь актёры кукольного театра должны
«оживить» своих перчаточных партнёров
по спектаклю, передавая им свою энергию.
Развитие
мелкой моторики при помощи кукол провожу
поэтапно.
Слайд
№8
На
I
этапе дети учатся правильному
физиологическому и речевому дыханию,
укреплению пальцев, самомассажу рук,
пальчиков.
Сначала
дети делают пальчиковую гимнастику без
кукол. Это способствует большему развитию
пальцев.
Дальше
на этом этапе занимаюсь с детьми
упражнениями на развитие эмоций, делаем
артикуляционную гимнастику. Предлагаю
детям упражнения на выразительность
мимики, жестов движений, воображения,
упражнения на интонационную выразительность,
развитие дикции, речи. Для снятия
напряжения учу детей расслаблению,
развиваем плавные движения рук. Занимаемся
с детьми пальчиковыми играми, упражнениями
на развитие психических процессов.
На
II
этапе: учимся работать с большими
куклами.
Это
подготовка рук к вождению кукол. Например:
упражнение «Двигаем голову куклы». Дети
закрепляют знания, что указательный
палец двигает головку куклы. Сначала
одной рукой, потом другой, далее
одновременно обеими руками.
Гимнастика
с куклами учит движениями куклы передавать
характер кукольного героя, его поступки.
Например: дети надевают куклу-лису на
руку, под музыку показывают куклой то,
что показывали пластикой тела.
Дети
в диалогах между собой ищут выход из
проблемной ситуации, дают характеристику
поступкам героев, делают выводы: как
было, как нужно поступить. Решают, чему
учит этюд, сценка, спектакль.
Слайд
№ 9,10,11,12
Использование
кукольного театра как одного из видов
театрализованной деятельности
обеспечивает развитие самой театрализованной
игры: в ней проявляются начальные формы
интерактивного взаимодействия. Диалог
между детьми становится необходимой
составляющей в игровой деятельности
между детьми. Работа с детьми, с
использованием различных видов кукол
дала положительный результат. Речь
детей стала более интонированной, в
ролевых играх и драматизациях отмечались
не только высказывания ориентировочного
типа, но и высказывания с элементами
планирования.
Слайд
№ 13
Спасибо
за внимание!
Использованные
информационные технологии:
https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=from=yandex.ru
Картинки
в ПНЖ сказочные персонажи.Диаграммы
Источник