Роль кризиса трех лет в развитии личности ребенка
Яна Мирзоназарова
Особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет
Особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет
На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки.
К трем годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Быстро развивается речь – обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она становится все более правильной. (8)
К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период называется кризисом трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношение с окружающими людьми.Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте: «Я сам!» Ребенок пытается самоутвердиться. (2)
Столкнувшись с тем, что ребёнок перестаёт беспрекословно слушаться, родители – осознанно или неосознанно – изменяют своё поведение и, вольно или невольно, начинают строить новые отношения с малышом.
Кризис 3-х лет наступает, когда ребенок уже достиг определенного уровня развития личности. Меняется его взгляд на мир, ребенок по-другому начинает общаться с окружающими. В этот момент он учится налаживать контакт с людьми, выбирает приемлемую для себя манеру общения. В то же время он начинает абстрагироваться от окружающих. Ребенок уже способен анализировать свое поведение и поведение других людей, сравнивать их, осознавать установленные в обществе порядки. Понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Осознание ребенком новых личностных возможностей и свойств, таких как волеизъявление, отчуждение, самоанализ, становится доказательством того, что в нем развивается личностное начало.
Основной характеристикой поведения ребенка в раннем возрасте является ситуативность. Под ситуативностью психологи подразумевают прямую зависимость поведения малыша от того, что он видит, в какой ситуации находится и как ее воспринимает. Ситуация и окружающие предметы действуют на малыша таким образом, что до определенного момента он просто не может представить себе, что может быть по-другому, не так, как он видит здесь и сейчас.
Ситуативность поведения присуща только раннему возрасту, ее нет в возрасте младенческом, когда восприятие и физическая активность ребенка ограничены, нет ее и в более старшем возрасте, когда любая ситуация дополняется собственными знаниями ребенка и его замыслами.
Родители могут существенно повлиять на протекание кризиса трех лет у ребенка: при правильном воспитании он протекает мягко и быстро, при неправильном, негуманном – он может усложниться и затянуться на продолжительное время. О том, как пережить кризис трех лет мы подробнее напишем в следующей статье. (4)
Внутренняя жизнь ребенка в этом возрасте серьезно усложняется:
– с одной стороны он утверждает себя, свои желания, свою личность,
– с другой стороны, появившаяся самооценка диктует необходимость «быть хорошим» для окружающих.
Эти двойственные тенденции приводят к перестраиванию поведения и отношений со значимыми взрослыми.
Но можно вывести некоторые общие черты в поведении детейтрехлетнего возраста:
1. Ребенок стремится к получению результата своей деятельности. Неудача уже не приводит к отказу от действий вообще, ребенок продолжает искать решение задачи, поскольку результат становится крайне важен для него.
2. Достигнутый результат ребенок демонстрирует взрослым. Важно положительно оценивать эти результаты, поскольку безразличное или отрицательное отношение к ним, вызывает немалые переживания у малыша. Именно в этот период ребенок не просто демонстрирует достижения взрослым, он начинает активно искать оценки своих достижений.
3. Обострение чувства собственного достоинства в этом возрасте приводит к тому, что Вы можете заметить у ребенка не свойственную ему раньше обидчивость, бахвальство, преувеличение своих достоинств. Словом, именно в это время ребенок начинает видеть и оценивать себя, свою личность сквозь призму своих достижений, причем эти достижения должны быть признаны и оценены по достоинству другими людьми.
Новая система собственного «Я», где ребенок оценивает свою личность через достижения и оценки этих достижений окружающими, и становится результатом кризиса трех лет и знаменует переход в другой этап развития – период дошкольного детства.
Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. (9)
Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, в литературе принято называть первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет. (7)
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, возникновение негативизма. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые.
Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего–нибудь сделать только потому, что это предложил кто–то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию.
Второй симптом кризиса трех лет – упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо отличать от настойчивости. Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем – либо не потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании.
Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством.
И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, то есть ребенок делает что–то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе.
Третий момент принято называть немецким словом «тротц». Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получило название trotz alter, по–русски – возраст строптивости.
В чем отличие последнего симптома от первых? От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.
Остается еще четвертый симптом, который немцы называют Eigensinn, или своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам. (11)
Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый – протест – бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания.
Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. И наконец, указывают еще на двойственный симптом, обнаруживающийся в различных семьях по–разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим.В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим и старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям. (5)
В указанных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, раньше не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Благодаря этому создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Он превратился в существо строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотическое, так что сразу весь его облик в семье изменяется.
Во всех описанных симптомах намечаются также и какие-то изменения в социальных отношениях ребенка с ближайшими людьми.
Ребенок в раннем детстве – это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений с окружающим, с которым он связан. В кризисе трех лет происходит то,что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. (3)
Второй пояс симптомов в свою очередь делится на две группы. Одна – это симптомы, которые вытекают как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок выступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер.
Социальная ситуация развития ставит перед ребенком на каждом возрастном этапе основную задачу развития, решение которой и определяет динамику психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой. (6)
Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый – мама, врач и т. д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.
В общении с ребенком в этом периоде желательно избегать угроз и применении силы, т. к. их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления таких черт характера как злоба, упрямство, жестокость.
Возраст 3-х лет – переломный момент в жизни малыша. По сути это – его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. (1)
1. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.
2. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И. В. Дубровиной, Н. Н. Толстых. М., 1986. 322 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М., Воронеж, 1997. – 252 с.
4. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
5. Волженина Т.Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. — 2010. — № 37.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, 224 с.
7. Выготский, Л. С.Собрание сочинений: В 6 т / Л. С. Выготский. – М., 1984. -Т. 4.
8. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – СПб., 1995. – 27 с.
9. Казакова Е. И.Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб. ,1998.
10. Коломинский Я. Л. Детская психология: Учеб. пособие/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. ; Мн.: Университетское, 1988.-399с.
11. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980. С. 36—46.
Источник
Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе все должно развиваться и быть в непрестанном движении. Кризис трех лет у детей тоже является знаком развития, ступенькой для перехода на более высокий уровень.
Данный период наступает у разных детей в разное время, у кого-то за полгода до трех лет, у кого-то может прийти и в возрасте четырех лет. Точно так же он может и протекать различным образом. Одни родители едва замечают его, для других же кризис трех лет у ребенка становится достаточно большой проблемой.
Почему вообще наступает этот кризис? Если взглянуть на окружающий нас мир, то можно провести некую параллель с птенцами. В надежной скорлупе тепло и уютно, но приходит время, когда скорлупа трескается. И вот когда «скорлупка» раскалывается, Ваш малыш понимает, что он способен что-то сделать сам, что в некоторых вещах он уже может справиться и без мамы. Ребенок осознает себя самостоятельной личностью, начинает проявлять собственную волю.
Однако ребенок в силу своих возрастных возможностей, к своему огорчению, не может обойтись без помощи, именно поэтому он пытается «мстить» Вам слезами и криками. В центре событий обычно оказывается тот, кто ближе всего малышу, чаще всего – мать. Как правило, ребенок не собирается конфликтовать с другими взрослыми или со своими сверстниками, все бремя кризиса направлено именно на самого самых близких людей. На них же и возлагается обязанность помочь ребенку пережить этот период становления личности.
Как же родителям помочь ребенку? Как смягчить этот период?
Просто будьте мудры и терпеливы, Вы ведь из вас двоих единственный взрослый. Не позволяйте себе срываться в ответ. Если ребенок видит, что вы спокойны, это поможет успокоиться и ему самому. В противном же случае, ребенок может решить, что утроить истерику – неплохой способ на Вас воздействовать.
Если малыш часто упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство силой. Будьте хитрее, в конце концов, вы ведь старше и опытнее. Посмейтесь, обратите все в шутку, переключите внимание ребенка мягким юмором, примените какую-нибудь маленькую хитрость.
Самое главное, помните, что своим поведением ребенок проверяет Вас, пытается заново выстроить для себя какую-то систему восприятия окружающего мира. Если раньше ему было позволено практически все, то теперь что-то оказывается под запретом. К тому же, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, а Вы – самый близкий из них, поэтому именно на Вас ребенок учится отстаивать свою независимость, показывать свою натуру. Помните, что малыш проверяет Ваш характер не потому, что ищет в нем слабые места, а потому что для закрепления системы ему нужно несколько раз проверить, что в действительности можно, а что нельзя.
Ребенка внезапно начинают ругать за разбитую чашку, испачканную одежду, какие-то другие проступки. И малыш постепенно начинает думать, что вы его не любите. Дело в том, что в этом возрасте ребенок не может самостоятельно разграничить Ваше отношение к каким-то конкретным поступкам и общее отношение к нему. Чаще хвалите ребенка, показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это плохо. Ни в коем случае не срывайтесь, не закрепляйте у ребенка комплекс вины. Помните – Ваш ребенок отнюдь не плохой, он просто не умеет себя вести верно в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.
Помните, что не бывает идеальных людей, а уж тем более, не ожидайте от Вашего малыша того, что он не будет ошибаться. Позвольте ему иногда падать, в переносном смысле, разумеется. Несколько ошибок, сделанных при Вас и разъясненных ребенку, могут спасти его от более серьезных ошибок в будущем. Да и к тому же, на чем-то ведь вы собираетесь учить Вашего малыша?
Не ставьте ему общих оценок. Одно Ваше в сердцах брошенное «растяпа» может очень больно ранить ребенка и заложить основу для дальнейших психологических проблем. Избегайте категорических суждений, поддерживайте в ребенке уверенность в том, что он сможет сделать все, показывайте ему, сопровождая фразой: «Ты молодец, у тебя почти получилось, давай, я помогу тебе и мы сделаем все вместе правильно»
Не сравнивайте достижения и поступки Вашего ребенка с поступками и достижениями других детей.В этом возрасте у малыша еще нет чувства здорового соперничества, а вот внушить недобрые чувства к тому, с кем Вы сравниваете, Вы можете вполне. Лучше приводите в пример малышу его же самого, к примеру: «А вот сегодня у тебя получился цветочек лучше, чем вчера». Это закрепит у ребенка желание развиваться дальше. Помните, что, несмотря родительская похвала всегда нужна малышу.
Беседуйте с ребенком, обсуждайте все, что ему интересно, отвечайте на все его вопросы. Помните, что для малыша Вы – главный источник знаний о непонятном взрослом мире.
Показывайте ребенку, что вы считаете его достаточно взрослым для каких-то вещей. Если вы едете в командировку, напишите письмо персонально Вашему чаду. Ему будет очень приятно. Позвоните с работы, попросите к телефону малыша, он тоже отметит этот знак внимания. Сделайте ребенку какой-нибудь «взрослый» и одновременно с тем полезный подарок – красивую ручку для письма, блокнот.
Кризис трех лет является очень важным периодом в развитии любого человека. Любите, играйте, беседуйте с ребенком, учитывая его потребности. Уважайте его личность и учите уважать других. Этим Вы поможете малышу быстрее и безболезненно перерасти свой кризис 3 лет.
Источник