Роль компьютера для развития ребенка

Роль компьютера для развития ребенка thumbnail

Ирина Первухина
Роль и значение компьютера для детей дошкольного возраста

Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста.

Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не только пишет, читает и считает, но и работает с компьютером.

Введение информационных компьютерных технологий во все области специального и общего дошкольного образования должно быть подчинено задаче максимально возможного развития ребенка.

Знакомство детей дошкольного возраста с компьютером в ДОУ начинается с игр, тщательно подобранных с учетом возраста и направленности. Одна из важнейших функций таких игр – обучающая. Игры составлены так, что ребенок может воспринимать и усваивать не только единичные понятия или конкретные ситуации, но и получить обобщенные представления обо всех похожих предметах и ситуациях. Так у него развиваются важные операции мышления – обобщение и классификация.

В ходе компьютерной игры ребенок активизирует не только мышление, но и память, у него возникают различного рода представления, что способствует появлению новых горизонтов развития личности. Горизонты развития – не только зона ближайшего развития, но и своеобразный прогноз развития личности, данный в содержании познавательной мотивации. Это весьма тонкий психологический процесс, который еще будет изучаться многими учеными. Он характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации – возможность постоянного расширения горизонтов личности.

Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. В ДОУ, где установлены компьютеры, у детейпоявляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий.

Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с гордостью рассказывает друзьям о всех тонкостях и достоинствах работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности ребенка.

Играя за компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – не реальные вещи, а только знаки этих вещей. У детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т. е. понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т. д. В процессе таких занятий у детей улучшается память и внимание, потому что информация передается в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Компьютерные занятия способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх, от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, управлять «мышкой», что развивает мелкую моторику рук.

Таким образом, использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых видов детской деятельности, тесно связанных с компьютерными играми (компьютерное конструирование; творческое экспериментирование; развитие воображения, эстетического вкуса, быстроты реакции, рефлексии и т. д.).

Структура компьютерного занятия.

В планировании компьютерных занятий необходимо учитывать цели и задачи, программное содержание по всем видам деятельности и коррекционной работы с учетом тематического планирования воспитательно- образовательной работы в возрастных группах. Выбор программы должен соответствовать образовательным задачам того вида деятельности, на который нацелено компьютерное занятие. Оно включает подготовительную, основную и заключительную часть.

Подготовительная часть.

Детей вводят в сюжет занятия, готовят к компьютерной игре посредством бесед, конкурсов. Привлекают опыт по наблюдению за трудом взрослых, поведением животных, создают определенную предметно – ориентированную игровую среду, аналогичную компьютерной игре, цель которой – стимулировать воображение, побуждать к активной деятельности, подводить к пониманию и выполнению заданий на компьютере.

Подготовительная часть – необходимое звено развивающих занятий с компьютером. И не только потому, что дошкольникам, в силу возрастных особенностей мышления, без предварительной предметно – опосредованной деятельности непросто освоить манипуляции с экранными образами, но и потому, что для подготовки моторики рук к работе в содержание занятий обязательно включаем пальчиковую гимнастику.

Основная часть.

Ее содержание: а) овладение способом управления программой для достижения результата; б) самостоятельная игра за компьютером.

Педагог использует несколько способов «погружения» детей в компьютерную программу.

1. Наводящими и контрольными вопросами последовательно объясняет назначение каждой клавиши.

2. Ориентируясь на приобретенные навыки работы с компьютером, знакомит с новыми клавишами и их назначением.

3. Предлагает роль исследователя, экспериментатора с предоставлением возможности самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4. Предлагает карточки – схемы,где задает алгоритм управления программой: на первых этапах это знакомство с символами, проговаривание и отработка способов управления совместно с педагогом, в дальнейшем – самостоятельная «читка» схемы.

Заключительная часть.

Подведение итогов, оценка выполнения заданий и закрепление необходимых действий, понятий, смысловых структур и правил действия с компьютером (рисование, конструирование, игры). Снятие зрительного и мышечного напряжения (упражнения для глаз, физкультминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Требования к использованию игровых компьютерных программ.

Однако использование игровых компьютерных программ для развития и обучения детей как в ДОУ, так и в домашних условиях имеет свои особенности. Прежде всего необходимо ограничить время нахождения ребенка за компьютером (не более 20 минут). Кроме того, необходимо убедиться в качестве электронного продукта, который должен отвечать не только технологическим, но и гигиеническим, психологическим и дидактическим требованиям.

Только систематическая работа с развивающими и обучающими компьютерными программами, ориентированными на использование их в образовательном учреждении, помогает достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребенка – дошкольника, формирует и развивает личностные и интеллектуальные качества, способности, которые помогут ребенку подготовиться к школе и успешно в дальнейшем учиться.

Список литературы

Беспалько В. П. Образование и обучение с использованием компьютера. М. ; Воронеж, 2002.

Леонова А. А. Дошкольники компьютер. Воронеж, 2004.

Королевская Т. К. Компьютерныеинтерактивные технологии и устная речь как средства коммуникации: достижения и поиски/1998.

Цветкова Т. В. Журнал «Воспитатель ДОУ» №12/2010. ООО «ТЦ СФЕРА», 2010.- 52с. – 56с.

Источник

Консультация для родителей

Компьютер в жизни ребенка

В наше время компьютеры  глубоко проникли во все сферы нашей жизни. Современные дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны общения ребёнка с компьютером.

Компьютерные игры

развивают у ребенка:

быстроту действий и реакций

мелкую моторику рук

визуальное восприятие объектов

память и внимание

элементы наглядно – образного и логического мышления

зрительно-моторную координацию

творческие способности ребёнка

учат ребенка:

классифицировать и обобщать

аналитически мыслить в нестандартной ситуации

добиваться своей цели

совершенствовать интеллектуальные навыки

Положительное влияние компьютера на ребёнка исследовали многие учёные. Они выяснили, что компьютер выполняет функцию создания неопределённости, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребёнку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Всё это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей ребёнка.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребёнку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться.

Отрицательное влияние компьютера на ребёнка.

Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство –

в его бесконечной увлекательности.

Способствует возникновению нарушений осанки

Ухудшает зрение ребёнка. Дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.

Отрицательно влияет на физическое развитие детей. Растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме, это чревато развитием гиподинамии (понижению подвижности)

Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится  агрессивен и не управляем, а ночью плохо спит.

С компьютером дети, как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения и игре в коллективе.

Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму негативное влияние компьютера на своё здоровье 

! Контролируйте время, которое ребенок проводит за компьютером.

Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:

– в три–четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;

– в пять–шесть лет – от 20 до 35 минут;

– в семь–восемь лет – от 40 до 60 минут.

Усаживать ребенка за компьютер нужно так, чтобы расстояние между монитором и глазами малыша составляло 40-50 сантиметров.

Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером, особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне.

Каждые 20 минут ваш ребенок должен оторвать глаз от компьютера и посмотреть на объект, удаленный от него, по меньшей мере, на 20 метров, по крайней мере 10 секунд.

Источник света должен быть слева от монитора.

Спина и ноги ребенка должны иметь опору.

Обязательно формируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру. И словом и действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина, и использовать его можно только для учебы или работы.

Занятия за компьютером  чередуйте с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми).

Спасибо за внимание.

Источник

Людмила Метелёва
Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»

В нашей группе состоялось родительское собрание.

Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье сбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером. Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

План собрания:

1. Вступительное слово воспитателя, распределение родителей по группам.

2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (за и против)

3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия.

4. Рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости.

5. Видами компьютерных игр, с требованиями к играм.

6. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

7. Разное

1.Выступление воспитателя:

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во всей сфере жизни. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а стремились в живому общению.

В чем же особенности компьютера?

компьютер является интерактивным средством;

– это уникальная игрушка, меняющая назначения при смене программы;

– дополнительное педагогическое средство развития ребенка;

– многовариантный дидактический материал.

Способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?

Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенкадошкольного возраста:

2. Обсуждение пользы и вреда компьютера для развития ребенка. (Мнение родителей)

Воспитатель подводит итог обсуждения:

Плюсы:

+ вызывает положительный интерес к новой технике;

+ развивает творческие способности;

+ устраняет страх перед новой техникой;

+ формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;

+ позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального; – воспитывает внимательность, сосредоточенность;

+ обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемой программой;

+ помогает овладеть чтением и письмом;

+ развивает элементы наглядно- образного и логического мышления

+ тренирует внимание, память;

+ развивает быстроту действий и реакций;

Минусы:

– отрицательно влияет на физическое развитие детей;

– повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы;

– содержание некоторых игр провоцирует проявление детской агрессии, и жестокости;

– снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;

– ухудшает зрение ребенка;

– способствует нарушению осанки;

Как мы видим, есть положительные и отрицательные стороны. Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирующий проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры.

Компьютер усиливает мотивацию учения, это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявления задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс.

Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность.

Конечно, это все верно. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играет ваш ребенок.

Условно все многообразие компьютерныхигр можно классифицировать следующим образом:

«Приключенческие» главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.

Ролевые – целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

Стратегии – цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

Игры типа «Убей их всех» – сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.

Развивающие игры – которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.

Есть диагностические игры – применяются специалистами для выявления у детей умственных способностей, памяти внимания и т. д.

Логические игры – развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры стимуляторы – т. е.имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа – спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

Графические игры – связанные с рисованием, конструированием.

На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А на самом деле специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста.

Требования к играм:

1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры, функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность действий.

2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше чем традиционный шрифт компьютера.

3. Изображение на экране должны быть достаточно крупными, без мелких отвлекающих деталей.

4. Темп движений на экране должен быть не слишком быстрый.

5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.

6. Нежелательно применение системы оценок и баллов.

7. Лучше если программа имеет логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.

Но важно не только правильно выбрать игру, необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером.

Памятка для родителей:

1. Ребенок может играть в компьютерные игры не более 15 минут в день.

2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3- раз.

4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

5. Мебель (стол и стулья) по размерам должна соответствовать росту ребенка.

6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

7. В процессе игры ребенка на компьютере, необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенка.

8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра, содержания, систему управления и уровня сложности. При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Зрительная гимнастика в игровой форме:

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

Источник