Роль компетенций в развитии ребенка

Роль компетенций в развитии ребенка thumbnail

Будущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, технологическое и инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Какими компетентностями должен владеть молодой человек, чтобы быть способным создавать новое и быть открытым прогрессу? Этот вопрос никого не может оставить равнодушным.

Не существует единственно верного или самого лучшего способа обучения, делающего человека компетентным.

Остановимся на коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность — это интегративное, комплексное, умение эффективно в соответствии с конкретной ситуацией применить адекватный способ общения.

Коммуникативная компетентность играет важную роль в развитии психики ребёнка. Она имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становление разумного, культурного поведения.

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием для успешной социализации личности.

Несколько лет назад  был осуществлен  эксперимент в начальной школе, где была предложена анкета  по методике М. И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникативных компетентностей».

 Анкета состояла из 20 вопросов. Все вопросы были поделены на уровни:

– низкий уровень – 0,1 – 0,55;

– средний уровень – 0,56 – 0,75;

– высокий уровень – 0,76 – 1.

В экспериментальной группе 45% учащихся – показали высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности. Такие дети характеризуются наиболее высокой общительностью, лёгким установлением контактов со сверстниками, безболезненный выход из кризисной ситуации.

Для 50% учащихся – характерен средний уровень развития коммуникативной компетентности. Перед такими детьми не стоят преграды в общении, они комфортно чувствуют себя в обществе, но склонны к небольшим волнениям перед большой незнакомой аудиторией.

Уровень с показателем  «низкий» прослеживается у 5% учащегося. Такие дети неохотно идут на контакты со сверстниками, но раскрывают себя для тех людей, кто относится к ним позитивно. Такие дети предпочитают одиночество.

Полученные данные представлены в следующей диаграмме:

Средняя школа

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Российское общество и образование традиционно связаны с книжной культурой. Поэтому мы считали, что так будет всегда. Однако в настоящее время происходит осознание того, что умение читать и писать, а также любовь к чтению отнюдь не записаны в генетическом коде россиянина. Этому сначала надо серьёзно учить, потом – поддерживать, прилагая значительные усилия.

Сегодня наше общество уже начинает понимать, что в век глобализации нельзя свою культуру без чтения: без него невозможно помочь младшему поколению научиться добывать знания, делать что-то полезное, жить вместе или, иными словами, сосущесвовать (цели образования в XXIвеке, декларированные ЮНЕСКО). Чтение – это базовый компонент воспитания, обучения, образования и  развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность,  инструментом получения образования и распространения культуры, средством воспитания и интеллектуального развития общества, свидетельством сформированости коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни и показателем конкурентоспособности  страны. Чтение междисциплинарное явление.

Сегодня мы осознаем, что чтение и грамотность представляют собой проблему, стоящую перед обществом во многих странах, от которой нельзя отмахнуться – ее необходимо решать.

Понятие читательской культуры определяется и толкуется достаточно многообразно. Спектр  толкований – от синонима информационной культуры до синонима общей культуры человека.

Позволю себе назвать основные, на мой взгляд, составляющие этого понятия. Читательская культура включает:

  • Рациональную организацию процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читателя;
  • Глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным переживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного;
  • Поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных, поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также – с целью чтения;
  • Выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного на родном или неродном языках (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.);
  • Читательская культура реализуется в поступках читателя как проявление его сопереживания, сомышления, сотворчества с другими людьми в обществе, с учетом законов природы и общества.
  • Определяя читательскую компетентность, можно сказать, что это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающие возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности.
Читайте также:  Реферат на тему личностное развития ребенка

С каждым годом в России уменьшается число читающего населения. Люди приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и без эмоций.

 В условиях современного, быстро изменяющегося мира школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Современный ребенок редко становится субъектом собственной  читательской деятельности. Взгляд на субъектную читательскую деятельность  раскрывается в термине «развивающее чтение».

Развивающее чтение предполагает владение особыми стратегиями чтения с постановкой особых, личностно значимых целей чтения, предполагает совершение осознанного выбора круга чтения, особые формы работы с текстом. Педагогическим результатом развивающего чтения выступает читательская компетентность.

Под читательской компетентностью в ФГОС понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

Чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда — имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя.

 Уметь читать в широком смысле этого слова – значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное”

 Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

 Существуют разные причины такого спада:

 1. усиление влияния средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

 2. резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

 3. изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”)

 4. отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

 Таким образом, вопрос формирования читательской культуры школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Читательская  культура

Проблема чтения находится  в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия  снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.

Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:

снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы –  (3 часа) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;

наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся,  ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

  информационной насыщенностью школьных предметов и  возможностью  их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).

Наиболее ярко существующие противоречия наблюдаются в начальной школе. В современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет “Внеклассное чтение” исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей начальных классов выводить занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения. К тому же, сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения. Учителя сконцентрированы на сугубо традиционной стороне педагогического процесса: научить читать. Поэтому, мы считаем,  сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: “Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса”.

Читайте также:  Диагностика физического и психического развития ребенка

        Исследователи качества чтения учащихся  школы указывают на постепенное снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников, указывают на современные черты  кризисной модели детского чтения: детский читательский негативизм,  превалирование в репертуаре чтения «малышовских» книг,  замена чтения программных произведений дайджестами, утрата чувства культуры и эстетики языка.

Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан.

Конечно, процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.

 С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой – внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Заботясь о качестве обучения  школьника-читателя, нельзя забывать о социальной среде, которая влияет на весь процесс формирования личности. Поэтому, большое внимание уделяю творческой работе, работе над связной письменной речью. Чтение становится жизненной потребностью, необходимостью и ценностью. И это выбор самого человека.  Все выше сказанное будет непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности, патриотизму.

Конечно, представленные технологии и стратегии развития чтения лишь некая часть того, что разработано и применяется сегодня. Для кого-то, возможно, они все станут практическим пособием, кто-то воспользуется рекомендациями некоторых авторов, кому-то они покажутся спорными или просто неприемлемыми и подтолкнут к раздумьям, к собственным поискам. Как отмечал К.Д. Ушинский «Опыт перенять нельзя, перенять можно лишь идею». Главное понять, что чтению надо учиться и чтению надо учить.

Источник

Роль компетенций в развитии ребенка

В процессе воспитания и обучения детей в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования достаточное внимание уделяется формированию компетенций, позволяющих быть успешным в обучении и общении, реализовать свой творческий потенциал. Однако в современной педагогике и психологии недостаточно разработан и практически не затрагивается вопрос о формировании жизненно важных компетенций, позволяющих подрастающему человеку научаться с раннего детства структурированно мыслить, планировать свое время, зарабатывать и грамотно распоряжаться деньгами, эффективно планировать и прогнозировать свою жизнь, регулировать собственное поведение в зависимости от поставленных целей, организовывать и координировать деятельность других людей, выявлять потенциал и ресурсы в окружающих его предметах, объектах, явлениях и людях, оптимально этот потенциал использовать для достижения конструктивных целей.

         Как следствие дефицита обучающих программ и программ воспитания, нацеленных на формирование вышеуказанных жизненно важных компетенций, дети получают лишь знания и умения, «перегружающие» их интеллектуально, но не помогающие в реальной жизни. Из школы нередко выпускается инфантильный тип личности, «напичканный» знаниями человек, прекрасно ориентирующийся в понятиях «синус» и «косинус», информированный о площади территории Испании, способный осуществлять разбор слова по составу, однако имеющий значительные трудности в принятии ответственности за решения в собственной жизни, не способный оптимально распланировать свой день (неделю, месяц, год) и деньги, выданные ему родителями на «карманные расходы», не умеющий эффективно осуществлять постановку целей и прогнозировать, постоянно ожидающий от других людей «готовых благ».

         Изменить ситуацию может семья (восполняя недостающие компетенции) и/или реформирование образовательно-воспитательной системы, начиная еще с дошкольной ступени.

         На мой взгляд, для формирования вышеуказанных жизненно важных компетенций целесообразно на уровне семьи проводить следующие мероприятия:

  • развивать в ребенке «чувство времени» посредством совместного со взрослым, а затем и самостоятельного планирования на день/неделю/месяц/год с последующим анализом.
  • формировать в ребенке со старшего дошкольного или младшего школьного возраста «чувство денег», обучать его способам их зарабатывания (например, выплачивая «стипендию» за достижения и хорошие оценки в школе, за посильный труд – мытье посуды, полов дома и т.д.). Важно сформировать еще в детстве понимание того, что «заработанные тобой материальные блага прямо пропорциональны твоим вложенным усилиям».
  • развивать ответственность ребенка за собственные действия, поступки, ошибки (ребенок должен испытать чувство неудовольствия и ощутить «на себе» негативные последствия при произведенном им отрицательном поступке, важно при этом анализировать ситуацию вместе с ним, проговаривая то, каким образом можно было бы избежать неприятных последствий – альтернативные варианты поведения).
  • ставить ребенка в ситуации выбора, заранее проговаривая возможные варианты развития событий в том или ином случае.
  • обучать его эффективной постановке целей и прогнозированию.
  • периодически организовывать рефлексивную беседу с ребенком на тему «Что я могу, на что я способен, и как это можно применить в жизни?»
Читайте также:  Ребенок год и семь отстает в развитии

         Для формирования жизненно важных компетенций на уровне образования, на мой взгляд, необходимы следующие реформы:

  • с детского сада и на всех последующих ступенях образования важно обучать ребенка способам разрешения конфликта и методам саморегуляции. Ребенок должен знать, что делать в ситуации, когда ему «плохо», куда обратиться, если не получается выйти из этого состояния самостоятельно.
  • научать ребенка с дошкольного возраста в игре или другом виде деятельности организовывать команду и правильно управлять ей; выявлять потенциал каждого члена команды и эффективно распределять функции между членами одной команды.
  • все изучаемые дисциплины в школе должны быть в высокой степени практико-ориентированными (например, важно не просто изучать на уроках биологии строение мышц, а рассказать, как их можно развивать и для чего это надо делать; можно сводить детей на экскурсию в больницу и показать пациентов с атрофией мышц и (для контраста) в тренажерный зал, где они могут увидеть противоположный эффект; математика же должна учить детей производить только те вычислительные операции, которые им действительно пригодятся в жизни – высчитать нужный процент или правильно посчитать сдачу с покупки, а не «забивать» головной мозг высшей математикой; на географии акцент необходимо делать не на точном запоминании площади какой-либо страны, а на изучении ее ресурсов и возможностей, угрозах, традиций и законов, которые важно соблюдать при посещении данной страны).
  • в старших классах необходимо ввести дисциплины, которые помогут сформировать компетентности в самых важных жизненных сферах (например, ввести занятия, на которых будут учить психологической и юридической грамотности). Детям в доступной форме можно изложить основы гражданского и уголовного кодекса, объяснить какие существуют в нашей стране налоги, как высчитать, правильно ли тебе начислят в будущем зарплату, как начисляются коммунальные платежи, и вообще какие у тебя есть права как у гражданина РФ, что такое суд и в каких ситуациях в него нужно обращаться и т.д.
  • ребенок после того, как научится читать, писать и считать, получит общие знания об окружающем мире и бытовые знания в школе, должен иметь возможность выбора последующих дисциплин и курсов. А все углубленные знания, которыми взрослый человек, как правило, не пользуется в повседневной жизни, необходимо «переместить» в профессиональные учебные учреждения (например, высшую математику).
  • в вузах, на мой взгляд, целесообразно убрать общеразвивающие дисциплины, а оставить только профильные, так как, во-первых, студент вынужден растрачивать временные и интеллектуальные ресурсы на то, что не попадает в сферу его профессиональных интересов (например, поступал учиться на психолога, а вынужден сдавать зачеты по физкультуре и истории), во-вторых государство впустую тратит денежные средства на оплату работу преподавателей, которые не дают «профильных» знаний, умений, навыков, и которые были бы более полезны в других вузах, где преподаваемые ими дисциплины являются профильными и студенты изучают их с интересом.
  • в старших классах важно усилить профориентационную работу, и не только диагностировать детей на имеющийся профессиональный потенциал и интересы, а показывать наглядно будущим абитуриентам как можно больше профессий, причем дать возможность пообщаться с людьми, работающими на тех или иных должностях в разных сферах, чтобы узнать не только преимущества, но и недостатки, риски данной работы.
  • для того, чтобы будущие абитуриенты имели реалистичное представление о своей будущей профессиональной деятельности, важно на последнем году обучения в школе давать задания, связанные с самостоятельным мониторингом рынка труда и его анализом (например, определить среднюю заработную плату менеджера по персоналу в городе, где проживает обучающийся).
  • при поступлении в вузы ЕГЭ, на мой взгляд, не является эффективным методом отбора «достойных», особенно это совершенно не работает в отношении набора абитуриентов на гуманитарные направления подготовки. Решение данной проблемы видится в изменении вступительных испытаний на гуманитарные специальности. Так, например, оптимальным вступительным испытанием для будущего психолога будет прохождение собеседования, ориентированного на выявление уровня вербального интеллекта, убеждений, ценностей, личностных ресурсов, коммуникативных навыков, и психодиагностики на предмет выявления различных психопатологий, препятствующих его работе в данной сфере. Конечно, такой подход вступает в противоречие с законами, защищающими права и свободу выбора, однако он был бы эффективным «фильтром» не только для будущих психологов, но и для многих специалистов нашей страны.

         Итак, для формирования жизненно важных компетенций необходимо еще с дошкольного возраста развивать в ребенке умения планировать свое время, зарабатывать и грамотно распоряжаться деньгами, эффективно планировать и прогнозировать свою жизнь, регулировать собственное поведение в зависимости от поставленных целей, организовывать и координировать деятельность других людей, выявлять потенциал и ресурсы в окружающих его предметах, объектах, явлениях и людях, оптимально этот потенциал использовать для достижения конструктивных целей.

Источник