Роль колыбельных в развитии ребенка

Кобылянская Александра Ильинична1, Конькина Евгения Владимировна2, Глазева Маргарита Алексеевна3
1Оренбургский государственный педагогический университет, факультет иностранных языков
2Оренбургский государственный педагогический университет, доцент кафедры общей педагогики
3Оренбургский государственный медицинский университет, доцент кафедры общей психологии

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию роли колыбельной в развитии ребенка с точки зрения педагогики, психологии и медицины. Проведенный анализ доказывает пользу применения этого музыкального жанра в воспитании подрастающего поколения.

Kobylyanskaya Aleksandra Ilinichna1, Konkina Evgenia Vladimirovna2, Glazeva Margarita Alekseevna3
1Orenburg State Pedagogical University, Faculty of Foreign Languages
2Orenburg State Pedagogical University, docent of Department of General Pedagogy
3Orenburg State Medical University, docent of Department of General Psychology

Abstract
The paper contemplates research of the role of the lullaby in the forwardness of a child from the point of view of pedagogy, psychology and medicine. The analysis proves benefits of using this music genre in the fosterage.

Библиографическая ссылка на статью:
Кобылянская А.И., Конькина Е.В., Глазева М.А. Колыбельная и её роль в развитии ребенка // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14991 (дата обращения: 16.09.2020).

В современном мире значимость культуры в сохранении психофизического здоровья выделяется многими учеными. Отмечается рост интереса к психосоциальным и этнокультурным факторам, которые оказывают влияние человеческое здоровье.

Психология здоровья как наука возникла относительно недавно. Она занимается изучением связи между состоянием  душевного и физического благополучия или неблагополучия, ведением здорового или нездорового образа жизни и поведенческими факторами. Эти исследования помогают выяснить какое влияние оказывают народная культура и традиции на человека, какое значение имеют в формировании здоровьесберегающей образовательной среды. Подобные изучения формируют в воспитуемых важное качество личности – культуру здоровья.

Культура здоровья может рассматриваться в трех проявлениях: здоровьетворящее мышление, здоровьеформирующее и здоровьесберегающее поведение. Пропаганда культуры здоровья приводит не только к улучшению здоровья индивида и стремлению улучшить здоровье окружающих, но и к формированию духовно-нравственных отношений с компонентами природной и социальной среды. Это подтверждает важность формирования данной культуры в онтогенезе.

Традиционные основания для воспитания культуры здоровья у подростающего поколения имеются в фольклоре. Современными науками фольклор рассматривается как комплексная научная дисциплина, имеющая своим предметом совокупность явлений народной культуры.

Возвращаясь к истокам данного понятия, следует отметить, что одной из характерных черт русской народной культуры было раннее жизненное ориентирование ребенка, подготовка к взрослой жизни. Эту задачу решал «материнский» фольклор – потешки, пестушки и колыбельные. Они обеспечивали целостное мировосприятие, помогали ребенку самоопределиться. Познание своего Я начинается через усвоение телесности, что является одним из главных элементов умственного и личностного развития.

Колыбельная – это музыкальный жанр, в котором один из родителей, чаще  всего мать, обращается к своему младенцу, пребывающему в состоянии перехода ко сну. Функционально колыбельная направлена на завершение этой фазы. При этом, многие учёные рекомендуют петь колыбельные песни детям, находящимся еще в утробе, ведь ребенок начинает реагировать на звук на ранних сроках внутриутробного развития. Также, научно доказано, что распевание колыбельных во время вынашивания плода облегчает симптоматику токсикоза и, в целом, существенно облегчает протекание беременности: у матери снижается ритм сердечных сокращений, приходит в норму давление. Ребенок при этом получает гораздо больше кислорода, а колебания околоплодных вод оказывают положительное влияние на его развитие. Пение колыбельных в этот важный период является и хорошим дыхательным тренингом.

Особенности влияния колыбельной на детский организм заключаются в том, что по своей музыкальной форме колыбельная чаще всего имеет размер 4/4. Это соответствует ритму  бьющегося человеческого сердца в состоянии покоя. Так как основной целью колыбельной является убаюкивание ребенка и здоровый сон, то мелодия является однообразной и монотонной. Основной музыкальный приём, который создает эффект убаюкивания – это остинато, многократное повторение определенной мелодической фигуры. Большинство колыбельных при этом имеют большую смысловую словесную нагрузку, создающую эффект программирования сознания малыша, хотя даже самые простые строки по типу «баю-баюшки-баю», согласно медицинским исследованиям, активируют правое полушарие мозга, что способствует увеличению умственной активности и повышению внимания.

Формирование «базового доверия» к жизни – важная задача младенческого периода. Колыбельные сочетают в себе определенную смысловую нагрузку и постоянное присутствие матери, телесный контакт и словесное общение. Приобретенное  в этот период доверие будет являться основание для жизненного оптимизма во взрослом возрасте. Риск утраты этого чувства или полное его отсутствие могут привести к появлению суицидальных наклонностей у индивида, к отказу бороться за жизнь, даже когда у проблем есть решение.

Помимо содержания одним из преимуществ колыбельной является тот факт, что ситуация её функционирования – чаще всего вечернее время, приглушенный свет, отдых от дневного шума. Голос матери – единственное, к чему приковано внимание ребенка, он находится в особом состоянии душевной расслабленности.  Ритм песни, равномерные укачивания и согласованность с дыханием малыша обеспечивают восприятие информации на уровне подсознания. Ребенок засыпает эмоционально спокойным, уравновешенным и умиротворенным, что оказывает большое влияние на формирование его психофизического здоровья.  Важность колыбельной заключается в обеспечении формирования условного рефлекса засыпания. Это необходимо для поддержания цикличного ритма существования человека – попеременного чередования бодрствования и сна. Биологический ритм имеет большое значение для всего живого на земле [1].

Колыбельные песни и укачивания стимулируют работу естественных биоритмов мозга. Нейрофизиологи утверждают, что синхронизирующие системы мозга должны быть подготовлены для правильного протекания процесса засыпания. Они развиваются под влиянием внутренних и внешних ритмических стимулов, а если становление процессов содержащих определенные стадии сна, нарушается или замедляется, то ребенок начинает укачивать себя самостоятельно, раскачиваясь в кроватке. Многие дети просто трутся головой о подушку.

Возвращаясь к текстовому содержанию колыбельной песни, стоит отметить, очень часто основным её персонажем является кот:

«Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты» [2].

Этот факт можно объяснить тем, что в славянской мифологии существовал Кот-Баюн, который вместе со своими сородичами мог дарить сон. Современные исследования также доказывают этот факт целебности кошек: звуки в определенном диапазоне (27-44 Гц), издаваемые котом, оказывают благотворное влияние на кости человека. Несомненно, в древности этот факт известен не был, но многовековой опыт народа и его меткие наблюдения передавались из поколения в поколения в этих строках колыбельных песен.

Неоспоримым является и то, что колыбельные помогают ребенку быстрее заговорить, так как они способствуют развитию его речи: в ответ на песню ребенок может издавать звуки, хорошо развивающие его голосовые связки, гортань. Помимо этого, колыбельная песня хорошо развивает память, ребенок быстрее различает и запоминает интонационную окраску речи.

Педагогическое значение фольклорных текстов заключается в их своеобразной силе, в емкости образов и мелодичности. Они легко проникают в глубины сознания, потому что написаны на родном и понятном языке [3].

В наше время ученые с сожалением отмечают факт, что популярность колыбельных падает. На смену им приходят «неживые» электронные записи. По данным проведенного опроса, более 80% студентов ОГПУ помнят, как матери пели им колыбельные, испытывают при этом приятные воспоминания, но около 40% опрошенных респондентов своим детям  в будущем петь не хотят, так как это уже не модно и отнимает много времени.

Конькина Е.В., доцент, кандидат педагогических наук ОГПУ, в своей статье [4] также рассматривает эту проблему и считает, что основными её решениями могут стать женские консультации и уроки материнства, включение в учебную программу пед. колледжей и университетов специальных фольклорных практикумов, этнографические фольклорные коллективы, некоторые детские передачи и кинематограф.

Колыбельная песня – полифункциональна. Это дар народного фольклора, живущий почти в каждом доме и в современном мире. Наша задача, как педагогов и врачей, донести до будущих поколений важность этого элемента культуры и сохранить его существование на долгие века.

Библиографический список

  1. Марютина Т.М., Кондаков И.М., Психофизиология, раздел II, тема 3.2. Психофизиология сна. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:https://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/index.html
  2. Резничек Н.В., Подборка текстов русских народных колыбельных. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://perinatalcons.ru/statii_teksti_russkih_kolibelnih.html
  3. Окушова Г.А., Человек образованный: о ценностных основаниях отечественной педагогики // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009, №8. С. 11-13.
  4. Конькина Е.В., Здоровьеохранительные культурные формы: семантика и прагматика фольклора. [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL:https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/konkina_e._v._119_125_1_103_2011.pdf

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кобылянская Александра Ильинична»

Источник

Каждый родитель хочет чтобы его малыш развивался всесторонне,поэтому окружает ребёнка теплом и заботой с самых первых дней жизни, а также ищет интересные занятия.

Для новорожденных большое значение приобретает музыка.Она может активно влиять на малыша успокаивая и убаюкивая его ,а также развлекая.По мимо этого музыка развивает умственные способности малыша и влияет на формирование характера.

Музыка это одно из средств познания окружающего мира,малыш может через неё получать информацию положительно влияющую на его развитие.Важно понимать что у детей до года закладывается основа для дальнейшего развития,поэтому на ранних этапах нужно уделить внимание и музыке .

Колыбельная музыка и её значение для малыша

Колыбельные (успокаивающие) мелодии можно использовать с самых первых дней жизни малыша.Своими распевными мелодиями ,плавными переходами,медленным ритмом они помогут убаюкать любого малыша .Пожалуй это самое первое музыкальное сопровождение которое зародилось, когда ещё только появились люди.

  • Такие песни позволяют ребёнку чувствовать соприкосновение с любящим взрослым человеком,малыш получает чувство защищенности, что в итоге повлияет на доверие крохи к нашему миру . Лучшей музыкой для любого ребёнка был и остается голос его мамы.

Из поколение в поколение передавались колыбельные песни,любимые малышами.В наше время когда ритм жизни ускорился и появились всякие ноу хау игрушки, этому все меньше и меньше уделяется время,на замену голосу маме приходят поющие игрушки,книжки рассказывающие сказки .

Все эти новшества лишь только маме помогают и её освобождает время, но в ущерб малышу. Теряется эта тонкая связь между мамой и ребёнком .Некоторые родители стесняются себя ,своего голоса,того что они не умеют петь,говорят что им “медведь на ухо наступил “.Это в корне не верно.Для ребёнка важно слышать родной голос родителей и то какой он не имеет никакого значения.Когда мама рядом,он чувствует её любовь и ласку и между ними появляется невидимая ниточка связи.

Польза колыбельных мелодий

  • Действие колыбельных как успокоительное

Все колыбельные мелодии медленные ,благозвучные ,распевные и тем самым действуют на ребёнка как успокаивающее ,поэтому когда малыш слышит колыбельную у него снимается тревожность и возбуждение, снижается частота сердечных сокращений,тем самым малыш быстрее успокаивается и засыпает .

  • Развитие памяти

У малыша развивается память,начинает учится запоминать слова.С помощью колыбельных малыш впервые получает представление о мире животных ,птицах и разных предметах .

  • формирование режима дня

является важной частью ритуала отхода ко сну, таким же как купание и кормление,который помогает формировать режим дня, необходимый малышу.

У нас очень много красивых колыбельных песен,как правило в каждой колыбельной есть волшебный герой ,защитница мама,животные готовые помочь. Мама поет про котиков, которые “серые, а хвостики белые”, про баюшки заюшки, про то что “спят твои соседи, белые медведи” а ребенок слушает, конечно он еще не понимает слов, но прекрасно понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает что мама рядом, значит всё хорошо.

Ребёнок еще будучи совсем маленьким запоминает ваш голос,манеру речи,бессознательно запоминает звуки и слова.

Пойте детям ,это мгновения любви между малышом и их родителями ,мгновения взаимного доверия. В дальнейшем возникшее когда-то доверие через какое то время, спустя годы поможет вам найти взаимопонимание с ребёнком .Пойти песни и любите своих детей.

Если понравилась статья ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал .

Источник

Людмила Андреева
Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста

«Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Подготовила

музыкальный руководитель

«Болоховский центр образования №1»Андреева Л И

“Песня матери – главная песня в мире;

начало всех человеческих песен“.

Расул Гамзатов

Известно, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Восприятие музыки начинает формироваться еще в утробе матери. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но успокаивается, затихает, засыпает, услышав теплые, ласковые, мягкие интонации голоса матери.

Мелодия – это душа музыки.

Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства.

Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, она – частичка фольклора. Через колыбельную песню малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру и сочувствию к ближнему.

Песни эти пели всем детям – бедным и богатым (богатым часто их пели бедные нянюшки) многие сотни лет.

Понятно, что колыбельная песня связана со словом «колыбель», а оно происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Качали на Руси люльку.

И одновременно с покачиванием люльки, в такт с ним, поются колыбельные песни. Замечено, что размер колыбельных песен совпадает (или почти совпадает) с ритмом (частотой) пульса и дыхания, и это действует на ребёнка не только усыпляюще, но и успокаивает его.

Перед тем, как первый раз положить ребёнка в новенькую люльку (зыбку, в неё непременно сажали кота (было поверье, что коты отгоняют чертей и злых духов и что они дружат с домовым – настоящим хозяином дома). Считается, что именно поэтому в русских народных колыбельных песнях так часто главным героем является кот (котик, коток).

Слова, встречающиеся в каждой второй русской колыбельной («баю-баюшки-баю», возникли от устаревшего глагола «баять» (т. е. «говорить», «рассказывать»).

Зачем колыбельные песни — чтобы малыш быстрее засыпал? Мелодия, которая «ходит по кругу», повторяется постоянно и как раз помогает убаюкиванию, быстрому, и что ещё важнее, спокойному, мягкому засыпанию. В народной колыбельной всё особенное: слова, ритм, интонация и мелодия – спокойная, светлая и… «закрывающая глазки», т. е. монотонная.

Для засыпания одну и ту же колыбельную поют снова и снова. Разнообразие не требуется, именно монотонность повторения помогает засыпанию. в колыбельных песнях малыш получает чёткую картину мира, жизни и роли Человека.

В русских колыбельных для детей принято многократно употреблять имя ребёнка. Это характерно именно для русских колыбельных. Например, в колыбельных некоторых других стран поётся «дитя» или «деточка». Слыша много раз своё имя, малыш постепенно его понимает, осознаёт себя больше и больше.

На музыкальных занятиях мы знакомимся с колыбельными песнями и попевками. Поём их куколкам, мишкам, зайкам…

А Вы поёте колыбельные своим детям?

Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребенка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.

Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством,определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдающие психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом.

Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребенку.

Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителей). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребенку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создает в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.

Колыбельные песни развивают. Это первое соприкосновение ребёнка с искусством, и оно очень важно. Ребёнок слышит речь, учится воспринимать и обычный разговор, и песню. Он привыкает к голосу матери, запоминает мелодию и узнаёт её. Позже он начнёт различать слова и повторять их. Когда детишки подрастают, они с удовольствием поют колыбельные своим куклам и даже родителям.

Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире.

Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.

Как считает болгарский психотерапевт П. Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.

Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.

Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна.Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка – лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).

Сейчас есть несколько исполнительниц, собирающих, поющих и записывающих русские народные колыбельные: Валентина Георгиевская, Юлия Чернышова, Валентина Рябкова.

Мы можем с Вами вместе выбрать и выучить колыбельную песню, которую Вы перед сном споёте, и настроите вашего малыша на сладкий сон и радостное пробуждение.

Тексты колыбельных песен.

«Не ложись на бочок»

А баю, баю, баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

Тебя схватит за бочок,

И утащит во лесок –

Под ракитовый кусток.

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

«У кота ли у кота».

У кота ли у кота колыбелька золота,

У дитяти моего есть покраше его.

У кота ли у кота периночка пухова,

У дитяти моего есть помягше его.

У кота ли у кота изголовье высоко,

У дитяти моего есть повыше его.

У кота ли у кота одеяльце шелково,

У дитяти моего есть получше его,

Да покраше его, да помягше его,

Да почище его.

«Спи, сыночек мой».

Спи, сыночек мой, усни,

Люли – люшеньки – люли.

Скоро ноченька пройдет,

Красно солнышко взойдет.

Свежи росушки падут,

В полях цветушки взрастут.

Сад весенний расцветет,

Вольна пташка запоет.

Люли – люшеньки – люли,

Ты, сыночек, крепко спи.

Источник