Роль классного руководителя в развитии личности ребенка

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.

8 простых шагов или небудничные будни классного руководителя

“Покинут счастьем будет тот, 
Кого ребенком плохо воспитали. 
Побег зеленый выпрямить легко, 
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади

Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одной из главных проблем современного общества. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи ,смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно – ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит  совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения. Размышляя над проблемой, как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной, я вышел на необходимость создания простых шагов, которые помогли бы  систематизировать работу классного коллектива и помогли бы развиваться учащимся, формировать их личность. И взрослому и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, его желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становиться реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мылящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ. 

Так что же мы понимаем под словом УСПЕХ со стороны работы классного руководителя.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба С – социализация П – позитивность Е – единство Х – харизма

Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей. 

Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов. Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений. Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка с 3 лет скачать

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек. 

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе. 

3. Воспитание  без уважения – подавление. 

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству. 

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно. 

6. Развивай в себе незаурядность. 

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй. 

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

 9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

ПРОСТЫЕ ШАГИ

Программа «Лестница успеха» позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учашихся, родителей и меня как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учашихся. Эта программа – осуществление своих собственных надежд и мечтаний, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Программа расчитана на 7 лет – семь ступеней.

 ШАГ  1. «Созвездие юных дарований» (формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту, формирование детского коллектива).

ШАГ 2. «Я + мои друзья-вместе классная семья» (формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений, развитие творческого потенциала).

ШАГ 3. «По лестнице успеха» (гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания, формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг другу).

ШАГ 4. «Людей не интересных не бывает» (воспитание доброго отношения к жизни умения находить в ней радость и желание творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности).

ШАГ 5. «Счастье. которое мы ищем» (сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности,становление профессионального самоопределения).

ШАГ 6. «Мир взаимоотношений-честь и достоинство» (развитие познавательны интересов учащихся, их творческой активности, воспитание качеств делового человека, умеющего организовать себя. других, любое дело; научить его жить в коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы. (взаимоподдержки).

Общая цель этих шагов создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

ШАГ 7. «Оглянутся назад»

1. Индивидуальный подход в воспитании. С данным классным коллективом работаю первый год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рад, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедился, что  чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне. 2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” – отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями   на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка  к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должен понимать и уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что  работа одного классного руководителя  – “спектакль одного актера”. Эта работа  вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные   действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.  Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования 3. Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы   является той первичной клеточкой,  из которой   складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти  ту   форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу   различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в своём труде “Рождение гражданина” говорит: “Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё Отечество”. Моя задача, как классного руководителя – создать условия для формирования гражданского самосознания подростка-человека и гражданина. Серьезный участок деятельности классного руководителя – организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального воспитания применяю формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности учащихся, а также большая краеведческая работа, систематически проводимая все эти годы. ШАГ 8. «Похвала» Когда-то прочитал стихотворение – Похвалите меня!

Читайте также:  Развитие предметного зрения у ребенка

Без похвал умирает душа, 

Жизнь не всходит в счастливом зените. 

Каждый молит без слов, чуть дыша: 

“Похвалите меня, похвалите!” 

Без похвал не пройти рубежа, 

Не добиться великих открытий. 

Просит снова и снова душа:

 “Похвалите меня, похвалите!”

И понял, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знал о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнил свой опыт воспитательной работы. Это они – на протяжении всей моей работы в школе научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремился и стремлюсь стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.  

Хотел бы рассказать об одном дне работы с классом. Перед началом занятий ребята первым делом заглядывают ко мне в кабинет. Кто просто поздороваться, кто – положить спортивную обувь, кто переброситься словами. Это мой успех. Я же замечаю, кого-то нет, кто-то пришёл в новой кофточке, кто-то сменил причёску, кто-то появился после болезни, а у кого-то грустный вид. Это их успех. Они чувствуют свою необходимость и значимость. А главное, они приходят вместе, вперемежку мальчики и девочки – это наше общее достижение. На переменах делятся своими победами и неудачами, впечатлениями, полученными на уроках. Своими мыслями по поводу поведения и учёбы. Я всегда в курсе всего: хорошего и плохого. Значит они хотят со мной поделиться. Это мой успех. Классный руководитель должен всё видеть, всё слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять, нести ответственность за произошедшее в классе с ними и их товарищами – это их успех. После уроков листаю журнал, выписываю оценки: у кого-то троек стало меньше, кто-то получил пятёрки. Главное, не пропустить даже маленького достижения! Вечером СМС и звонки от родителей с предупреждением о возможном пропуске уроков. Это тоже правило: классный руководитель всегда должен знать о место нахождении детей. Утром же я буду знать, кого не будет и почему. Вот из таких успехов складывается мой день классного руководителя, в распорядке которого, конечно же, и проверка дневников, и проведение классных часов, собраний, индивидуальных бесед, заполнение документации.

Читайте также:  Роль игры в нравственном развитии ребенка

Источник